Волонтерское движение широко развито в мире и рассматривается как глобальный процесс объединения людей, стремящихся принести пользу своему народу, стране и мировому сообществу в целом [2]. Ряд исследователей характеризует XX в. как главный период в развитии волонтерского движения [1].
Результаты мировых исследований свидетельствуют о том, что 19% взрослого населения Франции хотя бы раз в жизни принимали участие в волонтерских акциях, из них 60% - регулярно участвовали в добровольной работе, отдавая ей более 20 часов в месяц, 46% опрашиваемых стали волонтерами, потому, что чувствовали желание помогать людям [4].
Отметим, что 34% населения Германии является волонтерами, работая в добровольных ассоциациях, проектах более 15 часов в месяц. Немцы считают волонтерство возможностью для получения жизненного опыта и знаний. 26% японцев имели опыт волонтерства в прошлом, из них 48% уверены, что волонтерство полезно для личностного роста и общества в целом. Около 33% населения Ирландии являются волонтерами, а 72% населения считают, что волонтеры часто делают то, что не смогут никогда сделать оплачиваемые работники [6].
Волонтёрство – добровольное выполнение общественных обязанностей по оказанию помощи другим людям, поэтому, добровольно возлагая на себя обязанности по отношению к согражданам, человек совершенствуется лично [1]. Существуют множество и других определений этого понятия, но всех их объединяет факт того, что волонтерство развивает направления с предоставлением помощи всем, кто в ней нуждается.
Долю молодого поколения (чаще всего определяемую в интервале от 14 до 28 лет) определяют как пятую или шестую часть всего населения страны. Хотя студентами является лишь треть всей молодёжи, это не умаляет ее гражданской и политической активности. При этом студенты – наиболее активная в гражданском и политическом планах аудитория. В связи с этим, ориентируясь на идею развития волонтерской деятельности и ее рационализацию, мы, в первую очередь, должны иметь в виду студентов [7].
Волонтерская деятельность студентов способствует получению дополнительных социально-личностных компетенций будущего молодого специалиста. Прежде всего, это касается подготовки гуманитариев-социальных работников, психологов, педагогов, социальных антропологов. Однако для других специальностей волонтерская деятельность не мене важна и формирует такие общечеловеческие ценности как сочувствие, сопереживание, эмпатия и представляет многочисленный спектр иных возможностей. Волонтерская деятельность студенческой молодежи – это не только один из путей формирования и демонстрации гражданской позиции, но и форма активации, организации и самореализации молодежи, предоставляющая безграничное поле возможностей выбора собственной «ниши» в профессии, освоение которой проходит в учебном заведении.
Необходимо отметить, что сегодня гуманистическая мотивация волонтерской деятельности – не самая распространенная в российской молодежной среде, поэтому, работая над развитием направления, необходимо разнообразить инструменты привлечения молодых граждан к данной деятельности [8].
Мотивация молодых граждан к участию в волонтерской (добровольческой) деятельности является основой формирования у них социономических ценностей и гражданской позиции, субъектной позиции личности. Среди основных мотивов добровольческой деятельности можно выделить:
- реализацию личностного потенциала;
- общественное признание;
- чувство социальной значимости;
- самовыражение и самоопределение;
- профессиональное ориентирование;
- приобретение полезных социальных и практических навыков;
- важность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками;
- приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия;
- выполнение общественного и религиозного долга;
- организация свободного времени.
Безусловно, привлечение большого количества студенческой молодежи к волонтерской деятельности будет иметь положительный результат: развитие у студенческой молодежи высоких нравственных качеств путем пропаганды идей добровольного труда на благо общества и привлечения студентов к решению социально-значимых проблем (через участие в социальных, экологических, гуманитарных, культурно-образовательных, просветительских, спортивно-массовых и других проекта и программах).
Волонтерская деятельность предоставляет большие потенциальные возможности и, прежде всего, это возможность получения трудового опыта. Волонтерская деятельность является трудом, и несет за собой социально-трудовые условия и отношения. Иными словами, в процессе волонтерской деятельности студент вступает в социально-трудовые отношения и получает определенный социально-трудовой опыт (общение с начальником, выстраивание отношений в коллективе, адаптация к трудовому режиму). Данный опыт является бесценным, и после получения высшего образования и трудоустройства бывший студент-волонтер легче адаптируется к новым условиям труда [3].
В современном мире насчитываются сотни тысяч движений волонтеров, как небольших региональных, так и крупных, имеющих профессиональный международный статус, работающих под эгидой ООН и ЮНЕСКО. Цели волонтерских движений различны, но основной принцип для каждого движения волонтеров, будь то команда из нескольких человек или сложно разветвленная система с представительствами, в большинстве стран мира един. Он заключается в оказании добровольной бескорыстной помощи тем, кто в ней нуждается.
К сожалению, в России в организацию волонтерского движения вовлечено менее 2% от общего числа всего населения, в основном, это – молодежь.
Список использованной литературы:
1. Бидерман, К. Координация работы добровольцев и менеджмент волонтерских программ в Великобритании [Текст] / К. Бидерман. – 1999. – 65 с.
2. Волонтерское движение: прошлое и настоящее: учебное пособие [Текст] / Сост. И. А. Потапова, Г. Р. Джумагалиева. – Астрахань: АГУ, Издат. дом «Астраханский университет», 2012. – 68 с.
3. Волонтерство как фактор формирования гуманистической направленности личности студента в современном обществе [Текст]: сб. материалов Междунар. круглого стола (18 янв. 2006 г.) / Отв. ред. В. А. Ситаров. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – 185 с.
4. Кудринская, Л. А. Добровольческий труд [Текст]: опыт теоретической реконструкции / Л. А. Кудринская. – М.: Изд-во МГУ. – 2006. – 203 с.
5. Маковей, Н.В. Педагогические условия подготовки студентов вуза к волонтёрской деятельности [Текст] / Н.В. Маковей, Н.А. Кора. – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2006. – 146 с.
6. Моров, А.В. Зарубежный опыт деятельности волонтеров неправительственных организаций по профилактике девиантного поведения подростков [Текст] / А. В. Моров. – М.: Изд-во ИСПС РАО, 2008. – 110с.
7. Омельченко, Е. Л. Молодежный активизм в России и глобальные трансформации его смысла [Текст] / Е.Л. Омельченко // Журнал исследований социальной политики. – 2005. – № 1. – Т. 3. – С. 59-84.
8. Ярская-Смирнова, Е. Р. Развитие волонтерского движение [Текст] / Е.Р. Ярская-Смирнова // Становление института гражданского общества. – Саратов: ПАГС. – 2000. – Ч. 1. – С. 79-83.