КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ГОРОДОВ-КУРОРТОВ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ СФЕРЫ АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ РФ: АНАЛИЗ И ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ (ПО ИТОГАМ 2014 Г. ) - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ГОРОДОВ-КУРОРТОВ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ СФЕРЫ АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ РФ: АНАЛИЗ И ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ (ПО ИТОГАМ 2014 Г. )

Чесноков Ю. В., Топорова В. С., Жарук Я. В.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В статье предлагается рассмотрении деятельности санаторно-курортной сферы городов-курортов Азово-Чермноморского побережья РФ, где основной акцент делается на такой черте санаторно-курортных и рекреационных территорий, как их конкурентоспособность, На основе краткого анализа деятельности санаторно-курортной сферы Республики Крым и городов-курортов Краснодарского края, где основное внимание уделяется итогам санаторно-курортной деятельности в 2014 году нового курортного региона Российской Федерации – Республике Крым рассматриваются варианты прогнозов развития данной территории при учёте сложившихся обстоятельств, замедляющих экономическую эффективность санаторно-курортной сферы Крымского полуострова

В статье приведены сравнительные данные итогов санаторно-курортной деятельности по городам – курортам Краснодарского края – Сочи, Анапа, Геленджик и подчеркиваются некоторые тенденции общего спада турпотока в Сочи, раскрываются причины возникновения данной ситуации, и этому спаду противопоставляется экономический успех городов-курортов Геленджик и Анапа.

Ключевые слова:

итоги летнего сезона; туристическая инфраструктура; спроса на гостиничные услуги; противоречивое положение на рынке санаторно-курортных услуг; транспортная проблема; прирост пассажиропотока; постолимпийский туристский потенциал Сочи; номерной фонд города Сочи; популярность города-курорта; негативная тенденция; рынок делового туризма Сочи; событийный туризм; выделение средств на рекламу Сочи; тенденция понимания властей; бюро по продвижению курортов; конструктивное решение администрации; проект по привлечению туристов; динамика свидетельствует; транзитные перевозки; государственно-частное партнёрство; падение турпотока; местный курортный комплекс; проблема наполняемости курорта; внутренний туризм; причины снижения продаж; стоимость на авиабилеты для российских туристов; перераспределение турпотока; денежный поток; итоги турсезона; падение турпотока; объёмы продаж путевок на крымские курорты; ключевая проблема; структура туристов; местный курортный комплекс; внутренний туризм; экономика Республики Крым; количество российских туристов; официальный прогноз; причины снижения продаж; структура крымского туризма; стоимость на авиабилеты для российских туристов; украинский кризис и международные санкции; оценки турпотока; компенсация издержек

Перераспределение туристского потока в сезон 2014 г. в пользу внутренних направлений, в первую очередь – на юге страны, вызвал кризис на российском рынке выездного туризма. Об этом свидетельствуют предварительные данные о посещаемости наиболее популярных российских курортов.

В сезон 2014 г. курортная зона России расширилась Черноморским побережьем Крыма. Туристу в Крыму есть, где остановиться: по данным Минкурортов республики, на полуострове действуют более 800 отелей, санаториев, пансионатов, баз отдыха, детских лагерей и около 4500 мини-гостиниц. В списке оказалось около 200 объектов, располагающихся на территории более 2200 га и способных принять свыше 70 000 посетителей. РБК представляет 10 крупнейших по земельному фонду частных санаториев и гостиниц, три из которых имеют «российские корни»[8].

Россиян в 2014 г. приехало в Крым не меньше, чем в 2013 г., но их слишком мало, чтобы компенсировать полуострову денежный поток, которого он лишился вместе с украинскими туристами. По подсчётам РБК, туристическая индустрия Крыма, по итогам туристского сезона, недосчиталась более 80 млрд. руб. Такой результат, на наш взгляд, связан со сложившимся политическим положением на Украине, и в связи с этим, ситуация с турпотоком в Крым далеко не однозначна.

По словам советника временно исполняющего обязанности главы республики Рустама Темиргалиева, согласно данным, на середину месяца, Крым посетили 2 млн туристов, а всего, по итогам года, ожидалось 2,5–3 млн человек. Фактически, это означает падение турпотока вдвое, так как в прошлом году в Крыму отдохнули около 6 млн человек. Таким образом, турпоток в Крыму, по итогам 2014 года, сократился почти в два раза. С середины мая до середины августа в Крым приехали отдыхать примерно 1,35 млн россиян[8].

Необходимо подчеркнуть, что турпоток в Крым состоит из двух частей: украинский в объёме 2,5 - 3 млн человек и российский: примерно 2 - 2,5 миллиона. В 2013 году на украинцев приходилось примерно 60% прибытий, а на россиян – 40% соответственно. В этом году российский поток уменьщился – около 80% от уровня прошлого года, а это всего 2 миллиона российских туристов. В итоге, по сезону произошёл спад почти в 50% по сравнению с прошлым годом, то есть, было 5,89 млн туристов, и число их снизилось до 3 млн. Но, при этом, надо понимать, что раньше около 60% туристов были гражданами Украины, в этом году – украинских туристов в Крыму нет – практически все 3 млн отдыхающих – это россияне. По информации РБК, объём прошлого года Крым добрать не смог[8].

По мнению пресс-секретаря Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирины Тюриной, объёмы продаж путевок на крымские курорты в этом году снизились на 40-60%, прежде всего, из-за транспортных проблем. Но, помимо этого, причины снижения украинского потока в Крым заключаются в следующем.

Первое. У части населения очень сильные антикрымские настроения, другая часть, у которой отношения к Крыму позитивные, не могут добраться из-за плохого состояния железных дорог на территории Украины. Поэтому, отсюда вытекает вторая причина – не решена ключевая проблема – транспортная недоступность полуострова. Добраться до Крыма для многих непросто и недёшево, и остаётся только авиационное сообщение, но обеспечить нужное количество мест и установить приемлемую стоимость на авиабилеты для российских туристов в сезон 2014 г. не удалось. Билетов становится всё больше и больше, но спрос на них, практически, упал. К тому же, необходимо помнить, что 80% населения Крыма живёт за счёт туризма и, безусловно, это большая проблема для местной экономики[1].

На снижение количества туристов в Крыму также повлияло и решение официального Киева о закрытии для международного судоходства морских портов Евпатории, Керчи, Севастополя, Феодосии и Ялты. В случае нарушения распоряжений украинских властей, владельцу судна, экипажу и капитану может грозить судебное преследование и, поэтому, вскоре после перехода полуострова под юрисдикцию России, весной 2014 года, западные компании, организующие круизы, изменили маршруты путешествий, чтобы исключить порты Крыма.

В предыдущие годы 80% туристов ехали в Крым на поездах и автомобилях через Украину. Путь, который предложен в 2014 году по единому билету, минуя Украину, длинный. Несмотря на хорошую организацию встречи гостей – сразу на паром везут, развозят по курортам – это путешествие занимает очень много времен, и туристам с детьми это оказалось нелегко, потому, что очень много разных пересадок. Дешёвые авиаперевозки просуществовали недолго, тем более, что билеты на такие рейсы мгновенно расходились потому, что пользовались спросом и их было немного. Даже если стоимость билета от 15 тыс. руб. на человека, но на море едет семья, дорога складывается в значительную сумму для семейного бюджета. Для сравнения: в Турцию за 15 тыс. руб. в прошедший сезон можно было полный пакет купить – с перелётом, «всё включено»[3].

По мнению Темиргалиева, снижение турпотока произошло не из-за фактического присоединения Крыма к России, а, в первую очередь, из-за войны на Украине.

Именно по всем вышеназванным причинам, украинский поток, по сравнению с прошлым годом, снизился в 7-10 раз, а российский, несмотря на вышеуказанные сложности, соответственно, вырос.

Более того, по итогам 2013 г., структура туристов, посетивших Крым, представляла больше всего граждан России, Турции, Белоруссии, Германии, Великобритании и Италии. Структура потока отдыхающих в Крыму резко изменилась в связи со сложившимися политическими обстоятельствами в 2014 г. В 2013 году россияне составляли 26% отдыхающих, на граждан Украины приходилось свыше 65%. Для местного курортного комплекса это слабое утешение — падение потока в два раза фактически означает провал сезона, несмотря на все усилия российских властей по налаживанию транспортного сообщения с полуостровом[4].

По данным портала «Турпром», особенно популярен отдых в России среди семей с детьми — 14,9% этой аудитории нынешним летом пришлось на Симферополь, 8% — на Анапу, 7,3% — на Сочи, на четвёртом месте оказались Кавминводы[9].

Представитель туристической компании «Дельфин» сообщил, что путёвок в Крым продано на 30% меньше, чем в прошлом году. В 2013-м эта компания отправила на полуостров около 13 тыс. туристов. Главной причиной снижения продаж, по словам её менеджера, является отсутствие доступных авиабилетов и, кроме того, после перехода Крыма на рубль, цены в начале сезона – в апреле – очень выросли. Так, если, в среднем, номер на человека с трёхразовым питанием стоил 1200-1300 руб. в сутки, то в начале сезона цена увеличилась на 10-15% [7].

Представитель туроператора «Орбита», который специализируется на детском туризме, также отметил, что его клиенты чаще отказывались от Крыма. Если раньше в Крым отправлялись целые поезда, то 2014 г. была отправлена одна группа – в сравнении с 2013 г., – в Крым «Орбитой» было отправлено за летний сезон примерно 800 человек, в 2014 году – всего 50, и это связано с тем, что решение, куда на лето отправить детей, принимается родителями еще в феврале-марте, а в это время вопрос о территориальной принадлежности Крыма был открыт[5].

По предварительным подсчётам Министерства курортов и туризма Крыма, туристы, отдохнувшие на полуострове с начала года, потратили совокупно около 60 млрд руб. Исходя из оценки турпотока в 2,3 млн человек, среднестатистическому отдыхающему поездка в Крым обошлась в 26 тыс. руб. В 2013 году, по итогам туристического сезона, отдыхающие потратили на полуострове 40 млрд гривен — это порядка 160 млрд руб., или, исходя из оценки турпотока в 5.8 млн. – порядка 27 тыс. на человека. Таким образом, даже, если официальный прогноз верен, и Крым посетили в 2014 году 3 млн человек, а среднедушевые расходы на отдых сохранялись на уровне 26 тыс. руб., общая выручка туристического сезона 2014 в Крыму по предварительным данным, составит 78 млрд руб. – это на 82 млрд руб. меньше, чем в прошлом году, в процентном соотношении – это на 56% меньше. Резкое снижение важного для экономики Республики Крым представленного финансового показателя вызвано многими объективными факторами и, прежде всего, связанными с возвращение Крымского полуострова в состав РФ[8].

Структура крымского туризма, по объективным причинам, будет изменяться, однако, перед чиновниками Крыма сегодня, на наш взгляд, стоит задача — преодолеть возникшую паузу. Большие административные усилия для увеличения российского турпотока в Крым не понадобятся, и уже через несколько лет прогнозируется, что путёвку туда не достать.

Тем не менее, уже в ближайшем будущем власти Республики Крым могут столкнуться с серьёзным недовольством населения, в связи с недополученными в прошедщем сезоне доходами от туристов, которые для многих крымчан являются важнейшим источником средств к существованию.

Туризм – значимая статья дохода Крыма, хотя и не основная: больший вклад – у промышленности, торговли и сельского хозяйства. По данным Минэкономразвития республики, в её бюджет от туризма (несмотря на то, что сама сфера ранее считалась теневой) поступало более 12% всех налоговых доходов (около $70 млн в 2013 году). Регион произвёл в прошлом году товаров и услуг на 5,3 млрд. долл. – это примерно 3% от ВВП Украины и 0,25% российского ВВП[5].

Для восстановления турпотока в Крым к прежним 5—6 млн человек, которое, по предположениям администрации, произойдет к 2017-2018 году, российские власти обещали новому региону компенсировать все издержки от возможного снижения турпотока[2].

Кроме того, Президентом России Владимиром Путиным подписаны поправки к федеральному закону «О госрегулировании игорного бизнеса», которые предусматривают создание новой игорной зоны в Крыму. Это, по мнению российских властей, поможет повысить интерес туристов к Крыму.

В начале сезона 2014 г. курортный сезон в Сочи, как и в Крыму, не принёс оптимистичных результатов, в первую очередь, из-за отсутствия спроса на гостиничные услуги, и пяти – и четырехзвёздочные отели были вынуждены снижать цены до уровня дешёвых гостиниц и, по этой причине, большого ажиотажа в Сочи не наблюдалось до самого августа, а некоторые гостиницы и санатории стали понижать цены в июле. Тем не менее, этого было недостатчно, чтобы туристическая инфраструктура, которая осталась после Олимпиады, заработала в полную силу. По нашему мнению, для привлечения как можно большего количества отдыхающих в Сочи необходимо перенимать опыт более успешных курортов.

В связи с проведением Олимпиады-2104, в Сочи появилось больше не только объектов размещения, но и объектов показа, поэтому, большая часть туристов была сориентирована в Имеретинскую бухту в Адлер и в санатории и гостиницы, которые перед Олимпиадой закрывались на реконструкцию. Тем более, в этом новом туристском анклаве появились новые привлекательные факторы для гостей, например, сочинский «Диснейленд» – Европарк. Следовательно, это значит, что гости меньше денег потратили в центре города и, кроме того, гости курорта стали более чем экономные: повсеместно отмечался повышенный спрос на предложения с полным пансионом, то есть количество денег на каждое отдельное санаторно-курортное предприятие становится меньше, а затраты на ЖКХ, услуги поставщиков и зарплата только растут.

Таким образом, на наш взгляд, существует тенденция, что в ближайшее время некоторые компании могут разориться, а прошедший сезон может стать предвестником глобальных потрясений в экономике города.

Такое противоречивое положение на рынке санаторно-курортных услуг стимулировало региональные и муниципальные власти вплотную заняться проблемой наполняемости курорта, но, по ряду объективных причин, это не повлияло позитивно на общую ситуацию.

Прежде всего – это, на первый взгляд, нерешаемая транспортная проблема, в сравнении с некоторыми давно уже популярными у российских туристов зарубежными курортами. Например, в Египет еженедельно из Ростова летает 36 рейсов, тогда как в Сочи – ни одного. Из Москвы в Турцию в месяц отправляется 540 000 кресел. В Сочи – на порядок меньше. По другим регионам такая же ситуация. Поэтому, на курорты Черноморского побережья Краснодарского края просто не доберётся то количество туристов, которые хотели бы приехать и которое способен вместить город-курорт с мировым именем[3].

По сравнению с крымским регионом и городом Сочи, по информации пресс-службы администрации города-курорта Геленджик, в 2014 году в его санаторно-курортной отрасли были достигнуты высокие показатели. По данным пресс-службы администрации, на 16 сентября 2014 г., в Геленджике отдохнули и поправили здоровье более 3 миллионов 490 тысяч гостей; в прошлом году на этот же период эта цифра составила – 2 850 000 человек, а в 2014 году, по сравнению с Сочи, Геленджик, например посетило более 4 млн отдыхающих – это на 12% больше, чем за аналогичный период 2013-го и почти в два раза больше, чем Сочи в 2014 году. Из информации главы города Виктора Хрестина, такого количества туристов на курорте еще не было, а по оценке министра курортов и туризма Краснодарского края Евгения Кудели, сделанной им в рамках международной конференции «Постолимпийский туристский потенциал Сочи», город-курорт с мировым именем насчитал лишь около 2,5 млн туристов, с трудом заполнивших многочисленные местные отели[3].

По данным мэра Анапы Сергеева, с начала года Анапа приняла на отдых около 2,9 млн человек, а коэффициент загрузки предприятий ее санаторно-курортного комплекса в сезоне 2014 года в среднем составил 98,5%, тогда как годом ранее, этот показатель был на уровне 84%. В итоге, в 2014-м Анапу посетило около 4,5 млн отдыхающих (в 2013-м их было примерно 4 млн.), по сравнению с прошлым годом увеличение на 11-12%., из чего видно, что Анапа, по результатам принятого турпотока, фактически идёт в ногу с Геленджиком[3].

Эта динамика свидетельствует о том, что на курортах Краснодарского края наблюдается перераспределение турпотока в сторону курортов Геленджика, очевидно, в первую очередь, по той причине, что с каждым годом растёт его популярность; на курорте идёт масштабная модернизация, вводятся в эксплуатацию новые объекты размещения и показа, проводится эффективная маркетинговая политика по привлечению гостей, а также мероприятия, направленные на повышение качества оказываемых услуг.

Причины заметного роста турпотока в направлении Анапы и Геленджика специалисты называют разные. Мэр Анапы Сергеев, к примеру, полагает, что он увеличивается в основном за счёт перехода объектов размещения (отелей, санаториев и т. д.) на круглогодичный режим работы, так как города-конкуренты по побережью уступать друг другу не торопятся: на Международном инвестиционном форуме в Сочи муниципалитет Анапы подписал 6 соглашений на сумму 6,822 млрд рублей, тогда как в прошлом году объём инвестиций, привлечённых по итогам работы на форуме, составил около 5,7 млрд рублей[4].

Что касается курорта Сочи, по общей оценке отельеров, номерной фонд города сейчас составляет около 100 000 номеров, около 30% из них -- это гостевые дома и квартиры, которые сдаются внаём и не попадают в официальную статистику. Мини-отели, которые за последние пять лет загружались фактически круглогодично за счёт долгосрочных контрактов со строительными компаниями, летом 20014 года были заполнены наполовину, особенно в Адлерском районе и в Красной поляне, где конкуренция резко выросла. Например, четырёхзвездочный отель Mercure Rosa Khutor ещё в июле предлагал номера по 1500 рублей, и это красноречиво говорит о снижении интереса гостей к данной рекреации[6].

В целом, в горном кластере Красной Поляны количество номеров выросло в десять раз — с 1000 до 10000. При этом, зимний сезон еще потенциально способен привлечь богатых горнолыжников, но заполнять эти номера летом, как в предыдущие годы, в начале сезона 2014 г. перспективы не было. Раньше к началу июня туристические компании уже продавали места на весь летний сезон. Сейчас же такой глубины продаж не наблюдается, путёвки продаются максимум на месяц вперед – на наш взгляд, такого не было на протяжении многих лет. При этом, наблюдалась еще одна негативная тенденция последнего времени – стабильное падение загрузки в августе, самом эффективного для туристической отрасли месяце и можно констатировать: это связанно с тем, что клиенты стали более разборчивые и научились выбирать специальные предложения по минимальной цене.

В противовес вышесказанному, на рынке делового туризма Сочи наблюдается настоящий бум потому, что всем ведомствам и компаниям была дана чёткая рекомендация из правительственных структур – все деловые конференции и совещания проводить в Сочи. За счёт этого хорошо поддерживается не только гостиничный бизнес, но и ресторанный, куда гости приезжают на 3-4 дня с хорошими бюджетами. Тем не менее, на наш взгляд, эта ситуация может очень быстро поменяться, так как теперь стоит новая задача – перевести этот поток в Крым.

Более того, по замыслу чиновников событийный туризм должен стать своего рода локомотивом загрузки новых объектов, то есть каждый месяц в Сочи должно проходить какое-либо крупное событие федерального или даже международного уровня. Кроме того, до конца этого года владелец аэропорта, компания «Базэл-Аэро» намерен ввести так называемый режим «открытого неба». Иностранные компании смогут брать пассажиров и грузы для дальнейшей перевозки в третьи страны. А это значит, что аэропорт может стать интересным пунктом для транзитных перевозок, что в перспективе способно радикально расширить число городов, из которых можно напрямую долететь до Сочи, снизить стоимость поездки и время в пути[3].

Ещё одним важным шагом со стороны администрации Краснодарского края стало выделение средств на рекламу Сочи. По мнению отельеров, необходимо выстраивать чёткую концепцию продвижения курорта и не пытаться соревноваться с Крымом с помощью снижения цены. Проблема заключается в сложившимся стереотипе «Сочи -- дорогой курорт», тем не менее, в городе есть вполне демократичные предложения и, в связи с этим, необходимо продвигать Сочи, именно как курорт, который доступен для всех.

Тенденция понимания властей такой точки зрения проявляется в конкретных действиях администрация Краснодарского края – принимаются экстренные меры для исправления «дорогого» имиджа города. К примеру, в мае был заключён контракт на производство рекламного ролика о Сочи под лозунгом «Свой для каждого». К концу июня реклама была запущенна по пяти федеральным телеканалам, при этом, при выборе концепции ролика власти посоветовались с туристическим сообществом; тем не мене, этот шаг был сделан с опозданием, вследствие чего курорт недополучил в бюджет десятки миллионов рублей[8].

Действия администрации Краснодарского края вполне понятны: рекламируется не чужой бизнес – так сама администрация является собственником крупного курортного комплекса «Бархатные сезоны» на 18 000 номеров. Кроме того, на попечении бюджета края остались и другие олимпийские объекты, и каждый день простоя всего этого имущества приносит огромные убытки. В этих условиях, успехи туристической отрасли, очевидно, должны стать ещё ближе региональным властям, чем это было до масштабных преобразований и, поэтому, на наш взгляд, должна быть создана отдельная структура – бюро по продвижению курортов Краснодарского края. Такой опыт, с недавнего времени, используют в России курорты Северо-Кавказских минеральных вод и давно использует Швейцария. В Швейцарии, например, на создание такого бюро государство потратило порядка 40 млн. евро, а затем структура поддерживается за счёт частного бизнеса, специального гостиничного налога. Это такое государственно-частное партнерство, аналога которому в России нет, и которое могло бы стать в ближайшей перспективе ещё одним своевременным конструктивным решением администрации[7].

Тем не менее, в Сочи создан свой проект по привлечению туристов, и как отмечают специалисты, вполне удачный – «5 причин приехать в Сочи», организованный местным туристическим сообществом вместе с администрацией города. В период с 16 по 18 мая в отелях и здравницах Сочи бесплатно отдохнули сотрудники туристических компаний, журналисты, блогеры и пиарщики из разных регионов страны, которым представили программы по пяти направлениям: пляжный отдых, деловой туризм, лечебный, горный отдых и осмотр достопримечательностей курорта. Такого рода рекламные туры подтверждают, что за «внутреннего» туриста Сочи вполне способен побороться, хотя до международного уровня, конечно, еще далеко.

По замыслу администрации, событийный туризм должен стать своего рода локомотивом загрузки новых объектов, то есть каждый месяц в Сочи планируется организовывать какое-либо крупное событие федерального или даже международного уровня. Кроме того, до конца этого года владелец аэропорта, компания «Базэл-Аэро» намерена ввести так называемый режим «открытого неба». Иностранные компании смогут брать пассажиров и грузы для дальнейшей перевозки в третьи страны. А это значит, что аэропорт может стать интересным пунктом для транзитных перевозок, что в перспективе способно радикально расширить число городов, из которых можно напрямую долететь до Сочи, снизить стоимость поездки и время в пути.

Постолимпийский зимний сезон в Красной Поляне города Сочи всё ещё в разгаре, но уже сейчас его можно считать успешным. Во многих гостевых домах Красной поляны пустых номеров сейчас — меньше 20 процентов. Заметное увеличение загрузки номерного фонда в средствах размещения на постолимпийском горнолыжном курорте произошло по понятным причинам: многие российские туристы предпочли Сочи европейским горнолыжным курортам, прежде всего, из-за олимпиады, а во-вторых, на руку местным бизнесменам сыграл и рост стоимости иностранной валюты, вследствие чего туристский поток горнолыжников изменился в сторону Сочи. Теперь важно сделать всё, чтобы те, кто приехал сюда впервые, хотели возвращаться вновь и вновь.

В сложившихся условиях, успехи туристической отрасли, по нашему мнению, должны стать еще ближе региональным властям, чем это было до масштабных преобразований и, поэтому, на наш взгляд, должна быть создана отдельная структура – бюро по продвижению курортов Краснодарского края и, в первую очередь, Сочи. Такой опыт, например, с недавнего времени используют в России курорты Северо-Кавказских минеральных вод и давно использует Швейцария. В Швейцарии, например, на создание такого бюро государство потратило порядка 40 млн. евро: в настоящее время структура поддерживается за счёт частного бизнеса, специального отельного налога. Это такое государственно-частное партнерство, аналога которому в России нет, и которое могло бы стать в ближайшей перспективе ещё одним своевременным конструктивным решением администрации[2].

В заключение необходимо подчеркнуть, что, несмотря на определённый спад турпотока в направлении Большого Сочи в сезон 2014 г. и учитывая конкурентные преимущества городов-курортов Геленджика и Анапы, в определённой степени компенсировавшие сочинские потери по результатам прошедшего сезона, в целом, можно оценить летний туристический сезон 2014 г., как вполне успешный, а возрастающий интерес многочисленных любителей горнолыжного спорта к району Красной Поляны компенсирует понесённые потери летом и, тем самым, пополняет бюджет города.

Библиографический список

1.Чесноков Ю. В., Самусева А. В. Проблемы развития санаторно-курортной сферы туризма в Крыму и методы их решения. Сборник трудов всероссийской научно-практической конференции. (Геленджик, 10 апреля 2014 г) преподавателей, молодых учёных, аспирантов и студентов «Образовательный процесс как один из механизмов повышения уровня, функционирования и развития рекреационных территорий и санаторно-курортных комплексов страны». Авторский знак O232. С. – 203-210.

2. Чесноков Ю. В., Жарук Я. В. Совершенствование и формирование привлекательного инвестиционного климата муниципального образования город-курорт Геленджик. Сборник трудов всероссийской научно-практической конференции. (Геленджик, 10 апреля 2014 г) преподавателей, молодых учёных, аспирантов и студентов «Образовательный процесс как один из механизмов повышения уровня, функционирования и развития рекреационных территорий и санаторно-курортных комплексов страны». Авторский знак O232. С. – 189-196.

3. Чесноков Ю. В., Исакова М. Развитие санаторно-курортной сферы и туризма в новых регионах РФ (на примере Республики Крым) Совершенствование и формирование привлекательного инвестиционного климата муниципального образования город-курорт Геленджик. Проблемы развития санаторно-курортной сферы туризма в Крыму и методы их решения. Сборник трудов всероссийской научно-практической конференции. (Геленджик, 10 апреля 2014 г) преподавателей, молодых учёных, аспирантов и студентов «Образовательный процесс как один из механизмов повышения уровня, функционирования и развития рекреационных территорий и санаторно-курортных комплексов страны». Авторский знак O232.С.- 197-202

4. Чесноков Ю. В. Тенденции развития санаторно-курортной сферы Российской Федерации. Научно-практический журнал «Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление», Ростов-на Дону, 2014 (ВАК). С.-36-40

5. Чесноков Ю. В. Проблемы и перспективы развития ресурсно-рекреационного потенциала в новых регионах РФ (на примере Республики Крым). Российская Академия естествознания. Научный электронный журнал «Современные проблемы науки и образования», Москва, 2014

6. Пресс-служба администрации города –курорта Сочи

7. Пресс-служба администрации города –курорта Геленджик

8 http://yug.svpressa.ru/society/article/89518/

9. портал «Турпром»

Просмотров работы: 3061