Бывшие выпускники школ, поступающие в колледж, – только на пути к выбору профессии. Многие самостоятельно выбрали будущую специальность, по которой хотели бы получить образование и трудиться в будущем, но есть и такие, за кого, выбор сделали родители. От того, как произойдет приобщение личности к новым условиям вхождения в учебную деятельность, насколько будут преодолены трудности с приобретением профессиональных навыков, зависит, как сформируется у студентов умение найти способы реализации себя как личности, так и профессионала.
В систему среднего профессионального образования сегодня приходят далеко не самые сильные учащиеся. Зачастую это подростки, обделенные вниманием учителей, так как они не выдали «результата», менее способные, приехавшие, в большой город из расположенных рядом деревень и сел, чаще всего – с ослабленным здоровьем и с «клубком» психологических проблем, главные из которых – затруднение в общении, неуверенность в своих силах, отсутствие привычки заниматься систематически. Сказанное дает основания отнести проблему психологической поддержки студентов в период адаптации к образовательному процессу, а так же к перемени места жительства – к числу актуальных проблем образования.
Гипотеза исследования:студенты первого курса, проживающие в общежитии, отличаются более длительной адаптацией: тревожны, склонны к нервно–психическим срывам. Данная работа включает в себя на 1 этапе – теоретическое обоснование проблемы и формирование выборки; на 2 этапе – количественный и качественный анализ динамики адаптация студентов первого курса проживающих в общежитии на примере колледжа.
В сентябре происходит первая встреча студента с той психологической средой, которая создана в учебном заведении, и с которой ему предстоит в различных формах и по разным поводам взаимодействовать все годы обучения. Успешную адаптацию студентов можно рассматривать как их включенность в новую социальную среду, в учебно–познавательный процесс, а так же в новую систему отношений.
Адаптация студентов к обучению в среднем учебном заведении имеет свои особенности. Вхождение молодых людей в новую систему обучения, приобретение ими нового социального статуса студента требует от них выработки новых способов поведения, позволяющих им в наибольшей степени соответствовать своей новой роли. Такой процесс приспособления может проходить достаточно длительное время, что может вызвать у человека перенапряжение как на психологическом, так и на физиологическом уровнях, вследствие чего у студента снижается активность, и он не может не только выработать новые способы поведения, но и выполнить привычные для него виды деятельности.
Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к условиям обучения в колледже. Отсюда и низкая успеваемость на первом курсе и большой отсев по результатам первой сессии. Приспособление к новым условиям требует от студента много сил, он должен сам ставить перед собой цели близкие к учебной или иной познавательной или общественной деятельности.
Рассмотрение студенчества, невозможно без учета особенностей адаптационного периода. Так как в этот период раскрываются потенциальные способности и задатки, проявляются таланты, совершенствуются интеллект, расширяется круг познания, приобретается профессия [4].
Адаптивная ситуация вызвана новизной самой деятельности и условий, в которых она протекает. Приспосабливаться приходится не только к учебной деятельности, к ближайшему социальному окружению, но и к новым условиям быта особенно для тех студентов, которые приехали в город из сельской местности.
Студенческое общежитие образовательного учреждения предназначается для размещения иногородних студентов, на период обучения. В общежитии обеспечены необходимые, минимальные условия для проживания, самостоятельных занятий и отдыха. Правила внутреннего распорядка в общежитии определены положением о студенческом общежитии. Студенты, проживающие в общежитии, обязаны строго соблюдать правила проживания и правила внутреннего распорядка студенческого общежития, техники безопасности, пожарной и общественной безопасности. За нарушение правил внутреннего распорядка в студенческом общежитии к ним применяются дисциплинарные взыскания замечание, выговор, отчисление из образовательного учреждения [3].
В период адаптации необходимо помнить, что студенты, проживающие в общежитии, нуждаются в особом внимании, что связано в первую очередь с переменой места жительства, отрыва от родителей, от ранее установленных социальных связей. Необходимо учитывать, что усугубляется ситуация отсутствие привычных комфортных условий быта и труда. Ограничение правилами и рамками внутреннего распорядка общежития лишает студента возможности тесно поддерживать сложившиеся ранее связи. Молодые люди могут находиться в состоянии тревоги и стресса, нуждаются в психологической поддержке, испытывать проблемы с коммуникацией. Затруднение адаптации в этот период может привезти к снижению успеваемости, и трудности в общении.
Несомненно, особенности этой перестройки связаны с характеристиками типа высшей нервной деятельности. Знание индивидуальных особенностей студента, на основе которых строится система включения его в новые виды деятельности, дает возможность избежать дезадаптационного синдрома, сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным и более коротким по времени.
По данным исследователей в этой области продолжительность приспособления к новым условиям обучения составляет 5–8 недель. Наиболее сложными оказываются первые две недели, когда фиксируется бурная реакция на комплекс новых воздействий. В некоторых случаях процесс адаптации может затягиваться до первой сессии, студенты так и не сумевшие адаптироваться к новым для них условиям обучения и не сдавшие сессию зачастую покидают учебное заведение [3].
Исследование адаптации основывается на диагностики факторов оказывающих на нее отрицательное влияние, а результаты оцениваются в динамике. К таким факторам относят: тревожность или стресс, адаптивные способности, нервно–психическая устойчивость.
В исследовании принимали участие две группы экспериментальная и контрольная. Численность каждой группы по 30 человек – студентов колледжа. Участники экспериментальной и контрольной групп являются студентами первого курса, обучающиеся по различным специальностям. В экспериментальную группу входили студенты первого курса, проживающие в общежитии, сменившие место жительство в связи с поступлением с колледж. В контрольную группу входили студенты, проживающие дома и не менявшие места жительства. Возраст испытуемых в группах одинаков и варьируется от 16 до 18 лет, в группах присутствуют испытуемые мужского и женского пола.
Исследование студентов проводилось в два этапа с помощью методик «Адаптивность» (МЛО–АМ) А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина – «Многоуровневый личностный опросник», опросник нервно–психического напряжения под авторством Т.А.Hемчин, а так же методики «Дифференцированное измерение тревожности» Ч.Д. Спилбергера в утреннее время, три дня [5].
На первом этапе – по истечении первых двух недель от начала обучения проводилось исследование экспериментальной и контрольной группы по методикам «Адаптивность» (МЛО–АМ) А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина – «Многоуровневый личностный опросник», «Дифференцированное измерение тревожности» Ч.Д. Спилбергера, а так же Опроснику нервно–психического напряжения (НПН) под авторством Т.А.Hемчина.
На втором этапе – по истечении 8 недель обучения, по очереди проводилось исследование экспериментальной и контрольной группы по выше указанным методикам.
В ходе работы в группах, прежде всего, была создана атмосфера принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания, психологической защищенности, творческой самореализации.
После обработке результатов исследования были сделаны следующие выводы:
1. На начальной стадии адаптации по методике «Адаптивность» (МЛО–АМ) А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина большее число испытуемых экспериментальной группы относятся к группе удовлетворительной адаптации, для таких студентов успех адаптации зависит от внешних условий среды. Показатели личной адаптивности по методике «Адаптивность» (МЛО–АМ) А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина по группам в динамике представлен в таблице 1.
Таблица 1 – Динамика показателей личной адаптивности по методике «Адаптивность» (МЛО–АМ) А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина
№ п/п |
Уровень адаптивных способностей |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Абсолютное отклонение (ноябрь/сентябрь) |
|||
сентябрь |
ноябрь |
сентябрь |
ноябрь |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||
1 |
Группа низкой адаптации |
4 |
1 |
0 |
0 |
–3 |
0 |
2 |
Группа удовлетворительной адаптации |
26 |
25 |
18 |
16 |
–1 |
–2 |
3 |
Группы высокой и нормальной адаптации |
0 |
4 |
12 |
14 |
4 |
2 |
Итого |
30 |
30 |
30 |
30 |
0 |
0 |
Среди студентов контрольной группы встречаются и студенты с высокой и нормальной адаптацией, по истечению двух месяцев обучения видно, что студенты, проживающие дома в семье, достаточно легко адаптируются к новым условиям обучения, быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, достаточно быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью (рисунок 1).
Рисунок 1 – Адаптивность по методике (МЛО–АМ) А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина
Так же были выявлены студенты экспериментальной группы с низким уровнем адаптации 4 человека в сентябре и 1 по данным исследования проведенного в ноябре, их психическое состояние можно охарактеризовать, как пограничное. Возможны нервно–психические срывы. Они обладают низкой нервно–психической устойчивостью, конфликтны, могут допускать асоциальные поступки.
2. Анализ результатов исследования по методике «Дифференцированное измерение тревожности» Ч.Д. Спилбергера экспериментальной и контрольной групп в динамике показал, что студенты контрольной группы в целом обладают умеренной ситуативной и личной тревожностью как в сентябре, так и в ходе адаптации. В свою очередь испытуемых экспериментальной группы отличает высокая личностная и ситуативная тревожность (таблица 2).
Таблица 2 – Динамика тревожности экспериментальной и контрольной групп по методике
«Дифференцированное измерение тревожности» Ч.Д. Спилбергера
№ |
Тревожность |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||||||
Сентябрь |
Ноябрь |
Сентябрь |
Ноябрь |
||||||
Ситуативная |
Личная |
Ситуативная |
Личная |
Ситуативная |
Личная |
Ситуативная |
Личная |
||
1 |
Низкая |
0 |
0 |
2 |
5 |
1 |
0 |
11 |
8 |
2 |
Умеренная |
14 |
1 |
16 |
5 |
29 |
27 |
19 |
11 |
3 |
Высокая |
16 |
29 |
12 |
20 |
0 |
3 |
0 |
1 |
Итого |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
Студенты экспериментальной группы с достаточно высокими показателями обладают соответственно высокому уровню ситуативной или реактивной тревожности, что характеризуется состояние напряжения, беспокойства, озабоченности, нервозности. Это состояние может возникать как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может оказывать негативное влияние на условия обучения или деятельность. Испытуемые, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Высокий показатель личностной тревожности выражает у испытуемых, появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки успеха их деятельности. Наглядно полученные данные экспериментальной группы по ситуативной тревожности в динамике представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Динамика ситуативной тревожности экспериментальной группы
Высокий уровень личностной тревожности в свою очередь усугубляет стрессовую ситуацию студентов. Значение коррекции тревожности, ее преодоление важно при подготовке студентов к трудным ситуациям, таким как экзамены, соревнования, при овладении новых условий обучения. В свою очередь в ходе адаптации по истечении 8 недель обучения наблюдается значительное снижение личностной и ситуативной тревожности студентов экспериментальной группы. Студентов с явно высокими показателями тревожности выявлено в ноябре меньше, чем в сентябре на 4 человека по ситуативной тревожности и 9 человек по личной тревожности.
3. Анализ результатов по методике «Нервно-психического напряжения (НПН)» Т.А.Hемчина в динамике показал, что студенты экспериментальной группы обладают большими признаками нервно-психического напряжения, а испытуемые контрольной группы обладают слабой не выраженной степенью нервно-психического напряжения (таблица 3).
Таблица 3 – Динамика показателей по методике «Нервно–психического напряжения (НПН)»
№ п/п |
Наименование показателя |
Сентябрь |
Ноябрь |
||
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||
1 |
НПН 1 (слабая) |
15 |
30 |
18 |
30 |
2 |
НПН 2 (умеренная) |
10 |
0 |
12 |
0 |
3 |
НПН 3 (высокая) |
5 |
0 |
0 |
0 |
Итого |
30 |
30 |
30 |
30 |
Студенты экспериментальной группы обладают большими признаками нервно-психического напряжения, а испытуемые контрольной группы обладают слабой не выраженной степенью нервно-психического напряжения. Испытуемые контрольной группы не отмечают у себя выраженные признаки нервно-психического напряжения, эмоциональные процессы не сильно выражены, настроение приподнятое, чувствительность не изменена, сон крепкий, речь, психические качества нормальные, обладают преимущественно слабой или умеренной степенью выраженности нервно-психического напряжения. Среди испытуемых экспериментальной группы на первом этапе исследования наблюдается минимальное число студентов относящихся к группе с высоким нервно-психическим напряжением, у них наблюдается яркое преобладание отрицательными эмоциями, сопровождаемое сильным ухудшением адаптации. Настроение сниженное, подавленное, есть чувства страха, отчаяния. Постоянное ожидание неудач. Может наблюдаться резкое повышение чувствительности. Напряжение не спадает даже после исчезновения трудной ситуации.
В свою очередь в ходе адаптации к условиям обучения наблюдается положительная динамика. По данным полученным в ноябре на втором этапе исследования можно сказать о том, что целом испытуемых экспериментальной группы обладают признаками слабого и умеренного нервно–психического напряжения, для них характерно – настроение обычное, чувствительность не изменена.
Таким образом, гипотеза выдвинутая к защите подтвердилась, что соответствует предположению, о том, что студенты первого курса, проживающие в общежитии, отличаются более длительной адаптацией к условиям обучения: тревожны, склонны к нервно–психическим срывам. В заключении можно сделать вывод, о том, что студенты впервые недели обучения в период адаптации нуждаются в психологической поддержке, особенно студенты, проживающие в общежитии. Для успешной адаптации необходимым является проявление активной позиции, которая должна быть не только у студента, но и у преподавателя, то есть это должна быть совместная деятельность.
Данные исследования могут быть использованы в практике работы преподавателей, кураторов групп, а так же психологов колледжа, в организации работы со студентами первого курса, в том числе проживающих в общежитии, с учетом их особенностей, а так же дает возможность разрабатывать программы способствующие сокращению периода адаптации, на пример:
1 «Кураторский совет» – это один из методов работы, который давал бы полную картину жизнедеятельности групп, их отношений, интеллекта, возможность обговорить слабые и сильные стороны каждого студента с людьми, которые будут с ним работать. Главная задача такого совета это разработка мер индивидуального подхода к студентам и к группе в целом.
2 «Я - первокурсник» - организовывается, и утверждаются администрацией колледжа, проводится куратором группы, включает в себя, организацию воспитательного процесса в группе, и элементы психологической поддержки, диагностики. Технология диагностики может включать: анкетирование и тестирование; индивидуальные собеседования; круглые столы; организации учебно-воспитательного процесса; целевые посещения классными руководителями учебных занятий, целых учебных дней в группах; педконсилиумы; педагогические советы, посвященные анализу процесса адаптации нового набора студентов; родительские собрания по темам: «Психологические и возрастные особенности студентов первого курса», «Особенности обучения в колледже»; знакомство первокурсников. Данные мероприятия являлись бы адаптационно-развивающими, снижающими тревожность, ориентированы на актуализацию у студентов первого курса положительной мотивации учебной деятельности и формирование общеучебных умений, составляющих основу непрерывного образования личности.
Литература:
Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности / А.А. Реан // Вестник СПб.ГУ. – 2000. – №20. – С. 74–79.
Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации / И.А. Милославова. – М.: Москва, 2009. – 321 с.
Карандашев В.И. Психологические основы развития студента как субъекта учения / В.И. Карандашев. – Спб.: Питер, 2008. – 420 с.
Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Деловая книга, 2010. – 624 с.
Гаврилин А.В. Пакет диагностических методик (к технологической карте экспертизы) / А.В. Гаврилин //3авуч. – 2011. – № 6. – С. 87–89.