СРЕДСТВА ПОЖАРОТУШЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА КОРАБЛЯХ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СРЕДСТВА ПОЖАРОТУШЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА КОРАБЛЯХ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА

Пермяков В.А., Кучер М.И., Френкель Е.Э.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Краткая характеристика пожаров

Основные способы пожаротушения

Судовые системы водотушения

Спринклерная система

Система паротушения

Тушение пожаров пеной

Углекислотная противопожарная система

Тушение пожаров в жилых и служебных отсеках кораблей

Тушение пожаров боеприпасов на кораблях

Тушение пожаров в моторных отделениях кораблей

Тушение пожаров на подводных лодках

Обязательные меры при пожаре

Противопожарные имущества и средства

Современные разработки в области пожаротушения на кораблях ВМФ

Список литературных источников

 

Введение

Актуальность обеспечения пожаробезопасности диктовалась все возрастающим количеством пожаров на кораблях ВМФ. Так, с 1952 г. по 1989 г. имело место 94 случая пожаров и возгораний на дизельных и около 175 случаев на АПЛ. На НК в этот период произошло около 480 пожаров. Оснащение кораблей ракетным оружием и появление атомной энергетики резко увеличивали степень их пожароопасности.

Ряд крупных аварий, связанных с пожарами и взрывами в машинных выгородках ПЛ проекта 615А, потребовал разработки и установки на ПЛ систем пенного тушения. Первые атомные подводные лодки оснащаются атомной системой пожаротушения реакторных отсеков.

Серьезное внимание обращено на обеспечение взрывопожароопасности ракетных погребов кораблей. С этой целью, например, на ракетном корабле проекта 56М предусматривалось оборудование погреба ингибиторной системой и системой автоматического орошения. Для снятия избыточного давления при аварии корпусные конструкции хранилищ оснащались "слабыми звеньями" в виде выхлопных крышек. Комплекс перечисленных систем срабатывал автоматически при повышениях температуры и давления в ракетном погребе, возникающих вследствие аварийного и боевого повреждения ракет.

На кораблях снижается доля горючих и трудногорючих материалов от общего количества неметаллических материалов, применяемых в кораблестроении. На подводных лодках горючая гидравлическая жидкость заменена на негорючую. Разработаны и поставлены на снабжение надводных кораблей и подводных лодок индивидуальные переносные дыхательные аппараты (позже ПЛ снабжаются стационарными дыхательными системами). Это привело к увеличению времени защиты органов дыхания личного состава на кораблях.

Несмотря на возросшие возможности по обеспечению положительного исхода аварий при пожаре, ряд факторов требовал ужесточения условий пожаробезопасности.

На кораблях возрастало в 2-3 раза количество взрывчатых веществ, в 8 раз выросла масса ракетных топлив, в 2-3 раза увеличился объем хранилищ боезапаса, который стал составлять 9-12 % от всего корабельного объема, с учетом же помещений для летательных аппаратов он стал занимать от 15 до 31 % объемов корабля, а по протяженности - от 40 до 70 % всей длины корпуса корабля. При этом погреба из-за больших габаритов ракет не только не умещались ниже ватерлинии, что было непременным условием расположения артиллерийских погребов, но и выходили на верхнюю палубу, а это приводило к вероятности непосредственного воздействия средств поражения на боезапас.

Повышению опасности возникновения пожаров способствовало многократное увеличение энерговооруженности кораблей за счет использования новых видов энергетических установок, которые работают в условиях высоких температур, давлений, напряжений рабочих сред. Рост суммарной мощности электротехнических систем кораблей привел к усложнению схем распределения электроэнергии. Это десятки распределительных щитов, сотни электродвигателей, тысячи километров кабелей (силового и управления).

Объемные пожары, которые имели место на АПЛ первого поколения, потребовали разработки системы объемного пожаротушения. Огневые натурные испытания опытного образца системы объемного химического пожаротушения с огнегасителем (хладон 114В2) были проведены в 1969 г. За короткий срок все находившиеся в строю ПЛ были оснащены этими системами.

Результаты данной работы, проведенной под руководством 1-го ЦНИИ МО (И.И. Богдашев) при головном исполнителе СПМБ "Малахит" (В.А. Петлин, Г.Б. Шапот, Л.А. Тавдиашвили, И.Н. Павлова), позволили значительно усилить противопожарную защиту кораблей, 60 % пожаров на ПЛ было потушено именно системой объемного химического пожаротушения. В 1968-1971 г. системы пожаротушения были модернизированы.

На НК были установлены: системы автоматической индикации пожара в хранилищах боезапаса, модернизированная арматура на системах орошения, новые типы электрических пожарных водяных насосов, системы объемного химического пожаротушения, а также пенные системы. На ПЛ модернизировалась система пенного тушения и устанавливалась система объемного химического пожаротушения.

Большой объем исследований и экспериментальных работ по проверке достаточности и эффективности систем противопожарной и противовзрывной защиты хранилищ твердотопливных зенитных ракет был проведен 1-м ЦНИИ МО. Огневые натурные испытания выполнены на натурном отсеке корабля проекта 61 межведомственной комиссией (председатель В.Н. Буров).

К сожалению, до 1976 г. противопожарная и противовзрывная защита хранилищ создавалась без учета особенностей каждого комплекса оружия. На фактическую эффективность системы и средства в натурных условиях не проверялись. Гибель ВПК "Отважный" проекта 61 в 1974 г. заставила резко ускорить работы в этом направлении.

На экспериментальной базе силами ряда организаций ВМФ и промышленности были проверены на фактическую эффективность в условиях огневых натурных испытаний все зенитные ракетные комплексы надводных кораблей постройки 70-80-х годов. Проведено 112 огневых опытов в условиях, практически полностью соответствовавших условиям возможных аварий оружия, как при несанкционированном запуске, так и при боевом осколочном поражении. Результаты проведенных исследований позволили выяснить основные опасные факторы аварий в хранилищах боезапаса, разработать и внедрить комплекс мероприятий по совершенствованию существенных систем и средств противопожарной и противовзрывной защиты корабельных хранилищ оружия. Эффективность проведенных работ была подтверждена в 1984 г., когда на одном из кораблей Черноморского флота произошла авария, практически идентичная аварии на БПК "Отважный". Все модернизированные системы и средства хранилища ЗРК "Волна-М" сработали по своему прямому назначению. Носовое хранилище ракетного боезапаса и корабль в целом повреждений не получили.

Впервые в отечественном кораблестроении были разработаны требования к конструктивной противопожарной защите для надводных кораблей. Они внедрены на кораблях проектов 1155.1, 1143, 10540, 11660 и др. Одним из основных путей совершенствования противопожарной защиты признана приоритетность конструктивной противопожарной защиты перед активной противопожарной защитой (АПЗ). Первая определяет максимальный размер возможного пожара, которому должен соответствовать минимально необходимый уровень АПЗ.

К середине 80-х годов специалистами ВМФ и промышленности были разработаны теоретические основы пожаро- и взрывобезопасности кораблей ВМФ, а также методики расчета опасных факторов пожара для различных по своему назначению корабельных помещений, экспериментально подтверждена эффективность применяемых на кораблях систем пожаротушения.

Катастрофа в Норвежском море в 1989 г., широкий общественный резонанс вокруг причин гибели новейшей АПЛ "Комсомолец" заставили организации судостроительной промышленности в комплексе решать проблемы живучести ПЛ, в том числе и взрыво - и пожаробезопасности. Анализ причин катастрофы показал, что заложенный внутри прочного корпуса атомных лодок энергетический потенциал при определенных аварийных ситуациях способен выйти из-под контроля экипажа. Технические решения по локализации аварийных ситуаций, несмотря на резервирование, на возможности эффективного подавления аварии в нормальных условиях, не смогли предотвратить гибель ПЛ при определенном сочетании поражающих факторов.

На основании теоретических и экспериментальных исследований, проведенных в 1989-1993 гг., было определено, что локализация пожара, сопровождающегося разгерметизацией систем воздуха высокого давления в замкнутом объеме и повышением давления в нем (3-10 кгс/см2), известными на сегодняшний день системами пожароподавления невозможна. Результаты исследований позволили выработать комплекс технических предложений по улучшению живучести подводной лодки в целом, который реализуется при проектировании и строительстве перспективных кораблей ВМФ. 

 

Краткая характеристика пожаров

Пожары на кораблях и судах имеют ряд специфических особенностей из-за сложности планировки помещений, ограниченности площадей, большой насыщенности техникой, наличием горючих материалов, топлива и боеприпасов.

Тушение пожаров на кораблях требует от личного состава подразделений службы противопожарной защиты и спасательных работ знания основ устройства кораблей.

Пожары на кораблях характеризуются:

  • быстрым распространением огня вследствие большого количества горючих материалов;
  • нагревом металлических переборок, палуб и возможностью распространения через них, а также через люки, двери, вентиляцию и различные устройства огня в смежные помещения;
  • ограниченностью подачи воды для сохранения устойчивости и плавучести корабля;
  • задымлением помещений.

Руководство тушением пожаров на кораблях (судах) осуществляют командиры кораблей (судов), а на строящихся и капитально ремонтирующихся кораблях - должностные лица завода.

Разведкой пожара на корабле определяются:

  • наличие огнеопасных веществ и материалов в горящем и смежных с ним помещениях (отсеках);
  • возможные пути распространения огня в смежные помещения через переборки, палубы, люки, двери, вентиляцию и другие устройства;
  • наличие и состояние электроустановок;
  • состояние и возможность использования корабельных установок пожаротушения;
  • возможность взрывов и отравлений.

 

Основные способы пожаротушения

Основными приемами тушения пожаров на кораблях являются:

  • подача огнетушащих средств непосредственно на поверхность горящего материала (для его охлаждения, ограничения доступа воздуха и защиты от воздействия пламени);
  • герметизация помещений (отсеков) и наполнение их инертными газами или веществами, тормозящими горение.

Для тушения пожаров на кораблях применяются следующие огнетушащие средства:

  • вода (пар);
  • воздушно-механическая и химическая пена;
  • углекислый и другие инертные газы;
  • жидкостные огнегасительные составы;
  • порошковые составы.

Практически ликвидация горения при пожарах производится одновременным применением нескольких способов. Имеется несколько разновидностей способа тушения, основанного на удалении окислителя или снижении его процентного содержания в горючей среде. Основными из них являются:

  • Тушение методом изоляции горящих объектов от окружаю­щей среды (закрытие или перекрытие или заделка всех отвер­стий и проемов).
  • Тушение методом затопления или заполнения горящих веществ негорючими веществами.

Способ тушения пожаров, основанный на прекращении доступа горючих веществ в зону горения, заключается в перекрытии задвижек и шиберов, постановке заглушек, установке колпаков с системой отводящих трубопроводов, устройстве гидравлических затворов и разобщении реагирующих веществ (кошма, засыпка песком, землей и т.д.).

Способ тушения, основанный на удалении горючих веществ, находящихся близ зон горения, заключается в устройстве разры­вов и спуске горящей жидкости из резервуаров.

Способ тушения, основанный на разрушении зон горения, включает использование взрывчатых веществ и удаление горящих веществ для догорания в безопасные места.

Способ тушения, основанный на снижении температуры горящего вещества, заключается в перемешивании масс горящей жидкости, имеющей высокую температуру вспышки.

В зависимости от характера производственного процесса и кон­кретной обстановки, может быть решен вопрос о применении того или иного способа тушения пожара или их комбинации.

Согласно правилам Регистра, на судах ВМФ могут применяться следующие способы пожаротушения: водотушение, паротушение, пенотушение и углекислотное тушение.

 

Судовые системы водотушения

Для уничтожения пожара используют воду в виде компактных и распыленных струй. Компактная струя характеризуется неразрывным потоком жидкости с относительно небольшим живым сечением и значительными скоростями. Распыленная струя есть поток капель воды различных размеров, что сокращает расход воды при большей поверхности орошения.

Для подачи воды к месту пожара в виде компактных струй каждое судно, на котором предусмотрена правилами Регистра установка механических пожарных насосов, оборудуется центра­лизованной системой водотушения. Система водотушения состоит из пожарных насосов, водопровода, пожарных кранов и шлангов со стволами.

Пожарные насосы обычно устанавливаются в машинно-котель­ном отделении. Использование пожарных насосов разрешается только для целей пожаротушения и откачки воды из судов при авариях, а на судах, работающих на твердом топливе, и для осушения трюмов.

Мощность пожарного насоса должна обеспечить высоту струи не менее 10 м над наивысшей палубной надстройкой, при длине не прорезиненного пенькового шланга 20 м с внутренним диамет­ром 50-63 мм (в зависимости от производительности насоса) и диаметре спрыска 13-16 мм.

Давление в пожарной магистрали обычно принимают 5-7 атм. Поднимать давление в магистрали более 7 атм. правилами Реги­стра запрещено. Для контроля и предотвращения чрезмерного давления на напорной трубе пожарного насоса должны уста­навливаться манометр и предохранительный клапан.

Пуск пожарных насосов применяется ручной и автоматиче­ский. При ручном пуске пожарная магистраль не всегда находится под давлением, тогда как при автоматическом пуске пожарная магистраль находится под давлением постоянно. При автоматическом пуске стоит лишь открыть пожарный кран, и насос, вследствие падения давления в пожарной сети, автоматически включается в работу. Противопожарное водоснабжение может осуществляться по кольцевой или линейной системе трубопрово­дов. Линейную систему расположения трубопроводов разрешается ставить на небольших судах с небольшим количеством пожарных кранов. На всех пассажирских и товаро-пассажирских судах, а также на двухдечных дебаркадерах и стоечных судах специаль­ного назначения, имеющих механические насосы, разрешается устройство пожарной магистрали только кольцевой системы.

Кольцевая магистраль представляет собой замкнутое кольцо с. перемычками. Для выключения отдельных участков на пожар­ном трубопроводе устанавливаются разобщительные клапаны, расположенные в легко доступных местах. Диаметры пожарной магистрали и выкидных рукавов устанавливаются в зависимости от производительности пожарных насосов. При производитель­ности 50-60 м3 в час диаметр магистрали и рукавов принимается 63 мм, при производительности насосов менее 50 м3 в час - 50 мм.

Пожарный трубопровод разрешается устраивать из цельнотянутых или сварных труб. Арматура трубопровода может быть чугунная, с бронзовой гарнитурой. Для соединения рукавов со штуцерами кранов и стволами применяются быстросмыкающиеся системы Рота или горца. Соединение Рота, благодаря наличию наружных кулачков, сравнительно легко и быстро присоединяется к пожарному крану, но оно является недостаточно плотным; поэтому на судах морского флота широкое применение нашли соединения Шторца, которые являются более плотными и надежными, но осуществляются не так просто и быстро, как соединение Рота.

Количество и расположение пожарных кранов на магистрали принимаются с таким расчетом, чтобы при длине рукава в 20 м любая точка пожара могла быть обеспечена двумя струями. Пожарный кран обеспечивается выкидным рукавом и стволом со спрыском.

Выкидные рукава могут быть прорезиненными и непрорезиненными. Прорезиненный рукав более прочен, чем непрорезиненный, так как его ткань не намокает при работе, но он обладает боль­шей жесткостью, что вызывает появление складок и трещин. Для увеличения срока службы непрорезиненных рукавов, их рекомен­дуется пропитывать водонепроницаемым и противогнилостным составом.

К концу выкидного рукава присоединяется ствол, назначением которого является получение компактной или распыленной струи воды и управление ею.

Водяные стволы подразделяются на ручные и лафетные. Лафетные стволы обеспечивают более мощное выбра­сывание струи, чем ручные, поэтому они устанавливаются па судах, предназначенных для перевозки громоздких палубных грузов, что затрудняет пользование пожарными шлангами. Лафетные стволы укрепляются на специальных подставках, или лафетах, и бывают как переносные, так и стационарные.

В настоящее время стволы изготовляются из алюминиевых сплавов четырех типов:

  • нормальные стволы со сменными спрысками для получения сплошных струй;
  • перекрываемые стволы, позволяющие ствольщику прекращать подачу воды;
  • стволы-распылители, позволяющие получать распыленную струю;
  • комбинированные, дающие возможность получать, в зависимости от обстановки тушения пожара, компактную или распыленную струю.

На конец конуса ствола для придания струе воды нужной формы и сечения навинчивается спрыск. Спрыски применяются нормальные, револьверные и спрыски-распылители.

 

Пожарные стволы: а) нормальный ствол СА; б) лафетный ствол

 

Нормальные спрыски обеспечивают подачу цилиндрической струи. Револьверные спрыски обеспечивают при повороте спрыска возможность без перерыва в подаче воды переходить от одного сечения струи к другому. Спрыски-водораспылители обеспечивают выброс струи воды в виде мелкого дождя. Капли воды, быстро испаряясь, образуют вокруг горящего вещества облако пара, вследствие чего преграждается доступ кислорода воздуха к го­рящему веществу и прекращается процесс горения.

 

Спринклерная система

Спринклерная автоматически дей­ствующая система имеет широкое применение как на крупных предприятиях, так и на крупных  судах ВМФ. Оборудованное спринклерной системой помещение имеет под потолком специально расположенную водо­проводную сеть, служащую для питания водой спринклеров.

Одной из основных составных частей спринклерных систем являются спринклерные головки, которые ввертываются в трубы спринклерной сети на расстоянии 2,5-3 м. Из большого количества различных систем спринклерных головок наибольшее рас­пространение получила головка, изображенная на представленном рисунке:

 

 

1 - бронзовый штуцер; 2 - винтовая резьба; 3 - поддерживающее стремечко; 4 - металлическая диафрагма; 5 - отверстие для воды; 6 - распылительная розетка; 7 - стеклянный колпак; 8, 9 и 10 - замок спринклера.

 

В случае возникновения пожара в верхней зоне помещения быстро поднимается температура воздуха. При достижении темпе­ратуры воздуха, достаточной для расплавления припоя спринклерной головки, последняя расплавляется. Расплавление припоя влечет за собой открытие клапана спринклера, и находящаяся под давлением вода в трубах выливается на огонь в виде душа. О возникшем пожаре и начале действия спринклерной системы автоматически подается сигнал.

Спринклерные головки, применяемые в России, рассчитываются на температуру плавления припоя 72 °С, 93 °С, 141 °С и 182 °С. Спринклерные противопожарные системы применяются водотрубные, сухотрубные и комбинированные. В водотрубной системе трубы постоянно заполнены водой и находят­ся под давлением. Водотрубную систему можно применять лишь в отапливаемых помещениях.

В сухотрубной системе трубы на­полнены сжатым воздухом под таким давлением, которое преодолевает давление воды на нижний диск контрольно-сигнального клапана и держит его закрытым. При открытии хотя бы одной спринклерной головки давление воздуха снижается и система приходит в действие. Эта система применяется для установок, располагаемых в неотапливаемых помещениях.

В комбинированной системе трубы могут наполняться водой или сжатым воздухом, смотря по времени года или температур­ным условиям в помещении.

В некоторых случаях на судах устанавливают зместоспринклерные дренчерные системы. Дренчерная система, как правило, является неавтоматической. Она непосредственно соединена с водопитателем. Вода с давлением около 1,5 атм впускается в систему в момент пожарной опасности.

 

Система паротушения

Тушение водяным паром основано главным образом, на снижении содержания кислорода в зоны горения. При наличии в атмосфере концентрации пара по объему 35 % и более процесс горения практически прекращается. Водяной пар может применяться для тушения как твердых, так и жидких, и газообразных веществ.

Паротушение получило весьма широкое распространение на судах ВМФ. Система паротушения представляет собой трубопровод, изготовленный из цельнотянутых стальных труб, снабженных необходимой арматурой, предназначенный для подвода пара от главного или вспомогательного парового котла. Правилами Регистра предусматривается оборудование приборами паротушения грузовых трюмов, котельных и машинных отделений, угольных и нефтяных бункеров, топливных цистерн, материальных кладовых, фонарной и малярной. Па нефтеналивных судах паротушением оборудуются все грузовые отсеки, насосные и шланговые отделения, а также коффердамы

Пар поступает в систему паротушения, как правило, через редукционный клапан непосредственно от котла, так как по пра­вилам Регистра давление пара в системе не должно превышать 4 атм для военно-морских судов.

При оборудовании судов системой паротушения следует исходить из расчета одновременного заполнения паром 50 % общего объема, а для нефтеналивных судов - полного объема самого большого грузового отсека и всех смежных с ним. При выборе диаметра труб системы паротушения следует руководствоваться тем, что процесс заполнения паром должен длиться не более 10-15 минут; внутренний диаметр труб должен быть не менее 20 мм и не более 40 мм.

Управление паротушением должно быть централизовано. Паро­распределительная коробка должна помещаться в легко доступном для экипажа месте и должна снабжаться соответствующими надписями. Маховички вентилей паротушителей должны быть окрашены в красный цвет.

Ввод отростков паропровода в помещения, где хранятся жидкие грузы, устраивается в верхней части помещения, а в сухогрузном - на расстоянии не более 1 м от настила днища. На нефтеналивных судах с расширительными шахтами пар подво­дится под крышку расширительной шахты.

 

Тушение пожаров пеной

Пена состоит из пузырьков газа, отделенных друг от друга пленкой жидкости. В противопожарной технике в настоящее время используются два вида пены: химическая и воздушно-механическая.

Химическая пена получается в результате химической реакции и представляет собой пузырьки, заполненные углекислым газом, с оболочкой, состоящей из водных растворов солей.

Воздушно-механическая пена является результатом механического перемешивания раствора пенообразователя в воде с воздухом и представляет собой пузырьки, заполненные воздухом, с оболочкой, состоящей из слабых водных растворов солей.

Тушение пожаров пеной основано на том, что ее слой определенной толщины вызывает частичное охлаждение горящей поверхности, препятствует доступу кислорода воздуха и создает тепловую изоляцию поверхности вещества от притока тепла из зоны пламени, так как пена легче всех жидкостей и твердых материалов. Тушение пожаров пеной используется на судах, как одно из основных средств противопожарной защиты.

Ручные пенные огнетушители размещаются в наиболее угрожаемых в пожарном отношении местах судна и предназначены для тушения пожаров в самом начале их возникновения.

В настоящее время на судах военно-морского флота наиболее широко применяются огнетушители типа «Богатырь» (ОП-1 и ОП-З).

Жидкопенный огнетушитель ОП-1 состоит из кор­пуса листовой стали, внутри освинцованного, имеющего емкость 10 л. Он имеет горловину с крышкой и ударником, а также ручки - нижнюю и верхнюю. При пользовании огнетушителем его перевертывают вниз горловиной и ударяют о пол ударником. Ударник разбивает колбу с серной кислотой, которая, соединяясь со щелочным раствором двууглекислой соды в присутствии лакричного экстракта, находящихся в корпусе огнетушителя, образую пену, выбрасываемую струей из спрыска. При этом химически реакция происходит по уравнению:

2NaHCО3 + H2SO4 = Na24 + 2H2О + 2CO2

Заряд огнетушителя № 1 состоит из 300 г двууглекислой соды растворяемой в 9 л воды, 50 г экстракта лакричного корня для усиления пенообразования и 285 см3 серной кислоты, крепостью 40° по шкале Боме. Этот тип огнетушителя дает жидкую пену в течение до 1 мин. 20 сек. в количестве 25 л при дальности струи 6-8 м. Густопенный огнетушитель ОП-3 отличается от огнетушителя № 1 тем, что имеет две одно­временно разбиваемые колбы, из которых одна вмещает 170 м3 раствора сернокислого алюминия крепостью 35° по Боме, а другая 185 см3 серной кислоты крепостью 65,5° по Боме. Корпус огнетушителя имеет емкость 10 л и заполнен 500 г двууглекислой соды и 70 г лакричного экстракта для усиления пенообразования.

 

Огнетушитель ОП-3

1 - корпус огнетушителя; 2 - горловина; 3 - крышка; 4 - ударник; 5 - спрыск; 6 - предохра­нитель мембранного типа; 7 - сетчатый цилиндр; 8 и 9 - кислотные колбы; 10 - пружины; 11 - верхняя ручка; 12 - нижняя ручка

 

Углекислотная противопожарная система

Углекислотное по­жаротушение основано на негорючести углекислого газа, который, будучи введенным в зону горения, разбавляет атмосферу, тем самым снижает процентное содержание кислорода или горючего, в связи с чем падает интенсивность горения.

Основные физические данные СО2 - удельный вес при 0° и давлении 760 мм рт.ст. - 1,529; критическая температура 31,1 °С, а критическое давление 73 атм. Жидкая углекислота при выпуске ее из баллона переходит в твердое состояние в виде снега с температурой - 78,5°; твердая углекислота при нагреве мгновенно переходит в газообразное состояние, занимая при этом в 400-500 раз больший объем.

Вследствие низкой электропроводности, углекислый газ широко может быть использован для ликвидации пожаров в элек­тротехнических установках. Вообще углекислый газ может быть успешно применен для тушения в подавляющем большинстве случаев, кроме таких, например, как горение кинопленки и некоторых других материалов, которые в силу своих физических и хими­ческих свойств продолжают гореть в атмосфере, содержащей значительный процент углекислого газа.

Углекислотное тушение получило широкое распространение на судах морского флота. На крупных судах для тушения пожара углекислым газом устраиваются специальные углекислотные станции, расположенные на верхней палубе. Станция состоит из углекислотных баллонов с пусковыми клапанами, соединенными трубопроводом с постом, имеющим распределительную коробку с запорными клапанами, от которых в каждый трюм проводятся стальные трубы. Углекислый газ, попадая в трюм, вытесняет из помещения воздух, что создает условия, при которых горение прекращается. Для тушения пожаров в закрытых помещениях используются углекислотные огнетушители. Они могут быть ручные, передвижные и стационарные. Правилами Регистра в зависимости от типа судна определено, какими противопожарными средствами должны быть снабжены суда внутреннего плавания.

 

Тушение пожаров в жилых и служебных отсеках кораблей

Пожары  в жилых и служебных отсеках кораблей отличаются следующими особенностями:

  • быстрым повышением температуры из-за небольшого объема помещений;
  • быстрым распространением огня и дыма в другие помещения через перегородки, палубы, двери, коридоры и шахты;
  • затруднением проникновения в горящие и задымленные помещения из-за узких проходов и высокой температуры;
  • наличием электроустановок под напряжением.

Тушение пожаров в надстройках, жилых и служебных отсеках корабля производится водой или воздушно-механической пеной. Для подачи водяных стволов используются дверные проемы, иллюминаторы, входные и световые люки верхних и нижних палуб. Тушение открытого огня и охлаждение нагретых конструкций надстроек, бортов и палуб производится водяными струями.

Рукавные линии прокладываются наиболее удобным и кратчайшим путем. Рукава, поднятые на вышерасположенные палубы или надстройки, закрепляются рукавными задержками, шланговыми захватами или штертами (концами веревки) к леерным ограждениям или другим конструкциям корабля. Во избежание заломов и повреждений рукавов при прокладке их через комингсы (пороги) или выступающие корабельные конструкции применяются ограждения в виде лотков или других подсобных предметов.

Каждый работающий в отсеке должен иметь изолирующий противогаз и страхующий тросик, обеспечивающий связь со страховщиком, находящимся у входа в помещение (отсек).

При возможности герметизации отсеков тушение пожаров в них производится инертными газами и жидкостями, подаваемыми через вентиляционные раструбы, переборочные сальники и другие отверстия. Одновременно водой охлаждаются палубы, борта и переборки горящих отсеков.

При вскрытии (разгерметизации) отсеков после прекращения горения на случай повторного загорания необходимо иметь наготове водяные или пенные стволы.

 

Тушение пожаров боеприпасов на кораблях

Погреба корабельных боеприпасов имеют системы орошения и затопления. При угрозе пожара или возникновении его в погребе с боеприпасами личным составом корабля производится орошение боеприпасов или затопление погреба путем включения системы.

При отсутствии экипажа на корабле и возникновении опасности взрыва во время пожара погреб с боеприпасами затапливается по приказанию командира спасательного отряда.

 

Тушение пожаров в моторных отделениях кораблей

Пожары в машинно-котельных и моторных отделениях отличаются следующими особенностями:

  • горением топлива и масла, что вызывает быстрый нагрев переборок и других корабельных конструкций;
  • возможностью образования взрывоопасных концентраций паров топлива;
  • горением изоляции электропроводки и электроустановок.

Тушение пожаров в машинно-котельных и моторных отделениях производится водой, пеной, паром или инертными газами и жидкостными огнегасительными составами.

При тушении пожара необходимо:

  • выключить приточную вентиляцию;
  • обесточить электроустановки;
  • перекрыть топливные и масляные трубопроводы;
  • остановить работающие двигатели, механизмы и котлы;
  • спустить воздух из баллонов, находящихся под давлением;
  • принять меры к герметизации входов, световых люков, вентиляционных раструбов и других отверстий;
  • охлаждать водяными струями борта, палубы и переборки.

 

Тушение пожаров на подводных лодках

Вследствие конструктивных особенностей подводных лодок тушение пожаров на них затруднено:

  • из-за небольших размеров входных люков;
  • из-за наличия в отсеках средств регенерации воздуха, боеприпасов и большого количества электрооборудования;
  • из-за быстрого повышения температуры и скопления дыма;
  • из-за возможности образования взрывоопасной концентрации водорода с воздухом в аккумуляторных отсеках и системах вентиляции;
  • из-за ограниченности стационарных и переносных установок пожаротушения.

Тушение пожаров на подводных лодках, как правило, производится путем заполнения помещений (отсеков) воздушно-механической пеной, а при герметизации отсеков - инертными газами или жидкостными огнетушащими составами.

Работа личного состава подразделений службы противопожарной защиты и спасательных работ по тушению пожара внутри отсеков производится только во взаимодействии с личным составом подводной лодки и при обязательном выполнении мер техники безопасности.

 

Обязательные меры при пожаре

Для предупреждения распространения огня на рядом стоящие корабли и береговые объекты необходимо:

  • отводить горящий корабль от других кораблей и береговых объектов или отводить соседние корабли от горящего, особенно когда есть опасность возникновения взрыва;
  • защищать водяными струями соседние корабли и береговые сооружения;
  • ограждать и тушить топливо, разлитое на воде.

При тушении пожаров на кораблях необходимо вести постоянный контроль за количеством принятой в корпус горящего корабля воды, не допуская скопления ее в больших количествах, особенно в помещениях, расположенных выше ватерлинии. Для сохранения устойчивости и плавучести горящего корабля необходимо периодически удалять воду из отсеков.лоаоа

                                                                  

Противопожарные имущества и средства

  • Огнетушащие вещества
  • Пенообразователи ПО-1, ПО-ЗА, ПО-6К, "Морпен", П0Ф-9М
  • Двуокись углерода
  • Огнетушащие порошки П-2АП, "Пирант-А"
  • Жидкость огнегасительная - хладон
  • Переносные, возимые, самоходные средства тушения пожаров
  • Насосы пожарные переносные
  • Мотонасос пожарный переносной НПБ-50/8М
  • Мотонасос пожарный переносной НПБ-40/7
  • Насос пожарный ручной морской (РПН-М)
  • Установка пожарная самоходная "Исход-14ВХЛ"
  • Установка пожаротушительная хладоновая переносная УХП-85
  • Установки переносные пенные
  • Генератор судовой пенный ГСП-600
  • Установки переносные пенные УППС-200 и УППС-100
  • Огнетушители воздушно-пенные морские
  • Огнетушитель воздушно-пенный морской ОВПМ-8
  • Огнетушитель воздушно-пенный морской для помещений с повышенным давлением газовой среды ОВПМ-6ПД
  • Огнетушитель воздушно-пенный морской ручной с патроном газогенерирующим ОВПМ-10ПГ
  • Огнетушители порошковые
  • Огнетушитель порошковый с патроном газогенерирующим ОП-10ПГ
  • Огнетушитель порошковый ОП-8
  • Огнетушитель порошковый забрасываемый с патроном газогенерирующим ОПЗ-2ПГ
  • Огнетушитель порошковый забрасываемый ОПЗ-2
  • Огнетушители порошково-пенные возимые
  • Огнетушитель порошково-пенный возимый с патроном газогенерирующим ОППВ-16ПГ
  • Огнетушитель порошково-пенный возимый ОППВ-16
  • Патроны газогенерирующие
  • Патроны газогенерирующие ПГ-10Ж и ПГ-16Ж
  • Патроны газогенерирующие ПГ-2, ПГ-9, ПГ-19
  • Огнетушители самосрабатывающие порошковые ОСП-1 и ОСП-2
  • Огнетушитель углекислотный ОУ-5
  • Стволы пожарные ручные комбинированные РСКМ-50 и РСКМ-65
  • Рукава пожарные напорные, напорно-всасывающие. Зажим для пожарных рукавов
  • Соединения рукавные (гайки PC, ключ и кольцо уплотнительное для гаек PC)
  • Защитная одежда и экипировка пожарных
  • Термостойкий костюм ТСК-75
  • Теплоотражательный костюм ТОК-79
  • Комплект огнезащитной одежды пожарного
  • Пояс пожарного спасательный
  • Аппарат пожарного АП-93-К
  • Аппарат пожарного АП-96М
  • Фонарь термостойкий пожарный индивидуальный ФТПИ с зарядным устройством
  • Фонарь электрический групповой пожарный ФЭГ
  • Инструмент ручной аварийно-спасательный
  • Лом пожарный легкий ЛПЛ в маломагнитном исполнении
  • Топор пожарный поясной в маломагнитном исполнении.

 

Современные разработки в области пожаротушения на кораблях ВМФ

«Saffir» - это корабельный автономный робот предназначенный для пожаротушения. Это робот-гуманоид является выходцем из «Научно-исследовательской лаборатории ВМС США» (U.S. Naval Research Laboratory). Он будет передвигаться через тесные проходы судов Военно-Морского Флота, взаимодействовать с моряками на борту и самое главное бороться с огнём. Этот робот снабжён весьма интересными функциями, например возможностью бросать гранаты с огнегасящим составом - мы говорим о «самоходной технике пожаротушения».

«Saffir», кажется был разработан поклонниками супергероев. Кроме того, что он может запускать гранаты с огнегасящими смесями, робот снабжён стерео инфракрасной камерой, чтобы видеть сквозь дым. Питание «Saffir» получает от батареи, которой будет вполне достаточно для тушения пожаров на одном заряде в течение 30 минут.

«Робот-пожарник» всё ещё находится в стадии разработки. Он основан на уже существующем роботе «Charli-L1», который был разработан компанией «Virginia Tech». Судовые испытания робота «Saffir» должны начаться осенью 2014-го года.

 

Список литературных источников

1. Безбородов В.П. Способы борьбы с пожарами на судах ВМФ.

2. Бойко П.В. Наставление по борьбе с пожаром на судне. - Одесса: Негоциант, 2007.

3. Грачев П. Об организации противопожарной защиты и местной обороны на кораблях ВМФ Российской Федерации

4. Захаров И.Г. Научные проблемы кораблестроения и их решение.

5. Иващенко В.Н. Огнетушащие средства.

6. Коковкин В.А. Живучесть корабля. - СПб: Российская инженерная академия, 2009. - П. 3.3-3.4.4.

7. Кузнецов С.А. УМП Подготовка специалистов по борьбе с пожаром. - Мк ПДМНВ, 2005. - Гл. 4 (4.1-4.13)

8. Радзиевский С.И. Пожаробезопасность и противопожарная защита кораблей. - Л.: Судостроение, 1987.

9. Развозов С.Ю. УП Борьба с пожарами на морских судах. - СПб: ГМА им. Макарова, 2012. - П. 1.3; 2; 3.2; 4; 4.9; 5-5.2

10. Ремнев А.П. Стационарные системы борьбы с пожаром на морских судах. - Новороссийск: МГА им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, 2008. - Гл. 1-10.

11. Рычков В.А Основы пожарной безопасности в порту и на судах. - СПб: ГМА им Макарова, 2003.

12. Хохлов П.Н., Грузинский П.П. Наставление по борьбе за живучесть судна РД 31.60.14-81 (НБЖС). - СПб: ЦНИИМФ, 2004.

13. Черепанов Ю.Н. УП Борьба с пожаром на суднах. - Новосибирск: НГАВТ, 2010. - Гл. 3.

Просмотров работы: 14463