В основе задержки темпа психофизического развития лежит недоразвитие наиболее сложных форм произвольной деятельности. Среди неуспевающих школьников есть дети с различными видами отклонений (нарушения речи, астенические состояния, патологии поведения и т.п.), однако ведущее место занимают дети с временными задержками развития. В основе затруднений в обучении часто лежат инфантильные части психики.
Психологические исследования основывались на теоретических положениях Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития». Методические приемы позволили выявить не только актуальный уровень умственного развития ребенка, но и потенциальные возможности.
Сравнительные психологические исследования нормальных детей, слабоуспевающих и олигофренов позволили установить специфические особенности слабоуспевающих школьников. Улучшение условий обучения, применение специфических приемов, облегчение программы могут дать положительный педагогический эффект. К.Д. Ушинский подчеркивал, что влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений.
Зачастую школа, учитель, логопед не проявляют заботу о том, чтобы своевременно разобраться в причинах и определить действенные меры помощи ученику. Были замечены случаи, как недобросовестные учителя совместно с психиатром стремились избавиться от учащихся, испытывающих затруднения, объявляя интеллектуально отсталыми, а бывает и так, что ребенок без пользы для себя годами дублирует или переводится из класса в класс без достаточных знаний.
Иногда нарушения слуха, речи, зрения могут носить легкий характер, но в определенных условиях нарушения могут вызвать затруднения в обучении. С самого начала возникновения у ребенка трудностей в обучении проверить состояние слуха, зрения у врачей, а речь – у логопедов и в соответствии с результатами обследования строить индивидуальный подход в обучении. Интеллектуально эти дети сохранны. Они могут понять смысл доступной их возрасту сказки или рассказа, сюжетной картинки, могут в должной последовательности разложить серию картинок и составить по ним рассказ, умение использовать оказываемую им помощь при выполнении того или иного смыслового задания. Если такому ученику не обеспечивается индивидуальный подход и помощь в школе и доме при затруднениях в обучении, возникает педагогическая запущенность, которая усугубляет эти затруднения. Своевременно и правильно оказанная помощь приводит к полной обратимости этих состояний.
Изучение детей с временной задержкой психического развития и разработка путей и методов их обучения и воспитания тесно связаны с задачами общей педагогики и психологии, с решением общих задач успеваемости и всеобуча, поскольку многие из этих детей составляют контингент стойко неуспевающих школьников и нередко выбывают из школы на ранних этапах обучения.
Многие конкретные стороны данной проблемы не подвергнуты глубокому научному обоснованию. Многие логопеды недостаточно владеют методами отбора детей в специальные учреждения. Из стен высших учебных заведений выходят специалисты с ограниченными возможностями и поверхностными знаниями. Из года в год, не посещая лекций, практических занятий, лабораторных, семинарских занятий, какими-то путями становятся «дипломированными специалистами». Устраиваются в детские дошкольные и школьные учреждения. Попадают под контроль сурдопедагога. Логопедическую работу оценивает сурдопедагог МППК УО. Далее, повышение квалификации ДИПКПК. Данную науку преподносит сурдопедагог. Часты случаи, особенно в сельских школах, когда часы логопедии передаются филологам.
Логопедическую работу в детских дошкольных и школьных учреждениях должны возглавлять: старший логопед, методист, инспектор Управления образования города, района.
К повышению квалификации педагогических кадров должны привлекаться кадры: доктора наук, кандидаты, при отсутствии таковых специалисты со стажем, с высокими показателями и имеющих печатные работы. В высших учебных заведениях, чтобы выпускать высококвалифицированных специалистов правомерно, чтобы лекции читались кандидатами, докторами наук, а не далекими от данной науки случайными людьми.
Необходимо усилить изучение диагностических критериев, способов и методов обследования различных сторон познавательной деятельности, особенно навыков чтения, письма, счета, решения задач и т.д., у детей с временной задержкой развития, принципов и системы коррекционно-педагогической работы с ними как в специальных школах, так и в условиях массовой школы, а для этого надо иметь специальные школы и специальные классы, чтобы накапливать и обобщать положительный опыт обучения и воспитания детей, также вооружить учителя массовой школы знаниями как об общих закономерностях развития детей, так и об отклонениях в развитии.
Это дает возможность учителям лучше и быстрее понять природу затруднений ребенка в обучении и наметить более правильные пути преодоления этих затруднений.