Разработать программу формирования культуры здорового образа жизни студентов ЮТИ ТПУ.
Задачи:
1.Изучить различные источники по культуре здорового образа жизни.
2.Ознакомиться с состоянием здоровья у студентов ЮТИ ТПУ.
3.Сделать вывод об уровне культуры здорового образа жизни студентов ЮТИ ТПУ.
4.Составить программу мероприятий, способствующих повышению культуры здорового
образа жизни.
Введение.
На современном этапе в основу гигиенического обучения и воспитания населения РФ положена концепция формирования здорового образа жизни, которая должна находить конкретное воплощение в различных гигиенических, профилактических программах.
Здоровый образ жизни – категория общего понятия «образ жизни» включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, способствующих предупреждению развития нарушений здоровья и поддерживающих оптимальное качество жизни.
Здоровый образ жизни – образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.
Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого человека, он не вправе перекладывать ее на и других людей. Нередко бывает и так, что человек не соблюдая здоровый образ жизни, не занимаясь спортом, но пристрастившись к вредным привычкам и перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о состоянии своего здоровья.
Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены.
Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Хорошее здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую , активную и счастливую жизнь.
Их соотношение в нашей стране выглядит следующим образом:
генетические факторы – 15-20%;
состояние окружающей среды – 20-25%;
медицинское обеспечение – 8-10%;
условия и образ жизни людей – 50-55%.
Занятия спортом и физкультурой тренируют сердечнососудистую систему, делают ее приспособленной к большим нагрузкам. Физические упражнения способствует развитию костно-мышечной системы.
Утренняя гимнастика, уроки физкультуры, занятия в спортивных секциях, подвижные игры и спортивные развлечения, туризм — все это укрепляет здоровье и предохраняет организм от заболеваний.
Существует деление факторов повреждающих здоровье на так называемые объективные и субъективные факторы. К объективным факторам относятся: плохая экология, фактор наследственности, уровень развития медицины, социально-экономическое положение страны.
К субъективным факторам относятся: вредные привычки, малоподвижный образ жизни, неправильное питание, нерациональный режим жизни (работа, отдых, сон), психоэмоциональное напряжение или стрессы.
Индивидуальное здоровье человека - естественное состояние организма на фоне отсутствия патологических сдвигов, оптимальной связи со средой, согласованности всех функций (Г. З. Демчинкова, Н. Л. Полонский);
Индивидуальное здоровье человека - это гармоническое единство всевозможных обменных процессов в организме, что создает условия для оптимальной жизнедеятельности всех систем и подсистем организма (А. Д. Адо);
Здоровье - это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни (В. П. Казначеев).
По определению Всемирной организации здравоохранения (B03) «здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигает, тем самым, неувядающей молодости духа и внутренней красоты.
Главная цель занятий физической культурой и спортом - формирование физической культуры личности, подготовка к социально-профессиональной деятельности, сохранение и укрепление здоровья человека.
Физическое состояние студентов зависит от многих факторов, среди которых важное место принадлежит здоровому образу жизни. Основными компонентами являются повседневная учеба, систематические занятия физическими упражнениями и правильная организация отдыха.
Согласно опросу, многие студенты ЮТИ ТПУ расточительно относятся к своему здоровью, пренебрегают физическими упражнениями. Преподаватели ВУЗа должны ориентировать обучаемых на формирование у них положительной мотивации к укреплению здоровья, воспитание морально-волевых качеств, применение полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической подготовленности.
В обучении и воспитании студентов ЮТИ ТПУ применяются такие меры, средства, методы и формы физической культуры, которые направлены на физическое совершенствование и всестороннее развитие студента и соответствуют современному уровню общественного прогресса. Прогресс предполагает овладение основами личной физической активности, приобретение знаний, умений и навыков в сфере физической культуры, развитие координационных способностей, выработку навыков самостоятельной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, развитие волевых, нравственных качеств и умственных способностей, формирование таких качеств, как гуманизм, радость общения в процессе физкультурно-спортивной деятельности.
Изучая различные литературные источники, можно прийти к выводу, что воспитание здорового образа жизни у студентов ВУЗа - актуальная тема на сегодняшний день. Именно занятия спортом восполняют потребности молодого организма. Но бессистемное обучение физической культуре может только навредить организму. Поэтому необходимо изучать культуру физического воспитания в ВУЗе.
На занятиях по физической культуре необходимо создавать такие условия, чтобы обучаемые проявляли инициативу, поверили в свои силы и способности. Корректное устранение ошибок при выполнении упражнений снимает у студентов робость и неуверенность, порождает желание достичь высоких результатов. Использование специальных упражнений непосредственно в течение учебного дня во время коротких перерывов предотвращает их отрицательное воздействие, снимает эмоциональное напряжение, устраняет застойные явления в организме. В сочетании с мероприятиями гигиенического характера специальные упражнения повышают работоспособность и служат профессиональному долголетию.
Интенсивная учеба связана с большими нервно-психическими напряжениями, поэтому она требует определенного уровня физической подготовленности у студентов.
Практически каждый студент огромное количество времени посвящает учебной работе. Зачастую ему не хватает времени для того, чтобы заняться спортом, а пристрастие к вредным привычкам ещё больше усугубляет положение. Поэтому для некоторых молодых людей отсутствует мотивация к здоровому образу жизни.
Для ознакомления с культурой здорового образа жизни студентов ЮТИ ТПУ мы составили анкету и провели опрос. По результатам опроса 70% студентов имеют пагубные привычки, такие как курение и распитие спиртных напитков, что негативно влияет на состояние здоровья. Всего 15% студентов имеют распорядок дня и правильно питаются в течение дня. Но при этом 50% студентов заявляют, что регулярно занимаются спортом.
Результаты говорят сами за себя - у многих нет времени и возможностей для регулярного и здорового питания. У других нет мотивации для ведения здорового образа жизни.
Для систематизации, воспитания культуры здорового образа жизни и мотивации студентов ЮТИ ТПУ можно предложить следующие мероприятия:
- усиление внимания в учебном процессе к вопросам здорового образа жизни, профилактики заболеваний;
- расширение профилактического медицинского обслуживания учащихся;
- обеспечение развития физической культуры и спорта в ВУЗе;
- обеспечение развития социальной работы, направленной на оздоровление учащихся и персонала ЮТИ ТПУ;
- развитие вне учебной работы по повышению мотивации к здоровому образу жизни и оздоровлению учащихся;
- проведение научного исследования, посвященного вопросам повышения медицинской активности, профилактике различных заболеваний.
Но все же многие студенты нашего ВУЗа занимаются спортом. Тем самым являются отличным примером подражания для других учащихся.
Источники: электронные ресурсы:
https://ru.wikipedia.org-Википедия – свободная энциклопедия.
http://www.med-prof.ru/prop7.html - центр медицинской профилактики.