Природосообразные системы обучения опираются на педагогические идеи Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, С. Френе, М. Монтессори о первичной роли внутренней сущности ребенка в обучении. Коменский Я.А., следуя своей идее природосообразности обучения, отмечал, что «как в природе вся жизнь начинается с весны, гак и обучение человека должно начинаться в весне жизни (детстве)» [6]. Идея природосообразности является основой таких принципов обучения, как постепенность, последовательность и самодеятельность. Поэтому процесс обучения должен проводиться строго последовательно, с соблюдением правила идти от незнания к знанию, от неумения к умению.
В современной педагогической науке природосообразный подход определяется как «методология, обосновывающая отношение к ребенку как части природы, воспитания его в единстве и согласии с природой, обеспечение экологически чистой природной среды его обитания и развития» [4, с. 7]. Сиротюк А.Л., Думиникэ Ю.С., рассматривая категорию природосообразного подхода, говорят о необходимости «уделять специальное внимание раскрытию способов учебной работы», не забывая о том, что «способ есть индивидуальное образование, в котором проявляются «стилевые» особенности познания, присущие каждому учащемуся. Способ не сводится к рекомендованному учителем, учебником или методическим пособием приему усвоения, в котором нормативно задается состав действий, последовательность их выполнения согласно правилу или образцу» [9, с. 60-61]. Ильясов И.И. подчеркивает «мысль о том, что система организованного обучения должна вооружать учащихся не только знаниями того или иного учебного предмета, но и способами эффективного усвоения этих знаний» [3, с. 59]. При этом, по мнению Л.Г. Логвиновой, настоящий педагог должен, во-первых, «начинать работу с наблюдения, исследования детской индивидуальности, изучения ее потребностей, инстинктов и природных наклонностей для последующего создания метода, сохраняющего природный потенциал личности», во-вторых, формировать «особую среду» обучения, воспитания и развития личности студента [7, с. 96].
Таблица 1. Принципы управления процессом подготовки кадров с позиции природосообразного подхода (по Т.М. Горбовой)
Название принципов |
Краткое содержание принципов |
Принцип технологичности IТ-образования |
Любое управленческое решение по преобразованию индивидуальных образовательных траекторий может быть принято при условии наличия гарантии, что его реализация не приведет к нарушению общедидактических требований к педагогической технологии и не вызовет отрицательных последствий в плане развития личности обучаемых и усвоения ими профессиональных компетенций |
Принцип опережающего развития системы IТ -образования |
Перевод образовательного процесса по дисциплинам информационно-компьютерной направленности на более высокий качественный уровень должен осуществляться через первоочередные решения, способствующие повышению уровня знаний, опыта, мастерства, профессионализма, общественного интеллекта, и быть ориентированным на новейшие достижения и перспективные направления развития сферы IT |
Принцип обеспечения равно качественности компонентов образовательного процесса |
В управлении образовательным процессом в вузе необходимо стремиться к установлению равно качественности всех его компонентов, обеспечивая равновесное состояние целостной мета-системы |
Принцип мотивации раскрытия и актуализации внутреннего потенциала |
Управление процессом формирования профессиональных компетенций студентов вузов должно обеспечивать раскрытие и актуализацию всех внутренних сил его субъектов и каждого из компонентов, образующих этот процесс |
Принцип максимального использования возможностей окружающей информационной среды |
В управлении процессом формирования профессиональных компетенций следует постоянно отслеживать изменения и тенденции в окружающей информационной среде и обеспечивать посферное «врастание» будущего IT-специалиста в эту среду, что позволяет воспользоваться внешними силами развития, с одной стороны, и влиять на формирование среды, с другой |
Принцип внутренней принадлежности управляющей системы управляемой |
Управляющая система (субъект) является внутренне присущей управляемой (объекту), что позволяет не допускать отрыва субъекта от объекта и образования межсистемного «вакуума» |
Принцип генемичности |
Преобразующее начало следует «зарождать» на элементарном уровне и способствовать восхождению его к глобальному |
В работах Т.М. Горбовой [2, с. 14] разработаны принципы реализации природосообразного подхода при управлении социально-экономическими системами (технологичности, опережающего развития, обеспечения равно- качественности систем, мотивации раскрытия и актуализации внутреннего потенциала, максимального использования возможностей окружающей среды, внутренней принадлежности управляющей системы управляемой, генемичности), которые были адаптированы нами применительно к образовательному процессу в вузе (табл. 1).
Рис. 1. Функциональные возможности системы
Данные принципы были учтены при разработке методики управления подготовкой кадров в сфере IT-технологий на основе природосообразного подхода, а также при проектировании программного комплекса, обеспечивающего реализацию предлагаемой методики. На основе анализа научно- технической, педагогической, психологической литературы нами определены требования к системам автоматизированного управления подготовкой кадров, такие как:
Автоматический расчет показателей на регулярной основе. Показатели должны соответствовать требованиям профессиональных стандартов в сфере ИТ, а также ФГОС ВПО, используемых в высшей школе.
Возможность осуществления многомерного анализа над показателями по любому из информационных измерений, а также на любом уровне иерархии.
Высокая скорость обработки запросов, возможность формулировать запросы в терминах предметной области с использованием предварительно настроенной библиотеки аналитических функций.
Встроенные возможности по визуализации данных.
Предоставление пользователям возможности моделирования различных образовательных траекторий и траекторий развития профессионально важных качеств специалистов и прогнозирования значений интересующих.
Традиционные автоматизированные системы мониторинга эффективности образовательного процесса
Предлагаемая автоматизированная система, реализующая принципы природосообразности в управлении образовательным процессом
Рис. 2. Алгоритм расчета коэффициентов эффективности формирования профессиональных компетенций исторических данных.
Проектируемый программный комплекс будет представлять собой систему поддержки принятия решений с возможностью проведения многомерного анализа сформированности компетенций респондента, моделирования индивидуальных образовательных траекторий и прогнозирования развития профессионально важных качеств студентов ИТ-специальностей вузов. При разработке комплекса предполагается использовать следующие технологии:
Технология сбора и согласования данных из различных ИС (техно- логия-ETL).
Технология оперативной аналитической обработки данных (технология-OLAP).
Технология интеллектуального анализа данных (Data Mining).
Отличительная особенность системы - ее модульный характер (рис. 1).
Кроме того, система может быть адаптирована для любой предметной области и использоваться для оценки специалистов любой специальности. В этом состоит гибкость и мобильность предлагаемого решения.
Кроме того, в системе будет реализован новый алгоритм расчета коэффициентов эффективности формирования профессиональных компетенций будущих специалистов IT-профиля, разработанный с учетом положений природосообразного подхода (рис. 2). Данный алгоритм был предложен коллективом авторов из Брянского государственного университета под руководством профессора Н.М. Горбова [1] и ранее ни в одной из систем мониторинга результативности образования не применялся.
Коммерческая сущность научного проекта состоит во внедрении автоматизированной системы в ссузы, вузы, учебные заведения дополнительного профессионального образования Брянской области и смежных с ней регионов. Также предлагаемое решение может быть востребовано при проведении аттестации и переаттестации работников промышленных предприятий, банковских и других финансовых учреждений, финансовых структур органов государственной власти и адаптировано для любой предметной области.
Список литературы:
Горбов Н.М., Горбова Т.М., Погонышева Д.А., Рябых Е.С., Селезнев В.А. Методика формирования профессиональных компетенций в области экономики у студентов профессиональных образовательных учреждений с использованием природосообразных технологий на основе компьютерных нейросетевых систем [Электронный ресурс]. № ОФЭРНиО: 18430. - М.: фонд электронных ресурсов «Наука и образование», 2012.
Горбова Т.М. Управление социально-экономическими процессами: методология, теория, практика (на примере Брянской области): автореферат дисс. ... кандидата экон. наук: 08.00.05. - Брянск, 2006. - 24 с.
Ильясов И.М. Обучение студентов деятельности учения // В сб. «Формирование учебной деятельности студентов» / Под ред. В.Я. Ляудис. - М.: МГУ, 1989.-С. 68-78.
Каргина З.А. Современные методологические подходы в сфере дополнительного образования детей // Вестник Томского государственного педагогического университета.-2011.-№ 1.-С. 6-11.
Количество бюджетных мест по ИТ-специальностям вырастет в 2015 году на 34 % [Электронный ресурс] // Учительская газета: сетевое из дание. - 26.03.2014. - Режим доступа: http://www.ug.ru/news/11039 (дата обращения: 15.03.2014).
Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х томах, Т. 1. - М.: Педагогика, 1982. - 656 с.
Логинова Л.Г. Методология управления качеством дополнительного образования детей: монография. - М.: АПКиПРО, 2003. - 132 с.
Рынок труда в России (ИТ и телеком) [Электронный ресурс] // TAD- VISER. Государство. Бизнес. ИТ [портал]. — Дата последнего обновления: 10.04.2014. - Режим доступа: http ://www. tadviser.ru/index.р!)р/Статья:Рынок_ труда в_России_(ИТ_и_тслском) (дата обращения: 20.04.2014).
Сиротюк А.Л., Думиникэ Ю.С. Современные концепции обучения: традиционный, разноуровневый, профильный, индивидуальный, природосообразный подходы // Кафедра. - 2005. - С. 54-63.