Научное психологическое сообщество в рамках образования дошкольников сосредоточено на проблемах возрастной (детской) психологии, педагогической психологии, с одной стороны, и занимается проблемами психологии управления и организационной психологии, с другой.
Две последние области исследований в дошкольных образовательных учреждениях (далее – ДОУ) сформировались сравнительно недавно. Новый взгляд на ДОУ базируется на рассмотрении его как организации. Определение организации сформулировал известный американский ученый Р. Дафт. По его мнению, организация - это такая социальная целостность, которая ориентируется на достижение целей, строится как «специально сконструированная и координированная система», которая предназначена для осуществления деятельности, и связана с окружающей средой [1, с. 16]. Главными особенностями организации являются высокая формализованность целей и структуры, искусственная стабилизация стратегий поведения, доминирование организационных мотивов и ценностей. Важнейшим элементом организации являются люди, в процессе отношений и взаимодействия которых происходит достижение организационных целей и проявляются организационно-психологические феномены. Таким образом, в организационной реальности присутствуют организационные, экономические, управленческие, а также психологические проблемы, решение которых ориентировано на повышение эффективности функционирования организации.
Г.Ф. Ксендзова разработала собственную концепцию жизнедеятельности организации, которая состоит из трех основных процессов: получение ресурсов из внешнего окружения; изготовление продукта; передача продукта во внешнюю среду [4].
Автор статьи, используя вышеуказанную концепцию, разработал модель жизнедеятельности ДОУ [3]. Основные принципами функционирования ДОУ как организации являются следующие:
организационными ресурсами являются педагоги, их опыт, знания, умения, навыки, а также материально-техническая база образовательной среды ДОУ;
«продуктом» ДОУ как организации является дошкольное образование, которое получил ребенок, а также сформированные у него знания, умения и навыки. Эти «продукты» «изготавливаются» (а точнее – формируются) в образовательном процессе через проведение учебных занятий и организации досуговой деятельности;
«передача продукта во внешнюю среду» осуществляется при окончании обучения в ДОУ, т.е. при выпуске ребенка. Критериями качества «продукта», т.е. полученного образования, является поступление в школу и наличие ориентировочной основы деятельности для эффективного овладения школьным образованием, а также эффективная социализация детей в обществе.
Исходя из представленной модели становится очевидным, что ДОУ, как любая другая организация, должно иметь собственную миссию. Обобщенная миссия ДОУ может быть сформулирована так: ДОУ, реализуя принципы и задачи образовательного процесса, зафиксированные в ФГОС, с одной стороны, и соответствуя вызовам современного мира, глобальных процессов и особенностям общества, призвано подготовить дошкольника к эффективной социализации, к личностному самовыражению и эффективному овладению следующими ступенями общего образования.
Миссия и цели организации являются ценностными основами функционирования организации и управленческой деятельности. Более того, ценности являются регулятивной основой любой деятельности человека [8] (термины «ценностные основы» и «ценности» в данной статье являются синонимами).
Менеджмент является ключевым элементом в функционировании ДОУ. Автор статьи считает, что ценности управленческой деятельности в ДОУ, как специфической организации, которая занимается образованием детей, являются основой для решения задач двух спектров: на основе управленческих ценностей решаются организационные задачи (в частности, организационно-психологические задачи) как регуляция деятельности персонала и задачи развития и воспитания детей (т.е. практические задачи педагогической и возрастной психологии), как социального запроса. Ценности участвуют как в построении стратегии управления организацией и работающим в ней персоналом и построении образовательного процесса.
Актуальность исследования ценностных оснований управления в ДОУ обосновывается следующими методологическими положениями. Б.Ф. Ломов отмечал, что «на современном этапе развития психологической науки важнейшей задачей становится разработка принципов и методов системного анализа, которые позволили бы раскрыть деятельность в ее основных чертах, связях и отношениях, выявить ее структуру и механизмы регуляции» [5, с. 216]. Основными регуляторами деятельности, как известно, являются смыслообразующие мотивы, или ценности [2].
Среди задач психологии управления Л.Н. Захарова отмечает изучение психологического обеспечения эффективной управленческой деятельности [2, с. 12].
Фундаментальной проблемой детской психологии, по мнению Д.Б. Эльконина, является периодизация психического развития ребенка [7]. Одной же из важнейших прикладных задач детской психологии является контроль над процессами детского развития, обеспечение адекватного развития личности ребенка и эффективного овладения образованием [6].
Научная и прикладная значимость решения указанных теоретических, методологических, прикладных и практических задач очень высока, а пересечение общей психологии, психологии управления и детской психологии в феномене ценностных основ управленческой деятельности в ДОУ очевидно.
По мнению автора статьи, регулятивной основой управления в ДОУ является образ дошкольника-выпускника. Выдвигается следующее предположение: образ дошкольника-выпускника, которым обладают управляющие ДОУ, является ориентиром в управленческой деятельности; заведующие строят собственную деятельность и деятельность ДОУ так, чтобы достичь, в конечном итоге, тех характеристик, которые составляют идеальный образ выпускника ДОУ. Образ идеального дошкольника является концептуальной моделью деятельности [3], в данном случае, ребенка.
Данное предположение проверяется в эмприческом исследовании. Автором статьи были поставлены следующие задачи исследования:
исследовать представления заведующих о характеристках идеального дошкольника-выпускника;
изучить представления заведующих о ценностях, которыми должен обладать выпускник ДОУ;
создать теоретическую модель дошкольника-выпускника;
выявить проблемные места получившейся модели.
Для исследования образа дошкольника-выпускника использовались следующие методы: групповое интервью, контент-анализ, теоретическое моделирование.
Исследование проводилось в 2 этапа. На 1 этапе исследовались представления заведующих ДОУ о характеристиках идеального дошкольника-выпускника. На данном этапе исследования принимали участие 17 заведующих ДОУ г. Н.Новгорода и Нижегородской области. С респондентами проводилось групповое интервью, в результате которого они написали эссе на тему «Портрет идеального выпускника ДОУ». Для обработки эссе использовался метод контент-анализа.
На 2 этапе изучались представления заведующих о ценностях, которыми должен обладать дошкольник после окончания ДОУ. На этом этапе участвовали 14 заведующих ДОУ г. Н.Новгорода и Нижегородской области. С респондентами проводилось групповое интервью, в результате которого они описывали самую значимую на их взгляд ценность, а также то, как данную ценность формируют в их ДОУ и как она должна проявляться в поведении дошкольника. Для обработки эссе использовался метод контент-анализа.
Результаты, полученные на этапе исследования представлений о характеристиках идеального дошкольника-выпускника (1 этап), представлены в табл.1.
Таблица 1
Представления заведующих о характеристиках дошкольника
Блок |
Содержание (в виде единиц контент-анализа) |
Количество упоминаний |
Операциональные характеристики |
Готовность к школе; Умеющий логически мыслить, рассуждать; Владение ПК |
13 |
Ценностные характеристики |
Усвоенность ценностей, правил и норм поведения в обществе (социализация); Нравственные ценности; Ценность труда; Патриотизм Доброжелательность к людям и к окружающему миру |
13 |
Характеристики развития |
Физическое и психическое развитие Психологически зрелый Культурное и эстетическое развитие Всесторонне развитая личность |
11 |
Характеристики коммуникации и взаимодействия |
Общительность Правильная речь Умение взаимодействовать в коллективе Лидерские качества Эмпатия |
10 |
Характеристики саморегуляции |
Умение регулировать свое поведение Эмоционально устойчивый Умение решать жизненные задачи |
9 |
Характеристики познавательной и творческой активность |
Любознательность, познавательная активность Творческая активность и способности Кругозор |
9 |
Характеристики Я-концепции |
Представление о себе Иметь свою точку зрения |
6 |
Все представления заведующих ДОУ о характеристиках идеального дошкольника-выпускника можно сгруппировать в следующие блоки: операциональные характеристики, ценностные характеристики, характеристики коммуникации и взаимодействия, характеристики саморегуляции, характеристики Я-концепции, характеристики познавательной и творческой активности и характеристики развития.
Исходя из результатов, можно сказать, что наиболее часто заведующие описывают дошкольника-выпускника при помощи операциональных и ценностных характеристик. Это означает, что для заведующих важна готовность дошкольника к школе, а также социализация и его нравственное поведение. Малозначимыми являются характеристики Я-концепции, которые заключаются в наличие представлений о себе и сформированности своей точки зрения.
Специфика проведения данного опроса респондентов позволяет предположить, что указанные характеристики являются значимыми ориентирами в управлении дошкольным образованием для заведующих ДОУ, которые можно обозначить в качестве ценностной основы.
В процессе анализа характеристик идеального выпускника выделены две проблемные точки. Во-первых, в изложении заведующими своих представлений об идеальном выпускнике ДОУ употреблялись стереотипные выражения и штампы, что может свидетельствовать о желании дать социально-значимые ответы или об отсутствии полного понимания указанного выражения. И, во-вторых, не раскрывалось поведенческое проявление указываемых характеристик, благодаря которым можно контролировать их ход развития у дошкольника.
Далее проанализируем результаты 2 этапа исследования, в ходе которого изучались представления заведующих о том, какими ценностями должен обладать выпускник ДОУ. Результаты представлены в табл. 2.
Таблица 2
Представления заведующих о самых важных ценностях дошкольника
Ценность |
Количество упоминаний |
Патриотизм |
1 |
Осознание своей личности в социуме |
1 |
Все |
1 |
Воспитанность |
1 |
Любовь и уважение к семье |
3 |
Сформированные представления о добре и зле, хорошем и плохом, справедливости |
1 |
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) |
3 |
Эмпатия и уважение к другим людям и окружающему миру |
1 |
Доброта |
1 |
Бережное отношение к природе |
1 |
Как видно из таблицы, по мнению заведующих ДОУ, самыми важными ценностями, которыми должен обладать дошкольник-выпускник, являются «Любовь и уважение к семье» и «Здоровый образ жизни» (ЗОЖ) (по 3 упоминания). Значимость остальных выделенных ценностей одинакова (по 1 упоминанию).
Данные результаты показывают, что заведующие ДОУ хотели бы по окончании ДОУ сформировать у ребенка ценности семьи и ценности здоровья. Можно предположить, что заведующие ДОУ будут уделять наибольшее внимание формированию этих ценностей у детей.
Далее респонденты описывали то, как самую важную, на их взгляд, ценность формируют в ДОУ, где они работают, и как она должна проявляться в поведении дошкольника. Опишем здесь только те ценности, которые набрали наибольший балл по степени важности для заведующих – «Любовь и уважение к семье» и «Здоровый образ жизни» (ЗОЖ).
Как считают заведующие, ценность «Любовь и уважение к семье» педагогический состав ДОУ формирует с помощью бесед, дидактических игр, чтения и обсуждение прочитанного, игровых проблемных ситуаций, совместных с родителями мероприятий, проведения тематических праздников, изготовления подарков для родственников. Данная ценность проявляется, когда ребенок с удовольствием рассказывает о своей семье, с удовольствием делает подарки родственникам, имеет желание помогать родителям, имеет чувство любви и уважения к близким людям.
Ценность здорового образа жизни формируется, по мнению заведующих, с помощью здоровьесберегающих технологий, соблюдения режима двигательной активности, спортивных соревнований, проведения бесед, деятельности специалистов медицинского кабинета, работы с родителями. У ребенка должен быть интерес к двигательным играм и упражнениям, он должен самостоятельно чистить зубы, без напоминания мыть руки, правильно одеваться (по сезону), любить полезную пищу.
По результатам анализа представлений о способах формирования всех ценностей можно сделать вывод о том, что наиболее распространенными способами формирования ценностей у дошкольников являются беседы, использование художественной литературы, проведение тематических праздников, создание проблемных ситуаций, проведение районных тематических мероприятий и конкурсов, изготовление стенгазет, подарков для родственников.
Среди критериев определения наличия ценностей у дошкольников заведующие отмечают конкретные поведенческие проявления (мыть руки, чистить зубы, изготовление подарков для родственников, уступать место в транспорте и др.). Однако для таких ценностей, как «Добро и зло», «Эмпатия и уважение к другим людям и окружающему миру» и «Доброта» критерии не указаны, что может свидетельствовать о недостаточном понимании заведующими данных ценностей.
Выводы
1. Согласно S.Schwarz и W.Bilsky [8], ценностями считаются убеждения и понятия, которыми человек руководствуется при принятии решений и реализации деятельности, а также при оценке событий. Исходя из этого определения, представления заведующих об идеальном выпускнике ДОУ являются ценностными явлениями, которыми заведующий ДОУ руководствуется в своей управленческой деятельности.
2. Управляющие ДОУ наибольшее значение придают операциональным характеристикам дошкольника, которые выражаются в готовности к школе, а также нравственным и социализационным характеристикам. Установлены проблемы в представлениях об идеальном выпускнике ДОУ – штампы и стереотипы, а также отсутствие раскрытия содержания характеристик и описания их поведенческих индикаторов. Эти проблемы могут привести к некорректному подходу в управлении ДОУ, в обращении с дошкольниками и их обучении.
3. По мнению заведующих ДОУ, самыми важными ценностями, которыми должен обладать дошкольник-выпускник, являются «Любовь и уважение к семье» и «Здоровый образ жизни» (ЗОЖ).
Дафт Р. Организации. - СПб., 2002.
Захарова Л.Н. Психология управления. - М.: Логос, 2012. - 374 с.
Костригин А.А. Характеристики менеджмента и организационной культуры в дошкольном образовательном учреждении // Современное образование. - 2015. - № 1. - С. 26-41. DOI: 10.7256/2409-8736.2015.1.13878. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_13878.html
Ксендзова Г.Ф. Организация менеджмента в дошкольном образовательном учреждении в условиях рыночной экономики. Дисс. канд. пед. наук. - 2007. - 148 с.
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984.
Л.Ф. Обухова. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995.
Д. Б. Эльконин. Избранные психологические труды.– М.: Педагогика, 1989. – С. 60-77.
Schwartz S. H., Bilsky W. Toward a universal psychological structure of human values // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. Vol. 53. №. 3. С. 550-562.