Производством автомобилей в мире занимается огромное число фирм, как крупных, так и маленьких. От деятельности крупных автомобильных концернов зависит экономика многих стран, так как их годовой оборот продаж в стоимостном выражении измеряется миллиардами долларов. На современном автомобильном рынке существует огромное количество автомобильных моделей выставленных на продажу. Проследить, как быстро развивается автомобильная промышленность мира, и насколько разнообразна ее продукция можно на примере Японии.
Автомобильная промышленность Японии является одним из основных производителей автомобилей, автомобильных частей, компонентов и аксессуаров, которые широко применяют в большинстве стран мира. В 2013 г. эта страна произвела 9,6 млн автотранспортных средств – третье место в мире вслед за Китаем и США (в т.ч. 8,2 млн легковых автомобилей – второе место в мире после Китая)1.
Цель исследования - охарактеризовать динамику развития автомобилестроения Японии и выявить изменения в экспорте японских автомобилей с начала XXI в. и до настоящего времени.
Автомобили, как правило, состоят от 20 000 до 30 000 частей, порой не каждый производитель может производить все эти детали самостоятельно. Поэтому автопроизводители, либо занимаются аутсорсингом, либо приобретают уже готовые детали и комплектующие (например, шины, аккумуляторы), в том числе продукцию, произведенную за рубежом. Автомобильная промышленность, интегрированная отрасль. Она опирается на многие вспомогательные отрасли. В большинстве развитых стран вкладываются крупные инвестиции в данную отрасль.
В качестве статистической базы нами были использованы данные: Ассоциации производителей автомобилей Японии (http://www.jama-english.jp/), статистической базы по производству, экспорту, импорту автомобилей Японии на английском языке (http://jamaserv.jama.or.jp/newdb/eng/index.html- все данные были переведены на русский язык и структурированы), Международной ассоциации производителей автомобилей (http://www.oica.net/category/production-statistics).
Глава 1. Япония на мировом рынке автомобилей
История развития автомобилестроения в Японии
Экономика Японии занимает в рейтинге мировых лидеров по объему ВВП третье место, уступая США и Китаю.
В отличие от «двухслойной» структуры других западных стран (рынок — предприятие), японская экономическая система имеет три слоя (рынок — группа предприятий — собственно предприятия). Уникальность японской хозяйственной системы определяется наличием групп (кэйрэцу), которые представляют собой объединения крупных компаний с мелкими и средними, базирующиеся на различного вида связях, главными из которых выступают производственные, определяемые головными фирмами.
Каждая кэйрэцу представляет co6oй многослойную, крайне неоднородную структуру и при этом весьма гибкую, где существует набор связей от крайне жестких до весьма слабых. Наиболее распространенная форма связей вертикальная.
Экономическая модель Японии за последние десятилетия претерпела постепенные изменения от «полугосударственной" до более открытой и опирающейся на рыночные принципы. Так, многие промышленные компании перешли на принцип прямого финансирования (выпуск ценных бумаг, особенно акций и других инструментов). И все это время государственные органы выполняли функции административного регулирования хозяйствующих субъектов и протекционистской и патерналистской их защиты, уделяя первостепенное внимание стабильности хозяйственной среды2.
Автомобильная промышленность - одна из ведущих отраслей экономики страны. Во времена существования Японской империи торговля была ориентирована на предметы легкой промышленности3.
Продажа автомобилей в структуре экспорта Японии стала занимать ведущие позиции в 1960-х годах. Но первые автомобили в Японии были выпущены в начале 20 века. Из-за отсутствия своих ресурсов машины собирались из запчастей импортного производства. В 1917 году был выпущен по-настоящему первый японский автомобиль, предназначенный для политиков. Это был Mitsubishi Model A. Важно учесть тот факт, что на тот момент сборка автомобилей производилась вручную, поэтому их количество было ограниченным4.
После первой мировой войны автомобилестроение в Японии в основном было занято копированием американских образцов и технологий. К середине 1930-х гг. в стране был принят закон, по которому все расположенные на территории Японии предприятия становились собственностью Японии. В результате американские компании были вынуждены свернуть свою деятельность в Японии. В определенной мере развитие национального автомобилестроения сдерживалось и тем, что в 1940-х гг. в руководстве Японии не было единого мнения о перспективах отрасли. Банк Японии и финансовые круги оценивали капиталовложения в автомобилестроение как малоперспективные5.
Первый камень в отрасль автомобилестроения заложила компания Nissan, впервые открыв в 1933 году завод по производству автомобилей6.
В 1937 году определяются лидеры в автомобильной промышленности. Это Honda, Suzuki, Mazda, Subaru. С этого времени началась новая эра японского автомобилестроения - производство качественных и недорогих автомобилей, которые впоследствии завоевали мировую популярность7.
Но, по-настоящему стабильное развитие автомобилестроения началось только после Второй мировой войны, и значительным толчком к нему послужили американские заказы, связанные с войной в Корее8.
В 1950-е годы в Японии были разработаны основные критерии структуры внешней торговли страны. Была поставлена задача - продавать Западной Европе и США автомобилей больше, чем Япония у них покупала.
В 1951 г. выпуск составил 3,6 тыс. автомобилей, удвоившись по сравнению с 1950 г. было произведено 30,8 тыс. грузовиков. В 1954 г. Япония выпустила 14 529 автомобилей, а в 1962 г. — 301 882. С конца 1950-х годов компании Японии вошли в состав ведущих автомобильных монополий9.
Например, в 1966 г. лидирующими ТНК отрасли являлись корпорации США, Германии и Японии. Корпорации Toyota и Nissan занимали 8 и 9 места. В настоящее время японские автомобильные компании продолжают удерживать лидерство: японский автоконцерн Toyota в 2013 году подтвердил мировое лидерство в производстве автомобилей, которое ему удается удерживать уже второй год подряд. Мировые продажи Toyota выросли до 9,98 млн шт. в прошлом году это больше, чем у бывшей до 2007 года лидером мирового автомобильного рынка General Motors (9,71 млн шт.) и Volkswagen AG (9,7 млн шт.)10.
К 1970-м годам японское автомобилестроение сложилось как вполне конкурентоспособная отрасль не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Производство автомобилей всех типов в Японии быстро росло, составляя в 1960 г. 482 тыс., в 1970 г. — 5289 тыс., в 1980 г. — 11 482 тыс. Таким образом, увеличив мощность производства в 2 раза, японское автомобилестроение уже в конце 1970 годов превратилось в ведущую отрасль не только машиностроения, но и всей экономики страны. В 1980 г. Япония по автопроизводству опередила одну из крупнейших держав мира - США и стала мировым лидером по экспорту продукции отрасли.
Место Японии на мировом рынке автомобилей в XXI в.
Американцы называют авто из Японии главной угрозой для своих производителей автомобилей, ведь японские автомобили привлекают всё больше и больше покупателей.
Японские автомобили отвечают высочайшим стандартам качества, несмотря на то, что они более дешевые и экономичные, и производитель предъявляет жесткие требования к уровню мастерства технических исполнителей. «Ты это сделал, ты за это и отвечаешь» - девиз автопроизводства Японии11.
Быстрые темпы промышленного и научно-технического развития превратили Японию в одного из главных мировых экспортеров автомобилей (табл. 1).
Таблица 1
Динамика экспорта автомобилей, 2000-2009 гг.
(2000=100) |
|||||||||||
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
||
Автотранспортные средства |
|||||||||||
Германия |
100 |
98 |
104 |
124 |
136 |
137 |
140 |
153 |
165 |
158 |
|
Япония |
100 |
95 |
97 |
109 |
114 |
113 |
112 |
113 |
116 |
119 |
|
США |
100 |
100 |
101 |
101 |
102 |
103 |
104 |
105 |
106 |
107 |
Источник: сайт Росстат – http://www.gks.ru (дата обращения: 17.03.2014)
В Японии действует 11 компаний, но основная доля находится в пяти фирмах. К ним относятся следующие известные марки, как Toyota, Mitsubishi, Nissan, Honda, Mazda, Suzuki12.
На настоящий момент автомобильный концерн Toyota является ведущим производителем машин в мире. Уже в течение трех лет он обгоняет по продажам такие известные компании, как Volkswagen и General Motors. Компания Toyota — крупнейший в мире производитель автомобилей, впервые возглавивший рейтинг автокомпаний по результатам 2007 финансового года, когда на сборочных линиях концерна было выпущено более 9,6 миллиона машин (это примерно равно одной машине за каждые 3,3 секунды).
Во всем мире автомобили Toyota являются самыми популярными среди японских моделей благодаря своей надежност13. Основными конкурентами Toyota по праву можно считать Honda и Nissan14.
Nissan входит в тройку крупнейших японских автопроизводителей и является одним из лидеров в мировом автопроизводстве, производя более трех с половиной миллионов автомобилей в год. В настоящее время компания под предводительством Карлоса Гона действует в альянсе с французким Renault. Модельный ряд включает автомобили всех классов15.
1.3 Характеристика деятельности компании Honda. Особенности производства в период 2000-2013 гг.
Охарактеризуем деятельность автокомпании Honda, которая является одним из крупнейших производителей автомобилей в Японии.
Honda — динамично развивающаяся компания, постоянно разрабатывающая технологические новшества, выпускающая легковые автомобили и мотоциклы, спецтехнику, двигатели, силовую продукцию, и принимающая участие во многих видах автоспорта. По производству мотоциклов Honda занимает первое место в мире и входит в первую десятку мировых производителей автомобилей. При этом она остается одной из немногих независимых автомобильных компаний, отказавшейся от распространенной среди автопроизводителей идеи объединения в концерны16.
Эта компания сумела создать целую производственную и рыночную структуру, распространившуюся по всей планете, и стать одним из первых лидеров в области автомобилестроения.
Основателем компании Honda стал Соиторо Хонда, родившийся в 1906 году. Дата создания этого предприятия 24 сентября 1948 года. В самом начале фирма Honda специализировалась на производстве мотоциклов и скутеров. За время своего существования она превратилась в крупнейшего мирового производителя мотоциклов.
Первым продуктом компании стал мопед A-type, оснащенный 2-тактным двигателем объемом 50 см3. На автомобильном рынке компанию Honda впервые представляла спортивная модель S500, а в 1966 году увидела свет новая модель – удобный, компактный N360. В это время уже стало ясно, что компания станет весомой силой в автомобилестроительной промышленности страны. Но в те годы, несмотря на то, что компания заслужила доверие к своим товарам в Японии за счет хороших характеристик, надежности и качества, мотоциклы Honda все еще не интересовали европейского покупателя. В 1966 году компания пустила на конвейер небольшие седаны, и уже через четыре года стала экспортировать свои первые машины, Honda 600, в разные концы мира. Пока эти автомобили боролись за зарубежные рынки, компания принялась проектировать другой малолитражный автомобиль, которые преследовал цель покорить сектор экономичных автомобилей. В 1972 году компания Honda снискала славу и уважение, за счет выхода популярной в то время модели Civic. В 1976 году выпускается еще одна значительная для компании машина – Honda Accord, и в этот же период производство Civic перешло черту в миллион экземпляров. В 1986 году начинается разработка 4-х колесного управления 4WS, которой в 1987 году уже начали оснащаться автомобили Prelude. В этом же году Honda заявила о разработке своей новой идеи – подушек безопасности. В 1991 году умирает создатель компании Соиторо Хонда. Но работа не останавливалась, и производство продолжало стабильно развиваться. Так в 1992 году выходит новая модель CR-X Del Sol. Civic встречает свою двадцатую годовщину, а также в это же время числом в 20 миллионов было отмечено производство мотоцикла Super Cub и общий объем выпуска автомобилей.
В 1990-е годы для автоконцерна Honda стало девизом производство экологически чистого транспорта. В этой области они достигли высоких показателей. Начинают, производится автомобили, работающие на электричестве и газе, улучшаются показатели двигателей, которые позволяют уменьшать количество выхлопных газов и вредных веществ17.
Строить автомобили за рубежом стало для большинства крупнейших компаний Японии с середины 1980-х годов единственным способом расширить масштабы своей деятельности18. И ввезти в Японию японский автомобиль, произведенный за рубежом, оказывается гораздо дешевле, чем изготовить его на месте. Поэтому все автомобильные компании в Японии являются транснациональными. К примеру, 10% автомобилей Honda перевозятся для продажи в Японию из США.19 В настоящее время компания Honda имеет 119 производственных предприятия в 33-х странах мира, что дает ей возможность каждый год выпускать продукцию миллионами единиц. Honda всегда поставляет товары, созданные по новейшим технологиям, чтобы улучшить жизнь. Эта компания обладает весомым потенциалом для того, чтобы и в будущем сохранять твердые позиции среди представителей авторынка20.
В 2011 году марка Honda получила наивысшую за всю свою историю оценку рейтингового агентства J.D. Power по итогам исследования начального качества, заняв второе место среди всех брендов, участвовавших в опросе, включая премиальные (исследование проводилось для автомобилей представленных на рынке США).
Помимо этого продукция Honda также показала лучший результат в индустрии, получив семь наград за качество моделей и три награды за качество на производстве. Таким образом, суммарное количество наград Honda в рейтинге является наибольшим по сравнению с другими автопроизводителями. Honda — один из двух автопроизводителей, получивших Платиновую награду за заводское качество — высшую награду за качество среди заводов, производящих для рынка США.
В сфере производства исследование J.D. Power за 2011 год отметило три завода Honda за высокое качество, включая новейший завод Honda в Гринсбурге (США, Индиана), где производится модель Civic 4D, которая удостоилась платиновой награды за качество. Завод в г. Сузука (Япония), на котором производятся Civic 4D и Insight, получил серебро, а также был отмечен завод в Ист Либерти (США, Огайо), который удостоился бронзовой награды за качество производства моделей Crosstour, CR-V и Element21.
Современная продукция Honda отвечает всем идеям основателей компании — спортивный характер, инжиниринг высокого уровня, современный дизайн, функциональность в каждой детали, комфорт и безопасность для водителя и пассажиров22.
Глава 2. География экспорта японских автомобилей (2000-2013 гг.)
2.1 Динамика экспорта автомобилей из Японии
Внешняя торговля традиционно относится к одному из основных факторов устойчивого экономического роста. Экспорт очень важен для развития страны, в том числе и для Японии.
Чтобы проанализировать динамику экспорта Японии, мы в первой главе охарактеризовали объемы и особенности производства автомобилей в данной стране.
По данным на 2012 г. число занятых в автомобильной промышленности Японии составляло 5,45 млн чел. (8,7%) при общих показателях занятости населения страны 62,57 миллионов чел. Непосредственно в производстве автомобильной продукции занято 787 тыс. чел. (в производстве автомобилей -161 тыс., в производстве определенных частей для автомобилей - 512 тыс., в производстве кузовов и прицепов - 14 тыс. чел.) Для сравнения можно привести данные занятости в автомобильной промышленности еще одного крупнейшего экспортера транспортных средств – США (799,6 тыс. чел. занято в производстве продукции данной отрасли). Эти данные свидетельствуют о том, что автомобильная промышленность способствует созданию новых рабочих мест. При этом следует учитывать процедуру послепродажного обслуживания транспортных средств и другие составляющие данной отрасли, а это еще более 1 млн чел.23.
Рассмотрим данные экспорта автомобилей по континентам. Всего в 2013 г. было продано около 85 млн автомобилей. Можно сделать вывод о том, что экспорт автомобилей с 2004 г. рос. При этом следует отметить, что наибольший прирост объема экспорта автомобилей наблюдается в Азии, так как активно развивается данная отрасль в Японии, Китае, Республике Корея и других странах этого региона (табл. 2).
Таблица 2.
География экспорта автомобилей, 2004-2013 гг. (штук)
2004 |
2008 |
2011 |
2013 |
|
Европа |
21 079 317 |
21 870 739 |
19 739 761 |
18 282 465 |
Америка |
23 312 967 |
20 895 814 |
21 540 545 |
25 003 803 |
Азия |
20 437 962 |
24 252 051 |
35 337 911 |
40 454 477 |
Африка |
1 127 349 |
1 278 762 |
1 472 738 |
1 653 058 |
Составлено по источнику: http://www.oica.net/category/production-statistics/
Только в период с 2004 г. объем экспорта автомобилей в Азии удвоился. Что касается экспорта автомобилей из Японии (табл. 3), то можно заметить, что есть стабильный незначительный рост и положительная динамика, и только лишь в 2011 г. происходит снижение объемов экспорта автомобилей Японии в связи с природными катастрофами в этой стране.
Таблица 3.
Динамика экспорта автомобилей из Японии (штук)
Год |
Количество |
2004 |
5 852 034 |
2008 |
5 082 233 |
2011 |
4 210 224 |
2013 |
5 375 513 |
Источник: http://www.oica.net/category/production-statistics
Японские автомобили имеют колоссальный спрос в различных странах мира. Так, для примера можно рассмотреть спрос на японские автомобили в России. Японские автомобильные концерны заняли свою нишу в России, завоевали уважение и любовь отечественных потребителей за счет привлекательной цены, богатой комплектации, хороших технических характеристик автомобилей, недорогого обслуживания, выносливости автомобилей и легкой адаптации к тяжелым российским дорожным условиям. На сегодняшний день японские автомобили составляют достойную конкуренцию европейским автомобилям. Так, к примеру, Россия входит в четверку государств, где продажи автомобилей японского концерна Ниссан являются наиболее высокими и стабильно растут. Кроме того, активно развивается рынок запасных частей и аксессуаров – запчасти для японских автомобилей пользуются огромным спросом. Дилерские центры представлены в большинстве регионов РФ и предлагают широкую линейку новых автомобилей и автомобилей с пробегом, гарантийное и постгарантийное обслуживание, также осуществляется продажа запчастей для японских автомобилей, как оригинальных, так и аналоговых.
Выделим основные направления экспорта из страны, систематизировав статистические данные по экспорту японских автомобилей по регионам мира (табл. 4). Можно отметить, что основными регионами, куда Япония экспортирует продукцию отрасли, являются Северная Америка и Европа, но увеличивается доля стран Азии и Африки.
Таблица 4.
География экспорта автомобилей из Японии (штук)
2004 |
2008 |
2011 |
2013 |
|
Азия |
510 939 |
378 840 |
572 417 |
570 578 |
Европа |
1 275 229 |
685 026 |
995 313 |
848 688 |
Америка |
1 726 465 |
1 379 150 |
1 585 327 |
1 886 386 |
Африка |
182 451 |
145 131 |
148 599 |
168 306 |
Океания |
448 671 |
347 394 |
379 747 |
448 969 |
Источник: http://www.oica.net/category/production-statistics/
Можно увидеть, что практически 50% экспорта направлено в Северную Америку (преимущественно в США). Среди стран G7 Япония имеет наибольшую зависимость от внешнего спроса. Это выглядит удивительным, так как доля экспорта автомобилей к ВВП Японии относительно мала.
В настоящее время большая часть экспорта автомобилей из Японии приходится на США, а ведь в1940-е гг. в Японии даже не было зачатков автомобильной промышленности. Но Япония имела тесные отношения с США, после того как в 1927 г. «Дженерал моторс» решила создать свой филиал в Японии. Таким образом, американцы проникли на внутренний рынок Японии. Японцы восхищались успехами американских компаний и постепенно начали копировать лучшее, при этом они старались не повторять ошибок своих конкурентов. К тому же США абсолютно не видели в Японии конкурента.
Как уже было отмечено в 1-й главе, ситуация резко изменилась с началом войны в Корее в июне 1950 г. Сразу же возник вопрос об участии Японии в снабжении армии США. В 1951 г. японцы выпустили 30,8 тыс. грузовиков, из которых больше половины закупили американцы. Так же японским компаниям предоставили контракты на ремонт американских автомобилей, и это позволило японцам лучше изучить технологии американцев.
Спрос на легковые автомобили также возрастал, и японцы ответили на это увеличением их производства в1951 г. до 3,6 тыс. шт., что вдвое превысило объем их выпуска в 1950 г. Благодаря той войне в Японии начался подъем в автомобильной промышленности. Одновременно экспорт в США в 1952 г. составил 229 млн долл. Несколько десятков лет спустя один из экспертов в области автомобилестроения станет утверждать: «Японскую автомобильную индустрию создали Соединенные Штаты»24.
По-прежнему спрос на японские автомобили в США очень большой. Но Мексика становится вторым по значимости экспортером машин в США, тем самым Мексика стала главным конкурентом для Японии в экспорте в США. Таковы данные Мексиканской ассоциации автопроизводителей: по ее оценкам, в первом квартале 2013 г. Мексика поставила северному соседу 428 тысяч автомобилей, обогнав Японию на 20 тысяч. Мексика добилась такого успеха благодаря нескольким причинам: страна является членом в зоне свободной торговли НАФТА и имеет более низкую стоимость рабочей силы по сравнению с Японией. Аналитики IHS Automotive предполагают, что к 2015 году Мексика сможет сдвинуть с лидирующих позиций и Канаду, тем самым она станет крупнейшим экспортером автомобилей для США. Но на данном этапе Япония имеет хорошие показатели экспорта автомобилей в США.
Экспорт автомобильной продукции в Азию также постепенно увеличивается. Расчеты показали, что в 2004 г. он составлял 12%, а к 2013 г. - 15% от общего объема экспорта автомобилей из Японии. Отрицательная динамика экспорта наблюдается только лишь в Европу. С 31% (2004 г.) экспорт упал до 22% в 2013 г. Однако, японские автопроизводители не планируют останавливаться на достигнутом и продолжают тесное сотрудничество с Европейскими странами.
Японские компании продолжают разворачивать в Европе сеть научно-исследовательских центров, сейчас их насчитывается около 12 (в том числе в Великобритании расположены 4 и 6 в Германии). Для освоения европейского рынка японские компании используют различные формы сотрудничества с местными автопроизводителями, вступая с ними в альянсы и партнерства. Компании могут объединяться для совместного проведения НИОКР, организации совместного производства или продаж автомобилей, их может связывать перекрестное или одностороннее владение акциями партнера, техническое сотрудничество, взаимные поставки комплектующих и т.д. Так, например, завод в Чехии был построен корпорацией «Тоёта» как совместное предприятие с «Пежо-Ситроен» (при равных 50%-ных долях в капитале). Выпускаемые им машины продаются как под маркой «Тоёта», так и под маркой «Пежо-Ситроен» (платформа - одинаковая для всех брендов, но кузов и дизайн - различные).
Взаимное владение акциями друг друга и самые разнообразные формы сотрудничества связывают «Рено» и «Ниссан». При этом «Рено», владея 44,3 % акций японской компании, по сути, имеет право определять и стратегию ее развития («Ниссан» принадлежит 15% акций «Рено»). «Фольксваген» владеет 19,9% акций «Судзуки», а «Даймлер» владеет - 85% акций «Мицубиси фусо». Значительная часть японских и европейских компаний связана также поставками моторов по линии производственной кооперации или поставками конечной продукции для реализации на рынках друг друга. Так, «Фиат» поставляет «Судзуки» дизельные двигатели, а «Судзуки» «Фиату» - свои машины для реализации через ее дилерскую сеть. Эти компании связывает техническое сотрудничество.
Планы дальнейшего развития своей филиальной сети в Европе и наращивания доли на европейском рынке японские компании связывают, прежде всего, с сегментом автомобилей, «дружественных окружающей среде», где их конкурентные позиции особенно сильны. Представляется, что перемещение акцента на эти направления будет способствовать еще большей интеграции японских компаний в европейскую экономику, расширению и углублению их связей с местным бизнес-сообществом и обществом в целом, поскольку необходимым условием их успешной реализации является тесная координация усилий автопроизводителей, органов власти, производителей топлива, транспортных компаний, автовладельцев и т.д.25
Экспорт в Африку на протяжении всего периода составляет всего 5% экспорта автомобилей из Японии. В Африке, в основном, большой слой бедного население, что не дает возможности приобретать иностранные автомобили. Но, тем не менее, в Африке довольно широко представлены интересы крупнейших японских промышленных конгломератов. Корпорация Мицубиси имеет представительства в Алжире, Египте, Кении, Кот-д’Ивуаре, Ливии, Танзании, Тунисе, Сенегале, Эфиопии и ЮАР. Дочерние компании Мицубиси работают в Эфиопии и Нигерии. В ЮАР корпорация владеет 51% в Hernic Ferrochrome, на которую приходится 7% производства феррохрома в мире. Тойота (Toyota Motor) владеет в Африке двумя автосборочными производства – в ЮАР и Кении. Ниссану (Nissan Motor) принадлежит три производственные площадки – в ЮАР, Кении и Египте. Крупнейший производитель шин в мире, японская компания Bridgestone Corporation, владеет активами в ЮАР (два шинных завода) и Либерии (производство по переработке сырья – натурального каучука).26 Африка является крупнейшим рынком сбыта японских поддержанных автомобилей. С увеличением доходов и увеличением инфраструктуры, спрос на японские автомобили будет увеличиваться.
2.2.Экспорт автомобилей крупнейшими ТНК Японии
Лидерами по экспорту автомобилей являются следующие производители: Toyota, Nissan, Mazda, Honda, Mitsibishi. Анализируя статистические данные по экспорту автомобилей по японским производителям, нетрудно заметить, что лидирующее место занимают автомобили корпорации Toyota. В 2004 г. у данного автомобильного концерна экспорт был 1 951 741 штук, в 2008 г. - 2 586 338 штук, в 2011 г. - 1 568 941 штук, в 2013 г. - 1 899 648 штук.
Следует отметить, что в 2011 г. ситуация немного изменилась, Mitsibishi опередила Honda по экспорту автомобилей (Mitsibishi экспортировали 438 033 штук в 2011 году, а Honda экспортировали в этом же году 235 087 штук). Mitsibishi до сих пор остается на той же позиции. Компания имеет крупнейший завод MMTh в Тайланде. Mitsubishi Motors Thailand (MMTh) является вторым по величине в Тайланде, и первым по полноте загрузки производственных мощностей. За 25 лет работы завод вышел на отметку производства в 2 миллиона автомобилей, которые успешно экспортируются. Автомобили на экспорт завод MMTh стал производить с 1988 года. За это время объем производства составил 1,7 миллиона автомобилей, изготовленных по полному циклу сборки (CBU), главным образом экспортируемых в Россию, страны АСЕАН, Ближнего Востока, Европы, Африки и Австралию. Из числа самых популярных моделей за это время было изготовлено 95726 пассажирских автомобилей (Lancer, Mirage/Space Star), 1436146 пикапов с массой погрузки в одну тонну (Strada/L200/Triton), 181464 SUV (Pajero Sport)27.
Если рассмотреть объемы экспорта в процентном соотношении, то на 2013 г. экспорт Toyota составляет 42%, Nissan - 12%, Mazda - 17 %, Mitsubishi - 8%, Subaru -10%, Suzuki - 4%, Isuzu - 4%, Honda - 3% (рассчитано по табл. 5).
Таблица 5.
Экспорт японских автомобилей по производителям (штук)
2004 |
2008 |
2011 |
2013 |
|
Toyota |
1 951 741 |
2 586 338 |
1 568 941 |
1 899 648 |
Nissan |
728 929 |
776 738 |
716 390 |
542 415 |
Mazda |
576 181 |
881 518 |
650 577 |
787 651 |
Mitsibishi |
363 060 |
604 841 |
438 033 |
343 251 |
Honda |
513 626 |
650 308 |
235 087 |
125 487 |
Suzuki |
273 654 |
393 101 |
249 014 |
159 285 |
Isuzu |
130 573 |
194 233 |
151 884 |
174 659 |
Subaru |
211 187 |
211 187 |
298 328 |
471 072 |
Составлено по источнику: http://www.oica.net/category/production-statistics/
Стремительное сокращение экспорта Honda объясняется тем, что компания не смогла справиться с растущим курсом иены. Данный японский автопроизводитель планирует уменьшить долю экспорта автомобилей, отправляемых из Японии в другие страны с 34% процентов до 10-20%. Компания уже на протяжении многих лет переносит производство автомобилей в другие страны для поддержания прибыльности.
Таблица 6.
Доля ведущих компаний Японии в экспорт продукции автомобилестроения (2000- 2013, млн шт.)
Рассчитано по источнику: http://jamaserv.jama.or.jp/newdb/eng/index.html - JAMA, Active Matrix Database System. (дата обращения: 7.04.2014)
Высокая доля экспорта приходится на 2006 по 2008 год включительно. Пик экспорта пришелся на 2007 год и составил 11,81%. Сравнивая показатели указанных лет, 2013 год является самым низким по объему продаж. По сравнению с 2007 годом экспорт снизился на 582 тыс. ед. или на 83%.
Экспорт автомобилей имеет важное значение как для страны, так и для отдельных компаний Японии. Огромное количество людей в мире при выборе автомобиля отдает предпочтение именно японским автомобилям. Всё по тому, что эти машины известны по всему миру благодаря своему исключительному качеству, технологичности и безупречной продуманности каждой детали28.
Заключение
Автомобильная промышленность Японии начала развиваться много десятилетий назад, но признание получила только лишь в 1970-х годах. В 1980 г. Япония впервые преодолела10-миллионный рубеж в выпуске автомобилей. Затем Япония вышла на первое место в мире по производству и экспорту автомобилей и удерживала его 15 лет. Япония инвестирует огромные деньги в развитие автомобильной промышленности. Из всех инвестиций в НИОКР на инновации в автомобильном производстве выделяется большая часть средств.
Что касается непосредственно экспорта автомобилей, то в целом следует отметить, что динамика экспорта положительная, так как японские автомобили имеют спрос во всех странах мира. По-прежнему основными направлениями экспорта являются Северная Америка и Европа, но увеличивается доля развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Экспорт в страны Азии увеличивается, при этом экспорт автомобильной продукции в Европу снижается.
Процесс глобализации определяет современное развитие мировой экономики, движущей силой которого являются транснациональные корпорации (ТНК) как основные субъекты внешнеэкономических связей. Крупнейшие ТНК представляют собой огромные компании, объемы продаж которых превосходят богатство многих стран мира. Япония входит в число стран лидеров по количеству автомобильных ТНК (Toyota Motor, Nissan, Honda и др.). Автомобильные концерны инвестируют большинство средств в НИОКР и обновление продукции каждые 4 года, что позволяет им увеличивать темпы роста производства и экспорта. Приоритетами японских автомобильных ТНК являются технологические инновации, расширение производственной базы, наращивание рыночной доли и большой акцент на узнаваемость бренда. Компании-лидеры по экспорту автомобилей: Toyota, Nissan, Mazda, Honda, Mitsubishi. В настоящее время только лишь Honda и Mitsubishi поменялись местами на пьедестале лидеров.
Экспорт, вне всякого сомнения, непосредственно связан с национальным производством автомобилей. Важно отметить, что Китай огромными темпами наращивает производство и является главным конкурентом для Японии. Главной силой для Китая считается дешевая рабочая сила, что позволяет значительно снижать издержки.
Важной тенденцией производства автомобилей японских ТНК является перенос производства в другие страны. Это меняет географию экспорта автомобилей.
Для того чтобы быть конкурентоспособной страной Японии необходимо приложить много усилий и предпринять огромное количество мер. Необходимо по-прежнему внедрять новые технологии и разрабатывать автомобили для жизни в современных условиях, которые меняются быстрыми темпами.
Литература:
1Данные Международной ассоциации производителей автомобилей . Электронный ресурс. Режим доступа: (http://www.oica.net/category/production-statistics).
2 http://ereport.ru/articles/weconomy/japan2.htm - сайт мировой экономики (дата обращения: 03.04.2014)
3 http://ereport.ru/articles/weconomy/japan3.htm - сайт мировой экономики (дата обращения: 3.04.2014)
4 http://www.letopis.info/themes/auto/istorija_avtomobilestroenija_v_japonii.html
- сайт «История явлений и событий» (дата обращения: 3.04.2014)
5 http://enc-dic.com/enc_japan/Avtomobilnaja-promshlennost-137/ - сайт «Энциклопедия и словари» (дата обращения: 27.03.2014)
6 http://www.e-janaika.net/technique/avtomobilestroenie.htm - сайт «Япония. Древние традиции и инновационные технологии» (дата обращения: 11.04.2014).
7http://www.letopis.info/themes/auto/istorija_avtomobilestroenija_v_japonii.html - сайт «История явлений и событий» (дата обращения: 3.04.2014)
8 http://www.e-janaika.net/technique/avtomobilestroenie.htm - сайт «Япония. Древние традиции и инновационные технологии» (дата обращения: 11.04.2014).
9 http://slovari.yandex.ru/ ~ Энциклопедический словарь (дата обращения: 19.03.2014).
10 http://www.autostat.ru/news/view/15585/ - Автостат-аналитическое агентство (дата обращения: 4.05.2014)
11http://www.autoshcool.ru/122-osobennosti-yaponskix-sportivnyx-avtomobilej.html - сайт «Автошкола», особенности японских спортивных автомобилей (дата обращения: 4.04.2014).
12 http://www.e-janaika.net/technique/avtomobilestroenie.htm - сайт «Япония. Древние традиции и инновационные технологии» (дата обращения: 11.04.2014)
13 http://frozenskyteam.at.ua/ (дата обращения: 7.04.2014)
14 http://www.e-janaika.net/technique/avtomobilestroenie-Honda.htm - сайт «Япония. Древние традиции и инновационные технологии» (дата обращения: 11.04.2014)
15 http://frozenskyteam.at.ua/ (дата обращения: 7.04.2014)
16 http://frozenskyteam.at.ua/ (дата обращения: 7.04.2014)
17 http://www.e-janaika.net/technique/avtomobilestroenie-Honda.htm - сайт «Япония. Древние традиции и инновационные технологии» (дата обращения: 11.04.2014)
18 http://www.zr.ru/content/articles/6594-avtoprom_japonii_v_tiskah_problem/ - сайт «За рулем» (дата обращения: 11.04.2014)
19 http://www.e-janaika.net/technique/avtomobilestroenie.htm - сайт «Япония. Древние традиции и инновационные технологии» (дата обращения: 11.04.2014)
20 http://www.e-janaika.net/technique/avtomobilestroenie-Honda.htm - сайт «Япония. Древние традиции и инновационные технологии» (дата обращения: 11.04.2014)
21 http://www.honda.co.ru/company/quality/ - сайт компании Honda (дата обращения: 1.05.2014)
22 http://www.honda.co.ru/company/about/ - сайт компании Honda (дата обращения: 1.05.2014)
23 Bureau of Labor Statistics. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.bls.gov/iag/tgs/iagauto.htm
24 Носкова А.А., Родионова И.А. Тенденции экспорта японских автомобилей // География мирового хозяйства: регионализм в условиях глобализации: материалы IV Международной научно-практической конференции: в 3 ч. /отв. ред. В.Н. Холина. – Москва: РУДН, 2013. Ч. 3. С. 48-52.
25 Ассоциация японоведов. Электронный ресурс. Режим доступа: http://japanstudies.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=204&Itemid=59
26 Экспертный сайт Высшей школы экономики. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.opec.ru/1145104.html
27 Сайт Mitsubishi Motors - http://www.mitsubishi-motors.ru/news/V_Tailande_vypuscheno_2_milliona_eksportnyh_avtomobi/
28 http://www.qmotors.ru/jp/ - сайт Qmotors, ремонт японских автомобилей (дата обращения: 3.04.2014)