В США функционируют как государственные, так и частные пенсионные фонды. Общегосударственная программа пенсионного страхования охватывает свыше 96% американской рабочей силы и является источником дохода для более 58 млн. американцев, в том числе 47 млн. пенсионеров. [1]
Федеральная система пенсионного страхования была учреждена в США в 1935 г. в соответствии с законом о социальном обеспечении, проект которого был предложен на рассмотрение Конгрессу США президентом Ф. Рузвельтом. [2]
Закон о социальном обеспечении, вступивший в силу в августе 1935 г., впервые в американской истории предусматривал гарантии пенсионного обеспечения американским трудящимся. За прошедшие 80 лет к закону принимались поправки (Свод законов США - титул 42), но основополагающие принципы остались неприкосновенными.
В настоящее время модель пенсионной системы США основывается преимущественно на личном пенсионном страховании населения (более половины пенсионных выплат обеспечивается за счёт добровольных накопительных систем). Основная масса занятых в частном секторе экономики участвует в негосударственных пенсионных системах, организуемых по месту работы. Помимо этого, существует возможность открыть и свой личный пенсионный счёт (в банках, паевых фондах, страховых компаниях). При этом крупнейшая государственная пенсионная система США, так называемая Общая федеральная программа, построенная по распределительному принципу, охватывает почти всех занятых в частном секторе экономики.
Выплаты пенсионерам финансируются за счет специального налога, выплачиваемого в равных долях работниками и работодателями. Для всех участников федеральной программы пенсионного страхования налог взимается с предельной суммы заработков – максимальной налоговой базы. Сумма заработной платы, превышающая потолок налоговой базы, налогом не облагается.
Пенсионные выплаты начисляются, исходя из индивидуальных показателей: трудового стажа, выплаченных взносов, наличия у застрахованного лица на иждивении жен (мужей), достигших пенсионного возраста, или в любом возрасте, если они воспитывают детей до 18 лет или детей-инвалидов.
Реализация федеральной программы социального страхования возложена на Управление социального обеспечения (SocialSecurityAdministration).
Управление социального обеспечения присваивает номер социального страхования и ведет соответствующий банк данных, осуществляет контроль за функционированием программ страхования, а также за отсутствием дискриминации в вопросах пенсионного обеспечения. Управлением социального обеспечения исчисляются размеры пенсионных выплат. Кроме того, в рамках Управления проводятся исследования возможностей совершенствования социального обеспечения пенсионеров, развития действующего законодательства, дается оценка управляемых им программ.
Практически все лица, работающие по найму, платят государству пенсионный налог со своих трудовых доходов (зарплата и т.д.), в следующем размере:
с трудовых доходов в размере до $65,400 в год, по ставке 7.65%. Этот налог состоит из двух компонент: 6.20% - пенсионный налог «Retirement, survivors, anddisabilityinsurance» для пенсионного обеспечения престарелых, вдов/сирот и инвалидов и 1.45% налог «Hospitalinsurance» для медицинского обеспечения престарелых;
с трудовых доходов сверх $65,400 в год взимается только «Hospitalinsurance» (1.45%).
В придачу к 7.65% этому налогу, платимому самим работником, работодатель платит государству еще ровно столько же. Таким образом, на каждые $100 зарплаты Управление социального обеспечения получает около $15 этого налога.
Лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, платят за себя одновременно как за сотрудника и как работодателя — вместе 15,3%.
Нетрудовые доходы (процент по банковским вкладам и облигациям, дивиденды, доход от операций с ценными бумагами и т.п.) пенсионным налогом не облагаются.
Управление социального обеспечения хранит информацию о пенсионном налоге, уплаченном каждым трудящимся за все годы его трудовой деятельности.
Право на пенсию у граждан США возникает с 65,5 лет независимо от пола, а в случае инвалидности — несколько раньше (62 года), но каждый недоработанный год "съедает" около 7% пенсии. А если страховой стаж менее 10 лет — пенсия не назначается вообще, хотя остается возможность обратиться к государству за пособием по бедности. В ближайшие годы пенсионный возраст для американцев вырастет до 67 лет. В расчете пенсии учитываются страховой стаж, размер страховых взносов и показатели инфляции. Средняя государственная пенсия в США составляет $1100-$1200 в месяц. [3]
Согласно индексу AgeWatch в 2014 году США занимали 8 место в общем рейтинге по обеспеченности жизни пенсионеров. [4]
Таким образом, государственная пенсионная система на федеральном уровне в США основана на принципах:
обязательного пенсионного страхования;
законодательно установленной ответственности работодателей и работников, выплачивающих в установленном порядке страховые взносы;
гарантиях (со стороны государства) своевременной выплаты пенсий и надежной системы контроля за их начислением;
распространения пенсионного страхования на основные категории работающих по найму и на занятых индивидуальной трудовой деятельностью;
меж поколенной солидарности, когда пособия тем, кто достиг пенсионного возраста, финансируются ныне работающими американцами;
личной заинтересованности застрахованного, размеры пенсии которого зависят от страхового стажа и заработка работника. [1]
Пенсионная система России — это совокупность создаваемых в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. Пенсионная система России в современном виде введена с 1 января 2002 года и включает в себя отношения по формированию, назначению и выплате следующих видов пенсий: трудовой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, негосударственной пенсии.
Согласно индексу AgeWatch Россия в 2014 году заняла 65 место в общем рейтинге по обеспеченности жизни пенсионеров. [4]
С 2015 года в системе обязательного пенсионного страхования у работающих граждан формируются страховые пенсии и пенсионные накопления.
Основу будущей пенсии работающего человека составляют обязательные страховые взносы работодателя в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). В 2015 году по российскому законодательству они составляют 22 % от годового заработка работника в пределах 711 тысяч рублей по каждому месту работы. Из них 6 % тарифа может идти на формирование пенсионных накоплений, а 16 % – на формирование страховой пенсии, а может – по выбору гражданина – все 22 % идти на формирование страховой пенсии.
Согласно последним изменениям в законодательстве, страховая пенсия рассчитывается в баллах: с 2015 года пенсионные права граждан формируются в пенсионных баллах (индивидуальных пенсионных коэффициентах). Таким образом, все ранее сформированные пенсионные права были конвертированы в пенсионные баллы и учитываются при назначении страховой пенсии. Количество пенсионных баллов зависит от начисленных и уплаченных страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования и длительности трудового стажа.
Средний размер страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты на сегодня составляет 12,9 тысяч рублей. С 2015 года индексация страховых пенсий осуществляется через индексацию стоимости пенсионного балла. С 1 февраля 2015 года его стоимость увеличилась с 64 рублей 10 копеек до 71 рубля 41 копейки.
Накопительная пенсия (6 %) – это «живые» деньги, взносы, отчисляемые за гражданина его работодателем, которые инвестируются на фондовом рынке, приносят реальный доход и могут стать существенной прибавкой к пенсии в будущем. [5]
Выделив главные особенности пенсионных систем России и США, можно провести их сравнение (см. табл. 1).
Таблица 1 – Характеристика пенсионных систем России и США
Характеристики |
США |
Россия |
||
Пенсионный возраст |
муж. |
жен. |
муж. |
жен. |
65,5 лет |
65,5 лет |
60 лет |
55лет |
|
Минимальный трудовой стаж |
10 лет |
5 лет |
||
База* (годовая заработная плата до уплаты налогов) |
3 986 тыс. рублей (65,4 тыс. долларов) |
711 тыс. рублей (11 663 долларов) |
||
Тариф страхового взноса |
работник |
работодатель |
работник |
работодатель |
7,65% |
7,65% |
- |
22% |
|
Индекс AgeWatch |
8 |
65 |
||
Средний размер пенсии* |
66-72 тыс. рублей (1100-1200 долларов) |
12, 9 тыс. рублей (215 долларов) |
*Пересчет проведен по курсу 1доллар = 60.96 рублей на дату написания статьи
Рассмотрев пенсионные системы России и США, можно выявить их отличительные черты. Это объясняется разницей в экономических потенциалах государств, степенью развития национальных систем социального обеспечения, а также демографическими, культурными, социально-политическими особенностями каждой страны.
Но есть и сходство пенсионных систем обоих государств, такое как распределительный тип пенсионной системы, основанный на принципе солидарности поколений. Особенность этой системы заключается в том, что пенсии нынешним пенсионерам формируются за счет работающих граждан. Эта система носит наименование PayasYouGo, или дословно - "выплата по ходу". Пенсионная модель, основанная на отчислениях из доходов работающего населения, распространена во многих европейских государствах.
Список литературы
1. Лебедева Л.Ф. Федеральная программа пенсионного обеспечения в США // «Россия и Америка в XXI веке», №2, 2014;
2. Лебедева Л.Ф. США: государство и социальная политика/ М.: Наука, 2007. 271 с.
3. Как работает пенсионная система США - Экономика: деловой новостной сайт. URL:http://delo.ua/world/kak-rabotaet-pensionnaja-sistema-ssha-282949/ ?supdated_new=1424755852
4. Global AgeWatchIndex2014 - URL: http://www.helpage.org/
5. Негосударственный пенсионный фонд электроэнергетики (некоммерческая организация) URL:http://www.npfe.ru/