ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ВИНОДЕЛЬЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ВИНОДЕЛЬЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Актуальность. В соответствии с докладом Статистического агентства Европейской комиссии «Евростат» (Eurostat) «Основные показатели сельского хозяйства, рыболовства и лесного хозяйства за 2010 – 2011 годы» (Agriculture, fishery and forestry statistics, Mainresults – 2010-11)1 Евросоюз продолжает оставаться мировым лидером в производстве и экспорте натуральных вин. Исходя из понимания того, что общемировое потребление вина последние десять лет остается неизменным и сохраняется на уровне 3,5 литров на человека, а так же с учетом тенденции роста населения в общемировом масштабе, виноделие будет и дольше оставаться весьма заметной статьей доходов, как для стран-производителей вин, так и для ЕС в целом.

В связи с этим необходимо обратить внимание на то, что Евросоюз последние годы наращивает экспорт вин в Российскую Федерацию. Так, если в 2009 году в Россию из ЕС было поставлено 2,7 млн. гектолитров2 вина, то уже в 2011 году – 4,04 млн. гектолитров. При этом их стоимость увеличилась с 378 млн. долларов США до 640 млн. долларов3. По моему мнению, данный факт подтверждает необходимость изучения винодельческой сферы Евросоюза и свидетельствует о перспективности данного направления в экономическом взаимодействии ЕС-Россия.

Кроме того, современная история развития виноделия в ведущих европейских государствах, таких как Франция, Испания, Италия свидетельствует о том, что виноделие рассматривается как весь привлекательная сфера деятельности для инвесторов, которая позволяет не только заниматься бизнесом, но и удовлетворять их творческие потребности. В качестве примера можно было бы привести известного французского актера Жерара Депардье, который имеет виноградники в Испании, Италии, Франции, Португалии и других странах Старого и Нового Света. Все его вина продаются под общей маркой Gerard Depardieu, а их выпуск достигает почти миллиона бутылок в год. Свои виноградники и марки вин имею Френсис Форд Коппола (Niebaum-CoppolaEstate), Пьер Ришар, Антонио Бандерас, Мадонна (CicconeVineyardandWinery), Роберто и Томазза Кавалли (CavalliCollection) и другие известные люди.

Важно отметить, что в настоящее время Россия предпринимает усилия по возрождению национального виноделия, которое было практически уничтожено в период т.н. «борьбы с пьянством» в конце 1980-х годов, когда вырубались элитные виноградники, уничтожалась лоза и производство натуральных высококачественных вин. В связи с этим, европейский опыт представляется крайне важным не только для предпринимателей занятых в винодельческом бизнесе, но и для государства в целом.

Объектом исследования работы выступает винодельческая отрасль стран Евросоюза. Предмет исследования – отношения по поводу инвестиций в пищевую промышленность.

Цель работы – рассмотреть инвестиционную привлекательность винной отрасли на примере Европейского Союза.

В данной исследовательской работе поставлены следующие задачи:

- проанализировать объемы производства вина и доход от продаж;

- рассмотреть законодательную базу, защищающую виноделов в ЕС;

- выявить способы привлечения зарубежных инвестиций, подходящих для Российской Федерации;

При исследовании выбранной темы использовались такие статистические базы данных, как Eurostat, EnstitutoNacionaldeEstadistica, UnctadStat и другие.

Глава I. Общая характеристика винодельческой отрасли
  1. Анализ винной индустрии

Вино относят к товарам широкого потребления; однако за последнее десятилетие возникла абсолютно новая индустрия. В условиях глобализации и быстрого развития новых обеспеченных социальных слоев в развивающихся странах вино становится новым отдельным классом инвестиционных активов, который можно сравнить с роскошью. Чем развитей страна, тем больше вина ее население употребляет.

Согласно данным Международной Организации Виноделов (OIV) за 2010 год, на одного человека в мире приходится 3,5 литра вина. Но данный показатель имеет негативную тенденцию роста. В 2012 году, согласно данным той же организации, на одного человека приходится уже около 3 литров вина. Возможно, снижение потребления вина связано с заметным уменьшением площади виноградников, если сравнивать 2007 и 2012 года, то уменьшение площадей виноградников составляет порядка 3 – 5%.

Очевидно, на фоне мирового потребления, вино обладает всеми характеристиками инвестиционного актива. За последние 20 лет рыночная стоимость сбалансированного портфеля вин подтвердила выгодность стратегии инвестирования с внушительной рентабельностью, составляющей 15-20% в год.

В целом инвестиции в вино можно рассматривать как ценную бумагу с надежностью облигации и доходностью акции. Старейшим источником надежных рыночных данных об инвестиционных винах является индекс Liv-ex Investables, основывающийся на ряде красных вин Бордо из 24 ведущих замков-производителей. Среднегодовой темп роста дохода за последние 3 года увеличился на целых 14,26%. За последние 10 лет стоимость большинства знаменитых виноградников Бордо возросла более чем в четыре раза (цена может доходить до 1 млн. евро за гектар).

Быстрый рост индустрии винных инвестиций имеет под собой экономические основания.

Во-первых, хорошее вино – это желанный для всех ценителей предмет роскоши. Чем вино старше, тем более редким и дорогим продуктом оно становится, а спрос на него все возрастает. Товары класса люкс обладают высокой эластичностью по доходу, что означает, что с ростом дохода обеспеченные потребители склонны тратить на них все больше.

Во-вторых, глобальный рынок инвестиционно привлекательных вин (fine wines) имеет уникальную структуру спроса и предложения: кривая предложения инвертирована. В условиях бурного роста развивающихся рынков возрастает число миллионеров, создающих мощный спрос, при этом предложение строго ограничено урожайностью и уменьшается со временем, так как вино попросту выпивается. Для примера, число возможных (потенциальных) покупателей каждой бутылки Шато Lafite Rothshild 1982 растет с каждым днем, а каждая выпитая бутылка данного вина увеличивает уникальность оставшихся, что делает это вино дороже с каждым днем. Добавим, что с каждым днем вино становится старше, отсюда идет еще прибавка в цене.

В-третьих, fine wines являются прекрасным примером товаров Веблена, то есть таких, спрос на которые иррационально возрастает прямо пропорционально стоимости. Дорогие вина служат подтверждением финансовой состоятельности покупателей, которые всегда готовы заплатить больше так называемой «реальной стоимости».

В-четвертых, потребление вина, в современном мире, является показателем развитости страны. Если посмотреть на статистику потребления вин с 2000 по 2012 года по странам, то отчетливо видно, что в развивающихся странах увеличивается потребление вина.

Закономерные действия экономических сил приводят к росту инвестиций в винную индустрию, а само вино становится не обычным товаром широкого потребления, а привлекательным классом инвестиционных активов. С ростом экономики в таких странах, как Китай, Бразилия, Индия и Россия, инвестирование в высококлассные вина становится не только предметом увлечения коллекционеров и знатоков, позволяющим в частности покупать вино для употребления по более низким, чем в розницу, ценам. Инвестиции в вино сегодня – возможность диверсификации активов состоятельных людей, а также возможность осуществить крайне выгодную инвестицию.

Очевидно, что рынок инвестиций в вино находится в начальной стадии своего развития. Совсем недавно стали появляться фонды, специализирующиеся на инвестициях в вино. Управляющие пенсионными активами, Family Offices только начинают составлять свои инвестиционные портфели fine wine. У индустрии многообещающее будущее, а инвесторы, оценившие потенциал рынка в ближайшее время, имеют все шансы серьезного преумножения капитала.

Однако инвестиции в вино означают и инвестиции в сельскохозяйственную недвижимость. В последние годы интерес к подобным объектам существенно вырос во многом благодаря российским и китайским покупателям. Причем приобретают такие активы как профессиональные участники рынка с целью формирования сырьевой базы или диверсификации бизнеса, так и частные инвесторы – для приватного использования. Виноградники в Европе уже давно рассматриваются как символ статуса, как среди международных инвесторов в недвижимость, так и среди социума. Но не только европейские виноградники являются показателем статуса в обществе. Сейчас активно развивается винодельческая отрасль в Китае, США, Чили и ряде других стран.

Подавляющее большинство россиян и не только, относятся к владению виллами со своими собственными виноградниками как к роскоши. Китайские инвесторы активно вкладывают свои средства в покупку европейских вилл с виноградниками, в строительство фабрик для производства вина или даже целых винных городков.

Однако любые инвестиции сопровождаются рисками. Инвестиции в вино и виноделие не исключение. Есть ряд значимых факторов, таких как температура, направления ветров, количество получаемого солнца, количество влаги и т.д.

Если сравнивать, к примеру, с игрой на бирже, то риски в инвестировании виноделия крайне малы. В основном все названные факторы являются природными, которые можно предсказать, а следовательно и подготовиться к ним.

  1. Инвестиционная привлекательность винной отрасли

Но почему же инвестиции в вино так привлекательны в Европе? Почему никто не инвестирует виноделие России? Главным фактором успешных инвестиций является законодательная защита той или иной структуры, в которую идет вложение капитала. Европейские власти имеют сильную законодательную базу, в которой строго оговариваются все мелочи при выращивании винограда, производстве и продаже вина. Так, например, в Португалии запрещено разбавлять вино чем-либо, поэтому, португальское вино это чистый виноградный сок, без каких-либо примесей спирта и т.д. В Испании строго оговорены какие вина, где, и как производятся. Испанские вина имеют строгое деление на:

Столовые вина (Vinos de Mesa):

- собственно столовые вина (Vinos de Mesa);

- столовые вина c правом на обозначение «вина земель» (Vinos de las Tierras) или местные вина;

Качественные вина, произведённые в определённых регионах (Vinos de Calidad Producidos en Regiones Determinadas, VCPRD):

- качественные вина с географическими указаниями (Vinos de Calidad con Indicaciones Geográficas);

- вина с наименованиями по происхождению (Vinos con Denominaciones de Origen, DO);

- вина с признанными наименованиями по происхождению (Vinos con Denominaciones de Origen Calificadas, DOCa). Аббревиатура на каталанском языке отличается от испанской: DOQ (Denominacions d’Origen Qualificades);

- вина де па́го (Vinos de Pagos).

Диаграмма 1. Коэффициенты инвестиционной привлекательности разных бирж в сравнении4

Что касается биржи, то среди прочих бирж, рынок вина (Liv-ex 100) имеет почти самый высокий коэффициент инвестиционной привлекательности относительно других. Liv-ex 100 показывает хорошую отдачу и меньшее непостоянство.

Существует определенный ряд причин, по которым надо вкладывать капитал в виноделие:

- ограниченное предложение;

- постоянно растущий спрос;

- меньшая чувствительность к инфляции;

- инвестиционная диверсификация;

- ощутимые активы;

- потребляемый продукт.

В соответствии с докладом Статистического агентства Европейской Комиссии «Евростат» («Eurostat») «Основные показатели сельского хозяйства, рыболовства и лесного хозяйства за 2011-2012 годы» (Agriculture, fishery and forestry statistics, Mainresults – 2010-11)5 в 2011 году Евросоюз получил доход в денежном выражении от сельскохозяйственной деятельности в размере 385 038 млн. евро. Из них на винодельческую отрасль приходится 16 172 млн. евро, что составляет 4,2% от всей прибыли в денежном выражении. Согласно все тем же статистическим данным, цена на вино в ЕС выросла на 5% в сравнении с 2010 годом.

Тенденция роста цены просматривается на территории всего Евросоюза. В связи с этим я построил простую экономическую модель, на примере Испании.

Таблица 1. Экспорт испанского вина в денежном выражении (млн. евро).

Виды экспортируемого вина

1995

2000

2005

2011

Бутылированное высококачественное вино

261,6

586,8

735,7

925,6

Высококачественное вино оптом

55,0

47,3

39,2

43,7

Простое бутылированное вино

43,5

125,6

170,8

366,3

Простое вино оптом

69,7

144,4

217,0

386,7

Игристые вина

126,1

230,7

294,7

402,3

Ароматизированные вина

28,2

29,3

39,9

57,2

Ликеры

176,4

91,8

83,3

58,8

Всего

760,6

1 255,9

1 580,6

2 240,6

Рисунок 1. Объемы экспорта вина в денежном выражении в период с 1995 по 2011 года.

По таблице (Таблица 1) и графику (Рисунок 1) к данной таблице видно, что за последние 16 лет продажи винной продукции стремительно росли. Доход от продажи винной продукции в сравнении с 1995 годом вырос более чем на 194%. В 1995 году объемы от продаж вина, в общем, составили 760,6 млн. евро, а в 2011 году составили порядка 2240,60 млн. евро. Что свидетельствует о потенциальном росте продаж винной продукции.

Составив простой прогноз, в котором мы предполагаем, что тенденция к росту останется такой же, мы получаем следующую таблицу (Таблица 2) и данные в ней.

Таблица 2. Экспорт испанского вина в денежном выражении (млн. евро), прогноз.

Годы

1995

2000

2005

2011

2015

2020

Всего

760,6

1 255,90

1 580,60

2 240,60

2 564,1

3 015

И получится следующий график (Рисунок 2), на котором виден потенциал:

Рисунок 2. Прогноз тенденции экспорта испанского вина в денежном выражении в период с 1995 до 2020 года.

Глава II. Инвестиции в винную отрасль на примере стран ЕС

За последние десять лет индекс Fine Wine 100 Index (LIVX100), отражающий мировые цены на вино, утроился, в то время как золото подорожало в четыре раза. Об этом сообщает Bloomberg, сравнивший доходность инвестиций в вино и золото. При этом в 2013 году вино продолжило дорожать и выросло в цене на 5,9%, в то время как золото подешевело на 17%.6

Достаточно взять готовый бизнес-план, чтобы увидеть и просчитать на конкретном примере прибыльность данной отрасли.

Полная стоимость проекта будет равняться 27 370 700 рублей(610 000 евро на 28.12.2013). Основная идея – покупка земли под виноградники, строительство завода по производству вина и бренди.

Вся работа будет вестись под руководством главного технолога крупнейшего в Европе винного комплекса «Плантаже», Светозара Савича.

Планируется приобретение 1,5 гектара (15 000 кв. м) земли под виноградник и строительство завода (с потенциалом дальнейшего расширения). Потенциальными регионами могут выступать – Коста-Брава (Испания), Монтальчино (Италия), Бордо и Дордонь (Франция), Кьянти (Италия). Однако все регионы требуют исследования земли для более тщательного анализа (анализ тоже входит в полную стоимость).

В первый год после покупки происходит высадка винограда, строительство завода, вино хранилища, закупка и монтаж оборудования. Формирование виноградника происходит в течении 2 – 3 лет, в этот период времени завод будет работать на покупном винограде, который будет закупаться в Испании или Черногории.

После запуска производства на полных мощностях планируется производство 25 тысяч бутылок вина в год и 3 тысяч литров бренди.

Далее будут приведены необходимые инвестиции:

Покупка земли, обработка, высадка винограда – 170 000 €

Строительство завода, вино хранилища, закупка и монтаж оборудования – 230 000 €

Расходы на изготовление бутылок, уход за виноградником, персонал и другие расходы в период года – 55 000 €

Закупка винограда в первые 2 года – 75 000 €

Прочие издержки (заработная плата и др.) – 50 000 €

Необходимые инвестиции в целом – 605 000 €

Ежегодный доход от продаж вина – от 125 000 €

Ежегодный доход от продаж бренди – от 105 000 €

Проект окупается за 3 года. Инвестор получает 25% акций компании. 80% дохода идет на погашение инвестиций.

Вот продемонстрированная на конкретном примере инвестиционная привлекательность. Если подсчитать доход на 10 лет, то он составит около 1 800 000 евро (минимум), что при перевода на рубли составит 80 766 000 рублей. Погашая инвесторские взносы, у нас остается примерно 1 450 000 евро, из которых инвестору отдается 362 500 Евро. За 10 лет наша доход составляет 1 105 750 евро, что составляет 49 615 000 рублей.

Все расчеты проводились исходя из минимальных цен и минимальной клиентской базы, но в течении 10и лет ценность данной продукции возрастет. Не зря винную отрасль сравнивают с золотодобывающей. В то время как цены на золото достаточно нестабильны и в нынешнем 2013 году они упали на 15%, цены на вино выросли на 12%. Тенденция к росту цен на вино сохраняется вот уже 5 лет.

Расчеты в приложениях (Таблица 3).

Заключение

В представленной на тему «Инвестиционная привлекательность винодельческой отрасли» мы рассмотрели ряд аспектов, которые нам продемонстрировали инвестиционную привлекательность винодельческой отрасли на примере стран Евросоюза. В то же время при подготовке работы я всегда исходил из понимания того, что проделанная работа должна помочь мне при определении возможных перспектив развития взаимодействия на треке Россия-Испания в области виноделия, дать, возможно, новый импульс для проведения дальнейших более углубленных исследований перспективных направлений данного сотрудничества, тем более, что Российская Федерация уже находится среди наиболее заметных потребителей испанской винодельческой продукции.

В связи с этим я хотел бы обратить внимание на то, что Испания со своей стороны предпринимает усилия на государственном уровне по мониторингу рынка вина в РФ и определению перспектив его развития. Так, в марте 2013 года Посольством Испании в Москве был подготовлен доклад «Рынок вина в России» («El Mercado del vino en Rusia»)7, в соответствии с которым российский рынок вина оценивается испанскими экспертами в 8 млрд. долларов США и прогнозируется его рост на 18% в период до 2016 года. Кроме того, испанцы обращают внимание на имеющийся у россиян растущий интерес к испанской продукции.

В этих условиях представляется целесообразным продолжать работу над выбранной темой, возможно, в более практичном ключе, изучая глубоко российский рынок и присутствие на нем ведущих производителей вина.

Приложение

Таблица 3. Расчет инвестиционной эффективности

                     

Год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Покупка земли, обработка, высадка винограда

135 000,00

35 000,00

               

Строительство завода, вино хранилища, закупка и монтаж оборудования

150 000,00

80 000,00

               

Расходы на изготовление бутылок, уход за виноградником, персонал и другие расходы в период года

27 500,00

27 500,00

               

Закупка винограда в первые 3 года

25 000,00

25 000,00

25 000,00

             

Прочие издержки

50 000,00

50 000,00

50 000,00

50 000,00

50 000,00

50 000,00

50 000,00

50 000,00

50 000,00

50 000,00

общие затраты (евро)

387 500,00

217 500,00

75 000,00

50 000,00

50 000,00

50 000,00

50 000,00

50 000,00

50 000,00

50 000,00

объем продаж вина, шт/год

25000

25000

25000

25000

25000

25000

25000

25000

25000

25000

цена реализации, евро/шт

5,00

5,24

5,48

5,72

5,96

6,20

6,44

6,68

6,92

7,16

выручка (евро)

125 000,00

131 000,00

137 000,00

143 000,00

149 000,00

155 000,00

161 000,00

167 000,00

173 000,00

179 000,00

объем продаж бренди, шт/год

6000

6000

6000

6000

6000

6000

6000

6000

6000

6000

цена реализации, евро/шт

17,50

18,38

19,25

20,13

21,00

21,88

22,75

23,63

24,50

25,38

выручка (евро)

105 000,00

110 250,00

115 500,00

120 750,00

126 000,00

131 250,00

136 500,00

141 750,00

147 000,00

152 250,00

общая выручка (евро)

230 000,00

241 250,00

252 500,00

263 750,00

275 000,00

286 250,00

297 500,00

308 750,00

320 000,00

331 250,00

Сальдо

-157 500,00

23 750,00

177 500,00

213 750,00

225 000,00

236 250,00

247 500,00

258 750,00

270 000,00

281 250,00

Сальдо накопленное

-157 500,00

-133 750,00

43 750,00

257 500,00

482 500,00

718 750,00

966 250,00

1 225 000,00

1 495 000,00

1 776 250,00

Сальдо дисконтированное

-157 500,00

18 269,23

105 029,59

97 291,76

78 778,75

63 628,99

51 276,11

41 236,03

33 099,16

26 521,76

Сальдо дисконтированное накопленное

-157 500,00

-139 230,77

-34 201,18

63 090,58

141 869,33

205 498,33

256 774,44

298 010,47

331 109,63

357 631,39

 

Необходимые инвестиции

NPV

PI

IRR

           
 

605 000,00

357 631,39

3,27

79%

           
Список литературы
  1. Шарп У., Александер Г., Бэйли Дж. ИНВЕСТИЦИИ: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2001. – XII, 1028 с.

  2. Е.Г. Непомнящий. Экономическая оценка инвестиций. Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. – 292 с.

  3. http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_OFFPUB/KS-FK-12-001/EN/KS-FK-12-001-EN.PDF - «Основные показатели сельского хозяйства, рыболовства и лесного хозяйства за 2010-2011 годы» (Agriculture, fishery and forestry statistics, Mainresults – 2010-11).

  4. http://whywhywine.ru/obuchenie/nachinayuschemu/-/vinogradnye-sorta - электронное СМИ, посвященное винной тематике.

  5. Доклад Министерства сельского хозяйства Испании «Balance del vino metodologia», стр.3 Ссылка: http://www.magrama.gob.es/es/estadistica/temas/estadisticas-agrarias/Balance_Vino_%28Metodolog%C3%ADa%29_tcm7-233508.pdf

  6. http://www.winesfromspain.com/icex/cda/controller/pageGen/0,3346,1559872_6763355_6778152_0,00.html – аналитический обзор Института внешней торговли при Министерстве сельского хозяйства Испании ICEX «El vino en cifras».

  7. http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/agriculture/introduction - официальный статистический сайт Европейской Комиссии.

  8. www.todovinos.cl/docs/Rusia2013.pdf‎ - Официальный доклад «Рынок Вина в России» («El Mercado del vino en Rusia»).

  9. http://www.bloomberg.com/news/2013-12-11/margaux-08-falls-to-13-month-low-as-first-growths-face-pressure.html - Статья в экономическом обозревателе о потенциале винной индустрии.

  10. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123436/ - Справочно-правовая система по законодательству России и Беларуси.

  11. http://vino.emlindex.com/rendimiento-vino.html - сайт испанского агентства связанного с инвестициями в виноделие.

1 http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_OFFPUB/KS-FK-12-001/EN/KS-FK-12-001-EN.PDF - «Основные показатели сельского хозяйства, рыболовства и лесного хозяйства за 2010-2011 годы» (Agriculture, fishery and forestry statistics, Mainresults – 2010-11).

2 1 гектолитр = 100 литров.

3 http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_OFFPUB/KS-FK-12-001/EN/KS-FK-12-001-EN.PDF - «Основные показатели сельского хозяйства, рыболовства и лесного хозяйства за 2010-2011 годы» (Agriculture, fishery and forestry statistics, Mainresults – 2010-11).

4 http://vino.emlindex.com/rendimiento-vino.html - сайт испанского агентства связанного с инвестициями в виноделие.

5 http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_OFFPUB/KS-FK-12-001/EN/KS-FK-12-001-EN.PDF - «Основные показатели сельского хозяйства, рыболовства и лесного хозяйства за 2010-2011 годы» (Agriculture, fishery and forestry statistics, Mainresults – 2011-12).

6 http://www.bloomberg.com/news/2013-12-11/margaux-08-falls-to-13-month-low-as-first-growths-face-pressure.html - Статья в экономическом обозревателе о потенциале винной индустрии.

7 www.todovinos.cl/docs/Rusia2013.pdf‎ - Официальный доклад «Рынок Вина в России» («El Mercado del vino en Rusia»)

Просмотров работы: 1433