Первое — это долгосрочное устройство, при котором патронатные воспитатели становятся для ребенка «родителями» (преобладание родительской роли), независимо от того, оформлено ли усыновление юридически.
Второе — краткосрочное устройство, при котором патронатные воспитатели помогают ребенку пережить кризисный период его жизни и удовлетворить его насущные потребности, а также участвуют в диагностике основных проблем ребенка (преобладание профессиональной роли у воспитателей) [2].
Важное место в развитии семейных форм устройства являются мотивы. Направленность мотивации принятия ребенка в приемную семью во многом определяет успешность функционирования приемной семьи в будущем. У кандидатов в приемные родители выделяется несколько преобладающих мотивационных комплексов: гармоничный, альтруистический, акизитивный, нормативный и личностный [3].
Не справившись с возложенной ответственностью и новыми обязанностями, значительное количество приемных родителей возвращают детей в интернатные учреждения. Согласно результатам исследований Е.А. Лесиной среди причин попадания ребенка в детский дом 23% составляет возврат ребенка из приемной семьи, а среди 70% возвращенных в интернатные учреждения это дети в возрасте 12-16 лет [1].
Также можно выделить и ряд факторов, припасающих развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
недостаточная социально-бытовая устроенность кандидатов в замещающие родители;
закрепленность стереотипного представления о детях сиротской категории как о детях с явными признаками дегенерации, врожденных аномалий и патологий;
социальная незрелость и недостаточная внутренняя готовность граждан репродуктивного возраста к выполнению родительских функций;
отсутствие комплексной программы сопровождения приемных семей.
Негативным фактором являются также и стереотипы в отношении детей-сирот и приемных родителей, распространенные в современном российском обществе: по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей; стереотипы, связанные с приемными детьми и замещающими семьями; связанные с организацией работы по семейному устройству детей.
В этой связи особую актуальность приобретает работа по подготовке потенциальных родителей к усыновлению ребенка, оставшегося без попечения родителей. Научные исследования и общемировая практика доказали, что помещение ребенка в семью будет успешным только, если:
ребенок подготовлен к такому помещению;
семья подготовлена к приему и воспитанию такого ребенка;
после устройства и ребенку, и семье оказывается необходимая помощь с целью предотвращения возвратов детей
Таким образом, необходима профессионально организованная работа по устройству детей в семью и выстроенные отношения с семьей, предполагающие активное взаимодействие с ней, на основе закона, с наличием прав и обязанностей у взаимодействующих сторон.
Лесина Е.А. Приемная семья для ребенка и ребенок для приемной семьи //Социальная педагогика. – 2012. - №3. – С.78-84.
Михеева Л.Ю. Опека (попечительство) как вид социальной заботы. – М.: СТАТУТ, 2002. – 99 с.
Палиева Н.А., Савченко В.В., Соломатина Г.Н. Мотивация принятия приемного ребенка в замещающую семью//ОБЩЕСТВО. СРЕД. РАЗВИТИЕ. – 2011. - №1. – С.132-137.