В. А. СУХОМЛИНСКИЙ О ПОСТРОЕНИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

В. А. СУХОМЛИНСКИЙ О ПОСТРОЕНИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Волоскова А.А. 1
1Южный федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Василий Александрович Сухомлинский – советский педагог, который внес огромный вклад в развитие педагогики. В своей жизни он пережил Великую Отечественную войну, после которой посветил себя любимой науке. Он прошел с детьми огромный путь с 1-10 класс, и на основе своей практики написал огромное количество работ. Педагогическая система Сухомлинского строится на лучших традициях народной педагогики, развивая и обогащая их. Это традиции, связанные как с воспитанием, так и с обучением растущего человека. Выстраивая свою воспитательную систему, Сухомлинский уделял много внимания взаимоотношениям ребенка со взрослыми.

Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского довольно разнообразно. Вся система его деятельности охвачена высокими принципами гуманизма, большим уважением к личности ребенка. Этот удивительный педагог «восстанавливал» целостность личности. Василий Александрович пытался помочь трудным подросткам с помощью добрых дел, именно они смогли показать истинный путь к человечности.

Он множество раз показывал, как нелегко прийти к истине, чтобы добиться «трудных побед», зная, что в повседневной жизни его ученики будут встречаться с неизбежностью и горечью утрат, с несчастьями, тревогами и заботами.

В Турции дети растут в любви, поэтому они такие открытые и общительные. Несмотря на такой выбор воспитания, турки вырастают трудолюбивыми и ответственными. Это потому, в этой стране большинство семей являются традиционными. Отцы своих сыновей водят к себе на работу, приучая к труду. Это обусловлено тем, чтобы дети в будущем могли самостоятельно, не завися ни от кого, обеспечить доходом собственную семью.

Основа воспитания в Англии - познание жизни на собственных ошибках, отказ длинных нравоучений родителей и их жизненного опыта. Обусловлена эта концепция воспитания тем, что с пеленок дети рассматриваются как личность. Это сделали для того, чтобы дети могли все делать без помощи родителей, чтобы быстрей добиться успеха во взрослой жизни. Главный помощник или вредитель в деле приучения ребёнка к труду – условия, в которых он растет и нравственные установки семьи. Ребёнок очень сильно реагирует на них. Чтобы приучить ребенка к труду, нужно делать все вместе с ним , например заняться уборкой квартиры, постирать бельё, приготовить ужин. Такой подход к ребенку позволит формирование у него положительного отношения к труду, а также и началом самостоятельности.

В. А. Сухомлинский добивался того, чтобы в школе были не «уроки труда», а труд, который был бы направлен на общественное благополучие.

В школе у него работал не только личный пример, но и система взаимоотношения и взаимопонимания. Осенью 3 классу дали участок земли размером в половину классной комнаты. Дети засеивали ее пшеницей на зиму. Весной ребята остерегали всходы от воробьев. Затем перед началом учебного года косили хлеб, сами обмолачивали его на маленькой молотилке, а потом всем классом грузили мешок зерна на прицеп, отвозили на мельницу. После того, как они получали муку, ехали с ней в пекарню, и там им пекли каравай для праздника урожая. Каждый может представить, какое это счастье «вырастить собственный хлеб».

В. А. Сухомлинский стремился, чтобы дети видели в труде источник радости. Труд должен вызывать у них глубокие эстетические переживания. Когда труд не является духовной потребностью можно обнаружить лень, равнодушие. Это происходить от того, что работа не воодушевляет, не оставляет положительного следа.

Если ребенок не знает труда, то он не ценит красоту, которую человек сотворил сам или создала сама природа. Такой ребенок ломает ветку на дереве и сразу забывает об этом, кидает камни в животных и птиц. Вот почему В. А. Сухомлинский старался, чтобы в детские годы его воспитанники переживали восхищение красотой, он хотел, чтобы они прочувствовали свой личный результат.

Труд становится великим воспитателем, когда он развивает любознательность, открывает новую красоту в окружающем мире. В детские годы каждый человек должен как можно глубже прочувствовать эти необычные ощущения. Чем ярче выражена радость труда, тем больше дети дорожат собственной честью, тем нагляднее видят в деятельности самих себя. Труд является творением красоты. «В первую осень школьной жизни, - писал В. А. Сухомлинский, - мы собрали семена шиповника, посадили их на отведенной нам грядке в укромном уголке школьной усадьбы. К шиповнику привили почки белых, красных, пурпурных, желтых роз. Мы создали свой «Сад роз». Трудно передать словами радость, которую испытывали дети, когда появились первые цветы». [2, С. 257].

В. А. Сухомлинский не верил, что дети могут быть безнадежными лентяями, не интересующимися буквально ничем. Педагогу нужно только найти то в ученике, что его интересует. Довольно часто он вспоминал случай, происшедший в самом начале его работы в должности директора Павлышской средней школы. Учителя 6 класса единодушно высказывались об одном ученике как полном лентяе. И учительница биологии, согласившись со своими коллегами, сказала, что в классе нет никого, кто бы так мастерски, как этот мальчик, делал прививки деревьев. «Так это же и есть то, на чем он может держаться, - обрадовался Василий Александрович, - гордость своим мастерством не даст ему пасть окончательно». Узнав интерес мальчика к работе в саду, учитель дал ему «очень важную работу» - сделать прививки деревьев на опытном школьном участке. Мальчик стал все свободное время проводить в школьном дворе. Весной расцвели деревья, это было для него настоящим праздником. И не для него одного. Этот «лентяй» стал более собранным, старательным не только за школьным столом. Окончив школу, он стал работать агрономом недалеко от Павлыша, в соседнем колхозе. Еще одно важное утверждение Сухомлинского: «Радость труда и гордость его результатами приходят лишь к тем, кто материальные плоды добыл нелегкими усилиями, кто землю оросил потом, пережил несравнимое чувство духовного единства, объединения волевых сил. Воспоминания о часах наиболее трудной работы в годы детства и отрочества это самые светлые воспоминания. Ибо это - моральное богатство, моральное приобретение. И если мы хотим дать молодому поколению это богатство, то нельзя оберегать его от счастья преодоления трудностей».[1, С. 526].

В. А. Сухомлинский не раз отмечал взаимосвязь физического и умственного труда: умный, образованный, культурный человек любой труд делает более творческим, более радостным. Техника прочно вошла в наш быт, и необходимо приучить детей не только обращаться с ней, но и ремонтировать ее. Вместе с тем он нередко отмечал пренебрежение физическим трудом со стороны отличников за партой, что нередко порождало конфликтные ситуации среди школьников. Поэтому очень важным условием, В. А. Сухомлинский считал физический труд, обязательным для всех, и особенно труд, связанный с неприятными операциями.

Труд в коллективе - это не только воздействие человека на природу, на окружающий мир, но и взаимодействие сердец, мыслей, убеждений, переживаний. Человек начинает только тогда познавать свои творческие способности, развивать свои дарования, когда вступает в отношения и общение с другими людьми, и прежде всего в - труде. В процессе труда нравственные взаимосвязи коллектива проявляются особенно ярко с того момента, когда один начинает видеть в другом свои собственные достоинства.

Влияние коллектива с огромной силой воздействует на сознание. Она подталкивает человека раскрыть свои природные способности, используя нравственный опыт людей. Очень важно, чтобы с первых же дней в школе дети знали бы, что происходит не только в нашей стране, но и в мире. Наше будущее должно видеть конкретные примеры из жизни, как надо трудиться, как надо относиться к общественным богатствам и другим людям. Познавая законы общества, дети должны видеть пример отношения взрослых к труду.

В. А. Сухомлинский рассказывал детям о жизни, борьбе и труде людей, которые видят высший смысл жизни в том, чтобы как можно больше сделать в интересах общественного развития, в интересах народа. Ориентация на людей, которые видят смысл своей жизни в высоком служении Родине, необходима в любом возрасте, на всех ступенях духовного развития человека, но особенно она важна в детстве. Воспитанник должен реально видеть примеры высокой нравственности, видеть людей, для которых труд является не только личным делом, но и средством удовлетворения общественных интересов. Лишь при этом условии ребенок будет не просто трудиться, овладевать определенными умениями и навыками, но и напрягать свои духовные, нравственные силы, он будет не только стремиться добиваться определенной цели, но и доказывать себе правильность своих взглядов на жизнь. К этому выводу Василий Александрович пришел благодаря собственному труду.

Также Сухомлинский был убежден в том, что только «настоящий труд» научит ребенка жить, а также ценить труд других людей, зная, какими тяжелыми путями он достигается. Немало важно чтобы дети чаще проводили время на улице, участвовали в полезной работе на благо обществу. Именно такой способ сможет помочь детям развиваться не только творчески, но и морально. Труд по Ушинскому - это путь найти не только близких по общению, но и способ развить природные задатки, которые раскрываются у ребенка только с помощью взаимодействия друг с другом.

Литература:

  1. Сухомлинский В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Духовный мир школьника. Методика воспитания коллектива// Избранные произведения, Т.1, Киев 1979.

  2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну// Избранные произведения, Т 3, Киев 1979.

Просмотров работы: 1318