ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ НА ОСНОВЕ ФАКТОРНОЙ МОДЕЛИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ НА ОСНОВЕ ФАКТОРНОЙ МОДЕЛИ

Шустова О.М. 1, Гусарова О.М. 1
1Финансовый университет при Правительстве РФ, Смоленский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях модернизации рыночной экономики деятельность предприятий сопряжена с разносторонним  влиянием внешних и внутренних факторов, анализ которых представлен в [1]. От эффективного планирования деятельности предприятия зависит будущность компании в краткосрочной и долгосрочной перспективе [3]. В большинстве случаев конечным финансовым результатом, характеризующим производственную и финансово-хозяйственную деятельность предприятия,  является прибыль. Прогнозирование прибыли  организации относится к наиболее сложным и актуальным проблемам финансового планирования.

Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляя расширенное воспроизводство. За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом, прибыль становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Она характеризует сметы его деловой активности и финансовое благополучие. Основным показателем прибыли, используемой для оценки производственно-хозяйственной деятельности, выступают: прибыль от реализации выпускаемой продукции, валовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия или чистая прибыль. Так как основную часть прибыли предприятия получают от реализации выпускаемой продукции, сумма прибыли находится под взаимодействием многочисленных факторов: изменения объема, ассортимента, качества, структуры произведенной и реализованной продукции, себестоимости отдельных изделий, уровня цен, эффективности использования производственных ресурсов.

 Главное предназначение прибыли в современных условиях хозяйствования - отражение эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия. Важная роль прибыли в развитии предприятия требует эффективного и непрерывного планирования  и управления результатами бизнеса [5]. Управление прибылью выражает процесс разработки и принятия управленческих решений по ключевым аспектам, связанным с ее образованием и распределением [6].

На величину прибыли воздействует множество разнонаправленных факторов, что затрудняет прогнозирование прибыли на основе наблюдения за ее динамикой в текущем периоде. В свете этого целесообразным представляется для анализа тенденции и прогнозирования динамики прибыли, как основного результата финансово-хозяйственной деятельности организации,  использование различных методов и моделей, рассмотренных в [8].

На практике возможно применение различных методик  прогнозирования (планирования) прибыли, которые можно классифицировать по трем группам [11]:

1.     Традиционные методы.

2.     Методы маржинального анализа.

3.     Экономико-математические методы.

К традиционным обычно относят методы:

- Прямого ассортиментного расчета.

- Укрупненный (по плановому объему товарной продукции и изменению остатков нереализованной продукции).

- Совмещенного расчета.

Для применения традиционных методов необходима значительная исходная информация, не доступная на начальной стадии прогнозирования. Эти методы были продуктивны в условиях директивного планирования, но мало пригодны в рыночной экономике.

Методы маржинального анализа включают:

1.     Расчет точки безубыточности и моделирование прибыли по соотношению «затраты-выпуск-прибыль» (costs-volume-profit).

2.     Планирование прибыли на основе эффекта операционного и финансового левериджа (рычага).

3.     Планирование прибыли на основе предельных (дополнительных) издержек и предельного дохода.

Применение этих методов соответствует современной системе финансового контроля, учета издержек и формирования прибыли (директ-костинг) и носит весьма продуктивный характер. Однако оно ограничено пределами релевантного диапазона и рядом условий, в числе которых:

- устойчивый характер переменных расходов к выручке от продаж;

- неизменность постоянных расходов;

- постоянство структуры продаж по видам (группам) продукции.

Применение математических методов базируется на основе достоверных экономических моделей, учитывающих реальные факторы в прогнозируемом периоде [2].

Для эффективного прогнозирования прибыли необходим синтез имеющихся методик, раскрывающий различные факторы, воздействующие на величину прибыли.

Факторная модель представляет собой синтез нескольких методик планирования прибыли от продаж, что позволяет раскрывать различные факторы, оказывающие влияние на прогнозируемую прибыль. Факторная модель может быть представлена в следующем виде [10]:

 Pp = Pb+ ΔS + ΔN + ΔVC + ΔFC + ΔP                                (1)

где    Pp - прогнозируемая прибыль;

         Pb - прибыль базисного периода;

         ΔS - влияние изменения объема продаж;

ΔN - влияние структурного (ассортиментного) сдвига в объеме продаж;

ΔVC - влияние изменения переменных расходов;

 ΔFC - влияние изменения постоянных расходов;

 ΔP - влияние изменения цен реализации.

 Для расчетов используют показатели, представленные в табл. 1.

Таблица 1

Основные показатели для расчета прибыли

Показатели

Символ

Метод расчета

1.Объем продаж

S

Отчет

2.Переменные расходы

VC

Отчет

3.Коэффициент переменных расходов

B

VC / S

4. Маржинальный доход

MP

S - VC

5. Коэффициент маржинального дохода

A

MP / S

6. Постоянные расходы

FC

Отчет

7. Прибыль от продаж

PS

MP - FC

8. Операционный рычаг

OL

MP / PS

 

По данной методике прогнозирования прибыли, на предприятии выделяют несколько товарных групп с определением их удельного веса. Определяются цели деятельности предприятия в будущем периоде, к ним могут относиться: изменение выручки, структуры продаж, переменных и постоянных расходов, изменение цен на продаваемую продукцию. Затем проводят расчет прибыли от продаж по факторам.

Фактор влияния объема продаж на прибыль ΔS может быть рассчитан по формуле:

 ΔS = ΔTs * OL * Pb                                                 (2)

где   ΔTs - прогнозируемый прирост выручки от продаж;

        OL - операционный рычаг;

      Pb - прибыль от продаж в базовом периоде.

          Фактор структурных сдвигов в объеме продаж ΔN повлияет на прибыль следующим образом:

ΔN = Sb * Tb * ΔMPn                                               (3)

где   Sb - выручка от продаж в базовом периоде;

        Tb - прогнозный темп роста выручки от продаж;

       ΔMPn - изменение коэффициента маржинального дохода из-за структурных сдвигов.

Влияние на прибыль фактора переменных расходов (ΔVC) пределяется как:

ΔVC = Sb * Ts * VCn * VCp                                    (4)

где  VCn - коэффициент переменных расходов с учетом структурных сдвигов
         (1 - MPn);

VCp - прогноз снижения переменных расходов (с обратным знаком).

Влияние на прибыль фактора постоянных расходов (ΔFC) определяется прямым счетом, но с обратным знаком. При увеличении постоянных расходов на прибыль, прибыль снизиться на эту же сумму.

Влияние на прибыль фактора цен ΔP определяется по формуле:

 ΔP = Sb * Ts * Pp                                                 (5)

где   Pp - прогнозируемое изменение цен на продаваемую продукцию.

Подставив полученные значения влияния факторов в исходную формулу можно получить величину прогнозируемой прибыли и определить ее изменение.

Факторная модель обладает следующими преимуществами:

  • возможность использования при сравнительно малой информационной базе;
  • возможность быстрого подсчета результата;
  • возможность определить факторы, влияющие на изменение прибыли, и соответствующим образом на них воздействовать;
  • возможность проверки достоверности расчета прибыли другими методами;
  • универсальность применения.

В данном случае все формулы приведены к такому виду, что для расчетов в них используются только данные базового года и прогнозируемые темпы роста основных показателей, что позволяет использовать методологию для планирования будущих изменений финансовых показателей.

Сама по себе факторная модель является универсальной и может применяться при планировании прибыли практически на любом предприятии. Поскольку при определении прогноза прибыли используется большой объем оперативной информации, то целесообразным является использование информационных технологий [4].  Достоверность результатов прогнозирования прибыли обусловлена включением в модель всех факторов, которые могут повлиять на конечную величину прибыли, - изменения цен, объема реализации, постоянных и переменных расходов, структурных сдвигов. Целью планирования прибыли на предприятии является не только определение ее общей плановой величины, но и дальнейшее повышение эффективности бизнеса и совершенствование деятельности  организации [7].

Применение факторных моделей расширяет возможности прогнозирования прибыли. Эти модели хорошо поддаются программированию и сочетаются с использованием возможностей обработки данных на персональных компьютерах, особенно для расчета структурных сдвигов. Кроме того, они позволяют отслеживать вклад каждой производственной составляющей в общую величину конечного финансового результата. Сложность заключается в том, что множество факторов влияют на прибыль одновременно и чтобы правильно отследить вклад каждого конкретного фактора необходимо четко представлять их взаимосвязь между собой и отношение к прибыли.

Автоматизация факторной модели формирования прибыли позволяет предприятию проводить анализ прибыли, прогнозировать изменение ее величины и лавировать суммы доходов и расходов, применяя критерий оптимальности с использованием электронных таблиц Excel [9].

На основе величины прогнозируемой прибыли разрабатывается стратегия развития организации. В области стратегического управления последовательно осуществляется учет, анализ, прогнозиро­вание и планирование производственного процесса. Затем информация поступает на производство. С этого момента управление переходит в область оперативного.

Математические модели и методы решения функциональных задач тесно переплетаются в различных фазах управления. Это способствует тому, чтобы алгоритмическое и программное обеспечение фаз управле­ния являлось общим и составляло обобщенную алгоритмическую мо­дель процесса обработки данных. В настоящее время рынок компьютеризированных управленческих программ достаточно насыщен. Ряд программных продуктов, позволяющих отследить динамику прибыли и осуществить ее прогнозирование рассмотрен в [4].

Процесс принятия управленческих решений является в большой степени творческим процессом, однако он должен опираться на теоретические знания, опыт, интуицию, практический расчет и использование инновационных технологий, каковыми являются современные методы и модели анализа и прогнозирования прибыли предприятия.

Список литературы

1.  Голичев В.Д., Голичева Н.Д., Гусарова О.М. и др. Актуальные вопросы экономики и управления в условиях модернизации. Коллективная монография. - Смоленск: Смолгортипография, 2014. - 212 с.

2.  Гармаш А.Н., Орлова И.В. Математические методы в управлении: Учебное пособие - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012. - 272 с.

3.  Гусарова О.М. Моделирование результатов бизнеса в менеджменте организации // Перспективы развития науки и образования.  - Тамбов: Бизнес-Наука-Общество, 2014. - с. 42-43.

4.  Гусарова О.М. Информационно-аналитические технологии моделирования деятельности организаций Смоленского региона. - Смоленск: Свиток, 2013. - 100 с.

5.  Гусарова О.М. Моделирование как способ планирования и управления результатами бизнеса  // Успехи современного естествознания. -  2014. -
.№ 11. - С. 88-92.

6.  Гусарова О.М. Моделирование в принятии управленческих решений // Наука и образование: проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - Тамбов: Юком, 2014. - С. 41-42.

7.  Гусарова О.М., Журавлева М.А. Анализ и совершенствование деятельности акционерных обществ // Современные наукоемкие технологии. - 2014. - № 7-3. - С.10-12.

8.  Гусарова О.М. Методы и модели прогнозирования деятельности корпоративных систем // Теоретические и прикладные вопросы образования и науки: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - Тамбов:  Юком, 2014. -  С. 48-49.

9.  Гусарова О.М. Компьютерные технологии моделирования социально-экономических процессов // Экономический рост и конкурентоспособность России: тенденции, проблемы и стратегические приоритеты: сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции. - М.: Юнити-Дана, 2012. - С. 102-104.

10.           Литвин М. И. Прогнозирование прибыли на основе факторной модели // Финансовый менеджмент.- 2008.- № 6. - С. 94-96.

11.  Пласкова Н.С. Факторный анализ результативности операционной деятельности организации // Аудит и финансовый анализ. - 2012. - № 2.- С.65-68.

Просмотров работы: 4706