ПУТИ И СПОСОБЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПУТИ И СПОСОБЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Лыкова Ю.С. 1
1Южный федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Любовь к Родине есть в сердце каждого из нас. Любовь к родному краю не приходит сама по себе. С самого детства каждый ребенок созерцает окружающий мир. Родители понимают, что, научив ребенка любить природу и родную землю, они обеспечат свою старость заботой и вниманием со стороны взрослых детей, которые, в свою очередь, передадут эти качества, как эстафету, следующим поколениям. Любовь к Родине – это, прежде всего, любовь к месту, где ты родился, сказал первое слово, сделал первый шаг, вырос, шагнул во взрослую жизнь. Куда бы ни забросила тебя судьба, священным будет это место, в которое всегда хочется возвращаться. Зовется оно малая Родина. Малые Родины сливаются в целую страну, к которой каждый ее гражданин испытывает возвышенные чувства — патриотизм, гордость, восхищение. Патриотические чувства взращиваются первым делом в семье. И это не удивительно. Ведь именно семья закладывает в ребёнке зерно любви к своей Отчизне в процессе воспитания.

Как же семья и её ценности влияют на формирование патриотических чувств? Каким способом возможно организовать воспитательную работу в школе с привлечением семьи? Эти и многие другие вопросы будут освещены в данной статье.

«Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое дело. Здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей родины» [1, с. 4]. Именно таким красноречивым высказыванием К.Д. Ушинский хочет подчеркнуть значимость воспитания в формировании патриотических чувств у подрастающего поколения. К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [3, с. 1]. Многие учёные определяют патриотизм как нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности своей родине, осознании ее величия и славы и переживании своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость.

«Родина… Казалось бы, для каждого человека это понятие заключает в себя простой и понятный смысл. Родина — это мама, место, где ты родился, большие акации во дворе дома, которые посадил когда-то отец. За что мы любим её? Для многих такой вопрос покажется странным. За то, что родились на этой земле. За то, что она дала нам родную речь, с детства близкие образы родной природы, рассказы о предках и героических событиях, самобытную ни на какую другую непохожую культуру, неповторимый менталитет как образ мысли и образец поведения в отношении к соотечественникам и миру... Так разве любовь к Родине — не естественное почти генетическое чувство? И нужно ли воспитывать патриотизм в подрастающих поколениях? Когда ребенок растет в естественной патриотической среде, с детства видит проявления патриотических чувств в окружении близких людей, понимает проблемы своей Родины, осмысливает ее достижения, участвует в ее созидании, его отношение к Родине — безальтернативно — он растет патриотом. А если этого нет? Тогда — Отечество в опасности и воспитывать патриотов необходимо! Воспитание любви к большой Родине — России начинается с любви к малой Родине» [1, с. 4].

Исследованием проблемы патриотического воспитания занимались учёные, педагоги и психологи: В.В. Белорусова, Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Н.П. Егоров, Т.А. Ильина, П.В. Конаныхина, Ф.Ф. Королев, И.С. Марьенко, Т.Н. Мальковская, С.Е. Матушкина, Ф.С. Савченко, Л.Ф. Спирин, В.И. Шахненко, Д.Н. Щербаков, Г.И. Щукина, А.В. Янковская и другие. Различные аспекты проблемы в 90 — е годы указанного века активно исследовали: Е.П. Белозерцев, З.Т. Гасанов, А.Д. Солдатенков, Т.М. Суходолова, М.А. Терентий, Ш.Ш. Хайрулин, Н.Ф.Харламов, Н.Е Щуркова и другие; вопросы патриотического воспитания детей школьного возраста И.И. Валиев, М.А. Горбатов и многие другие.

Главная задача школы и семьи – воспитать своего сына и ученика так, чтобы он с желанием шел на военную службу в армию, чтобы понимал свою ответственность перед родиной и мог при необходимости стать с оружием в руках на ее защиту. Для этого надо с детских лет воспитывать в детях коллективизм, чувство товарищества, физически развивать подростков [2]. На основании этого факта мы можем рассмотреть несколько примеров организации воспитательной работы в образовательных учреждениях.

В данной работе представлен анализ практической педагогической деятельности - описание опыта организации воспитательной работы с привлечением семьи в ГБОУ Самарской области СОШ №3 г. Похвистнево. Опыт организации воспитательной работы представила директор школы Л.А. Козлова. «Основное содержание работы: патриотическое воспитание взаимно обогащает родителей, педагогов, детей. Результатом педагогического взаимодействия школы и семьи в патриотическом воспитании ребенка становятся приоритетно формируемые личностные качества, интегративно определяемые: знанием отношением, поведением. Педагогическое взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения будет более эффективным при осуществлении дифференцированного подхода, для осуществления которого необходимо соблюдение следующих условий:

- взаимное доверие между педагогом и родителями;

- соблюдение такта, отзывчивости по отношению к родителям;

- учет своеобразия семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах патриотического воспитания;

- взаимосвязь разных форм работы с родителями;

- системность в работе с родителями;

- учет особенностей социокультурного окружения школы;

- использование культурного наследия народа и традиций семьи.

- совершенствование содержания патриотического воспитания школьников на основе интеграции саморегулируемого (в семье);

- активизация патриотического опыта школьников с использованием многообразных и вариативных форм и методов внеурочной воспитывающей деятельности;

- интеграция учебных и внеклассных форм деятельности, основного и дополнительного образования (экскурсии, кружковая деятельность, тематические вечера, спектакли, встречи, концерты и др.).

Алгоритм организации взаимодействия школы и семьи в рамках патриотического воспитания учащихся может быть таким (описание опыта организации воспитательной работы с привлечением семьи):

1) определение потенциала семьи в воспитании детей;

2) постановка конкретных воспитательных задач;

3) выбор способов их реализации;

4) разработка программы совместных действий семьи и школы;

5) практическое осуществление этой программы;

6) анализ результатов (промежуточных и конечных) совместной деятельности школы и семьи в духовно-патриотическом воспитании детей.

Приобщение детей к народной культуре в современном обществе – это очень важный аспект в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Представляется совершенно бесспорным, что в современной ситуации одним из путей является познание традиционной культуры своего народа, изучение и признание культуры других народов, бережное отношение к ней, постижение общих корней в национальной культуре разных народов. Базой педагогического взаимодействия школы и семьи в патриотическом воспитании детей может стать потенциал гуманитарных дисциплин вообще и русской литературы, в частности. Он позволяет сформировать мировоззренческую позицию школьника, понимание назначения человека и смысла его жизни. Необходимым моментом в работе по патриотическому воспитанию школьника является привлечение к ней руководителей кружков и секций, членов общественных организаций, педагогов дополнительного образования, всех заинтересованных лиц. Привлечение к работе с детьми различных людей способствует формированию и развитию отношений с окружающим миром (трудовые отряды, акции милосердия, разновозрастные группы детей во время проектной деятельности). Педагогическое взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании детей может и должно базироваться на семейных традициях. Так, можно выделить следующие формы семейного досуга: музейные экскурсии, поисково-исследовательская деятельность, многие направления которой предполагают непосредственное участие родителей, также обладает большими возможностями в патриотическом воспитании детей. Результатом совместной деятельности семьи и школы станут выпуски газет, содержащие статьи духовно-нравственной, военно-патриотической тематики, радиопередачи, видеофильмы» [2, с. 1].

Данный пример организации воспитательной работы применяют достаточно многие современные школы. Но хотелось бы обратить внимание на особый подход формирования патриотических чувств у подрастающего поколения.

В данном случае представлен анализ практической педагогической деятельности - описание опыта организации воспитательной работы с привлечением семьи в МБОУ СОШ № 2 Краснодарский край, ст. Староминская, Староминский р-н. Опыт организации воспитательной работы представили директор школы И.Н. Дацко, заместитель директора по учебно-воспитательной работе в школе Шипитько Л.Б. Администрация школы в лице директора и заместителей работе играет огромную роль в патриотическом воспитании школьников в силу того, что направляет, мобилизует, координирует, контролирует, анализирует деятельность всех субъектов и объектов образовательного процесса в целях создания благоприятных условий внутренней среды образовательного учреждения и установления оптимальных связей с внешней средой для реализации задач патриотического воспитания школьников. В школе проводятся следующие мероприятия патриотической направленности:

- творческие вечера, празднование памятных дат;

- открытие мемориальных досок, расположенных на территории школы;

- классные часы и общешкольные линейки;

Но самая главная особенность организации воспитательной работы в школе – это наличие двух детских организаций: пионерская и ДОМиД (детское объединение мальчишек и девчонок, в своём роде советские октябрята). Да действительно, вы не ослышались, в МБОУ СОШ № 2 до сегодняшнего времени существует пионерия со своими извечными моральными принципами. Кстати, это единственная школа в районе, а возможно и в крае или России, где сохранилась это организация. Многим современникам покажется, что это учебное заведение отстало от жизни и живёт пережитками прошлого, но поверьте это не так. Сегодняшняя пионерская организация – это нечто новое, но основанное на тех вечных идеалах добра, взаимопомощи и братства. Ребята носят те же красные галстуки и пилотки, которые когда-то носили их папы, мамы, бабушки и дедушки; проводят пионерские слёты, ходят в походы, участвуют в общественной работе, так называемом «Тимуровском движении». На основании факта существования этой организации в школе проходят следующие мероприятия:

- проведение праздников и памятных дат, посвященных Дням воинской славы;

- организация совета «Ленинская комната»;

- организация «Тимуровского движения»;

- помощь пожилым людям, а также поздравление ветеранов с памятными датами;

- открытие школьного музея;

- приобщение к культуре, традициям казачества;

- поощрение за доблестный труд (путёвки в ВДЦ «Орлёнок»);

- посещение музеев и выставок;

- встречи с ветеранами войны, героями трудовых подвигов, участниками Афганской войны;

- увековечение памяти павших в борьбе за свободу и независимость Родины; - - военно-спортивные игры.

На базе школы в 2006 году был открыт школьный краеведческий музей под руководством директора школы И.Н. Дацко, заместителя по учебно-воспитательной работе Л.Б. Шипитько, учителя истории Л.А. Губы, а также лекторов школьного музея Ю.С. Лыковой и А.С. Гондаревской. Музей вмещает три экспозиционных зала: «Кубанская хата и подворье», «История школы» и «Пионерская организация СОШ № 2». Ученики также были задействованы в создании музея: приносили экспонаты (старые и памятные вещи прадедушек и прабабушек, бабушек и дедушек). Также на базе школы действует военно-патриотический клуб «Славяне», в котором состоит большая часть парней-старшеклассников. Все эти мероприятия направлены на формирование патриотических чувств у молодого поколения, которые так ценятся в наше непростое время.

Таким образом, на основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы: семья и школа играют неоценимо огромную роль в формировании патриотических чувств у подрастающего поколения. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

Список использованной литературы

  1. Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. — Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013.

  2. Педагогические аспекты патриотического воспитания в семье. Организация воспитательной работы в ГБОУ Самарской области СОШ №3 г. Похвистнево. [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://pohv-school-3.ucoz.ru/index/pedagogicheskie_aspekty/0-66. – Дата обращения 18.02.2015.

  3. Экскурсия как средство патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/63/2811/. – Дата обращения 20.02.2015.

8

Просмотров работы: 2876