КОМПЛЕКСНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАИКАНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

КОМПЛЕКСНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАИКАНИЯ

Гаджиев И.А. 1, Гаджиева Ф.Г. 1, Мамалаева М.У. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Эффективность комплексной лечебно-педагогической работы зависит от многих условий, которые следует учитывать при реализации коррекционного курса.

1. Учет этиологии заикания. Например, Н.А. Власова считает, что заикание, возникшее в результате инфекции, психической травмы или вследствие подражания, устраняется более успешно. Объясняется это тем, что инфекции в большинстве случаев вызывают лишь функционально-динамические сдвиги, не дают органических изменений центральной нервной системы. При заикании, возникающем вследствие психотравмы, имеются лишь единичные факты испуга заикающегося ребенка (гудок паровоза, окрик, лай собаки и т.п.). Менее эффективно и успешно устранение заикания в тех случаях, когда оно возникло вследствие запоздалого развития речи, неправильных методов воспитания в семье, вследствие подражания родителям.

2. Учет возрастного фактора. У детей дошкольного возраста устранение заикания наиболее эффективно. По данным Н.А. Власовой, 70% детей дошкольного возраста полностью избавляются от заикания, 30% - имеют остаточные явления. По данным Е.Ф. Pay, в 60% случаев достигается полный успех, в 19% - значительное улучшение, в 13% - отсутствие успешности, в 8% - рецидивы.

По данным Г.А. Волковой, у заикающихся детей 4-7 лет непосредственно по окончании занятий речь без заикания отмечается в 70,2% случаев, значительное улучшение - в 26,3%, заметное улучшение - в 3,5% случаев.

По данным И.А. Гаджиева, у заикающихся детей при амбулаторной работе, 39,1% - устранено, 36% - значительное улучшение, 23,6% - улучшением, 1,2% - без изменений.

При стационарной работе, 70% - отмечается речь без заикания, 25% - значительное улучшение, 5% - без изменений.

По данным В.И. Селиверстова, у заикающихся в возрасте от 6 до 17 лет после пребывания в летнем специализированном санатории речь без заикания отмечается у 39,7% детей, со значительным улучшением - у 47,8%, с незначительным улучшением - у 12,5%.

Лучшие результаты зафиксированы у детей дошкольного и младшего школьного возраста и менее хорошие - у подростков 16-17 лет.

Показатели коррекции менее эффективны у школьников. По данным М.Е. Хватцева, 15% школьников полностью освобождаются от заикания, 82% школьников в разной степени улучшают свою речь, 3% не дают положительного результата.

Результаты устранения заикания, по данным В. А. Ковшикова, следующие: полное устранение заикания у 14,7% пациентов, значительное улучшение - у 50,8%, незначительное улучшение - у 28,6%, без улучшения - у 5,9%.

Преодоление заикания с возрастом заикающегося ребенка или стажа заикания является все более сложным и менее эффективным. Нарастание сложности заикания объясняется появлением с годами (со стажем заикания) все большего числа неблагоприятных его проявлений. При этом лишь один факт мешает утверждать, что увеличение стажа заикания равнозначно увеличению тяжести заикания. А именно то, что заикание у людей после 40-50 лет постепенно идет на убыль: у большинства заикающихся оно приобретает видимость неярко проявляющихся запинок в речи.

3. Учет сроков логопедической работы. Интересные результаты получены В.Г. Казаковым на основе сравнительного изучения психопатологии и динамики заикания в зависимости от сроков начала лечения. Клинико-катамнестическое исследование взрослых заикающихся, прошедших лечение в дошкольном возрасте в условиях детского логопедического полустационара, показало полное устранение заикания у 36,6% обследованных, легкую степень заикания в 33,3%, а также среднюю и тяжелую степень в 30%. Автор обнаруживает у большинства заикающихся со средним и тяжелым заиканием наличие остаточных явлений раннего органического поражения центральной нервной системы.

В.Г. Казаков обращает внимание на большую податливость заикания логопедическому воздействию у лиц, прошедших лечение в дошкольном возрасте, отсутствие у них резкого обострения в пубертатном возрасте, меньшую склонность к невротическому реагированию и болезненной фиксации на своих речевых затруднениях и переживаниях.

  1. Полнота использования лечебно-педагогических мероприятий по устранению заикания. Логопедические занятия — только составная часть комплексного лечебно-педагогического воздействия на заикающегося. При этом имеет значение адекватность и дифференцированность выбранной методики логопедической работы с заикающимися разного возраста и в разных условиях.

  2. Учет природы заикания: при органической основе заикания результаты значительно хуже, чем при функциональной.

  3. Учет симптоматики заикания. На эффективность преодоления заикания, например, влияет разная степень его тяжести, в основе которой лежит разная степень болезненной фиксации заикающегося на своем дефекте. Результаты логопедической работы лучше в случаях легкой степени заикания (нулевая степень болезненной фиксации) и хуже - при тяжелой степени заикания (выраженная степень болезненной фиксации).

7. Учет длительности комплексной работы по устранению заикания с последующей (не менее года) диспансеризацией.

8. Значение личности логопеда (психолога, психотерапевта), его квалификации, эрудиции, увлеченности своим делом и т.д.

9. Учет микросоциального окружения: связь логопеда с семьей, с врачом, со школьным или производственным коллективом заикающегося, со специалистами.

10. Учет отношения заикающегося к занятиям. Эффективность логопедических занятий выше в случаях серьезного, упорного, настойчивогостремления заикающегося исправить свою неправильную речь.

11. Необходимость воспитания и перевоспитания речи и личности заикающегося в коллективе. Данный фактор обусловлен социальной функцией речи. Именно в коллективе создаются условия для естественного развития и перевоспитания коммуникативной функции речи.

12. Учет вида деятельности: предметной, игровой, учебной, трудовой,осуществляемых по поводу и в связи с речевой деятельностью.

13. Учет недостатков звукопроизношения, элементов общего недоразвития речи, влияющих на эффективность устранения заикания преимущественно у дошкольников.

  1. Учет полноты обследования заикающегося, как первичного, так и динамического, проводимого в процессе медико-педагогической работы и правильности логопедического заключения.

  2. Использование специфических технических средств (эхо-аппарат, аппарат В.А. Раздольского, магнитофонные занятия и т.п.) в соответствии с возрастом заикающегося и его желанием.

16. Учет типа специализированного учреждения: в стационаре, в речевых детских садах эффективность устранения заикания выше, чем в амбулаторных условиях.

Таким образом, эффективность заикания и прочность полученных результатов коррекции зависит от множества факторов.

4

Просмотров работы: 1037