ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ В США. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ В США.

Волкова О.О. 1, Богданова А.А. 1
1РГЭУ "РИНХ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для выполнения своих функций органы государственной власти обязаны располагать финансовыми ресурсами на всех уровнях управления. В связи с этим, в каждой стране создаётся разветвлённая сеть бюджетов, которая обеспечивает аккумуляцию денежных средств для финансирования хозяйства, благоустройства каждой административно-территориальной единицы, социальной сферы, содержания аппарата управления и других мероприятий.

В России, как и во многиx федеративных странаx , существует три уровня власти: центральный (федеральный), региональный и местный. За каждым из уровней закреплены обязанности по выполнению государственных функций и определены источники их формирования.

Доходы региональных и местных бюджетов формируются за счёт налогов, сборов и других обязательных платежей, на основе нормативов отчислений от определённого налога между разными уровнями. При этом конкретный механизм формирования доходов региональных и местных органов власти в каждой стране свой.

В США существуют три уровня бюджетной системы: государственный (федеральный) бюджет, бюджеты штатов(50) и местные бюджеты(82000). Органы власти штатов вправе самостоятельно вводить налоги и сборы на своей территории.

Структура консолидированного бюджета США представлена в

таблице 1.

Табл.1- Структура консолидированного бюджета США

Бюджеты штатов формируются, прежде всего, за счёт косвенных налогов (акцизы и налоги на продажи). Собственные поступления составляют приблизительно 78% доходов бюджета, а 22% - федеральные субсидии)

Существенную роль в консолидированном бюджете играют разнообразные прочие налоги идущие в местные бюджеты и бюджеты штатов, например, налог на продажи 415 млрд.$ (8%) и налог на собственность 413 млрд.$ (7,5%). По своему объёму они сравнимы с налогом на корпоративный сектор. Величина налоговых ставок различна, в зависимости от штата. Так, данный налог отсутствует в таких штатах, как Дэлавер, Аляска, Нью-Джерси. В других штатах ставка колеблется, поскольку устанавливается их правительствами. Самые низкие - в Колорадо и Вайоминге - 3%, в Алабаме, Луизиане, Джорджии, Айове - 4%, самые высокие - в Калифорнии - 7,25%, Иллинойсе - 8%, Нью-Йорке -8,25%.

Кроме того, в 44 из 50 штатах применяется подоходный налог граждан, в общей сумме бюджетных доходов его доля составляет примерно 21%.

Еще одним источником доходов бюджета штата является налог на прибыль корпораций. Его доля в общих бюджетных доходах достигает 15%. Кроме того, этот налог является инструментом, которым правительство штата может воздействовать на его экономическую ситуацию, развитие наиболее выгодных для данной территории направлений производства товаров и услуг. Он взимается почти во всех штатах.

Многие штаты предоставляют корпорациям налоговые льготы. Прежде всего, такие преференции предоставляются тем корпорациям, которые инвестируют свои средства на данной территории.

Практически во всех штатах взимается налог на собственность. Его уплачивают как юридические, так и физические лица. Ставки налога варьируются в размерах от 0,5 до 5%. Доля данного налога в общем объёме налоговых поступлений бюджета штата составляет около 37%.

Все штаты взимают налог на разные виды топлива по своим собственным ставкам. Они устанавливаются в центах с галлона (1 американский галлон - 3,78 л.) топлива. Ставки данного налога имеют тенденцию к повышению.

Штатами собираются акцизы на спиртные напитки. В одних эти налоги устанавливаются в процентах от объёма оптовой или розничной продажи, в других - ставки выражены в долларах с галлона напитка и различаются в зависимости от его крепости.

Акцизными являются также налоги, уплачиваемые корпорациями с добычи природных ископаемых: нефти, газа, угля, леса. В некоторых штатах вместо поимущественного налога установлен налог на добытые полезные ископаемые. Его платят собственники этих ресурсов. Размер ставок составляет от 3 до 5%.

Каждый штат взимает лицензионные сборы. Их ежегодно оплачивают юридические лица за право заниматься определёнными видами деятельности на территории данного штата. В общем объёме налоговых поступлений штатов их доля составляет приблизительно 6%.

Несмотря на законодательно установленные широкие права территорий, региональный потенциал в налогообложении США не используется в значимой степени, поскольку около 70% налоговых поступлений проходит через федеральный бюджет и их часть перераспределяется между штатами централизованно с объективными негативными последствиями.

Однако в последнее время сформировалась ощутимая тенденция увеличения собственных налоговых доходов штатов, например, в таких сферах, как социальное обеспечение, здравоохранение, охрана общественного порядка.

В целом можно заключить, что бюджеты штатов предусматривают более существенные льготы и пониженные ставки для корпораций и граждан, чем в России, гораздо большие возможности выбора при расчёте облагаемого дохода и, в основном, более низкие ставки прямых и косвенных налогов. Поэтому в США более благоприятный налоговый климат для предпринимательства, чем в России.

Это объясняется тем, что инвестиционный потенциал налоговой системы США ориентирован на использование норм ускоренной амортизации основных средств, на льготное налогообложение научных и конструкторских разработок, что фактически означает комплексное стимулирование развития высокотехнологичных производств.

Налоговая система США отличаются от налоговой системы РФ следующим:

- наибольший удельный вес в региональных бюджетах США составляет подоходный налог, а в РФ – налог на прибыль организаций;

- в США взимание налоговых поступлений от предприятий и других юридических лиц осуществляется гораздо чаще, чем в РФ;

- в РФ действует большое число сложных, запутанных налоговых актов. Нормы налогообложения, прописанные в Налоговом Кодексе Российской Федерации, зачастую противоречат прочим федеральным законодательным актам.

Однако, опыт западных государств вполне применим в современных условиях России, если его не слепо копировать, а перенимать лучшее, применяя к конкретным особенностям экономики РФ:

- вследствие большого налогового давления у предприятий изымается почти вся сумма накоплений (прибыли), используется многократное обложение доходов предприятий, например, прибыль облагается трижды – через налог на прибыль, налог на имущество предприятий и через НДС. Всё это ведёт к большому сокрытию доходов, стимулирует занижение прибыли и рост себестоимости продукции, сокращение инвестиций.

Если использовать опыт США, то в данной ситуации необходимо снизить ставки налогов – НДС и налога на прибыль, а также социальных платежей с соответствующим переносом налогового бремени на физических лиц через систему акцизов, налогов на имущество и др. В целом эта мера должна повысить инвестиционную заинтересованность предприятий. Но, надо учитывать, что уровень платежеспособного спроса населения падает и предлагаемые меры сократят его еще в большей степени, что отрицательно скажется на развитии производства.

Таким образом, положительным моментом бюджетного механизма США можно назвать, применяемое с 1949 года, бюджетирование, ориентированное на результат на основе программно-целевого способа расходования средств бюджетов всех уровней. Впрочем, в России переход к программно-целевому бюджету начался в 2010 году, однако сроки формирования такого бюджета для органов местного самоуправления переносится каждый год.

Как показал анализ, опыт США в области местных бюджетов достаточно показателен и имеет много положительного, однако не всегда приемлем для России. Например, за образец построения бюджетного процесса не следует брать пример США, в части банковского исполнения бюджета, перенесения сроков исполнения бюджета и огромного дефицита бюджета.

Литература

  1. Глущенко В. В., Чехунов В. Н. Финансы [Электронный ресурс] – режим доступа: http://exsolver.narod.ru/Books/Fininvest/Finance/c27.html

  2. Электронный ресурс [URL] - http://www.grandars.ru/student/finansy/municipalnye-finansy.html

  3. Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран [Текст]: учебник для вузов / Н.Н. Тютюрюков. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2010. – 171 с.

  4. Коновалюк О.В. Сравнительно-правовой анализ бюджетного законодательства России и США в области местных финансов // Политика, государство и право. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/06/1689 (дата обращения: 02.08.2014).

Просмотров работы: 1685