«Молот ведьм» - это трактат по демонологии и о надлежащих методах преследования ведьм, выпущенный в Германии в 1486 году. Среди современных учёных до сих пор идёт спор, что же считать первичным, а что вторичным: общую атмосферу «охоты на ведьм» XV-XVI веков или «Молот ведьм».
Трактат делится на три части. Первая часть была посвящена доказательству того, что ведьмы, в самом деле, существуют и их действия реальны. При этом упор делался как на соответствующие места из Ветхого Завета, рассказывающие о существовании колдуний, так и на средневековые религиозные тексты, в том числе и на трактаты о ведьмах. Также приводилась классификация ведьм: те, кто способны только лечить; те, кто способны только на зловредные заклинания; те, кто владеют обоими видами колдовства; особенно могущественные девы, получающие силы в результате ритуального поедания невинных младенцев.
Вторая и третьи части «Молота ведьм» подробно описывали, по каким признакам нужно отыскивать ведьм и в каком порядке их нужно осуждать и наказывать. Детально описывались все нюансы, каким образом женщина вступает в особую связь с нечистыми силами и от них получает могущество, позволяющее ей стать ведьмой. Приводилась и другая классификация ведьм - в зависимости от того, с какими нечистыми духами они вступают в связь (почти всегда сексуального характера) и как именно оказывают воздействие на людей или на принадлежащее им имущество. Ну и, конечно, во всех деталях описывался судебный процесс над ведьмой, разграничивались полномочия судьи, применение пыток и их виды, а также интерпретация их результатов, виды наказания и так далее. Интересен также факт, что существенное внимание уделялось наличию у обвиняемой адвоката, а также основаниям оправдательного приговора. Да и среди обвинительных приговоров смертная казнь была отнюдь не единственной. Однако сама направленность трактата не оставляет сомнений: его автор (или авторы) считают, что подавляющее большинство обвиняемых виновны, и смерть является для ведьмы наиболее адекватным наказанием.
Все источники сведений о «Молоте ведьм» называют её авторами двух известных деятелей доминиканского ордена своего времени, активного участника процессов над ведьмами приора Генриха Крамера, латинский псевдоним которого был Инститорис, и уважаемого богослова Якова Шпренгера. Ещё бы - ведь именно эти два имени стоят в качестве авторов на обложке, начиная с самого первого издания «Молота ведьм», с 1486 года. Однако современные учёные предполагают, что авторство Якова Шпренгера, если и присутствовало, то в почти номинальной степени. По другой версии, в связи с погоней Инститориса за авторитетом его будущего творения, Шпренгеру было приписано авторство книги.
Существуют и другие версии по проблеме соавторства. Есть версия, по которой Шпренгер был реальным соавтором Инститориса, и они писали данный труд совместно. Но эта версия не подтверждена какими-либо фактами. Также существует версия, по которой Шпренгер написал только введение к книге. Этот момент вполне мог иметь место. Но здесь есть и другие интересные факты, которые могли послужить соавторству двух инквизиторов. Все дело в той самой папской булле, которую Инститорис собирался включить и включил в издание «Молота ведьм». Этот документ содержит в себе два имени, а не одно, и был адресован двум инквизиторам, а не одному. Разумеется, чтобы поместить данную буллу в издание, нужно было, чтобы Шпренгер был указан как автор книги совместно с Инститорисом. Ведь только таким образом можно было включить в книгу документ, заключавший в себе два имени, и только таким путем булла могла попасть в книгу. Разумеется, в этой булле не было ни слова о «Молоте ведьм», так как она была предназначена абсолютно для другого дела, но зато в ней было то самое папское одобрение, представляющее собой власть, которая еще в 1484 г. была дана инквизиторам для расправы над ведьмами в Германии, и авторитетное слово папы, которое могло дать книге огромный успех. Инститорис это хорошо понимал. Он, опьяненный своей злобой и своим желанием вернуть свое былое имя авторитетного инквизитора, идет даже на такую низость, как вносит данную буллу в книгу и выдает ее за папское одобрение самого «Молота ведьм». Но, разумеется, книга имеет в себе не только одобрение папы, но и имя Шпренгера. Может, эта проблема для Инститориса, а, может, и большая удача? Но факт в том, что, указав Шпренгера как соавтора книги, он получает гораздо больший авторитет, чем если бы издал ее только под своим именем.
Таким образом, сложившиеся обстоятельства с буллой и именем Шпренгера сыграли только на руку Инститорису. Далее, он ставит цель получить одобрение книги у Кельнского университета, которому было предоставлено право высшей цензуры. Более того, оба инквизитора являлись профессорами этого университета.
Генрих Крамер - поистине одна из наиболее зловещих фигур Средневековья. По свидетельству современников, он был человеком неуравновешенным и увлекающимся, а судя по его деяниям - остро жаждущим признания. Родившийся примерно в 1430 году в бедной германской семье, он подростком вступил в Орден монахов-доминиканцев и около двадцати лет изучал богословие. В семидесятые годы XV века он стал инквизитором - и уже первое его расследование на этом поприще имело глобальные последствия. Он расследовал дело о гибели мальчика Симона в итальянском городе Тренто и в результате обвинил членов местной еврейской общины в том, что они совершили ритуальное убийство Симона. Было казнено около двадцати человек, а само судебное разбирательство, по мнению учёных, положило начало активному европейскому антисемитизму, приведшему ко всем известным последствиям. Крамер развил кипучую деятельность - он сам заявлял, что способствовал осуждению на смерть более двухсот «ведьм». Однако в 1485 году в австрийском Инсбруке он потерпел неудачу, так как вёл процесс слишком предвзято и в результате обвиняемые женщины были оправданы, а сам Крамер вынужден был с позором уехать. Как полагают некоторые ученые, желание отомстить за это унижение и побудило Крамера написать «Молот ведьм», в котором женщины представлены как изначально склонные ко злу существа, ведьмой из которых может оказаться практически каждая.
Кёльнскому университету специальными постановлениями папы Пия II и Сикста IV было предоставлено право высшей цензуры, посему их рецензия для "духовного труда" была пределом мечтаний.
Молот ведьм» стал наиболее популярным трактатом о ведьмах, влияние которого на усиление масштабов «охоты на ведьм» было бесспорным и во многом определяющим. Книга стала распространяться молниеносно, в первый раз было напечатано 150 копий. «В течение 9 лет она выдержала 9 изданий, 7 раз была издана в 16 веке и продолжала выходить новыми изданиями и позднее, так что их общее число равно 29, причем 16 изданий вышло в Германии, 11 - во Франции и 2- в Италии».[1] Её продавали везде, куда только было можно: в церкви, суды, библиотеки, университеты и т д. По сути, именно «Молот ведьм», а не «Божественную комедию» Данте или философские размышления Аристотеля, можно с полным правом считать настольной книгой эпохи Возрождения. С другой стороны, «Молот ведьм» лишь подытожил тот опыт, который уже существовал - первые процессы над женщинами, обвинёнными в колдовстве, относятся к середине XIV столетия. Постепенно страх перед дьявольскими чарами в Европе нагнетался, потенциальных «ведьм» становилось всё больше, а трактатов, посвящённых им, было написано три десятка ещё до «Молота ведьм».
С момента своего появления этот «научный труд» вызвал множество восторженных отзывов. Известный нидерландский юрист XVI в. Иодокус Дамгудер в своем популярном в то время исследовании «Практика уголовных дел» писал, что эта книга имеет для мира силу закона. Гениальный художник Альбрехт Дюрер посвятил свой талант отображению историй, описанных в книге. На картине «Четыре ведьмы» в комнате, пустой и тесной, как каменный мешок, изображены четыре обнаженные женщины. Они по-разному повернуты к зрителю, а взгляды их направлены на что-то ему невидимое. Иногда говорят, что позы трех женщин напоминают античный мотив трех граций, с которым Дюрер познакомился у итальянских художников. А четвертая фигура добавлена, чтобы изменить композицию. Картина появилась в мрачные годы, когда в Германии были часты процессы, на которых женщин обвиняли в колдовстве и ведьмачестве, пытками вымогали у них признание в союзе с дьяволом. Быть может, «Четыре ведьмы» Дюрера - намек на одно из таких событий, которые описаны в «Молоте».
Творцы баварского Кодекса Максимиллиана исходили при составлении отдела наказания еретиков из положений книги Крамера и Шпренгера. Папы Александр VI, Лев X и Адриан VI многократно указывали на правильность и непогрешимость всех постулатов «Молота ведьм». Современные ученые отмечают жалкий стиль книги, своим однообразием напоминающий бесцельную, сбивающую с толку бесконечную ходьбу с места на место. Конечно, нелогично судить представления средневековых мистиков с точки зрения современной науки, но разум и здравый смысл, присущий просвещенным людям всех эпох, подталкивает к мысли: эта роковая для человечества книга отбросила развитие цивилизации на несколько сотен лет назад.
Можно прийти к выводу, что не «Молот ведьм» породил эпоху охоты на ведьм, эта эпоха породила его.
Список использованной литературы:
1. Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм / Перевод с латинского Н. Цветкова. Предисловие С. Лозинского. Саранск, 1991.
2. Григулевич И. Р. Инквизиция. М.,1976.
3. Лозинский С.Г. Роковая книга Средневековья // Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм / Перевод с латинского Н. Цветкова. Предисловие С. Лозинского. Саранск, 1991.
4. Бич и молот. Охота на ведьм в XVI-XVIII веках./ Сост. Н. Горелов. М., Азбука-класс, 2005.
5. Будур Н. Повседневная жизнь инквизиции в средние века. М., 2011.
6. Ли Генри Чарльз. История инквизиции. Т. 3. М., 2007.
7. Канторович Я. Средневековые процессы о ведьмах // История инквизиции: средневековые процессы о ведьмах. М., Харьков, 2002.
[1] Лозинский С.Г. Роковая книга Средневековья // Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм / Перевод с латинского Н. Цветкова. Предисловие С. Лозинского. Саранск, 1991. С. 64.