ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Заиченко М.А. 1
1Южный федеральный университет Ростов-на-Дону, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Настоящее время характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей.

Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.

Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства.

Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.

Для сохранения здоровья учащихся современному учителю необходимо владеть рядом технологий здоровьесберегающей организации образовательного процесса.

Это, например, личностно ориентированные технологии, где в центр образовательной системы ставится личность ребёнка, педагог старается обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы технологий выделяют гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.

В ряду здоровьесберегающих технологий хотелось бы особо выделить технологию «раскрепощённого развития детей», разработанную физиологом В.Ф. Базарным. [1] Характерными чертами ее является внедрение в образовательный процесс движения наглядного учебного материала. Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные, «бегущие огоньки» (можно использовать лазерную указку). Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в т.ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.).

Важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого можно использовать подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе, а также специальные «держалки», позволяющие переключать зрение детей с ближних целей на дальние.

В процессе овладения детьми письмом применяют специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующие утончённое художественное чувство и развивающие психомоторную систему «глаз – рука».

Обязательным предметом, согласно технологии В.Ф. Базарного, является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке. С этой целью дети посещают хоровой кружок при школе.

Одно из требований, отличающее все здоровьесберегающие технологии, – регулярное проведение экспресс диагностики состояния детей и отчёт перед родителями о полученных результатах.

При использовании технологии Базарного наблюдаются такие результаты, как снижение показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активное приобщение родителей школьников к работе по укреплению их здоровья и т. п.

Представим этапы реализации здоровьесберегающей технологии Базарного в начальной школе:

1 этап – создание оптимальных санитарно-гигиенических условий:

- Соблюдение теплового режима;

- Поддержание в помещениях школы чистоты;

- Соблюдение нормативов освещенности в классах;

- Соблюдение гигиенических норм и правил обучающимися;

- Организация здорового, витаминизированного и разнообразного питания обучающихся школы;

- Осуществление мер, предупреждающих распространение инфекционных заболеваний обучающихся;

2 этап – создание условий для сбережения здоровья детей на уроках:

Санитарно-гигиенические условия (в дополнение к вышеизложенным) и условия, учитывающие физиологию человека:

- Формирование правильной осанки;

- Правильное размещение обучающихся при посадке, учитывающее состояние здоровья, смену места и т.д.;

- Физкультминутки;

- Использование мебели, соответствующей росту обучающихся;

Морально–психологические:

- Деловая, деятельная атмосфера;

- Уверенность в успехе;

- Доброжелательность;

- Раскованность (отсутствие всяческих психологических «зажимов»).

3 этап – формирование социально-психологического климата в классе, отвечающего следующим требованиям:

- Перспективность, оптимистичность;

- Жизнерадостность;

- Уверенность в успехе, результативности как в личной, так и в коллективной деятельности;

- Защищенность обучающихся;

- Дух сотрудничества;

- Построение оптимальных целесообразных отношений «учитель – ученик».

4 этап – изменение подходов к урокам физической культуры и их совершенствование в следующих направлениях:

- Увеличение объема физической нагрузки на уроке за счет повышения плотности, моторности, динамичности уроков;

- Нацеленность на конкретные результаты физического развития каждого отдельного школьника, скоростных, силовых качеств, выносливости;

- Активное включение и использование идеи состязательности, свойственной детям школьного возраста;

- Мотивация обучающихся на повышение своей физической культуры,

- Увеличение доли времени на улучшение осанки.

5 этап – достижение во внеклассной спортивно-массовой работе массовости, всеохватности обучающихся спортивными секциями.

Спортивно-массовую работу необходимо расширять и дополнять следующим содержанием и мероприятиями:

- Проведение два раза в год «Дня здоровья» – спортивного праздника как комплекса эстафет, соревнований и туризма;

- Организация различных внутриклассных соревнований, веселых стартов, спортивных встреч родителей и первоклассников;

- Активизация участия учащихся в школьных вечерах, танцах, т.к. танцы рассматриваются как важное дополнительное средство расширения двигательной активности, притом эмоционально окрашенной;

- Использование перемен для расширения двигательной активности (через подвижные и спортивные игры);

- Формирование спортивных традиций, открытие спортивных сезонов, выявление лучших спортсменов, самых сильных, лучших прыгунов и т.д.

6 этап – связан с реализацией программы здоровья учителя, которая включает в себя:

- Творческую активность;

- Поддержание благоприятного морально-психологического климата;

- Организацию здорового досуга;

- Занятия физической культуры и спортом;

- Апробирование приемов и средств оздоровления организма.

7 этап – пропаганда здорового образа жизни:

- Формирование физиологии здоровья;

- Обучение способам оздоровления организма;

- Раскрытие значения взаимодействия человека с окружающей средой.

8 этап – установление взаимосвязи с медицинскими учреждениями для решения общих задач:

- Проведение медосмотров врачами комплектующего центра;

- Профилактика инфекционных заболеваний;

- Организация медицинского ликбеза через классные часы, встречи с медицинскими работниками;

- Обучение участников образовательного процесса оказанию первой медицинской помощи.

9 этап – работа с родителями:

- проведение родительских собраний, индивидуальной работы с родителями по созданию установки на совместную деятельность с целью решения психолого-педагогических проблем развития ребенка;

- вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний (семинары, консультации), оказание помощи в создании благоприятной экологической и психологической среды в семье;

- включение родителей в воспитательный процесс;

- привлечение внимания обучающихся и их родителей к проблемам здоровья (сочинения, классные часы, конкурсы и т.д.).[2]

Таким образом, мы сделали краткий обзор здоровьесберегающих образовательных технологий, позволяющих организовать продуктивную познавательную деятельность учащихся начальной школы с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей.

Литература:

1. История педагогики. Уч. пособие / Под ред. В.А.Капранова.- М., «Новое знание», 2007.

2. Электронная библиотека «Научное наследие России» » [электронный ресурс].- Режим доступа. - http://www.e-nasledie.ru/about.html - Дата обращения 23.02.2015.

Просмотров работы: 1405