ВЛИЯНИЕ МАТЕРИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВЛИЯНИЕ МАТЕРИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Гаджиева Д.П. 1, Магомедова Н.Р. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С древнейших времен у разных конфессий считалось, что влияние матери на развитие ребенка начинается задолго до его рождения. Очень важны взаимоотношения в семье, отношение матери к зачатию, к отцу ребенка, к самой беременности. Отме­чается негативное влияние стресса матери во время беременности на последую­щее развитие ребенка (А.И.Захаров, 1998).

Особое значение исследователи придают периоду младенчества, уделяя наи­большее внимание оценке надежности связи младенец-мать, отзывчивости матери и ее влиянию на развитие младенца (М.Малер, 1969; Д.Мак-Девитт, 2005; Г.Амонн, 2000; Д.В.Винникотг, 1998; Р.А.Даирова, 2005; Г.А.Арина, В.В.Николаева, 2005; А.Менегетти, 2005).

Основатель «Теории привязанности» Дж. Боулби выявил особую значимость для психического развития ребенка эмоционального контакта с матерью. В своих исследованиях автор выявил, что необходимым условием сохранения психическо­го здоровья детей в младенчестве и раннем детстве является наличие эмоциональ­но близких, теплых, и устойчивых отношений с матерью [2, с. 149]. Отсутствие или разрыв подобных отношений приводят к серьезному дистрессу, возникновению проблем в психическом развитии и поведении ребенка. По Боулби, наиболее важ­ным компонентом материнского ухода является, во-первых, внимание и чут­кость ее реагирования к сигналам, подаваемым ребенком, а не только повседнев­ный уход, и, во-вторых, частота и длительность взаимодействия с младенцем.

Изучив мнения многих исследователей, можно сделать вывод, что изначально ребенок не воспринимает себя отдельным от матери существом, он не разграничивает «Я» и «не-Я», внутренний мир и внешний (М. Mahler, 1973, D.W. Winnicott, 1965, Г. Амон, 2000 и др.). Проблема разделения для ребенка «Я» - «не-Я» и процесс формирования идентичности связаны с особенностями его раннего развития, периодом психологического симбиоза младенца и матери. В.А. Подорога считает, что мать и ребенок на­ходятся под одним (материнским) покровом. Все ощущения, связанные с форми­рованием самосознания ребенка определяются самым ближайшим к нему «Другим» (матерью). Этот «Другой», по мнению автора, будет его второй кожей, кото­рая не только являет собой нечто вроде панцирной защиты, но и может оказаться самым опасным врагом первой [4].

М.Малер и Д. Мак-Девитт в понятие симбиоза ребенка и матери вкладывает восприятие ребенком себя и материнского объекта как двуединого существа. Это такое состояние слияния ребенка с матерью, в котором «Я» ребенка еще не дифференцировано. По мнению М.Малер, симбиотическая фаза продолжается при­мерно до пяти месяцев. Она характеризует этап жизни ребенка, когда только на­чинает обнаруживаться дифференциация его собственного Я от матери. Это важная фаза для формирования эмоциональной привязанности к матери, которая яв­ляется основой для всех его дальнейших межличностных отношений. Адекватное прохождение данной фазы является предварительным условием для своевремен­ного протекания сепарации (отделения) ребенка от матери, а также для дальней­шего развития его идентичности на последующей фазе сепарации - индивидуации. По мнению М. Малер, сепарация - это процесс, в ходе которого младенец посте­пенно формирует внутрипсихическую репрезентацию себя, отличную от репрезентации его матери. Несвоевременное или резкое отделение ребенка от заботяще­гося объекта (как правило, это мать) может привести к серьезным осложнениям и искажениям развития ребенка [3, с. 174].

М. Малер особо выделяла значение адекватного поведения матери для нормального становления его индивидуации. Индивидуация означает попытку ре­бенка осознать собственные индивидуальные характеристики, построить свою уникальную идентичность. Для успешного прохождения процесса сепарации - индивидуации мать должна, во-первых, обеспечивать ребенка достаточным коли­чеством соматосенсорной стимуляции и, во-вторых, создать такие условия, в ко­торых ребенок мог бы почувствовать себя отдельным существом. Препятствие ре­бенку в его стремлении к сепарации способно привести к фиксации симбиотической стадии в отношениях между ними, в результате чего образ Я ребенка, его идентичность оказывается неправильно и недостаточно сформированной [3].

Основоположник современной онтопсихологии А. Менегетти отмечает: «По­ка субъект остается в диадических отношениях, он не способен к самостоятельно­му движению»[1].

Как отмечает Дж. Макдугалл, (1985) встречаются две основные формы нарушения взаимодействия матери и ребенка, которые могут привести к нарушениям в развитии ребенка. При первой из них нарушена своевременная се­парация, мать и ребенок слиты в симбиозе, а при второй - отвержение со стороны матери приводит ребенка к преждевременной сепарации. Исследователь отмечает, что в ряде случаев материнское отвержение предшествовало не только заболеванию ре­бенка, но и его рождению. Характерным является отношение матери к ребенку как к нарциссическому продолжению себя самой, а также чрезмерное внимание мате­ри к телесным симптомам детей по сравнению с их эмоциональной сферой, «поч­ти как если бы у матери и ребенка тело было одно на двоих». Отец ребенка в этой ситуации, согласно утверждению Дж. Макдугалл, неспособен проникнуть в сим­биоз матери-ребенка. Причем оба сценария «подавляют нарождающуюся психи­ческую активность младенца», препятствуя его сепарации от матери и нормально­му выстраиванию им личных границ, что и приводит в дальнейшем к психосома­тическим расстройствам [1, с. 13].

Таким образом, потребность в устойчивых, эмоционально позитивных отно­шениях со значимым взрослым и ближайшим окружением является базовой, жиз­ненно необходимой для гармоничного эмоционального и психосоматического развития ребенка. Отсутствие эмоциональной связи с матерью, нарушения взаи­модействия матери и ребенка на раннем этапе развития могут приводить к нару­шению развития ребенка.

Изучение основных теоретических подходов и экспериментальных фактов, привело к пониманию психолого-педагогического сопровождения матери воспитывающей детей с ОВЗ позволило сделать следующие выводы:           

1. Современное состояние проблемы психолого-педагогического благополучия детей с ОВЗ нельзя признать удовлетворительным. Несмотря на то, что многими исследо­вателями признается роль психологических факторов в возникновении и обостре­нии отношений, вопрос организации психологиче­ской помощи таким детям до сих пор остается нерешенным.

2. Теории психических заболеваний предлагают разнообразные при­чины нарушения взаимодействия психического и телесного, которые приводят к психосоматическим заболеваниям: нарушение системы детско-родительских от­ношений, нарушение первичной идентичности, различные внутриличностные конфликты, особенности личности, психологические травмы и т.д. При этом мно­гие из них формируются на раннем этапе развития ребенка, тесно связаны с осо­бенностями ранних отношений в диаде «мать-ребенок» и обусловлены его инди­видуальным эмоциональным и телесным опытом.

3. Взаимообусловленность негативных факторов, связанных с нарушением психосоматического развития детей, указывает на необходимость специальной психологической помощи ребенку с обязательным включением родителей в психокоррекционный процесс. В связи с этим, особую актуальность приобретает изучение психолого-педагогических особенностей семей воспитывающим детей с ОВЗ, страдающих хроническими соматическими заболеваниями, как содержательной основы выбора методов комплексной психологической помощи.

Литература:

1.   Аммон Г. Психосоматическая терапия. СПб.: Речь - 2000 - 238 с.

2.   Боулби Дж. Привязанность. - М.: Гардарики - 2003. - 477 с.

3.   Малер М., Мак-Девитт Д. Процесс сепарации - индивидуации и формирование идентичности // Журнал практической психологии и психоанализа - 2005. - №2.-С. 12-24.

4.   Подорога  В.А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М.: "Ad Marginem", 1995. - 340 с.

5.                           Mahler M., Pine F., Bergman A. The mother's reaction to her toddler's drive for indi­viduation. // Antony J.E., Benedek T. (Eds.) Parenthood: its psychology and psycho- pathology. Little Brown - N.Y. - 1970.

 



[1] Менегетти А. Психосоматика - М.: ННБФ «Онтопсихология», 2005 - 233 с.

Просмотров работы: 1405