Городу Новосибирску была отведена особо важная роль, он стал самым крупным культурным центром страны. Среди прочих учреждений сюда перебазировались из Москвы знаменитая Третьяковская галерея, 10 различных театров, Ленинградская филармония с концертным бюро и заслуженными коллективами республики — симфоническим оркестром и квартетом им. А.К. Глазунова. Гигантское здание Новосибирского театра оперы и балета, отделка которого приостановилась из-за войны, превратилось в крупный эвакопункт.
В истории войны не было случаев такого массового перемещения духовных ресурсов страны из прифронтовой полосы в глубочайший тыл. В Новосибирск были эвакуированы композиторы: МИ. Блантер, Г.В. Свиридов, О.Б. Фельцман, В.В. Щербачев, СВ. Полонский, К.В. Молчанов; известные дирижеры: Е.А. Мравинский, З.И. Зандерлинг; профессора-музыковеды: И.И. Соллертинский, Ю.Я. Вайнкоп, М.С. Друскин и другие. В Новосибирске находилось 14 действительных членов Союза советских композиторов (в 1940 г. было 2 члена) и 15 композиторов и музыковедов, не состоявших в Союзе. Плодотворно работали и композиторы-сибиряки, особенно А.П. Новиков, М.И. Невитов, К.Н. Нечаев. Именно в военные годы стала возможной организация Сибирского отделения Союза композиторов. 25 января 1942 г. было избрано правление во главе с М.И. Невитовым.
Деятельность всех творческих организаций в годы войны в Новосибирске была, как никогда, активизирована. 4 октября 1941 г. открылся первый симфонический сезон Ленинградской филармонии в Новосибирске. Ее коллектив был размещен в клубе им. И.В. Сталина (ныне Дом культуры им. Октябрьской революции).
Прославленный симфонический оркестр во главе с дирижером Евгением Мравинским пропагандировал в Сибири русскую и европейскую классику, а также лучшее из созданного советскими композиторами. Репертуар первого филармонического концерта был очень обширным и включал музыку Глинки, Мусоргского, Чайковского, Грига, а также бессмертный революционный гимн "Интернационал", инструментованный Дмитрием Шостаковичем. Вступительное слово произнес художественный руководитель филармонии профессор-музыковед И.И. Соллертинский, удивительный по эрудиции и темпераменту оратор. Посещаемость симфонических концертов (вместимость зала около 500 человек) уже в первый год достигла 90%. С ростом популярности оркестра стали практиковаться и выездные концерты. И.И. Соллертинский в декабре 1941 г. писал: "С огромным успехом прошла здесь исполненная впервые 5 симфония Шостаковича. А вообще программы есть на все вкусы: от "вечера вальсов" и "Дмитрия Донского" Рубинштейна до 5 симфонии Малера и "Маленькой сюиты" Стравинского. Публика ходит охотно и решительно на все. В связи с 150-летием со дня смерти Моцарта устраиваем маленький фестиваль"...
"Пребывание в городе ряда выдающихся драматических артистов во главе с маститым Ю.М. Юрьевым, - пишет Евсей Михайлович Зингер, — давало возможность строить концертные программы гибко и разнообразно, делать их более доступными для восприятия". Симфонические и камерные концерты, лекции — концерты, музыкально — драматические вечера, концерты - монографии, вечера романсов и песни, эстрадные вечера становились привычными для сибиряков. Высокая художественность исполнения и изобретательность организаторов делали свое дело. Концертное бюро Ленинградской филармонии открыло городской университет (лекторий) литературы и искусства с филиалами в Доме культуры железнодорожников на станции Инская, в клубе им. Клары Цеткин и в Новосибирском институте военных инженеров транспорта. Лекции по музыкальной культуре читали музыковеды И.И. Соллертинский, М.С. Друскин, Ю.Я. Вайнкоп, О.С. Саркисов. За 1 год (с 1941 по 1942 гг.) университет посетило около 20 тысяч слушателей. Особо запомнился новосибирцам цикл лекций о выдающихся полководцах мира, которые прочитал в Новосибирском окружном Доме Красной Армии профессор И.И. Соллертинский. Своими знаниями он покорил офицеров и генералов, людей, весьма сведущих в военном деле. Много для музыкального просвещения сибиряков сделал квартет им. А.К. Глазунова. Кроме Новосибирска его концерты звучали в Барнауле, Бийске, Омске, Томске, Красноярске, городах Кузбасса и селах Нарыма. За период эвакуации квартет дал около 500 концертов.
Высокая творческая активность была присуща и другим музыкальным учреждениям Новосибирска. По Оби курсировал агитпароход "Вест": музыканты, певцы, артисты выступали для речников, рыбаков, колхозников. Гастролировавших по Сибири творческих коллективов было так много, что не представляется возможным все их перечислить. За два года войны здесь работало около 100 музыкально-хоровых ансамблей, множество крупных мастеров советского искусства. Среди них - лауреаты Международных и Всесоюзных конкурсов Эмиль Гилельс, Яков Зак, Роза Тамаркина и другие.
Для работников искусства не было границы между фронтом и тылом. В городах Сибири нередко одновременно формировались воинские соединения для действующей армии и фронтовые художественные бригады. Повсеместно проводились конкурсы самодеятельных музыкальных, хоровых и других коллективов, но теперь победители удостаивались чести обслуживать сражающихся воинов. Приезжие и местные музыканты стремились в своих выступлениях, прежде всего, отразить героическую страду советского народа на фронте и в тылу. Тема Великой Отечественной войны пронизывала все жанры музыкального искусства. Наиболее широкое распространение получил массовая песня. Уже осенью 1941 г. в Новосибирске вышел в свет сборник песен оборонно-патриотического содержания "Взвейся, песня боевая". А в 1943 г. был объявлен конкурс на массовую сибирскую песню о Великой Отечественной войне. Условия конкурса требовали, чтобы тексты и музыка песен отражали ратную доблесть сибирских дивизий, трудовые подвиги тыла, их темы, связанные с 50-летием со дня основания Новосибирска. Среди песен композиторов-сибиряков, написанные в военную пору, особенно выделялись и были любимы "Боевые подруги", "Бойцы уходят на фронт", "Смерть партизана" композитора А.П. Новикова, "Ястребки", "Песня о Щорсе" Е.П. Горбенко. С деятельностью Новосибирского радио связаны первые песни B.C. Левашова: "Советской женщине", "Степная кавалерийская", "Матросская дружба". Став солдатом, B.C. Левашов руководил армейской художественной самодеятельностью, писал строевые и лирические песни. Особой известностью в годы войны пользовались его песни: "Черные ресницы, черные глаза", "Доченька" на стихи Ю. Капралова.
Война не остановила процесса накопления духовных ценностей, наоборот, искусству военных лет были свойственны количественный рост и достижение новых творческих вершин. Трехлетнее пребывание в Сибири выдающихся творческих коллективов страны благотворно отразилось на консолидации местных творческих сил. Так, в конце войны, например, открылась Алтайская краевая филармония. При ней был сформирован хор под руководством М.А. Печерских. Еще до отъезда в августе 1944 г. из Новосибирска Ленинградской филармонии Новосибирский облисполком принял решение восстановить Новосибирскую филармонию, ликвидированную в 1941 г., и сформировать при ней симфонический оркестр (60 человек), женский ансамбль сибирской песни и пляски, эстрадный оркестр (25 человек), струпный квартет, группу солистов. 20 января 1945 г. состоялся первый концерт Новосибирского симфонического оркестра, который сегодня считается одним из лучших в мире. В 1944 г. в Новосибирске начал работу театр музыкальной комедии, а победный 1945-й стал годом рождения знаменитой теперь сибирской оперы, а "Иван Сусанин" М.И. Глинки - ее первым спектаклем.
"Каменщиками крепости души народной" назвал Алексей Толстой писателей и поэтов. Возводили в сибирском тылу эту великую и неодолимую крепость и советские музыканты, вся художественная интеллигенция.
Артисты не только выступали с концертами и руководили самодеятельными коллективами, но внесли немалый материальный вклад в дело укрепления обороны страны. Так, всю свою Государственную премию актриса Е.П. Корчагина-Александровская отдала в фонд обороны и обратилась к председателю ГКО с просьбой присвоить самолету, построенному на представленные деньги, имя "За Ленинград". В ответной телеграмме И.В. Сталин передал народной артистке благодарность Красной Армии и сообщил, что желание ее будет исполнено.
На деньги, собранные труппой Кемеровского театра им. А.В. Луначарского, был также построен самолет и назван в их честь "Кемеровский артист". По подсчетам А. Лелякова, кемеровские артисты внесли 227 тысячи рублей на создание танков, 320 тысяч рублей на постройку самолетов, отчислили в фонд помощи освобожденным районам 336 тысяч рублей, собрали 671 тысячу рублей для инвалидов Отечественной войны и семей фронтовиков. Аналогично поступали со своими денежными средствами многие театры Сибири.
Художественная интеллигенция в годы войны внесла весомый вклад в приближение часа победы над врагом.