РОЛЬ НОВГОРОДСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ В РАЗВИТИИ ХРАМОВОГО ИСКУССТВА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РОЛЬ НОВГОРОДСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ В РАЗВИТИИ ХРАМОВОГО ИСКУССТВА

Клевова В.А. 1, Лунь Г.Ш. 1
1ФГБОУ ВПО АмГПГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Новгород – древнейший центр русской культуры. Впервые тут возникло русское летописание при Софийском Соборе в ХI веке. В Новгороде находится большая часть письменных достижений древней Руси XI-XVII веков.

Новгородская школа - одна из значимых школ древнерусского искусства, формировалась в период феодальной раздробленности в Новгороде и сыгравшая не малую роль в развитии русской культуры. Известный демократизм и активность общественной жизни Новгородской республики определили уникальность искусства Новгородской школы, сравнительно свободное включение в него откликов современной жизни, отчетливость, конкретность и свежий лаконизм стиля. При определенной сложности её пространственных композиций, простотой монументальности, пластической мощью, компактностью объёмов выделялась уже архитектура периода Киевской Руси (Софийский собор, 1045—1050; Георгиевский собор Юрьева монастыря, начат в 1119 г.). В декоративном искусстве и миниатюре Новгородская школа оставила в наследие плетёный орнамент, бытовых и юмористических фигур. В церковной архитектуре начинают развитие архаические тенденции в середине 15 века. С конца 15 в. искусство Новгорода потеряло своеобразие и начинает развиваться в общем русле русской культуры.

Дерево всегда было основным материалом для строительства Новгородской земли. Об этом говорят письменные источники, а так же археологические раскопки. Первая христианская церковь города во имя Софии Премудрости Божией (989 г.) была построена из дерева. Упоминание в летописи о её завершении тринадцатью главами приводит к мысли, что это была сложная по группировке объёмов и весьма эффектная со стороны искусства постройка. К середине XI века относят начало каменного строительства в Новгороде. Формируются региональные направления в архитектуре в XII веке и развитие древнерусского зодчества начинает усложнятся. Главный тип храма остаётся неизменным (хотя его размеры и становятся меньше), но в стиле начинают появляться такие самобытные черты, которые с очевидностью говорят о том, что древнерусское зодчество вышло на собственный путь развития. Одним из таких уникальных направлений (школ) с начала XII века стала архитектура Новгородской земли. Тот тип храма, который получил развитие в южнорусских землях в XI веке, нашёл признание и в Новгороде. Но это не означает, что строители храмов Новгорода попросту копировали киевские образцы. На облике этих храмов сказалось своеобразие жизни города, художественные вкусы заказчика, строителей и архитекторов, которые их возводили. Надо учесть и особенности местного строительного материала, который наряду с плинфой (кирпичом) употреблялся в кладке стен, сводов и глав. Болховский известняк – камень, которым богата новгородская земля. Добыча плит этого камня не требовала больших усилий, он поддавался тёске достаточно легко и в больших количествах употреблялся в кладке стен. Плинфу использовали в кладке таких важных конструкций как арки и своды.

Первая каменная постройка Новгорода – Софийский собор (1045–1050 гг.), возведённый вслед за одноименным киевским храмом. После того как построили Софийский собор в Новгороде, где то около 50 лет не возводили храмов из камня. Возобновилось строительство в начале XII века, когда князь Мстислав закладывает церковь Благовещения (1103 г.) в загородной резиденции на Городище близ Новгорода.

Расцвет новгородской архитектуры послемонгольского периода приходится на вторую половину XIV – начало XV века. К главным достижениям новгородских зодчих данного периода относят церковь Фёдора Стратилата (1361 г.), Спасо-Преображенская церковь на Ильине улице (1374 г.), храм Петра и Павла в Кожевниках (1406 г.). Прежде всего, обращает на себя внимание в них, новое, высокое, чем ранее, качество художественного решения. Пропорции найдены удачно, мерный ритм в группировке масс, ранее не виданное декоративное богатство фасадов вкладывают в прежнюю архитектурную схему черты праздничности и торжественности. Стабильно повторяющееся трёхлопастное завершение кубической массы способствует сдержанной динамике композиции.

Библиографический список

  1. Базен Ж. История истории искусства: От Вазари до наших дней. – М., 1994.

  2. Врангель Н.Н. Статьи по истории русского искусства, – М. Невский сад, 2001

  3. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в древнерусской живописи, – М.: Наука, 1975

  4. Сергеев В.Н. Рублев. (серия «Жизнь замечательных людей»). –М., 1981

  5. Языкова И.К. Богословие иконы. – М., 1995.

Просмотров работы: 744