ИЗ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ СИБИРИ ВОЕННЫХ ЛЕТ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИЗ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ СИБИРИ ВОЕННЫХ ЛЕТ

Молчанова Т.И. 1, Гедрих К.Е. 1
1Барабинский филиал Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Новосибирской области «Новосибирского областного колледжа культуры и искусств»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Война 1941-1945 гг. подвергла суровому испытанию не только военную и экономическую, но и духовную мощь нашего государства. Искусство в эти годы не только не умерло, но, напротив, нашло свое прекрасное применение, оно вселяло надежду в победу, укрепляло дух нашего народа.

Городу Новосибирску была отведена особо важная роль, он стал самым крупным культурным центром страны. Среди прочих учреждений сюда перебазировались из Москвы знаменитая Третьяковская галерея, 10 различных театров, Ленинградская филармония с концертным бюро и заслуженными коллективами республики — симфоническим оркестром и квартетом им. А.К. Глазунова. Гигантское здание Новосибирского театра оперы и балета, отделка которого приостановилась из-за войны, превратилось в крупный эвакопункт.

В истории войны не было случаев такого массового перемещения духовных ресурсов страны из прифронтовой полосы в глубочайший тыл. В Новосибирск были эвакуированы композиторы: МИ. Блантер, Г.В. Свиридов, О.Б. Фельцман, В.В. Щербачев, СВ. Полонский, К.В. Молчанов; известные дирижеры: Е.А. Мравинский, З.И. Зандерлинг; профессора-музыковеды: И.И. Соллертинский, Ю.Я. Вайнкоп, М.С. Друскин и другие. В Новосибирске находилось 14 действительных членов Союза советских композиторов (в 1940 г. было 2 члена) и 15 композиторов и музыковедов, не состоявших в Союзе. Плодотворно работали и композиторы-сибиряки, особенно А.П. Новиков, М.И. Невитов, К.Н. Нечаев. Именно в военные годы стала возможной организация Сибирского отделения Союза композиторов. 25 января 1942 г. было избрано правление во главе с М.И. Невитовым.

Деятельность всех творческих организаций в годы войны в Новосибирске была, как никогда, активизирована. 4 октября 1941 г. открылся первый симфонический сезон Ленинградской филармонии в Новосибирске. Ее коллектив был размещен в клубе им. И.В. Сталина (ныне Дом культуры им. Октябрьской революции).

Прославленный симфонический оркестр во главе с дирижером Евгением Мравинским пропагандировал в Сибири русскую и европейскую классику, а также лучшее из созданного советскими композиторами. Репертуар первого филармонического концерта был очень обширным и включал музыку Глинки, Мусоргского, Чайковского, Грига, а также бессмертный революционный гимн "Интернационал", инструментованный Дмитрием Шостаковичем. Вступительное слово произнес художественный руководитель филармонии профессор-музыковед И.И. Соллертинский, удивительный по эрудиции и темпераменту оратор. Посещаемость симфонических концертов (вместимость зала около 500 человек) уже в первый год достигла 90%. С ростом популярности оркестра стали практиковаться и выездные концерты. И.И. Соллертинский в декабре 1941 г. писал: "С огромным успехом прошла здесь исполненная впервые 5 симфония Шостаковича. А вообще программы есть на все вкусы: от "вечера вальсов" и "Дмитрия Донского" Рубинштейна до 5 симфонии Малера и "Маленькой сюиты" Стравинского. Публика ходит охотно и решительно на все. В связи с 150-летием со дня смерти Моцарта устраиваем маленький фестиваль"...

"Пребывание в городе ряда выдающихся драматических артистов во главе с маститым Ю.М. Юрьевым, - пишет Евсей Михайлович Зингер, — давало возможность строить концертные программы гибко и разнообразно, делать их более доступными для восприятия". Симфонические и камерные концерты, лекции — концерты, музыкально — драматические вечера, концерты - монографии, вечера романсов и песни, эстрадные вечера становились привычными для сибиряков. Высокая художественность исполнения и изобретательность организаторов делали свое дело. Концертное бюро Ленинградской филармонии открыло городской университет (лекторий) литературы и искусства с филиалами в Доме культуры железнодорожников на станции Инская, в клубе им. Клары Цеткин и в Новосибирском институте военных инженеров транспорта. Лекции по музыкальной культуре читали музыковеды И.И. Соллертинский, М.С. Друскин, Ю.Я. Вайнкоп, О.С. Саркисов. За 1 год (с 1941 по 1942 гг.) университет посетило около 20 тысяч слушателей. Особо запомнился новосибирцам цикл лекций о выдающихся полководцах мира, которые прочитал в Новосибирском окружном Доме Красной Армии профессор И.И. Соллертинский. Своими знаниями он покорил офицеров и генералов, людей, весьма сведущих в военном деле. Много для музыкального просвещения сибиряков сделал квартет им. А.К. Глазунова. Кроме Новосибирска его концерты звучали в Барнауле, Бийске, Омске, Томске, Красноярске, городах Кузбасса и селах Нарыма. За период эвакуации квартет дал около 500 концертов.

Высокая творческая активность была присуща и другим музыкальным учреждениям Новосибирска. По Оби курсировал агитпароход "Вест": музыканты, певцы, артисты выступали для речников, рыбаков, колхозников. Гастролировавших по Сибири творческих коллективов было так много, что не представляется возможным все их перечислить. За два года войны здесь работало около 100 музыкально-хоровых ансамблей, множество крупных мастеров советского искусства. Среди них - лауреаты Международных и Всесоюзных конкурсов Эмиль Гилельс, Яков Зак, Роза Тамаркина и другие.

Для работников искусства не было границы между фронтом и тылом. В городах Сибири нередко одновременно формировались воинские соединения для действующей армии и фронтовые художественные бригады. Повсеместно проводились конкурсы самодеятельных музыкальных, хоровых и других коллективов, но теперь победители удостаивались чести обслуживать сражающихся воинов. Приезжие и местные музыканты стремились в своих выступлениях, прежде всего, отразить героическую страду советского народа на фронте и в тылу. Тема Великой Отечественной войны пронизывала все жанры музыкального искусства. Наиболее широкое распространение получил массовая песня. Уже осенью 1941 г. в Новосибирске вышел в свет сборник песен оборонно-патриотического содержания "Взвейся, песня боевая". А в 1943 г. был объявлен конкурс на массовую сибирскую песню о Великой Отечественной войне. Условия конкурса требовали, чтобы тексты и музыка песен отражали ратную доблесть сибирских дивизий, трудовые подвиги тыла, их темы, связанные с 50-летием со дня основания Новосибирска. Среди песен композиторов-сибиряков, написанные в военную пору, особенно выделялись и были любимы "Боевые подруги", "Бойцы уходят на фронт", "Смерть партизана" композитора А.П. Новикова, "Ястребки", "Песня о Щорсе" Е.П. Горбенко. С деятельностью Новосибирского радио связаны первые песни B.C. Левашова: "Советской женщине", "Степная кавалерийская", "Матросская дружба". Став солдатом, B.C. Левашов руководил армейской художественной самодеятельностью, писал строевые и лирические песни. Особой известностью в годы войны пользовались его песни: "Черные ресницы, черные глаза", "Доченька" на стихи Ю. Капралова.

Война не остановила процесса накопления духовных ценностей, наоборот, искусству военных лет были свойственны количественный рост и достижение новых творческих вершин. Трехлетнее пребывание в Сибири выдающихся творческих коллективов страны благотворно отразилось на консолидации местных творческих сил. Так, в конце войны, например, открылась Алтайская краевая филармония. При ней был сформирован хор под руководством М.А. Печерских. Еще до отъезда в августе 1944 г. из Новосибирска Ленинградской филармонии Новосибирский облисполком принял решение восстановить Новосибирскую филармонию, ликвидированную в 1941 г., и сформировать при ней симфонический оркестр (60 человек), женский ансамбль сибирской песни и пляски, эстрадный оркестр (25 человек), струпный квартет, группу солистов. 20 января 1945 г. состоялся первый концерт Новосибирского симфонического оркестра, который сегодня считается одним из лучших в мире. В 1944 г. в Новосибирске начал работу театр музыкальной комедии, а победный 1945-й стал годом рождения знаменитой теперь сибирской оперы, а "Иван Сусанин" М.И. Глинки - ее первым спектаклем.

"Каменщиками крепости души народной" назвал Алексей Толстой писателей и поэтов. Возводили в сибирском тылу эту великую и неодолимую крепость и советские музыканты, вся художественная интеллигенция.

Артисты не только выступали с концертами и руководили самодеятельными коллективами, но внесли немалый материальный вклад в дело укрепления обороны страны. Так, всю свою Государственную премию актриса Е.П. Корчагина-Александровская отдала в фонд обороны и обратилась к председателю ГКО с просьбой присвоить самолету, построенному на представленные деньги, имя "За Ленинград". В ответной телеграмме И.В. Сталин передал народной артистке благодарность Красной Армии и сообщил, что желание ее будет исполнено.

На деньги, собранные труппой Кемеровского театра им. А.В. Луначарского, был также построен самолет и назван в их честь "Кемеровский артист". По подсчетам А. Лелякова, кемеровские артисты внесли 227 тысячи рублей на создание танков, 320 тысяч рублей на постройку самолетов, отчислили в фонд помощи освобожденным районам 336 тысяч рублей, собрали 671 тысячу рублей для инвалидов Отечественной войны и семей фронтовиков. Аналогично поступали со своими денежными средствами многие театры Сибири.

Художественная интеллигенция в годы войны внесла весомый вклад в приближение часа победы над врагом.

Просмотров работы: 762