ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Морозов С.А. 1
1ФГБОУ ВПО РГЭУ (РИНХ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация

Реализация принятого бюджета осуществляется посредством применения сложного многоуровневого механизма формирования фондов денежных средств в бюджетной системе страны, и последующего расходования накопленных фондов. Данная исследовательская работа посвящена исследованию доходов федерального бюджета РФ. Эта тема является актуальной на любой стадии развития государства, так как без выработки стратегии формирования денежных фондов федерального бюджета, а также надлежащего уровня реализации на практике разработанной теоретической базы представляется невозможным осуществление государством своих функций, а, следовательно, невозможно цивилизованное ведение социально-экономической жизни на всей территории страны.

Особенно острой тема доходов федерального бюджета становится в периоды подобные нынешнему, когда накаляется геополитическая ситуация на международной арене, появляется угроза экономической рецессии, а также сохраняются проблемы в социальной сфере, что ставит перед государством вопрос о поиске новых источников формирования бюджетов Бюджетной системы, в условиях, когда старые источники перестают быть надежными как ранее. Это относится в первую очередь к доходам бюджета, получаемым за счет сырьевого экспорта, которые на протяжении ряда последних лет являются очень крупной статьей в структуре доходов консолидированного бюджета РФ, что ставит страну в сильную зависимость от текущей конъюнктуры на мировых сырьевых рынках и угрожает экономической независимости страны, а также создает высокий уровень нестабильности, связанной с рыночными рисками.

В данных условиях важно выполнить анализ состава и структуры доходов федерального бюджета, тенденции изменения, наличествовавшие в последние годы, а также четко сформулировать проблемы, имеющиеся в процессе формирования доходов федерального бюджета, и возможные пути их решения.

The realization of enacted budget is carried out by means of complicated multilevel mechanism of formation of money funds in the budget system of the country and subsequent expenditure of accumulated funds. Current research is aimed at the study of federal budget incomes of the Russian Federation. This problem is urgent at any stage of state development since without working out of a strategy of formation of money funds of the federal budget and also appropriate level of realization of developed theoretical basis in practice it is impossible for the government to carry out its functions, and thus leading of social and economic life on the territory of the country is also impossible.

The problem of federal budget incomes becomes especially urgent in periods like now. The geopolitical situation on the international scene becomes more acute, the threat of economic recession appears and certain problems in social sphere remain which make the government search for new sources of formation of budgets of the budget system in such conditions when previous sources stop being as reliable as before. It pertains first of all to the budget incomes obtained by means of raw produce export which has been playing a very important rule in the structure of consolidated budget of the Russian Federation recently. This state of things makes the country depend upon the current state of the world raw produce markets, threatens its economic independence and creates a high level of instability connected with market risks.

In such conditions it is important to carry out analysis of the structure of the federal budget incomes, its change tendencies in recent years and also to state current problems of formation of the federal budget incomes and possible ways of their solution.

  1. Анализ динамики структуры доходов федерального бюджета

За 2013 год доходы федерального бюджета составили 13019,9 млрд. руб., что всего на 1,28% больше чем в 2012 году (см. приложение). Это свидетельствует о замедлении темпов экономического роста, для сравнения – в 2012 году доходы федерального бюджета выросли более чем на 13% по сравнению с 2011 годом.

Рост налоговых доходов составил 3,1%, а рост неналоговых доходов федерального бюджета – 3,95%.

Важным показателем является сокращение поступлений по налогу на прибыль организаций (на 6,3%). Налог на прибыль организаций помимо фискальной функции выполняет важнейшую регулирующую и индикативную функции, то есть по объемам поступлений налога на прибыль можно судить о положении отечественного бизнеса. Снижение поступлений на 6,3% свидетельствует о падении прибыли, получаемой российскими компаниями, что связано с замедлением темпов экономического роста, снижением деловой активности и ухудшением политической и экономической конъюнктуры. Кроме того, снижение поступлений по налогу на прибыль в значительной степени связано с применением пониженных налоговых ставок, установленных законами ряда субъектов РФ в целях стимулирования предпринимательской деятельности в регионах, а также широкой практикой создания консолидированных групп налогоплательщиков.

Снижение на 0,95% поступлений по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, свидетельствует о снижении деловой активности отечественных бизнесменов. При этом поступления НДС на товары (работы, услуги), ввозимые на территорию РФ возросли на 0,67%. Это сигнализирует о некотором повышении зависимости российского рынка от импортных товаров, что является негативной тенденцией, особенно с учетом обострившейся в 2013-2014гг. геополитической обстановки.

Значительный рост объема поступлений пришелся на акцизы по подакцизным товарам, производимым на территории РФ (34,8%) и ввозимым на территорию РФ (18,7%). Такие интенсивные темпы роста объясняются повышением ставок акцизов в 2013 году. В частности, в 2013 году ставки акцизов были повышены на бензин и дизельное топливо 4 и 5 класса, а также на прямогонный бензин. При этом, повышение акцизов на бензин прошло в 2 этапа - в первом полугодии – на 4,7% , а во втором – на - 11,8% соответственно. Также были повышены акцизные ставки на алкоголь: акциз на крепкий алкоголь (с концентрацией этилового спирта выше 9 %, кроме некоторых видов вина и шампанского) равнялись 300 рублей за 1 литр спирта в 2012 году, а на 2013 год акцизный сбор повышены до 400 рублей. Ставки акцизов на пиво возросли с 12 до 15 рублей за литр. Акцизная ставка на сигареты в 2012 году была равна 360 рублей за тысячу штук (50 стандартных пачек) плюс 7,5% от их стоимости. В 2013 году ставка возросла до 500 рублей за тысячу сигарет плюс 8% от стоимости продукции.

Опережающими темпами растут поступления от акцизов на табачную продукцию и дизельное топливо. Однако, по мнению крупнейших производителей табачных изделий, в частности компании “Japan Tobacco International”, дальнейшее повышение ставок акцизов на сигареты спровоцирует снижение собираемости акциза и увеличение доли теневого рынка. Таким образом, резервы роста за счет этого направления ограничены. [5]

Наибольший удельный вес в структуре доходов федерального бюджета занимают доходы от внешнеэкономической деятельности (около 38,5%), складывающиеся из ввозных и вывозных таможенных пошлин и сборов, и налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (98-99% данной группы составляет налог на добычу ископаемых в виде углеводородного сырья), несущие бюджетообразующее значение. Бо́льшую часть в доходах от внешнеэкономической деятельности составляют таможенные пошлины на вывоз нефти сырой, товаров, выработанных из нефти, и газа природного.

Таблица 1- Структура доходов федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности [13], [14]

 

2012

2013

Темп роста

Доходы от внешнеэкономической деятельности - всего

4962,74

5011

0,97%

Вывозные таможенные пошлины

4099,74

4058,01

-1,02%

в том числе:

     

На нефть сырую

2489,65

2333,61

-6,27%

На товары, выработанные из нефти

1130,28

1206,84

6,77%

На газ природный

433,50

479,04

10,51%

Доходы по соглашениям между РФ, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан в рамках Таможенного Союза

839,42

788,88

-6,02%

В 2012 и в 2013 годах нефтегазовые доходы составили 50,2% всех доходов федерального бюджета, что свидетельствует о низкой диверсификации российской экономики и высокой степени зависимости национальной экономики и бюджетной системы от конъюнктуры на мировых сырьевых рынках. [13], [14]

Самый высокий темп роста в 2013г. (142%) зафиксирован по платежам при пользовании природными ресурсами, которые, однако, по-прежнему не занимают значительного удельного веса в структуре доходов федерального бюджета. Более 70% объема составляют платежи за пользование недрами, остаток – утилизационный сбор (20%) и платежи за пользование лесами.

Значительно сократились доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (на 36% по сравнению с результатами 2012 года). Это связано с существенным снижением доходов от участия в капиталах хозяйственных товариществ и обществ, дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, а также доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния и Резервного фонда и размещения их в разрешенные активы. Вдобавок к этому доходы от перечисления части прибыли Банка России сократились на 56% в связи с уменьшением прибыли ЦБ в 2013 году.

На сегодняшний день перед органами государственной власти стоит задача построить эффективную систему управления имуществом, находящимся в государственной и муниципальной собственности, которая бы позволила сформировать список имущества необходимого для осуществления государством и муниципальными органами власти своих функций, построить действенную систему контроля, а также разработать эффективный механизм отчуждения имущества, востребованного в коммерческом обороте.

В рамках данного пункта приведен анализ существенных изменений, произошедших в структуре доходной части федерального бюджета РФ в 2013 году, перечислены их предпосылки, а именно перемены на глобальных и национальных рынках, в политической ситуации, а также некоторые изменения нормативно-правового характера. Таким образом, полученные данные являются основой для углубленного анализа в рамках следующего пункта работы, посвященного анализу тенденций, складывающихся в сфере формирования доходов федерального бюджета, выявлению существующих проблем и предложению возможных путей решения

  1. Актуальные проблемы в области формирования фондов денежных средств федерального бюджета и возможные пути решения

Структура доходов федерального бюджета определяется, во-первых, потребностями государства в финансовых ресурсах; во-вторых, возможностями государства по мобилизации этих ресурсов; в-третьих, особенностями проводимой экономической политики. [22]

На сегодняшний день российская экономика, и как следствие бюджетная система, столкнулась с рядом проблем, подрывающих стабильность национального благосостояния и влияющих на возможность мобилизации денежных средств в фондах бюджетной системы.

Среди таких проблем главной является геополитический конфликт, вызванный событиями на Украине, вызывающий целый ряд неблагоприятных экономических и политических последствий, которыми для России стали экономические санкции США и ряда европейских стран, направленные на подрыв российской экономики, а также вынужденное принятие ответных контрмер со стороны российского правительства, наложившего эмбарго на импорт ряда продовольственных товаров из стран, ранее присоединившихся к антироссийским санкциям. Таким развитием ситуации обусловлено ухудшение ряда макроэкономических показателей, в частности значительное повышение фактической инфляции за 2014 год по сравнению с плановым уровнем.

17 ноября министр экономического развития Российской Федерации А. Улюкаев предположил, что инфляция в России по итогам 2014 года может достичь 9 процентов. К концу первых трех месяцев 2015 года она будет превышать плановые показатели уже на 3,5 процента.

По оценкам ЦБ РФ, инфляция по итогам 2014 года составит 8,2-8,4 процента, однако она может оказаться выше данного значения. «В текущей ситуации мы видим риски превышения прогноза. К концу 2015 года инфляция, согласно базовому прогнозу, должна снизиться до 6,2-6,4 %», — отмечают в Центробанке. При этом финансовый регулятор подчеркнул, что рост инфляции выше 10 процентов маловероятен и при дальнейшем снижении цен на нефть. По данным Росстата, к 17 ноября рост цен с начала года достиг 7,9 процента, в годовом выражении инфляция составила 8,6 процента. [4]

Таблица 2 - Значения месячной инфляции в России в % [20]

 

2012

2013

2014

Январь

0,50

0,97

0,59

Февраль

0,37

0,56

0,7

Март

0,58

0,34

1,02

Апрель

0,31

0,51

0,9

Май

0,52

0,66

0,9

Июнь

0,89

0,42

0,62

Июль

1,23

0,82

0,49

Август

0,10

0,14

0,24

Сентябрь

0,55

0,21

0,65

Октябрь

0,46

0,57

0,82

Ноябрь

0,34

0,56

1,28

Декабрь

0,54

0,51

2,62

Итого за год

6,58

6,45

11,36

Таким образом, инфляция за 2014 год составила 11,36%, что на 5 п.п. выше показателя за 2013 год и превысила все опасения ведущих деятелей экономики России.

Глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина заявила, что Центральный Банк сохраняет долгосрочный ориентир по инфляции в России в 4 %, несмотря на предложения повысить этот ориентир до 6-6,5 %. Ранее она пояснила, что причинами ускоренного роста инфляции стали ослабление рубля, запрет на ввоз продуктов из стран Евросоюза и США, а также снижение в этом году урожая гречихи. Однако, по ее оценкам, российская финансовая система на данный момент довольно устойчива и готова к давлению извне, так как банковский сектор продолжает нормально функционировать, финансовые рынки относительно стабильны, что свидетельствуют о повысившейся устойчивости национальной финансовой системы — это говорит о том, что наша финансовая система сейчас гораздо более устойчива, чем в предыдущие годы. [23]

По мнению экономиста А. Михайлова, бывшего депутата Госдумы, среди причин резкого роста инфляции:

  1. Девальвация национальной валюты;

  2. Введение торгового эмбарго по отношению к странам ЕС, США и ряду других стран, что закрывает рынок для импортной продукции и создает спекулятивные условия для отечественного производителя;

  3. Рост акцизных ставок на табачную, алкогольную продукцию и топливо;

  4. Повышение тарифов естественных монополий для населения;

  5. Стагнация – пока сохраняется некоторый рост доходов населения, пусть во многом за счет банковского кредитования – это увеличивает спрос на продукцию. А нулевой экономический рост сдерживает предложение продукции, результатом является рост потребительских цен. [9]

Последствиями, вызванными ростом инфляции являются:

Во-первых, Снижение уровня доступности рынков капитала, особенно внешних, что проявляется в резком росте ставок по государственным облигациям в течение 2014 года (таблица 3) и в снижении суверенных рейтингов России ведущими международными рейтинговыми агентствами (Fitch, Moody’s, Standard & Poor’s, причем последние 2 снизили рейтинг до категории “спекулятивного”).

Таблица 3 - Динамика ставок рынка ГКО-ОФЗ [17]

Дата

Краткосрочная ставка,

% годовых

Среднесрочная ставка,

% годовых

Долгосрочная ставка,

% годовых

19.11.2013

5,94

7,39

19.02.2014

6,11

6,29

7,83

19.05.2014

7,98

8,44

19.08.2014

9,97

8,31

8,87

19.11.2014

9,17

9,8

9,44

19.12.2014

14,87

14,40

19.02.2015

14,50

12,12

11,40

Во-вторых, падение реальных доходов населения - согласно данным Росстата, за первое полугодие 2014 года реальные располагаемые денежные доходы населения (РРДДН) сократились на 0,2% (к первому полугодию 2013-го). Эти цифры – угроза российской экономике. Даже в 2013 году, когда темпы экономического роста России стали снижаться, первые 7 месяцев дали рост РРДДН на 4,3%, а сейчас от них осталось всего 0,2%. [9]

Неблагоприятным фактором также является бегство капитала из российской экономики. Чистый вывоз капитала банками и предприятиями в январе-сентябре 2014г. вырос в 1,9 раза по сравнению с аналогичным периодом 2013г. и достиг 85,2 млрд долл., свидетельствует статистика Банка России.

За первые девять месяцев 2013г. отток капитала составил 44,1 млрд долл. Эта цифра была побита уже в 1 квартале 2014 года, когда отток капитала составил 48,6 млрд. долларов. [12]

Среди причин роста оттока капитала из страны – как усиление геополитических рисков, так и повышенный спрос населения и бизнеса на иностранные активы, в том числе на наличную валюту, связанный с удорожанием доллара США и евро относительно рубля практически на 50% с начала года.

В частности, главный экономист финансовой группы "БКС" В.Тихомиров назвал РБК четыре основные причины оттока капитала из России. К ним он отнес возросшие международные риски из-за ситуации вокруг Украины, всплеск выплат по долгам российских компаний, которые опасаются, что в дальнейшем ситуация будет только ухудшаться, уход с российского рынка портфельных инвесторов и рост популярности иностранных активов среди населения.

Главный экономист АФК "Система" Е. Надоршин добавляет, что, помимо международных факторов, отток капитала из страны связан со снижением деловой активности и снижением темпов экономического роста в самой России. [11]

Таким образом, реальные макроэкономические параметры (такие как темп роста ВВП, инфляция, цены на нефть, валютные курсы) оказываются на порядок хуже, чем предусмотренные в базовом варианте прогноза, на основании которого был составлен федеральный закон «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

Разницу можно наглядно проиллюстрировать в виде следующей таблицы:

Таблица 4 - Сравнение плановых и фактических значений некоторых макроэкономических показателей1

Показатель

Заложено при создании закона о федеральном бюджете [2]

Фактические значения (по оценкам в ноябре 2014)

Темп роста ВВП

3%

0,5% (прогноз Минэкономразвития) [21]

Годовая инфляция

4,8%

8,4% (ожидания ЦБ РФ)[4]

Среднегодовые мировые цены на нефть марки «Юралс»

101 долл. США/баррель

100 долл./баррель (расчет по состоянию на 21.11.14) [19]

Продолжение таблицы 4

Среднегодовой курс доллар США к рублю

33,4

36,6(оценка Счетной палаты РФ) [18]

Темп роста мировой экономики

3,6%

3,3% (прогноз МВФ) [8]

Усугубляет риски для бюджетной системы также то, что растет зависимость российского бюджета от нефтегазовых доходов. Вклад остальных экономических отраслей в формирование бюджета снижается, что ставит его в сильную зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры, которая является крайне нестабильной. Об этом говорится в заключении Счетной палаты РФ на проект ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». [10]

В заключении аудиторов Счетной палаты отмечено, что объем роста доходов федерального бюджета 2014 года складывается из сокращения ненефтегазовых доходов на 283,9 млрд руб. с одной стороны и увеличения нефтегазовых доходов на 952,1 млрд руб. (+14,6%) с другой стороны. [2] Таким образом, усугубляется высокая зависимость доходов федерального бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры.

Так, доля нефтегазовых доходов в доходах федерального бюджета в 2014 году первоначально рассчитывалась на уровне 48,1%, а в январе – апреле 2014 года она достигла уже 52,9%. С другой стороны ненефтегазовый дефицит увеличится в этом году с 6917,7 млрд руб. (9,4% ВВП) до 7201,7 млрд руб. (10,1% ВВП).

Сложившуюся ситуацию прокомментировал экс-министр экономики А. Нечаев – “власти нашли эффективное, но довольно подлое решение бюджетных проблем. Масштабная девальвация компенсирует бюджету снижение цен на нефть и недобор налогов в результате более низкого экономического роста, чем заложено при составлении бюджета. Расплатой за девальвацию с учетом зависимости от импорта и отсутствия конкуренции на внутреннем рынке будет резкий скачок инфляции, от которого пострадает все общество, но особенно малоимущие, лишенные свободы маневра в потреблении. Конечно, в итоге правительству придется компенсировать инфляцию, но во-первых, оно сделает это позднее, а во-вторых, компенсирует в лучшем случае официальный индекс инфляции, который намного ниже реального роста цен для большинства социальных групп”. [7]

Подобный выход из ситуации чреват не только нагнетанием социальной обстановки в стране и падением уровня жизни широких слоев населения, но и возможным бюджетным кризисом, в том случае, если цена нефтегазового сырья на мировых рынках останется низкой в ближайшие годы (пессимистичный сценарий предусматривает цену нефти около 60 долл. США за баррель).

Кроме того, министр финансов А. Силуанов отметил, что федеральный бюджет в долгосрочной перспективе ждут проблемы, связанные со снижением налоговых поступлений от нефтегазового сектора. Во-первых, из-за закрытия старых месторождений и льготного режима налогообложения для новых месторождений, а, во-вторых, из-за возможного снижения добычи нефти и газа с 2016 года, прогнозируемого Министерством энергетики. [16]

В подобных условиях остро становится вопрос об альтернативных источниках формирования доходной базы федерального бюджета в долгосрочной перспективе. При этом повышении налоговых ставок не является возможным выходом, по мнению министра экономического развития А. Улюкаева. Как он отметил в интервью, российская экономика балансирует между стагнацией и рецессией, а потому эффект от повышения налогов окажется ниже ожиданий. [15]

Одним из источников дохода в среднесрочной перспективе выступит программа приватизации федерального имущества, принятая распоряжением правительства Российской Федерации от 1 июля 2013 года № 1111-р.

На сегодняшний день эксперты по-разному оценивают размер госсектора в экономике России, но большинство из них полагает, что госсектор превышает 50%. Как отметил первый вице-премьер И. Шувалов в январе 2014 года, долю госсектора необходимо снизить до 25% к 2018 году. [24]

С одной стороны это позволит повысить степень рыночной конкуренции и эффективность ведения российского бизнеса, с другой стороны – привлечь дополнительные средства в федеральный бюджет для реализации государственных программ.

Приватизации (полной или частичной) подлежат госпакеты акций в 514 ФГУПах и 436 акционерных обществах. В целом, доходы от приватизации ожидаются на уровне 1,7 триллиона рублей.

План приватизации, в частности, предусматривает сокращение госпакета акций:

  • до 75% + 1 акция - РЖД, Уралвагонзавод, Транснефть

  • до 50% + 1 акция - РусГидро, ВТБ, Роснефть

  • до 25% + 1 акция - АЛРОСА, Аэрофлот и Совкомфлот

  • до 0% (полная продажа) - Росспиртпром, Объединенная зерновая компания, РОСНАНО, Ростелеком, аэропорты Шереметьево и Внуково. [1]

Также средством решения структурных проблем национальной экономики, связанных с зависимостью от мировых рынков сырья, является усиление отраслевой диверсификации, что должно повысить устойчивость налоговых поступлений в бюджет за счет роста количества предприятий, работающих в ненефтегазовых отраслях.

Структурные проблемы российской экономики и ее роста – в частности, наличие неконкурентоспособных отраслей и неконкурентных рынков является фактором, требующим пристального внимания. В последнее время он выходит на передний план в ходе стратегических дискуссий в условиях, когда экономика, по-видимому, приближается к пределу своих возможностей.

Необходимо, чтобы структурные проблемы российской экономики и ее роста стали важным аспектом при разработке мер экономической политики, направленных на стимулирование роста. Для России это будет означать отход от прежней модели роста, которая опиралась на стимулирование потребительского спроса. Это необходимо, чтобы высвободить потенциал экономического роста в условиях структурных ограничений, по мнению Михала Рутковски, директора и постоянного представителя Всемирного банка в Российской Федерации. [6]

В рамках указанного направления экономической политики особую актуальность приобретает дальнейшее развитие государственных программ поддержки малого и среднего бизнеса и совершенствование программы по предоставлению государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов.

Также большое значение для стимулирования инвестиционной активности имеет реализация государством проектов глобального уровня, таких как проведение Олимпиады в Сочи и Чемпионата мира по футболу в 2018 году.

Приведенное исследование выявляет комплекс внешних и внутренних рисков, воздействующих на экономику России в целом и бюджетную систему в особенности. Для этого рассмотрены точки зрения ведущих деятелей экономики России и авторитетных аналитиков. Показана необходимость внесения корректировок в экономическую и бюджетную политику, применения определенных антикризисных мер и осуществления структурных преобразований, которые бы позволили Правительству восстановить экономический рост в стране и добиться состояния сбалансированности бюджета.

Список использованной литературы
  1. Распоряжение Правительства РФ от 01.07.2013 N 1111-р (ред. от 18.10.2014) “Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2014 - 2016 годы” // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

  2. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

  3. Российский статистический ежегодник. 2013: Стат.сб./Росстат. - Р76 М., 2013. – 717 с.

  4. Банк России допустил рост инфляции выше 8,4 процента [Электронный ресурс] / - URL: http://lenta.ru/news/2014/11/19/inflazia/

  5. Грибцова Ю. Существенное повышение акцизов на сигареты может обрушить легальный рынок [Электронный ресурс] / - URL: http://www.vedomosti.ru/companies/news/29431191/akcizy-vykurivayut-legalnye-sigarety

  6. Доклад Всемирного Банка об экономике России 30: структурные проблемы становятся основным фактором, ограничивающим экономический рост [Электронный ресурс] / - URL: http://www.worldbank.org/content/dam/Worldbank/document/rer-30-rus.pdf

  7. Как власть решает текущие проблемы за наш счет [Электронный ресурс] / - URL: http://aanechaev.livejournal.com/187792.html

  8. Мировой экономический рост ниже ожиданий, темпы подъема неравномерны и различаются по странам. Обзор МВФ [Электронный ресурс] / - URL: http://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/survey/so/2014/new100714ar.htm

  9. Михайлов А. Инфляция в России опять ускоряется [Электронный ресурс] / - URL: http://slon.ru/economics/inflyatsiya_v_rossii_opyat_uskoryaetsya-1152135.xhtml

  10. На игле: зависимость российского бюджета от нефти растет [Электронный ресурс] / - URL: http://lf.rbc.ru/recommendation/other/2014/06/23/241282.shtml

  11. Отток капитала из России по итогам полугодия вырос в 2,2 раза [Электронный ресурс] / - URL: http://top.rbc.ru/economics/09/07/2014/935516.shtml

  12. Оценка платежного баланса Российской Федерации за январь - сентябрь 2014 года [Электронный ресурс] / - URL: http://cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/bal_of_payments_est_new.htm&pid=svs&sid=itm_45297

  13. Поступление доходов в федеральный бюджет в разрезе классификации доходов бюджетов РФ за 2012 год - [Электронный ресурс] / - URL: http://datamarts.roskazna.ru/index.php/2012-razdely/dokhody/fk-0001-0017

  14. Поступление доходов в федеральный бюджет в разрезе классификации доходов бюджетов РФ за 2013 год - [Электронный ресурс] / - URL: http://datamarts.roskazna.ru/index.php/2013-razdely/dokhody/fk-0001-0017

  15. Проблемы бюджета Архив программы "Сегодня. Главное" [Электронный ресурс] / - URL: http://rbctv.rbc.ru/archive/main_news/text/562949992216749.shtml

  16. Силуанов предрек бюджету нехватку доходов [Электронный ресурс] / - URL: http://lenta.ru/news/2014/09/20/less/

  17. Ставки рынка ГКО-ОФЗ [Электронный ресурс] / - URL: http://www.cbr.ru/hd_base/default.aspx?prtid=gkoofz_mr

  18. Счетная палата прогнозирует среднегодовой курс доллара в 2014 году в 36,58 руб. [Электронный ресурс] / - URL: http://itar-tass.com/ekonomika/1551967

  19. Таблица котировок нефти [Электронный ресурс] / - URL: http://www.nefttrans.ru/info/quotes/index.php

  20. Таблица месячной и годовой инфляции [Электронный ресурс] / - URL: http://уровень-инфляции.рф/таблица_инфляции.aspx

  21. Улюкаев допустил рост ВВП чуть выше 0,5% по итогам года [Электронный ресурс] / - URL: http://www.interfax.ru/business/408924

  22. Федеральный бюджет [Электронный ресурс] / - URL: http://www.grandars.ru/student/finansy/federalnyy-byudzhet.html

  23. ЦБ сохранит ориентир по инфляции на уровне 4 процентов [Электронный ресурс] / - URL: http://lenta.ru/news/2014/11/18/inflation4/

  24. Шувалов: долю госсектора в экономике нужно сократить [Электронный ресурс] / - URL: http://www.vestifinance.ru/articles/37939

ПРИЛОЖЕНИЕ - Структура доходов федерального бюджета РФ

в 2012-2013 годах [3, С. 525]

 

2012 год

2013 год

 

1

2

3

4

5

6

 

В млрд. руб.

Удельный вес

В млрд. руб.

Удельный вес

Темп роста

Доходы - всего

12855,5

100%

13019,9

100%

1,28%

из них:

         

Налоговые

6760,9

52,59%

6970,4

53,54%

3,10%

Продолжение приложения

налог на прибыль организаций

375,8

2,92%

352,2

2,71%

-6,28%

налог на добавленную стоимость:

         

на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

1886,1

14,67%

1868,2

14,35%

-0,95%

на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

1659,7

12,91%

1670,8

12,83%

0,67%

акцизы по подакцизным товарам (продукции):

         

производимым на территории Российской Федерации

341,9

2,66%

461

3,54%

34,83%

ввозимым на территорию Российской Федерации

53,4

0,42%

63,4

0,49%

18,73%

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

2442,8

19,00%

2554,8

19,62%

4,58%

задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

1,2

0,01%

-

-

 

Неналоговые

5671,9

44,12%

5896,2

45,29%

3,95%

доходы от внешнеэкономической деятельности

4962,7

38,60%

5011

38,49%

0,97%

доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

543,3

4,23%

348

2,67%

-35,95%

платежи при пользовании природными ресурсами

101,3

0,79%

245,1

1,88%

141,95%

доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства

-

-

134,7

1,03%

 

доходы от продажи материальных и нематериальных активов

-

-

106,3

0,82%

 

безвозмездные поступления

64,6

0,50%

51,1

0,39%

-20,90%

1 Составлено автором на основании данных из указанных источников

Просмотров работы: 12694