РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИЙ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИЙ.

Соколова Д.В. 1
1Волгоградский государственный социально-педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современной науке особую значимость приобретает проблема сложного дефекта,

в структуре которого нарушение речи сопровождаются другими отклонениями психического развития. В связи с этим одной из актуальных проблем является проблема нарушения речи и

их коррекции у детей с ЗПР.

В настоящее время воспитательные и образовательные процессы невозможно представить без использования современных технологий, которые учитывают и используют закономерности развития, позволяют приспосабливаться к уровню и особенностям развития индивидуума. Поэтому главный акцент на занятиях по развитию связной речи младших школьников с задержкой психического развития мы решили сделать на теории решения изобретательских задач – ТРИЗ. Так как мы предполагаем, что коррекционно-логопедическая работа по развитию связной речи младших школьников с задержкой психического развития с использованием ТРИЗ-технологий будет более эффективной, чем традиционная логопедическая работа. Речевая и общая инициатива ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, способность нестандартно мыслить.

Основной задачей использования ТРИЗ-технологий на коррекионно-логопедических занятиях являлось привитие ребёнку радости творческих открытий, снятие у него чувства скованности, преодоление застенчивости, развитие фантазии, логики мышления, воображения.

Исходным положением ТРИЗ - педагогики является принцип природосообразности обучения, который в основе своей опирается на природу ребенка. Кроме того, эта концепция целиком построена на положении Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Учиться должно быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ, которые были адаптированы нами для детей с ЗПР.

1)Метод «Мозговой штурм» (МШ):Это метод коллективного поиска оригинальных идей.

Суть МШ – дать свободный выход мыслям из подсознания, создать условия расковывающие ребенка.

Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту. Поэтому темы мозгового штурма выбрали следующие:

- как выгнать лису из заюшкиной избушки;

- как помочь колобку обхитрить лис;

- как оставить кусочек лета в зиму.

Анализ каждой идеи проходил по оценке «хорошо - плохо», что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбиралось оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями. Результаты мозгового штурма отражались в продуктивной деятельности: дети нарисовали кусочек лета, который они оставили в зиму, делали иллюстрации нового завершения сказки.

Логопед также предлагал детям свои оригинальные варианты решения задачи, это позволяло стимулировать их воображение и вызывало интерес и желание к творческой деятельности.

2) Метод «Синектика». Термин «синектика» обозначает «объединение разнородных предметов». Автор предложил использовать для развития творческих способностей человека аналогии.

а) личностная аналогия (эмпатия). Ребенку предлагалось представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Мы использовали следующие варианты заданий:

- изобрази будильник, который забыли выключить;

- покажи походку человека, которому жмут ботинки;

- изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика;

- представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай «В лесу родилась елочка…», промяукай «Солнечный круг…».

б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний. Дети находили такие аналогии: вертолет – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы, учились делать маленькие открытия в сходстве природных и технических систем;

в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществлялось, как в волшебной сказке, т. е. игнорировались все существующие законы. Например, задание: нарисуй свою радость. Возможны различные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь – это может быть человек, растение.

Дети старались, выполняли задания с интересом. Однако при нахождении прямых аналогий некоторые затруднялись, не сразу смогли уловить суть задания.

3) Метод морфологического анализа.Использование данного метода позволяет развивать творческое воображение, фантазию, комбинаторные умения, получать большое количество вариантов ответа в рамках заданной темы.

Обычно для морфологического анализа строят таблицу (две оси) или ящик (более двух осей). В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси. Затем выбираются различные сочетания элементов. Перебираются все возможные варианты.

Детям необходимо было создать новый образ Ивана-царевича. Мы выделили основные критерии, по которым можно охарактеризовать этот сказочный персонаж: возраст, место жительства, внешний вид, средство передвижения, одежда (критериев может быть больше, в их число можно внести привычки героя, хобби, особенности общения, особенности частей тела, цвет волос, глаз).

Дети произвольно выбирали по одной характеристике и соединяли воедино. Получались очень интересные образы. Например, Иван-царевич – вредный подросток, одетый в праздничный наряд, проживающий в детском саду и передвигающийся на лыжах, или старик-весельчак в спортивном костюме, живущий в лесу и передвигающийся на роликах. Дети проявляли активность при выполнении задания, им сразу хотелось придумать историю о таком необычном герое.

4) Метод фокальных объектов (МФО)Суть метода заключается в том, что к определённому объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.

Детям предлагалось назвать три любых объекта. Один из них представитель природного мира, второй – рукотворного, третий – вообще нематериальное понятие (метеорит, стол, машина).

Затем дети называли как можно больше свойств и качеств названных объектов.

Например: стол солнце

прямоугольный круглое

письменный сверкающее

деревянный теплое

Названные свойства и качества приписывались к изначально выбранному объекту, дети объясняли, как это может выглядеть и при каких условиях такое бывает.

Например, машина:

стремительная – быстро едет;

горячая – везет горячий хлеб;

искрящаяся – летающая тарелка;

кухонная – с которой продают готовый завтрак, обед, ужин и т. д.

Дети испытывали трудности при выполнении последней части задания, им было трудно приписать уже названные свойства третьему предмету. Придуманные детьми идеи также отражались в рисовании и лепке.

Метод фокальных объектов направлен на развитие у детей творческого воображения, фантазии, формирование умения находить причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира, на первый взгляд, ничем не связанные друг с другом.

5) Системный оператор. Работа с системным оператором предполагала формирование у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение.

Если рассматривать объект материального мира, как систему, состоящую из определённых составляющих, имеющих определённые свойства и качества, то данный объект, в свою очередь, будет являться частью другой системы, более широкой по своему строению.

Рассматривая объект, дети определяли, из каких частей он состоит, его видовую принадлежность (транспорт, игрушка, одежда, строение). Кроме того, детям было дано задание выяснить историю возникновения данного объекта, какой предмет выполнял его функции до его появления, этот предмет так же аналогично анализируется. Далее детям предоставлялась возможность представить себе, каким станет объект в будущем: его функции, внешний вид, придумать, как он будет называться.

Для младших школьников составляло трудности производить системные раскладки, анализировать и описывать систему связей между объектами окружающей действительности, строить разного рода классификации по выделенному признаку, но при помощи подсказок и наводящих вопросов они справились с заданием.

Использование методов ТРИЗ-технологий позволяет логопедам решать проблемы речевого развития. Позволяет гарантированно научить детей создавать образные характеристики объектов (сравнения, загадки и метафоры). Развивает у учеников способность к созданию рифмованных текстов. Формирует такие навыки у как: умение представить, вообразить словесные картины событий, действия, внешность героев, их поступки, понять взаимоотношения; производить анализ; при этом обеспечивает эмоциональный отклик на произведение на протяжении всего периода изучения литературного произведения. Развивает способность составлять сказки различных типов.

Работу по обучению младших школьников с задержкой психического развития связной речи мы начали с обучения создания сравнений (первый этап). Отрабатывалась модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и т. д. В дальнейшем мы усложнили задачу: в составляемой фразе не произносится признак, а остается только его значение (одуванчики желтые, как цыплята). Далее ребята учились делать сравнения с другими объектами без помощи взрослого по выбранному самостоятельно признаку.

Затем отрабатывалось умение составлять загадки (второй этап). А на следующем этапе дети вполне справлялись с составлением метафор на полуактивном уровне, т.е. в сотворчестве с педагогом (третий этап).

Работа по формированию связной речи младших школьников с ЗПР с использованием ТРИЗ-технологий на данный момент нами ещё не закончена. Однако уже видна положительная динамика. У младших школьников повысился уровень познавательной и творческой активности, речевая и общая инициатива ТРИЗ дала детям возможность проявить свою индивидуальность, способность нестандартно мыслить.

Список использованной литературы.

1. Глазунова М.А. и др. Интегрированный курс на основе ТРИЗпедагогики //

Педагогика. – 2002. – № 6.

2. Зиновкина М. К знаниям через творчество // Учитель. – 1999. – № 5.

3. Кузнецова В.В., Пыстина Л.А. Формирование талантливого мышления у дошкольников. – Саратов, 2001.

4. Курышев В.А. ТРИЗовый подход при решении задач // Школьные технологии. –

2003. – № 4.

5. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.: Просвещение, 1977.

6. Сидорчук Т.А., Гуткович И.А. Методы развития воображения дошкольников. –

Ульяновск, 1997.

7. Хоменко Н.Н. Теория решения изобретательских задач – ТРИЗ // Школьные

технологии. – 2000. – № 5.

Просмотров работы: 2394