ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ИММИГРАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ЕЕ ДЛЯ РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ИММИГРАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ЕЕ ДЛЯ РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Конец XX века и начало XXI века для России это время глобальных потрясений и кардинальных перемен во всех сферах общественной жизни. В результате этих перемен сформировались новые социально-экономические и культурные модели развития страны. В том числе произошла и трансформация такого процесса как миграция, который является неотъемлемой частью глобализации и следствием открытости границ. Итоги таких преобразований неоднозначны.

Согласно статистическим данным интенсивность миграции в разные годы существенно отличается. [1], [2] Она отражена в таблице 1.

Таблица 1

Международная миграция в Россию с 2007 по 2014 гг., тыс. человек

Год

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Кол-во мигрантов

2284936

2215945

1987598

2102304

341555

4196143

5165490

 

8 722 032

≈3,5 млн.*

 

Во время мирового экономического кризиса 2008-2010 годов количество мигрантов постоянно снижалось, особенно низким был этот показатель в 2009 году. По мере снижения остроты мирового кризиса число иммигрантов  «хлынувших» в Россию значительно увеличилось по вполне экономическим причинам.

Миграция как любой процесс имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Однако, как утверждают, эксперты-демографы и экономисты высшего эшелона власти миграция для России имеет огромные перспективы, и даже необходима. Поэтому изучение перспективности иммиграции для России является актуальной темой исследования для многих ученых и поддерживается на государственном уровне.

«В чем перспективность миграции для России?» - может спросить коренной житель страны. Для ответа на этот вопрос обратимся к статистическим данным и проведем их анализ.

В первую очередь - это трудовая иммиграция. По словам руководителя Московского центра «Карнеги»  Р. Каримова легальная трудовая миграция обладает положительными сторонами, а именно: [3]

╬ 1. иностранные рабочие восполняют дефицит в экономике России;

╬ 2. обеспечивают определенную конкурентоспособность предприятиям ввиду низкой стоимости рабочей силы;

╬ 3. предоставляют услуги по невысоким ценам и тем самым обеспечивают потребности в них наименее обеспеченных слоев населения.

Что касается первого пункта, то именно рабочие-мигранты заполняют те ниши, которые не могут быть заполнены местным населением по двум причинам: низкая оплата труда и нехватка местной рабочей силы трудоспособного возраста. На сегодняшний день общемировой возрастной анализ показывает прогрессирующее старение населения, в том числе в России и поэтому иммиграция молодежи и людей среднего возраста привносит свежую струю в экономику страны. К примеру, уже сейчас во многих регионах страны локальные рынки труда уже испытывают абсолютный дефицит рабочей силы. К 2015 году трудовые ресурсы страны сократятся на 8 млн. человек, а к 2025-му - на 18-19 млн. Максимальное сокращение численности населения трудоспособного возраста произойдет в 2010-2014 годах, когда среднегодовая убыль населения этой возрастной группы будет превышать 1 млн. 300 тыс. человек.[4] Причем те когорты населения, которые будут входить в трудоспособный возраст в первой четверти XXI века, уже родились, поэтому компенсировать провал за счет наметившегося повышения рождаемости уже невозможно.  Следовательно, выход - это привлечение рабочей силы извне.

 Согласно статистическим данным ФМС России структура занятости мигрантов за период с 2007-2013 года нестабильна, что отражено в таблице 2.

Таблица 2

Структура занятости мигрантов в период  2007-2013 гг., выраженные в %

Виды деятельности

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Строительство

40,2

42,0

39,4

37,3

37, 7

39,0

40,0

Торговля

19,2

17,0

18,4

18,6

18,7

19,0

18,0

Обрабатывающие производства

9,2

12,2

11,9

11,5

11,1

11,0

10,4

Сельское хозяйство

6,5

6,6

7,9

8,1

8,3

8,2

7,6

Транспорт

 и   связь

4,4

3,9

4,2

4,3

4,5

4,6

4,8

Другие виды деятельности

20,5

18,4

18,2

19,2

19,7

20,2

19,2

 

Анализ данных таблицы 1 показывает,  что процент мигрантов работающих в строительстве по-прежнему велик и продолжает расти. В то же время увеличивается процент мигрантов занятых в других видах деятельности. Например, если зайти в любой крупный магазин, то рабочий-мигрант уже вполне обычное дело. Это касается также и транспорта: если они раньше только таксовали, то сейчас  им доверяют даже управление общественным транспортом в городах. Иными словами имеется некоторый структурный сдвиг в занятости мигрантов в течение 6 лет, хотя не кардинальные. По-прежнему, как и несколько лет назад труд мигрантов задействован в тех областях деятельности, в которых не требуется высокая квалификация.

При этом, если провести анализ востребованности труда иммигрантов с точки зрения его финансового обеспечения то складывается следующая картина. Большинство мигрантов получают зарплату в конвертах (от 70 % и больше). При этом многие работодатели обещают заплатить по окончании работ, а в действительности пользуюсь тем фактором, что большинство мигрантов работают по договоренности (т.е. без оформления трудового договора) выплачивают только часть обещанной суммы.  Поэтому мигранты обладают  конкурентным преимуществом перед местным населением, которое несогласно выполнять ту же работу за предлагаемую оплату труда со стороны работодателя.  

Выбранный метод экономии фонда (хоть и теневого) заработной платы в некоторых видах деятельности сказывается, положительно на цене услуг для населения. Например, розничная торговля и сфера услуг (ремонт обуви, изготовление ключей, заточка ножей и ножниц). Зачастую цена на овощи и фрукты у них намного ниже,  чем в супермаркетах.  Тем самым они поддерживают малоимущие слои населения. 

Однако, Р. Каримов и признает и минусы трудовой миграции. Это:

═ межнациональные конфликты;

═ рост преступности;

═ проблема непрофессионализма мигрантов, особенно работающих в транспортной отрасли;

═ распространение радикального ислама среди мигрантов. 

Вышеперечисленные минусы миграции придают бесперспективность процессам миграции и, по мнению скептиков, она наносит только вред стране. Это однобокое освещение проблемы.

Конечно, на фоне межнациональных конфликтов растет число этнических преступлений, но ответственность несут обе стороны. Часть мигрантов живут по своим законам и не желают соблюдать законы РФ, а местные жители неадекватно на это реагируют. Выход - своевременное разъяснение и применение законных мер к мигрантам.

Другой вид преступлений носит религиозный  характер. В наше время главная угроза исходит от радикального ислама, подпитываемый наркотиками с Востока (Афганистан, Пакистан). В результате гибнут сотрудники правоохранительных органов и обычные жители. Основной целью исламистов является дестабилизация обстановки выбранном районе страны и вызов паники, а количество жертв для них не имеет значение. Для совершения своих актов они выбирают людные места - станции метро, рынки, магазины, структуры МВД и даже школы. К примеру, статистические данные по МВД России за период с 1991 года по 2014 год представила следующие данные, которые сведены в таблицу 3.[5]

 


Таблица 3

Количество террористических актов в России за период 1991-2014 гг.  

 Категории           

        

           Года

 

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Общее количество террористических актов

2

1

7

14

6

17

6

8

14

9

13

7

13

14

3

2

6

3

2

25

11

6

8

5

 

Число убитых, человек

27

-

14

3

129

141

210

2

240

60

35

271

206

584

68

16

18

24

53

116

55

36

51

5

 

Число раненых, человек

42

-

18

35

416

178

47

13

1565

164

191

426

595

872

136

61

150

51

231

506

236

115

123

4


Общий анализ статистических данных МВД России показывает, что пик террористической активности приходится на 1999 год и 2004 год. 16 сентября  1999 года - взрыв девятиэтажного жилого дома в Волгодонске (Ростовская область). Погибли 19 человек, 1045 человек получили ранения различной степени тяжести. А в 2004году был совершен вовсе бесчеловечный террористический акт: 1 сентября группа террористов захватила свыше 1300 заложников в здании школы № 1 в Беслане (Северная Осетия). В результате теракта погибло около 350 человек, половина из них - дети. Свыше 500 ранено. Однако в дальнейшем отмечается снижение количества жертв, что свидетельствует о дальнейшей активизации и совершенствование методов и тактики борьбы с терроризмом в России.

Таким образом, миграция конечно наносит экономике России значительный урон  и дестабилизирует обстановку в обществе. Но, по мнению многих экспертов-экономистов, российская экономика, не выживет без привлечения рабочей силы иммигрантов.

Во вторую очередь миграция - это, прежде всего приток людей в основном среднего возраста, которые создают семьи и рожают детей, тем самым способствуя увеличению общей численности населения в России. 

Впервые после 2009 года в России преодолена тенденция убыли населения. По данным предыдущих переписи в СССР всегда численность населения возрастала, но вскоре распада численность начала падать в виду экономических трудностей возникших у части  народонаселения: потеря работы, задержка заработной платы, закрытие градообразующих предприятий, повышение цен на продукты питания и продовольственные товары. Данная тенденция отражена в таблице 4. [6]

                                                                                                       

 

 

 

 

      Таблица 2

Численность населения в Российской империи, в СССР и в России                                                                                          

1897

1926

1928

1937

1939

1959

1970

67 473 000

↗100 891 244

↗103 185 200

↗104 932 000

↗108 377 000

↗117 534 315

↗130 079 210

1979

1989

1990

1991

1992

1993

1994

↗137 550 949

↗147 400 537

↗147 665 081

↗148 273 746

↗148 514 692

↗148 561 694

↘148 355 867

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

↗148 459 937

↘148 291 638

↘148 028 613

↘147 802 133

↘147 539 426

↘146 890 128

↘146 303 611

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

↘145 166 731

↘144 963 650

↘144 168 205

↘143 474 219

↘142 753 551

↘142 220 968

142 008 838

2009

2010

2011

2012

2013

2014

 

141 903 979

142 856 536

142 865 433

143 056 383

143 347 059

146 100 000

 

 

Как видно из таблицы 2, численность населения, конечно, растет, но есть один нюанс, который рассматривался выше. По данным ведомства Росстата, численность населения за этот период увеличилась в основном за счет миграционного прироста, который составил 93,6% от общего прироста населения. [7] То есть численность российского коренного населения сокращается из года в год.

Поэтому по мнению большинства экспертов-демографов, демографическая ситуация относительно российского народонаселения критическая. Для перелома данной тенденции  России требуется модернизация государственной политики по 3 направлениям: снижить смертность, современная инновационная миграционная политика, повысить рождаемость у коренного населения. По мнению женщин детородного возраста, основными причинами отсутствия у них детей являются: нежизненное пособие по уходу за ребенком (размер пособия минимальный в 2014 году на первого ребенка составляет 2 576 рублей, на второго и последующих- 5153 рубля до 3 лет. [8]) на которое невозможно выжить; отсутствие нормальных жилищных условий и слабая перспектива их улучшений; сомнение в собственных возможностях обеспечить будущему ребёнку достойный уровень медицинских услуг; высокая стоимость качественного образования. 

Таким образом, исследование показало, что иммиграция как и любой другой процесс имеет разно полярные характеристики, но в сложившейся экономической и демографической ситуации у России нет иного выбора как внешняя миграция.   Поэтому для получения экономических выгод от иммиграции и улучшения демографической ситуации в России высшим государственным структурам  России (ФМС, МВД, МИД) необходимо скорректировать свою политику относительно иммиграции. То есть следует упростить процедуру регистрационного учета граждан РФ,  ускорить порядок получение российского гражданства, содействовать оформлению документов бывших соотечественников. Но при этом требуется обязательно ввести (как в других странах мира) принудительную депортацию мигрантов с темным прошлым или нарушивших закон во время работы в России, в том числе и за счет работодателей  и полный запрет въезда на территорию РФ. Иными словами иммиграция перспективна для России XXI века, однако, с соблюдением законов РФ.

Список используемой литературы

1. Демографический ежегодник России. 2013: Стат. сб./ Росстат. - M., 2013. - 525 стр.

2. Демоскоп Weekly № 589-590 от 10-23 марта 2014 года. Россия: демографические итоги 2013 года (часть I)  Щербакова Екатерина Михайловна - старший научный сотрудник Института демографии ИДEМ, к.э.н.

3. Ренат Каримов 26 июня 2013 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: carnegie.ru.

4. Россия будет все сильнее зависеть от труда мигрантов. Электронная вер версия бюллетеня «Население и общество». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://demoscope.ru/screenfiles/chapter_6

5. Террористические акты, совершённые в России. [Электронный ресурс] - Режим доступа:  ru.wikipedia.org

6. Население России за период с 1897 года по 2014 год. [Электронный ресурс] - Режим доступа: ru.wikipedia.org.

7. Численность населения за 2014 год. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru.

8. Екатерина Анненкова «Пособие за счет ФСС в 2014 году. Размеры и порядок расчета». [Электронный ресурс] - Режим доступа: klerk.ru

 

Просмотров работы: 5396