ВЛИЯНИЕ ПИТАНИЯ НА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И УРОВЕНЬ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВЛИЯНИЕ ПИТАНИЯ НА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И УРОВЕНЬ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ

Мухаметова Г.М., Николаева С.В., Ахмадиев Г.М.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность проблемы. Предпосылкой и основанием для начала нами предлагаемой научно-исследовательской работы послужило непостоянное посещение студентов столовой - Набережночелнинского государственного торгово-технологического института - (НГТТИ) в большую перемену, которая продолжается не более 30 минут и далее как, в утренние, так и вечерне время сутки. Постоянно приходя, в столовой, мы заметили, что обедают практически одни и те же студенты, а это примерно 1/ 5 часть от общего числа учащихся в институте. Обед в столовой нашего учебного заведения приходится как раз на тот период, когда организм подвергается напряжению, истощению, утомлению и при этом у большинства студентов умственная работоспособность практически снижается почти к нулю. И только после обеда, тогда как подкрепишься, чувствуешь прилив энергии. Возможно, мы впервые задумались, что правильное и своевременное питание — это один из факторов, влияющих на жизнедеятельность и развитие мыслительной способности студентов. Большинства отечественных работ посвящены к изучению влияния умственной нагрузки на физиологические показатели и состояние здоровья [2,3,12,13]. Хотя ни мало работ, посвященных к нашей проблеме [1,4,5,6,7,8,9,10,11].

Мы считаем, что научные исследования в данном направлении являются актуальными и перспективными на сегодняшний день.

Объектом нашего исследования были - студенты, сдающие зачет и экзамен в сессионный период.

Предметом исследования является питание и поведение студентов.

Задача нашего исследования: узнать, как изменяется питание и поведение студентов, а далее как все отражается и меняется их психофизиологическое состояние в период обучения в вузе.

База исследования. Студенты в возрасте 15 – 23 года.

Материалы и методы исследований. В нашем исследовании генеральной совокупностью является вся молодежь в возрасте от 15 до 23 лет. Выборочная совокупность равна 30 человек. Мы проводили выборочное исследование при помощи анкетирования и не претендуем на большую репрезентативность полученных данных. Данным исследованием мы хотим обратить внимание нашего общества. Приводим форму, содержание и результаты опроса по нашей анкете, которая была использована для выполнения настоящей работы. В работе была поставлена задача, узнать, как изменяется питание и поведение студентов, а далее как все отражаются и способствуют изменению их психофизиологического состояния.

Для её решения были использованы методы анкетирования и наблюдения за студентами в возрасте 15 – 23 года. В данном исследовании участвовало 15 студентов мужского пола (50%) и 15 студенток (50%). Содержание анкеты было в следующей форме:

1.Ваш пол? Женский, мужской

2.Ваш возраст? 17 лет, 18 – 19 лет, 20 лет

3.На каком курсе вы обучаетесь? 1 курс, 2 курс, другой

4.Место вашего проживания? Общежитие, снимаю квартиру, я местный, местная

5.Как меняется ваш аппетит во время зачетов и экзаменов? Повышается, уменьшается, не изменяется

6.Сколько раз вы питаетесь во время зачетов и экзаменов? 2 – 3 раза, 3 – 5 раз, более 5 раз

7.Завтракаете ли вы с утра? Да, нет, иногда

8.Сколько часов в день вы спите? Меньше 7, от 8 до 10, больше 10

9.Как сдаете сессию? Отлично, хорошо, удовлетворительно

10.Присутствуют ли в вашем рационе фрукты и овощи? Да, нет, затрудняюсь ответить

11.Стараетесь ли вы соблюдать определенный режим питания? Скорее да, чем нет, скорее нет, чем да, иногда

12.Испытываете ли вы стресс во время сессии? Никогда, редко, часто

13.Становитесь ли вы более раздражительным (ой) во время сессии? Нет, я всегда спокоен (-на), да, я становлюсь более раздражительным (-ой)

14.Злоупотребляете ли вы сладким? Да, нет

15.Принимаете ли вы успокоительные препараты во время сессии? Никогда, редко, часто, всегда

16.Высыпаетесь ли вы? Да, нет

17.Где вы питаетесь? В столовой, в «Лакомке», в общежитии, ношу с собой

18.Как вы снимаете стресс? Медитирую, заедаю сладким, физическими упражнениями, слушаю музыку

19.Как вы считаете, нужно ли ограничивать себя вредными продуктами (чипсы, кока-кола, алкоголь)? Да, я стараюсь не употреблять вредные продукты, нет, я часто употребляю вредные продукты, затрудняюсь ответить.

Результаты исследований и обсуждение. Из всех студентов участвующих в эксперименте 72% испытывали стресс и становились более раздражительными вовремя сессии. Мы также выяснили, что зачеты и экзамены оказывают влияние и на аппетит студента (у 22 % опрошенных студентов аппетит уменьшился, а у 39 % опрошенных наоборот повысился). У 61% опрошенных студентов спят меньше 7 часов и поэтому 100% опрошенных студентов часто не высыпаются.

Важно отметить, что некоторые студенты из-за стресса, неврозов во время сессии злоупотребляли сладким (50%).

Но, как показали результаты исследования, что среди студентов имелись и такие, которые не становятся раздражительными (28 % опрошенных), которые не злоупотребляли сладким во время сессии (50 % опрошенных).

Анализ результатов показали, что в период зачетов и экзаменов у студентов сильно меняется психофизиологическое состояние, основным и определяющим фактором является несбалансированное и несвоевременное питание.

Практические предложения и рекомендации. Для предотвращения подобной ситуации хочется пожелать студентам придерживаться основных правил рационального питания, что, несомненно, положительно скажется на результатах зачетов и экзаменов. А именно:

  1. Употреблять сложные углеводы, которые содержатся в бобовых, овощах, фруктах и всевозможных крупах, так как они обладают способностью расщепляться в течение долгого времени, и тем самым обеспечивать организм, в частности мозг, необходимым количеством энергии.

  2. Питаться белковыми продуктами, что поможет справиться с тревогой во время зачета или экзамена. Больше всего белка содержится в яйцах, молочных продуктах, бобовых, цельных зернах, орехах, а также листовых овощах. Рыба и птица также служат хорошим источником белка.

  3. Очень важно употреблять продукты, богатые фолиевой кислотой, витамином В12 и В 6. Лучше сосредоточиться на экзамене можно, если позавтракать порцией постного мяса, листовыми овощами и клюквой. Яблоки, курага и бананы также являются хорошим источником необходимых для работы мозга витаминов.

  4. Необходимо обеспечить мозг и организм в целом нужным количеством жидкости. Оптимальным «мозговым» питьем будет натуральный сок, молоко, а также зеленый чай с высоким содержанием антиоксидантов.

Список литературы:

1. Ахмадиев Г.М. Физиологические основы и принципы организации безопасной технологии питания студентов // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/12/40802.

2.Агаджанян Н.А. Физиология человека: учебник (курс лекций) /Н.А. Агаджанян, Л.З. Телль, В.И. Циркин, С.А. Чеснокова /под ред. Н.А. А 3.Аветисян, Л.Р. Изучения влияния повышенной учебной нагрузки на состояние здоровья учащихся / Л.Р.Аветисян, С.Г.Кочарова // Гигиена и санитария. – 2001. – №6. – С.48 – 49.гаджаняна, В.И. Циркина. СПб.: СОТИС, 2008- с. 177

4.Бакуменко О.Е. Оценка состояния здоровья и анализ фактического рациона питания учащихся вуза / О.Е. Бакуменко, А.Ф. Доронин, Б.А. Шендеров, Л.Н. Шатнюк // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - №11. - С.43-47

5.Бакуменко О.Е. Изучение фактического питания учащихся ВУЗа / О.Е. Бакуменко, А.Ф. Доронин // Пищевая промышленность. - 2008. - № 11. - С. 66-67.

6.Бакуменко О.Е. Принципы разработки функциональных продуктов для студентов / О.Е. Бакуменко, Т.В. Иванникова, Ю.О. Натокина // Пищевая промышленность. - 2009. - №9. - С. 64-65.

7.Бакуменко О.Е. Современные подходы к организации оптимального питания учащейся молодежи / О.Е. Бакуменко, А.Ф. Доронин // Пищевая промышленность. - 2010. - № 7. - С. 36-38.

8.Васнева И.К. Научные и технологические аспекты разработки антистрессового продукта для студенческой молодежи / И.К. Васнева, О.Е. Бакуменко // Пищевая промышленность. - 2011. - № 2. - С. 24-25.

9.Васнева И.К. Здоровое питание в борьбе со стрессом в современной жизни студентов / И.К. Васнева, О.Е. Бакуменко // Пищевая промышленность. -2009. - № 7. - С. 50-51.

10.Васнева И.К. Здоровое питание в борьбе со стрессом в современной жизни студентов / И.К. Васнева, О.Е. Бакуменко // Пищевая промышленность. -2009. - № 7. - С. 50-51.

11.К вопросу питания и поведения студентов в зачетно-экзаменационный период/ (научный рукодитель: Ахмадиев Г.М) //Аглиуллина Л.Р., Захарова А.С., Авзалова А.Н. //XV студенческаямеждународная научно-практическая конференция «научное сообщество студентов xxi столетия» Естественные науки (Россия, г. Новосибирск 28 января 2014).

12.Макарова, Т.Н. Образование и здоровье / Т.Н.Макарова // Материал Всеросс. научн.-практ. конф. – Пермь, 2002. – С.231 – 232.

13.Максимова, T.М Состояние здоровья и ценностные ориентации современной молодёжи / T.М. Максимова // Здравоохранение РФ – 2002. – №2. – С. 40 – 43.

Просмотров работы: 1160