ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

Самсонова О.В. 1
1ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г.И. Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Э

Агрессивность в наши дни является серьезной проблемой нашего общества, и особенно агрессивное поведение детей и подростков. В быту термин «агрессия» имеет широкое применение для обозначения насильственных или захватнических действий. Работая с людьми агрессивного поведения, мы сразу же сталкиваемся с важной задачей определения содержания понятия «агрессия».

Первое определение было предложено А. Бассом. Он считал, что «агрессия» — это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим[1]. Следующее определение дает Н. Зильманнов, ограничивая употребление термина «агрессия» попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений[2]. В настоящее время наиболее часто используется следующие определение: «агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения»[3].

Как у детей, так и у взрослых, существует два вида проявления агрессии. Первая – недеструктивная агрессивность, механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она подталкивает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов, так же служит для развития познания и способности положиться на себя[4].

Вторая – враждебная деструктивность, она включает в себя не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого[5]. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка. Деструктивность агрессии дети начинают чувствовать уже в раннем возрасте и стараются управлять ею. Однако у некоторых детей она, вероятно, запрограммирована биологически и проявляется с первых дней жизни: ее простейшим выражением являются реакции ярости и гнева.

Агрессия у ребенка так же может возникнуть по следующим причинам: скандалы в семье, применение физической силы во время семейных ссор, жестокое обращение с ребенком, просмотр боевиков, сцен насилия как в художественных, так и в мультипликационных фильмах, одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта.

Ученые говорят о следующих характерных особенностях агрессивного поведения ребенка: отказывается от коллективной игры, слишком говорлив, чрезмерно подвижен, не понимает чувств и переживаний других детей, создает конфликтные ситуации, перекладывает вину на других, суетлив, импульсивен, не может адекватно оценить свое поведение, мало и беспокойно спит[6].

Дети с агрессивным поведением имеют низкий уровень эмпатии. Эмпатия – это понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир[7].

У агрессивного ребенка, нет понимания того, что окружающим может быть неприятно и плохо. Считается, если агрессор сможет посочувствовать, его агрессия в следующий раз будет слабее. Поэтому так важна работа педагога-психолога по развитию у ребенка чувства эмпатии.

Одной из форм такой работы может быть ролевая игра, это интересный метод, в процессе которого ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Например, если в группе произошла ссора, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости сказочных героев. На глазах у ребят гости разыгрывают ссору, похожую на ту, которая произошла в группе, а затем просят детей помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Важно, что в конечном итоге дети приобретут умение вставать на позицию другого человека, распознавать его чувства и переживания, научатся тому, как вести себя в сложных жизненных ситуациях. Групповое обсуждение таких проблем будет способствовать сплочению и хорошему взаимоотношению между детьми.

Существует еще одна интересная форма снижения агрессивного поведения у детей – сказкотерапия. Это направление практической психологии, использующее ресурсы сказки или сказочной истории для воспитания, образования, развития личности ребенка и, при необходимости, коррекции поведения или внутренних конфликтов[8].

Сказкотерапия, по нашему мнению, это эффективный метод работы с детьми. Так как, даже наши предки не спешили наказывать или ругать ребенка за проступок, а рассказывали ему сказку, из которой можно было сделать вывод о совершённом проступке. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни.

Исследования психологов показали, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. "Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу, кто ты" – так перефразировали известную пословицу психоаналитики. Для мягкого влияния на поведение ребенка необходимо подбирать специальные сказки. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие. Можно предложить ученику сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Придуманную сказку можно обыграть в виде постановке, это будет намного интересней и развлекательно. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Основными задачами сказкотерпевтического метода являются:

  1. развитие гармонизации чувств у детей;

  2. формирование способности рефлектировать свои чувства;

  3. формирование эмпатии (в ситуациях помощи, спасения);

  4. формирование положительного эмоционального фона, ощущения комфортности, защищенности ранее отверженных детей;

  5. развитие боле позитивной Я-концепции;

  6. формирование принятия ответственности за свой выбор и действия «я несу ответственность за свои действия и за то, что происходит со мной»;

  7. выработка большей способности к самопринятию «я такой, какой я есть», принятию своего пути «я совершаю свой собственный путь, который я для себя выбрал»;

  8. формирование способности контактировать как с другими детьми, так и со взрослыми.

  9. развитие сензитивности к процессу преодоления трудностей.

  10. развитие внутреннего источника оценки.[9]

Сказка для ребенка - это не просто вымысел, это особая реальность мира чувств. Сказка выдвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дети сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварства. Поэтому уроки, которые дает сказка - это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Применение описанных выше методов позволит, на наш взгляд, эффективно корректировать агрессивное поведение детей.

Список литературы:

1) БИБЛИОФОНД.РУ (http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=606273)

2) БИБЛИОФОНД.РУ (http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=606273)

3) БИБЛИОФОНД.РУ (http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=135660)

4) ЦЕНТР РАЗВИТИЯ «Лотос»

(http://www.crlotos.ru/helpful_information/detskaya_agressivnost)

5) ЦЕНТР РАЗВИТИЯ «Лотос»

(http://www.crlotos.ru/helpful_information/detskaya_agressivnost)

6) NSPORTAL.RU

(http://nsportal.ru/detskiysad/raznoe/2011/09/28/psikhologicheskaya-

korrektsiya-agressivnogo-povedeniya-detey)

7) GIGA (http://forum.giga.ua/viewtopic.php?t=271117)

8) SOULDOC.RU (http://souldoc.ru/psihoterapiya/other/skazkoterapiya.html)

9) POMOCHNIK (http://www.pomochnikvsem.ru/load/publikacii_pedagogov/korrekcionnaja_pedagogika/skazkoterapija_v_korrekcii_narushenija_agressivnogo_povedenija_mladshikh_shkolnikov/39-1-0-4565)

Просмотров работы: 1963