УРОВЕНЬ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «КОНФЛИКТОЛОГИЯ» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

УРОВЕНЬ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «КОНФЛИКТОЛОГИЯ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Российское образование претерпевает изменения, в связи с которыми появляются новые социально значимые ориентиры в работе высших учебных заведений. Проблема создания условий для активизации внутренних резервов личности будущего конфликтолога в учебно-профессиональной деятельности получает особую значимость на этапе формирования профессиональной компетентности. Поэтому способность к рефлексивной деятельности поможет решить такую задачу.

Проблемами профессиональной рефлексии занимались многие ученые. Среди них Н. А. Тарасюк, Ю. И. Семёнова, Г. П. Щедровицкий, Т. Ф. Ушева.

Так, Н. А. Тарасюк указывает, что профессиональная рефлексия – это основа подготовки специалиста в любой сфере деятельности, так как именно она активизирует обновление ценностных ориентаций, способов деятельности, формирует адекватное отношение к будущей профессии.

Как подчеркивает Ушева Т.Ф., в формировании профессиональной компетентности особенно важны рефлексивные умения для студентов специальности конфликтология, так как для разрешения чужих конфликтов, нужно для начала осознать себя как субъекта психологического исследования, отработать свои психологические проблемы, четко структурировать образ своего «Я» - систему представлений о самом себе. Сложившееся представление о себе представляет собой психическую реальность и влияет на поведение, а также на профессиональную деятельность.

Также автор указывает, что для эффективности подготовки будущего специалиста нужна потребность в постоянном развитии, она формируется через новую образовательную парадигму, которая требует переориентации образовательного процесса с задач трансляции знаний и опыта на задачи самостоятельного приобретения и использования знаний самими студентами.

В связи с этим процесс подготовки будущего конфликтолога должен рассматриваться как процесс комплексного формирования коммуникативных, рефлексивных и творческих умений, среди которых рефлексивные умения выходят на первый план. Рефлексия особенно важна в учебно-познавательной деятельности, в виду ее: динамичности, многоситуативности, необходимости постоянной самооценки, это процесс актуализации глубинных структур личности, ведущий к переводу личности в режим саморазвития.

Изучение рефлексии имеет научную и практическую актуальность в силу того, что многие ученые отмечают влияние этого феномена на становление личности человека, на развитие его творческой индивидуальности.

Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Понятие рефлексии возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании.

О развитии личности обычно говорят в двух аспектах: в плане внутреннего строительства по имеющимся образцам, т.е. когда человек конструирует себя, присваивая существующие в культуре ценности, нормы поведения, способы и формы деятельности. Другой аспект - когда совершается переход к самосовершенствованию, т.е. когда уже достигнут определенный личностный уровень и когда появляется способность развивать себя и совершенствовать окружающий мир, преобразуя наличную культуру, создавая новое. Оба аспекта развития личности объединяет то, что у человека появляются новые возможности.

В значительной мере появлению этих возможностей способствует механизм рефлексии и рефлексивные способности. В наши дни центральной проблемой науки становится современный человек, что обуславливается движением общества по пути гуманизации, созданием реальных условий для обогащения интеллектуального, эмоционального и нравственного потенциала личности, стимулированием у нее стремления реализовать себя.

Сложившиеся условия, с одной стороны, расширяют диапазон возможностей, дают определенный простор для самореализации личности, но одновременно лишают ее социальной защищенности, возлагают на человека самого ответственность за свою cудьбу, жизненный выбор, позицию, требуют от него новых подходов к организации жизни и деятельности. Осуществляющееся в ходе обучения в вузе успешное овладение человеком профессиональными знаниями, и последующее их применение на практике не может быть воплощено в жизнь без определенных личностных изменений, основанных на осознании человеком себя и своего жизненного пути. Осознание себя осуществляется посредством рефлексии, рассматривающейся в качестве одного из основополагающих механизмов, определяющих адаптацию человека к меняющейся действительности, трактующейся как универсальный механизм развития в самоорганизующихся системах, позволяющий осознать необходимость трансформации индивидуального самосознания и реализовать ее в целях продуктивной адаптации.

Процесс подготовки будущего специалиста должен рассматриваться как процесс комплексного формирования коммуникативных, рефлексивных и творческих умений, среди которых рефлексивные умения выходят на первый план. Рефлексивные умения проявляются в способности к регуляции имеющихся представлений о себе как о субъекте учебно-профессиональной деятельности, в способности формировать представления о себе, о своей деятельности, прогнозировать ее и планировать, а также выяснять и анализировать мнения других людей о своей деятельности и о себе.

К общим рефлексивным умениям можно отнести: умение ставить реальные цели, которые выступают как основа для оценки результативности своих профессиональных действий; адаптировать, дополнять или изменять план, программу, формы и методы работы в соответствии с конкретными условиями с целью достижения оптимальных результатов; прогнозировать последствия своих профессиональных действий, осуществлять контроль и самоконтроль, осознавать результаты выполненной деятельности, самокритично относиться к ней; оценивать и обобщать опыт своей практической работы и применять в своей практике опыт коллег.

Конфликтологию, в отличие от большинства наук, а следовательно и профессий, нельзя изучать отдельно от себя. Вначале надо осознать себя как субъекта психологического исследования, отработать свои психологические проблемы, четко структурировать образ своего «Я» - систему представлений о самом себе. Сложившееся представление о себе, независимо от того, является оно истинным или нет, представляет собой психическую реальность и влияет на поведение, а также на профессиональную деятельность.В структуру системы представлений о себе входит знание о своих самых различных, в частности профессионально - ценных качествах, способностях, темпераменте, характере, интересах и потребностях, убеждениях. При этом человек имеет представления о том, каким он был раньше, каким является сейчас, воображает себя в будущем. В процессе приобретения опыта представления о себе пополняются, уточняются, перестраиваются. Они являются основой самоконтроля, саморегуляции поведения, самовоспитания, планирования деятельности с учетом своих возможностей.Система представлений о себе включает ряд элементов, которые составляют так называемое профессиональное самосознание. Профессиональное самосознание специалиста рассматривается как сложная система, имеющая не только внешние функции, но сложные и многообразные внутренние психические функции. В свете сказанного профессионализм конфликтолога мы будем понимать не просто как некий высший уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, а как определенную системную организацию сознания, психики человека. Для того чтобы эта сложная системная организация успешно функционировала, необходимо формирование внутреннего осознания конфликтологом себя как субъекта психологического исследования и четкое представление своего образа «Я» в рамках профессионального самосознания и профессионального мышления, т.е. речь идет о профессиональной рефлексии, как форме существования и механизме деятельности профессионала – конфликтолога.

Конфликтологу важно развивать у себя здоровую конструктивную рефлексию, приводящую к улучшению деятельности, а не к разрушению ее постоянными сомнениями и колебаниями. Очевидно, что без формирования профессиональной рефлексии невозможно гармоничное развитие составляющих профессионального мышления, а также профессионально важных качеств.

Рефлексирующий человек обращен к культуре, способен на преобразующую деятельность, на саморазвитие. Он меняется внутренне, меняется его отношение к окружающей среде, его деятельность, а значит, и сама среда.

Г.П. Щедровицкий утверждает, что функция рефлексии как раз заключается в том, чтобы построить новую деятельность, выделить в ней «какие-то новые образования, которые могли бы служить средствами построения новых процессов деятельности». Выделенные рефлексией образования оформляются в виде «новых объективных средств деятельности», после чего возможно их усвоение. Получается, что успешная учебная деятельность является рефлексивной.

Диагностика рефлексивных умений студентов в деятельности педагога выступает и как способ исследования реальности, и как способ управления формированием рефлексивных умений посредством представления своевременной и качественной информации.

Для диагностики кооперативных умений рефлексии была разработана авторами Т.Ф. Ушевой,Л.А. Мальцевой, С.Л. Ткаченко соответствующая методика, которая проводится в два этапа: групповой и индивидуальный. Методика создана на основе деятельностного подхода: участники исследования после реализации деятельности проводят индивидуальную рефлексию. Результаты такого внутреннего самонаблюдения сравниваются с результатами внешнего наблюдения и анализируются.

Таким образом, делается заключение о сформированности умений самоопределяться, удерживать коллективную задачу, принимать ответственность за происходящее в группе, осуществлять пошаговую организацию деятельности, соотносить результаты с целью деятельности.

Целью диагностики кооперативной рефлексии являлось определение уровня развития следующих умений студентов: самоопределение в рабочей группе, удержание коллективной задачи, принятие ответственности за происходящее в группе, осуществление пошаговой организации деятельности, соотнесение результатов с целью деятельности. Для диагностики использовался инструментарий: «Мониторинг сформированности рефлексивных способностей учащихся».

В результате диагностического обследования было выявлено, что рефлексивные умения студентов второго курса специальности «Конфликтология» в количестве семи человек в практике обучения коллективных учебных занятий сформированы на высоком уровне.

Высокий уровень внешнего наблюдения и высокий уровень внутреннего наблюдения имеют 85,7% студентов. Данный результат свидетельствует об отсутствии разрыва представлений о себе и реальных действиях. Положительным моментом данного варианта является то, что человек сам обнаруживает свои дефициты и адекватно оценивает свои способности. Студенты имеют сформированные умения самоопределяться, удерживать коллективную задачу, принимать ответственность за происходящее в группе, осуществлять пошаговую организацию деятельности, соотносить результаты с целью деятельности, что указывает на важные составляющие профессиональной компетентности.

Высокий уровень внешнего наблюдения и средний уровень с тенденцией к высокому внутреннего наблюдения имеют 14,3% студентов. 1% испытуемых имеют разрыв в три балла по критериям умения принимать ответственность за происходящее в группе и умения осуществлять пошаговую организацию деятельности и нуждаются в усовершенствовании этих навыков.

На основе вышеизложенного следует заключить, что студенты второго курса специальности «конфликтология» имеют уже сформированные способности кооперативной рефлексии на достаточно высоком уровне, что говорит об их большом профессиональном потенциале и достаточно высоком показателе развития профессиональной компетентности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алейников А.В., Стребков А. И. Конфликтология для XXI века // ЗПУ. 2008. №2. С.112-121.

  2. Коржуев А.В., Попков В.А., Рязанова Е.Л. Рефлексия и критическое мышление в контексте задач высшего образования // Педагогика, 2002. № 1. С. 18–22.

  3. Щедровицкий Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия. М., 2005. 800 с.

  4. Ушева Т.Ф. Формирование метапредметных умений учащихся [Текст]: учебно-метод. пособие [Текст] / Т. Ф. Ушева. – Иркутск : ИГЛУ, 2012. С.142

Просмотров работы: 1291