Определим основные элементы национальной безопасности. Место военной составляющей в системе национальной безопасности представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 – Основные составляющие национальной безопасности
В.И. Добреньков и П.В. Агапов определяют военную безопасность как такое положение государства в региональных и международных отношениях, при котором определенный уровень военной мощи (военной силы) позволяет вести дело так, чтобы исключить из числа потенциальных агрессоров крупные державы, устанавливая с ними открытые партнерские, нормальные отношения.2
Стоит отметить, что современная ситуация характеризуется кардинальным усилением воздействия экономических факторов на обеспечение необходимого уровня национальной и международной безопасности, в том числе и в области военной безопасности.3
Все более интенсивными становятся сближение военных и гражданских секторов экономики, расширение корпораций и интеграции, причем не только готовой продукции, но и разработок, интернационализация, укрепление рыночных отношений в военном секторе.4
Фундаментальным направлением укрепления военно-экономических основ национальной безопасности на современном этапе является финансовое обеспечение военно-ориентированных научно-исследовательских разработок (НИОКР).
Следует особо отметить, что по размеру финансирования НИОКР первое место в мире занимают США, причем со значительным отрывом от всех остальных стран (таблица 1). Такая позиция обусловлена позицией Пентагона, которая предполагает развитие обороноспособности вооруженных сил США путем дальнейшей их модернизации.5
Таблица 1 – Валовые расходы на НИОКР 10 стран мира с наиболее высоким показателем, млрд.долл.
№ |
Страна |
2012 |
2013 |
2014 (прогноз) |
||||||
ВВП |
НИОКР |
ВВП |
НИОКР |
ВВП |
НИОКР |
|||||
1 |
США |
15940 |
2,8 |
447 |
16195 |
2,8 |
450 |
16616 |
2,8 |
465 |
2 |
Китай |
12610 |
1,8 |
232 |
13568 |
1,9 |
258 |
14559 |
2,0 |
284 |
3 |
Япония |
4704 |
3,4 |
160 |
4798 |
3,4 |
163 |
4856 |
3,4 |
165 |
4 |
Германия |
3250 |
2,8 |
92 |
3266 |
2,8 |
92 |
3312 |
2,9 |
92 |
5 |
Южная Корея |
1640 |
3,6 |
59 |
1686 |
3,6 |
61 |
1748 |
3,6 |
63 |
6 |
Франция |
2291 |
2,3 |
52 |
2296 |
2,3 |
52 |
2319 |
2,3 |
52 |
7 |
Великобритания |
2375 |
1,8 |
43 |
2408 |
1,8 |
44 |
2454 |
1,8 |
44 |
8 |
Индия |
4761 |
0,9 |
40 |
4942 |
0,85 |
42 |
5194 |
0,9 |
44 |
9 |
Россия |
2555 |
1,5 |
38 |
2593 |
1,5 |
38 |
2671 |
1,5 |
40 |
10 |
Бразилия |
2394 |
1,3 |
30 |
2454 |
1,3 |
31 |
2515 |
1,3 |
33 |
Источник: «2014 Global R&D Funding Forecast»/Advantage Business Media/December 2013. – p. 7
Из таблицы четко можно выделить две стратегии, которых придерживаются указанные страны при выделении ассигнований на НИОКР. В первую очередь это стратегия сохранения процентного соотношения НИОКР к ВВП. Ее придерживается большинство стран, в том числе США и Россия. Вторая стратегия – это стратегия финансирования НИОКР в размере установленной величины (Германия и Франция).
При сравнении ассигнований на НИОКР в США и России, отметим, что в США положительная динамика идет быстрее, нежели в России, однако это обусловлено разницей в темпах роста ВВП, поскольку процентное соотношение НИОКР к ВВП остается неизменным. Примечательно также и то, что это соотношение в США почти вдвое больше, чем в России.
В то же время в России реализуется Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, в которой отмечается, что военная безопасность обеспечивается путем развития и совершенствования военной организации государства и оборонного потенциала, а также выделения на эти цели достаточного объема финансовых, материальных и иных ресурсов.
Здесь также определены стратегические цели совершенствования национальной обороны. 6 К ним относятся:
предотвращение глобальных и региональных войн и конфликтов;
осуществление стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны – разработка и системную реализацию комплекса взаимосвязанных политических, дипломатических, военных, экономических, информационных и иных мер, направленных на упреждение или снижение угрозы деструктивных действий со стороны государства - агрессора (коалиции государств).
В нашей стране также реализуется государственная программа «Обеспечение национальной безопасности» на период до 2020 года. В рамках реализации направления по обеспечению национальной безопасности будет обеспечено поддержание высокого уровня государственной безопасности и обороноспособности страны. Программа стремится привести уровень боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации на более высокий, соответствующий уровню ведущих в военном отношении стран, который бы позволил эффективно осуществлять политику сдерживания, в том числе на основе экономического и социального развития военной организации государства.7
Несмотря на то, что данные о финансировании этой программы находятся в ограниченном доступе, важность ресурсного обеспечения национальной безопасности в России можно выявить благодаря анализу таблицы 2.
Таблица 2 – Расходы федерального бюджета России на финансовое обеспечение обороноспособности страны
млрд. рублей
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2020 год |
|
Всего расходы федерального бюджета на финансовое обеспечение обороноспособности страны |
1 016,0 |
1 052,0 |
1 056,7 |
1 367,8 |
из них: |
||||
Воинские формирования (органы, подразделения) |
739,0 |
765,3 |
765,5 |
987,9 |
Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих |
37,0 |
38,9 |
40,8 |
49,3 |
Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы |
88,0 |
91,8 |
93,9 |
126,6 |
Источник: "Основные направления бюджетной политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов"
Видим, что ассигнования федерального бюджета на финансовое обеспечение обороноспособности страны не сопоставимы с оборонным бюджетом США, который на 2013 год был утвержден в сумме 633,4 млрд. долл.8
Это значит, что имеют место серьезные финансовые диспропорции в военно-экономических потенциалах России и США. Исходя из ограниченных экономических возможностей государства по финансированию обороны, встает острая необходимость в формирования военно-бюджетной политики, обеспечивающей эффективное использование бюджетных средств, выделяемых на содержание и современное инновационное обновление российской армии и флота.9 На мой взгляд, кажется целесообразным повышения соотношения НИОКР к ВВП и доведения его до уровня развитых стран.
Список литературы
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года - Российская газета. Федеральный выпуск № 4912. 2009. 19 мая.
Основные направления бюджетной политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов
Газимагомедов К.Р. К вопросу об основных аспектах военно-экономического обеспечения национальной безопасности США// Вооружение и экономика №3 (28)/2014
Добреньков В.И., Агапов П.В. Война и безопасность России в XXI веке. М., 2011. С.113
Долматович И.А. Обороноспособность России: финансово-экономическое измерение
Панкова Л.В. Роль инноваций в системе экономического обеспечения национальной и военной безопасности. – М.: ИМЭМО РАН, 2009.
РИА Новости. – [http://rusplt.ru/review/news/word/amerika-oborona.html.]
«2014 Global R&D Funding Forecast»/Advantage Business Media/December 2013.
«Quadrennial defense review 2014» - [http://www.defense.gov/pubs/2014_Quadrennial_Defense_Review]
1 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года - Российская газета. Федеральный выпуск № 4912. 2009. 19 мая.
2 Добреньков В.И., Агапов П.В. Война и безопасность России в XXI веке. М., 2011. С.113
3 Газимагомедов К.Р. К вопросу об основных аспектах военно-экономического обеспечения национальной безопасности США// Вооружение и экономика №3 (28)/2014
4 Панкова Л.В. Роль инноваций в системе экономического обеспечения национальной и военной безопасности. – М.: ИМЭМО РАН, 2009.
5 «Quadrennial defense review 2014» - http://www.defense.gov/pubs/2014_Quadrennial_Defense_Review.pdf
6 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года - Российская газета. Федеральный выпуск № 4912. 2009. 19 мая.
7 Портал государственных программ Российской Федерации http://programs.gov.ru/Portal/site/index
8 РИА Новости. - http://rusplt.ru/review/news/word/amerika-oborona.html.
9 Долматович И.А. Обороноспособность России: финансово-экономическое измерение