АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ: УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ: УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ.

Сергеева Т.Г. 1
1ГАОУ СПО Салаватский колледж образования и профессиональных технологий.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Принципы государственной политики в области образования всё больше привлекают внимание учёных и практиков к проблеме адаптации ребёнка к школе и к жизни.

Адаптация (от лат. adapto – приспособление) – одно из центральных понятий биологии, физиологии, психологии и многих других наук, изучающих живые организмы, особенно человека. Проблема адаптации учащихся младшего школьного возраста сейчас очень значима, т.к условия социальной среды никогда не остаются неизменными, процесс адаптации непрерывен.

Рассматривая адаптацию ребёнка к школе, исследователи выделяют уровни адаптации. Выделяют 3 вида школьной адаптации:

1. Академическая адаптация характеризуется степенью соответствия поведения ребёнка нормам школьной жизни: принятие требований учителя и ритма учебной деятельности, овладение правилами поведения в классе, отношение к школе, достаточная познавательная активность на уроках и т.д.;

2. Социальная адаптация отражает успешность вхождения ребёнка в новую социальную группу в виде принятия ребёнка одноклассниками, достаточного количества коммуникативных связей, умения решать межличностные проблемы и т.д.;

3. Личностная адаптация характеризует уровень принятия ребёнком самого себя как представителя новой социальной общности («Я – школьник») и выражается в виде соответствующей самооценки и уровня притязаний в школьной сфере, стремления к самоизменению и др.

Непрерывность адаптации связывают с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения. В детстве такими периодами являются начало школьного обучения, переход в среднее звено (5-е классы), переход к профильному обучению (9–10 классы), период завершения обучения и выбора будущей профессии. Среди этих моментов самый важный и ответственный – поступление в школу. Ведь от того, как начнётся школьная биография ребёнка, зависит адаптация на последующих этапах, да и весь процесс социализации и развития личности школьника.

Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что «готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов» [1, c.23]. Мотивация учения очень важна для успешной адаптации. На первом году обучения она в основном обеспечивается взрослыми. Для развития учебной мотивации важна заинтересованность и понимание со стороны родителей и учителя.

Развитие детей младшего школьного возраста (7–11 лет) предопределяется:

  1. ведущей ролью учебной деятельности (имеющей своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере теоретических знаний, рождением социального Я ребёнка).

  2. открытием новой социальной позиции (позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы)

  3. основной линией развития – нормативностью усвоение норм учения, познания, общения, социально приемлемого поведения.

К основным психолого-педагогическим условиям эффективности адаптации младших школьников в процессе обучения можно отнести:

- преобразование традиционной классно-урочной системы в систему организации личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса;- достижение педагогом соответствия характера педагогического воздействия и внутренних (субъективных) особенностей развития личности младшего школьника;- опора учебно-воспитательного воздействия педагога на «зону ближайшего развития» ребенка при формировании мотивации достижения успеха;- формирование направленной мотивации различного рода отношений и деятельности в процессе обучения;- положительное воздействие педагога на эмоциональную сферу школьников;- формирование адекватного самоанализа и самооценки школьников;- наличие психолого-педагогической компетентности в деятельности педагога.

В организации процесса адаптации младших школьников используются следующие подходы:

- деятельностный, предполагающий включение учащихся в различные виды деятельности;

- системный, реализуемый через связь внеурочной деятельности с учебной;

- личностно-ориентированный, направленный на поддержку детской индивидуальности, развитие индивидуально-личностных способностей учащихся;

- интегрированный, основанный на взаимосвязи и взаимодействии различных видов деятельности;

- региональный, позволяющий совершенствовать содержание учебно-воспитательного процесса на основе этнокультурных особенностей региона.

Исследователи выделяют три уровня адаптации детей к школе. Зная, их родители могут проверить, как протекает период привыкания ребенка к новой жизни в школе.

Высокий уровень адаптации (положительное эмоциональное отношение к школе, способность к самостоятельной учебной деятельности без посторонней помощи, собранность, самодисциплинированность, способность достигать поставленной цели, преодолевать препятствия, добровольное принятие на себя решения каких-либо задач).

Средний уровень адаптации (положительное эмоциональное отношение к школе, способность к учебной деятельности, способность к достижению поставленной цели и преодолению возникающих препятствий).

Низкий уровень адаптации (отрицательное или индифферентное отношение к школе, слабая способность к самостоятельной учебной деятельности, несобранность, слабая способность к достижению поставленной цели, преодолению препятствий, неспособность добровольно принимать на себя решения каких-либо задач).

Г. М. Чуткина выделяет благоприятные и неблагоприятные факторы, обуславливающие высокий уровень адаптации.

Благоприятные факторы социальной микросреды:

  • Полная семья .

  • Высокий уровень образования матери.

  • Высокий уровень образования отца.

  • Правильные методы воспитания в семье.

  • Отсутствие конфликтной ситуации из-за алкоголизма в семье .

  • Отсутствие конфликтной ситуации в семье.

  • Положительный стиль отношения к детям учителя первого класса.

  • Функциональная готовность к обучению в школе.

  • Благоприятный статус ребенка в группе до поступления в первый класс.

  • Адекватное осознание своего положения в группе сверстников.

  • Адекватное осознание своего положения в группе сверстников.

Неблагоприятные факторы социальной микросреды:

  • Неправильные методы воспитания в семье.

  • Функциональная неготовность к обучению в школе.

  • Неудовлетворенность в общении со взрослыми.

  • Неадекватное осознание своего положения в группе сверстников.

  • Низкий уровень образования родителей.

  • Конфликтная ситуация из-за алкоголизма.

  • Отрицательный статус ребенка до поступления в первый класс.

  • Конфликтная ситуация в семье.

  • Неполная семья.

Процесс адаптации ребенка к школе делиться на несколько этапов:

Первый этап – ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического общения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма. Эта "физиологическая буря” длится достаточно долго (2–3 недели).

Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия. На первом этапе ни о какой экономии ресурсов организма говорить не приходится: организм тратит все, что есть, а иногда и "долг берет”. На втором этапе эта цена снижается, буря начинает затихать.

Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденной "сидячей” позе, или психологическая нагрузка общения в большом и разнородном коллективе, организм, вернее, каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому чем больше напряжение будет выдавать каждая система, тем больше ресурсов израсходует организм. А мы знаем, что возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним утомление и переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.

Продолжительность всех трех фаз адаптации – приблизительно 5–6 недель, а наиболее сложным является первый месяц.

В период адаптации к образовательному учреждению закладывается социальный и интеллектуальный фундамент дальнейшего обучения и развития ребенка. Успешность приспособления детей к условиям школы во многом обусловлена формированием учебной мотивации, положительного эмоционального отношения к школе, педагогу и одноклассникам, высоким уровнем произвольной регуляции поведения и познавательных процессов. Большую роль в процессе адаптации к школе играют также личностные особенности учеников и взаимоотношения с родителями.

Мы предлагаем набор диагностических методик, которые помогут педагогу и родителям определить уровень адаптированности ребенка к школе.

  • Анкета для определения школьной мотивации учащихся начальных классов

  • Анкета " Хорошо ли ребёнку в школе?"

  • Анкета для родителей первоклассников

  • Анкета "Родительская позиция относительно готовности к школьному обучению ребёнка" ( Авторы О.Н. Истратова, И.О.Косьяненко

  • Анкета "Выявление причин школьной неуспешности"( для педагогов, родителей)

  • "Беседа о школе" ( авторы: Д.Б, Эльконин, А.Г. Венгер)

  • Методика изучения мотивов учения ( Автор М.Ю. Гинзбург)

  • Метод экспертных опросов педагогов и родителей

  • Методика "Школа зверей"

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М.: Педагогика, 1956. – 520 с.

  2. Заваденко Н.Н. и др. Школьная дезадаптация: психоневрологические и нейропсихолгические исследования // Вопросы психологии. – 1999. – № 4. – С. 21-28.

  3. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. – М.: АРКТИ, 2012. – 72 с.

Просмотров работы: 4936