С древнейших времен у разных конфессий считалось, что влияние матери на развитие ребенка начинается задолго до его рождения. Очень важны взаимоотношения в семье, отношение матери к зачатию, к отцу ребенка, к самой беременности. Отмечается негативное влияние стресса матери во время беременности на последующее развитие ребенка (А.И.Захаров, 1998).
Особое значение исследователи придают периоду младенчества, уделяя наибольшее внимание оценке надежности связи младенец-мать, отзывчивости матери и ее влиянию на развитие младенца (М.Малер, 1969; Д.Мак-Девитт, 2005; Г.Амонн, 2000; Д.В.Винникотг, 1998; Р.А.Даирова, 2005; Г.А.Арина, В.В.Николаева, 2005; А.Менегетти, 2005).
Основатель «Теории привязанности» Дж. Боулби выявил особую значимость для психического развития ребенка эмоционального контакта с матерью. В своих исследованиях автор выявил, что необходимым условием сохранения психического здоровья детей в младенчестве и раннем детстве является наличие эмоционально близких, теплых, и устойчивых отношений с матерью [2, с. 149]. Отсутствие или разрыв подобных отношений приводят к серьезному дистрессу, возникновению проблем в психическом развитии и поведении ребенка. По Боулби, наиболее важным компонентом материнского ухода является, во-первых, внимание и чуткость ее реагирования к сигналам, подаваемым ребенком, а не только повседневный уход, и, во-вторых, частота и длительность взаимодействия с младенцем.
Изучив мнения многих исследователей, можно сделать вывод, что изначально ребенок не воспринимает себя отдельным от матери существом, он не разграничивает «Я» и «не-Я», внутренний мир и внешний (М. Mahler, 1973, D.W. Winnicott, 1965, Г. Амон, 2000 и др.). Проблема разделения для ребенка «Я» - «не-Я» и процесс формирования идентичности связаны с особенностями его раннего развития, периодом психологического симбиоза младенца и матери. В.А. Подорога считает, что мать и ребенок находятся под одним (материнским) покровом. Все ощущения, связанные с формированием самосознания ребенка определяются самым ближайшим к нему «Другим» (матерью). Этот «Другой», по мнению автора, будет его второй кожей, которая не только являет собой нечто вроде панцирной защиты, но и может оказаться самым опасным врагом первой [4].
М.Малер и Д. Мак-Девитт в понятие симбиоза ребенка и матери вкладывает восприятие ребенком себя и материнского объекта как двуединого существа. Это такое состояние слияния ребенка с матерью, в котором «Я» ребенка еще не дифференцировано. По мнению М.Малер, симбиотическая фаза продолжается примерно до пяти месяцев. Она характеризует этап жизни ребенка, когда только начинает обнаруживаться дифференциация его собственного Я от матери. Это важная фаза для формирования эмоциональной привязанности к матери, которая является основой для всех его дальнейших межличностных отношений. Адекватное прохождение данной фазы является предварительным условием для своевременного протекания сепарации (отделения) ребенка от матери, а также для дальнейшего развития его идентичности на последующей фазе сепарации - индивидуации. По мнению М. Малер, сепарация - это процесс, в ходе которого младенец постепенно формирует внутрипсихическую репрезентацию себя, отличную от репрезентации его матери. Несвоевременное или резкое отделение ребенка от заботящегося объекта (как правило, это мать) может привести к серьезным осложнениям и искажениям развития ребенка [3, с. 174].
М. Малер особо выделяла значение адекватного поведения матери для нормального становления его индивидуации. Индивидуация означает попытку ребенка осознать собственные индивидуальные характеристики, построить свою уникальную идентичность. Для успешного прохождения процесса сепарации - индивидуации мать должна, во-первых, обеспечивать ребенка достаточным количеством соматосенсорной стимуляции и, во-вторых, создать такие условия, в которых ребенок мог бы почувствовать себя отдельным существом. Препятствие ребенку в его стремлении к сепарации способно привести к фиксации симбиотической стадии в отношениях между ними, в результате чего образ Я ребенка, его идентичность оказывается неправильно и недостаточно сформированной [3].
Основоположник современной онтопсихологии А. Менегетти отмечает: «Пока субъект остается в диадических отношениях, он не способен к самостоятельному движению»[1].
Как отмечает Дж. Макдугалл, (1985) встречаются две основные формы нарушения взаимодействия матери и ребенка, которые могут привести к нарушениям в развитии ребенка. При первой из них нарушена своевременная сепарация, мать и ребенок слиты в симбиозе, а при второй - отвержение со стороны матери приводит ребенка к преждевременной сепарации. Исследователь отмечает, что в ряде случаев материнское отвержение предшествовало не только заболеванию ребенка, но и его рождению. Характерным является отношение матери к ребенку как к нарциссическому продолжению себя самой, а также чрезмерное внимание матери к телесным симптомам детей по сравнению с их эмоциональной сферой, «почти как если бы у матери и ребенка тело было одно на двоих». Отец ребенка в этой ситуации, согласно утверждению Дж. Макдугалл, неспособен проникнуть в симбиоз матери-ребенка. Причем оба сценария «подавляют нарождающуюся психическую активность младенца», препятствуя его сепарации от матери и нормальному выстраиванию им личных границ, что и приводит в дальнейшем к психосоматическим расстройствам [1, с. 13].
Таким образом, потребность в устойчивых, эмоционально позитивных отношениях со значимым взрослым и ближайшим окружением является базовой, жизненно необходимой для гармоничного эмоционального и психосоматического развития ребенка. Отсутствие эмоциональной связи с матерью, нарушения взаимодействия матери и ребенка на раннем этапе развития могут приводить к нарушению развития ребенка.
Изучение основных теоретических подходов и экспериментальных фактов, привело к пониманию психолого-педагогического сопровождения матери воспитывающей детей с ОВЗ позволило сделать следующие выводы:
1. Современное состояние проблемы психолого-педагогического благополучия детей с ОВЗ нельзя признать удовлетворительным. Несмотря на то, что многими исследователями признается роль психологических факторов в возникновении и обострении отношений, вопрос организации психологической помощи таким детям до сих пор остается нерешенным.
2. Теории психических заболеваний предлагают разнообразные причины нарушения взаимодействия психического и телесного, которые приводят к психосоматическим заболеваниям: нарушение системы детско-родительских отношений, нарушение первичной идентичности, различные внутриличностные конфликты, особенности личности, психологические травмы и т.д. При этом многие из них формируются на раннем этапе развития ребенка, тесно связаны с особенностями ранних отношений в диаде «мать-ребенок» и обусловлены его индивидуальным эмоциональным и телесным опытом.
3. Взаимообусловленность негативных факторов, связанных с нарушением психосоматического развития детей, указывает на необходимость специальной психологической помощи ребенку с обязательным включением родителей в психокоррекционный процесс. В связи с этим, особую актуальность приобретает изучение психолого-педагогических особенностей семей воспитывающим детей с ОВЗ, страдающих хроническими соматическими заболеваниями, как содержательной основы выбора методов комплексной психологической помощи.
Литература:
1. Аммон Г. Психосоматическая терапия. СПб.: Речь - 2000 - 238 с.
2. Боулби Дж. Привязанность. - М.: Гардарики - 2003. - 477 с.
3. Малер М., Мак-Девитт Д. Процесс сепарации - индивидуации и формирование идентичности // Журнал практической психологии и психоанализа - 2005. - №2.-С. 12-24.
4. Подорога В.А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М.: "Ad Marginem", 1995. - 340 с.
5. Mahler M., Pine F., Bergman A. The mother's reaction to her toddler's drive for individuation. // Antony J.E., Benedek T. (Eds.) Parenthood: its psychology and psycho- pathology. Little Brown - N.Y. - 1970.
[1] Менегетти А. Психосоматика - М.: ННБФ «Онтопсихология», 2005 - 233 с.