РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Шарамко А.А. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова Магнитогорск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно новым стандартам выпускник начальной школы должен овладеть познавательными, регулятивными, коммуникативными, личностными универсальными учебными действиями, обеспечивающими овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Одним из регулятивных учебных действий является умение осуществлять контроль (самоконтроль) и оценку (самооценку) выполненных действий.

Младший школьный возраст является важным возрастным этапом в формировании самооценки. Именно в этот период ученик впервые включается в социально значимую деятельность, в широкие контексты общения, процесс самопознания.

С точки зрения психологии самооценка – это личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности личности человека. Самооценка в большой мере влияет на степень успешности осуществляемой деятельности. Неадекватная самооценка (как завышенная, так и заниженная) отрицательно сказывается на процессе, а также и результате учебной деятельности. Ученики с заниженной самооценкой часто не проверяют собственную работу с целью исправления ошибок. Они заранее уверены в отрицательном результате. Ученики с завышенной самооценкой, убежденные в безошибочности своей деятельности, также не проверяют работу, стремятся быстрее сдать её учителю.

Процедура самооценки, выполняемой школьником, может состояться только в том случае, если её предусматривает и педагогически организует учитель, который разрабатывает для каждого конкретного случая чёткие эталоны оценивания, создаёт необходимый психологический настрой на анализ собственных результатов, поддерживает учащихся при составлении ими собственной программы на следующий этап деятельности с учётом полученных результатов.

Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлечённость в оценочную деятельность, как педагогов, так и учащихся. Оценочные действия, осуществляемые на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки дают учащимся возможность освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

Для развития самоконтроля и самооценки учитель должен регулярно задавать вопросы: «Что ты узнал на уроке? Чему научился? За что себя можно похвалить? Над чем ещё надо поработать? Какие задания тебе понравились? Какие задания оказались трудными? Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?» Дети охотно отвечают на них, оценивают свою работу, испытывают при этом чувство удовлетворения от результата любого уровня, честно говорят о своих ошибках, быстро находят пути их устранения (иногда сами, а иногда с помощью учителя).

Для формирования у младших школьников самооценки можно выделить следующие приёмы:

  • «Волшебные линеечки» – оценочные шкалы (отрезка), которые дети чертят рядом с работой и ставят крестик: вверху, если работа выполнена полностью, внизу – если работа не соответствует критерию. Критерии оценивания могут быть разными: правильность, аккуратность, старательность и др. Учитель рассматривает адекватность самооценки, при необходимости корректируя её.

  • «Лесенка» (работа ведется аналогично предыдущему приему).

  • «Зашифрованный рисунок». На листочках словарные слова (транскрипции). Во время словарного диктанта ученик закрашивает ячейку с соответствующим словом. Если работа выполнена правильно, получается рисунок.

  • «Спрячь букву». Учитель предлагает переписать предложение с доски (из учебника), вставляя точки вместо определённой буквы.

  • «Разноцветные поправки». Суть приёма состоит в том, что после выполнения работы предлагается сдать тетради для проверки. Работы собираются, но не оцениваются. Позже тетради раздаются, и учитель предлагает внести исправления другим цветом. На основании анализа полученных данных можно сделать вывод о наличии потребности в самоконтроле.

  • «Карточка успеха». Ученики на листочках ставят «+» разного цвета: зелёный (справился с заданием), жёлтый (справился, но требовалась помощь), красный (не справился с заданием). Заданий может быть несколько. В конце урока учитель говорит: «Встаньте те, у кого все «+» зелёные.

  • «Цветная оценка». Внизу работы ученик рисует два круга. Оценив свою работу, он закрашивает один круг, другой круг закрашивает учитель при проверке. Значение цвета обговаривается заранее. Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.

  • «Кто сможет?» учитель даёт задание, например, составить предложение по предложенной схеме, и спрашивает: «Кто сможет?» Учащиеся, оценив свои умения, поднимают руки. Один у доски, остальные на месте. Коллективная проверка. Ученик отвечает на вопрос: «Ты справился с заданием?» Так происходит сравнение уровня притязаний учащихся с их возможностями.

  • «Обоснованный отказ» позволяет развивать умение обнаруживать границу своих знаний, а также умение обнаруживать задания с недостающими данными в условии.

  • «Взаимооценка» предполагает сначала оценивание себя, а затем обмен тетрадями и оценивание в паре. Другой вариант взаимооценки: сосед по парте оценивает работу рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывая свою оценку, указывает на недостатки.

Выделение средств развития самооценки может быть проведено лишь условно, так как реальный процесс самопознания характеризуется их взаимодействием и неразрывной взаимосвязью. Можно использовать массу других приёмов самооценки: шифровки, цепочки, раскраски, кроссворды, пазлы, упражнения на восстановление оригинала и др. В таких заданиях предлагается эталон, с которым происходит сравнение выполненного действия.

Таким образом, описанные приёмы развития навыков самооценки и самоконтроля положительно влияют как на повышение качества обучения, так и на формирование личности ребёнка, способного к дальнейшему самоопределению и более полной самореализации.

Просмотров работы: 4727