Либеральная позиция базируется на той точке зрения, что плод, и тем более эмбрион, до момента своего рождения воспринимается частью тела матери, и, следовательно, не имеет четко обозначенного юридического права на самостоятельную жизнь. Таким образом, только мать вправе принимать окончательное решение о судьбе плода (эмбриона). Подобный подход морально обосновывает аборт на любой стадии развития беременности. Консервативная позиция рассматривает эмбрион (и тем более плод) в качестве человека, обладающим в полной мере правом на жизнь с момента его зачатия и не допускает возможность реализации аборта, приравнивая его к убийству. Умеренная позиция допускает проведение искусственного прерывания беременности лишь на начальных стадиях развития плода.
Дискуссия о морально-этическом праве на проведение прерывания беременности началась еще в античном мире. Аристотель утверждал: «Если в браке зарождаются дети вопреки ожиданию, то плод может быть изгнан прежде, чем он начнет чувствовать и жить». В то же время Цицерон считал, что: «...женщина должна быть наказана за изгнание плода, если она крадет у республики предназначенного для нее гражданина...» [2].
Целью нашей работы было изучение некоторых аспектов отношения к проблеме искусственного прерывания беременности с православной и мусульманской точек зрения.
В официальном документе «Основы социальной концепции», принятом Русской Православной Церковью в 2000 году было сформулировано отношение проблеме аборта. «С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству… Православная Церковь ни при каких обстоятельствах не может дать благословение на производство аборта» [3].
В Библии о правах плода ничего не говорится, поскольку в то время не было еще понятия права. В Священном Писании выражено Божие отношение к еще неродившемуся ребенку. Давид написал одно из самых острых свидетельств относительно Божьих знаний и заботы о еще неродившемся дитя.
«Ибо Ты устроил внутренности мои, и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Псалом 138: 13-16). В данном псалме Давид воспевал Бога за жизнь, данную ему Им. Давид был сотворен как человек и личность еще до рождения. Ведь будущее каждого человека ещё до его рождения известно лишь Господу [1].
То же самое Бог сказал и Иеремии: «И было ко мне слово Господне: Прежде, нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» (Иереем. 1: 4-5). Как Бог мог познать (узнать и меть взаимоотношения с Иеремией) в утробе матери, если бы Иеремия не был личностью - человеком?! Здесь звучит еще одна важная мысль, касающаяся нашей проблемы: для каждого человека Господь приготовил особое задание, особое назначение, поэтому, убивая неродившихся детей, мы срываем замысел Бога о мире.
В Библии упоминаются как рождённые, так и не рождённые дети, но нигде в не говорится о «почти что детях» или о «потенциальных детях» или «практически детях». Ответственность за грех убийства нерожденного ребенка, наряду с матерью, несет и отец, в случае его согласия на производство аборта. Если аборт совершен женой без согласия мужа, это может быть основанием для расторжения брака. Грех ложится и на душу врача, производящего аборт [1].
Всеми святыми отцами единогласно признано, что аборт является убийством человека независимо от срока беременности. А единогласное мнение отцов обладает в Церкви непререкаемым авторитетом.
Ислам рассматривает деторождение как одну из главных целей брака. Появление на свет ребёнка — великая милость Аллаха по отношению к нему самому и его родителям, и человек должен принимать её с благодарностью. В мусульманской религии отношение к аборту бескомпромиссное и твёрдое: он является убийством, большим грехом. Это касается не только женщины, идущей на этот шаг, но и всех людей, которые подталкивают ее к совершению такого поступка. В священном Коране говориться:"О Пророк! Если к тебе придут верующие женщины и захотят присягнуть в том, что не станут ничему поклоняться наряду с Аллахом, что не будут красть, совершать прелюбодеяние, убивать своих детей, приживать детей [от других] и настаивать [на лжи] всеми силами, не будут высказывать ослушания тебе в установленном для всех, то прими их присягу и проси Аллаха простить их, ведь Аллах - прощающий, милосердный" (Коран, 60:12).
В исламе фетвы выносятся по вопросам, на которые в Коране и Сунне пророка Мухаммеда нет однозначных ответов, поэтому фетва является рекомендуемой, но не обязательной для исполнения нормой поведения верующих.
Муфтием Башкирии Нурмухаммадом Нигматуллиным издана фетва о том, в каких случаях аборт считается приемлемым с точки зрения шариата. Ему принадлежат такие слова: «Мы попытались отразить одну из главнейших идей религии: жизнь человека от момента зачатия и до наступления смерти является бесценной. Поэтому ислам защищает жизнь и здоровье как эмбриона, так и матери. Полагаю, что фетва поможет верующим верно сориентироваться в сложных ситуациях, которые могут возникнуть в связи с наступлением беременности, и принять наиболее правильное с точки зрения ислама решение» [7].
Как указывается в фетве, для приверженцев ислама аборт остается запретным в абсолютном большинстве случаев. Опасение материальных трудностей, которые могут возникнуть в связи с появлением ребенка, или беременность, возникшая в результате прелюбодеяния или изнасилования, по мнению автора фетвы, не являются основаниями для совершения аборта.Вместе с тем аборт признается дозволенным и даже необходимым в исключительных случаях, к которым относятся: угроза жизни и здоровью матери в связи с продолжением беременности и выявление на ранних сроках беременности врожденных пороков развития, которые будут приносить будущему ребенку тяжелые физические страдания.К таким выводам башкирский муфтий пришел в результате изучения источников мусульманского права, а также мнений ведущих богословов прошлого и современности [7].Таким образом, и мусульманская и православная религии считают аборт недопустимым явлением в жизни человека, хотя и допускают его в исключительных случаях.
В основе и христианских и мусульманских ценностей лежат принципы истинного гуманизма, который признает изначальную ценность человека как личности, провозглашает его права на свободу развития и всестороннюю реализацию своих способностей. Согласно канонам этих религий, семейные ценности проявляются в качестве поклонения Богу [4,5,6].
Данные монотеистические религии направлены на укрепление института семьи, проповедуют крепость брачных основ, семейных уз, заботу о детях, их воспитание и обучение, традиционное уважение к старшему поколению, осуждают добрачные и внебрачные связи, порицают разводы. Таким образом, возвращение к сакрализация общества в цивилизованных формах может способствовать сохранению морально-этических основ общества и противостоять разрушению традиционных семейных ценностей, наблюдаемому в современном мире ориентированному на потребление, крайний индивидуализм и гедонизм [6].
Список использованной литературы:
Библия. – М.: Изд-е Московской Патриархии, 1992. – 1372 с.
Введение в биоэтику: Учеб. пособие / А.Я. Иванюшкин, В.Н. Игнатьев, Р.В. Коротких и др. - М.: Прогресс-Традиция, 1998. - 381 с.
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. - М., 12-16 августа 2000. - 94 с..
Синелина Ю.Ю. Православие и мусульмане: сравнительный анализ религиозного поведения и ценностных ориентаций // Социол. исслед. 2009. - №4. – с. 89-95.
Хен Ю. В. Ценность жизни как проблема прикладной этики // Жизнь как ценность. Сборник. Ч. 9.: [Электронный ресурс]. - (http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000659/st000.shtml)
Юзмухаметова Л.Ш. Границы секуляризации семейных ценностей в российском обществе // Вестник Казанского Технологического университета. 2011. Т.14. №1. С.266-279.
Mednovosti.ru, 18 августа 2006 года.