ДОХОДЫ И ПРИБЫЛЬ ФИРМЫ ОАО «ГАЗПРОМ-НЕФТЬ» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ДОХОДЫ И ПРИБЫЛЬ ФИРМЫ ОАО «ГАЗПРОМ-НЕФТЬ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

В рыночных условиях устойчивость положения любой организации в жесткой среде конкуренции зависит от его финансовой стабильности, которая достигается путем повышения эффективности деятельности от экономического использования всех видов ресурсов. При этом независимо от вида деятельности организации, в процессе ее функционирования всегда происходит формирование доходов и расходов. Именно эти аспекты деятельности наиболее важны для всех заинтересованных сторон – собственников организации, сотрудников, государства, поскольку успешное их формирование и правильное планирование позволяют всем участникам хозяйственной деятельности в конечном итоге достичь своих финансовых целей – в первую очередь увеличения благосостояния и качества жизни, получения прибыли. Управление доходами организации – объективная необходимость рыночных отношений.

Актуальность данной темы заключается в том, что в современных условиях хозяйствования целью деятельности любого предприятия является получение прибыли.

Целью курсовой работы является анализ доходов и прибыли фирмы ОАО «Газпром-Нефть».

Данная цель требует решения следующих частных задач:

1. дать краткую характеристику предприятия ОАО «Газпром-Нефть»;

2. выявить экономическое содержание доходов и прибыли фирмы, а так же методы их анализа;

3. провести анализ формирования доходов и прибыли ОАО «Газпром-Нефть», а также рентабельности бизнеса по его реализации;

4. выявить направления повышения рентабельности ОАО «Газпром-Нефть», предложить мероприятие по их реализации, а также обосновать его экономическую эффективность и целесообразность.

Объектом проводимого в работе исследования является ОАО «Газпром-Нефть». Предметом исследования является финансово-экономические отношения, обусловленные функционированием системы доходов и прибыли предприятия ОАО «Газпром-Нефть».

Теоретическую базу исследования составляют труды ведущих отечественных ученых, таких как: Баскакова, О.В., Горфинкель, В.Я., Елисеева, Т.П., Иванов, И. Н., Клочкова, Е. Н., Чалдаева, Л. А., Шепеленко, Г. И.

Методической основой исследования являются научная и учебно-методическая литература по вопросам экономики фирмы, менеджмента, экономической теории, финансового и управленческого анализа организации, а также материалы, освещающие проблематику по этим направлениям. Методы исследования курсовой работы включают: формальнологический, правовой, аналитический, экономико-статистический, математический и факторный.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников использованной литературы. В первой главе рассмотрена Краткая характеристика предприятия ОАО «Газпром-Нефть». Во второй главе – теоретические и практические аспекты данной темы. Третья глава раскрывает обоснование эффективности предложенного мероприятия.

1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ГАЗПРОМ-НЕФТЬ»

  1.  
    1. Организационно-правовая форма ОАО «Газпром-Нефть»

В соответствии с гражданским кодексом РФ в России могут создаваться следующие организационные формы коммерческих предприятий, которые предписывают этому предприятию определенный правовой статус: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Организационно-правовые формы предпринимательских структур представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Основные характеристики организационно-правовых норм коммерческих организаций

Наименование формы организации

Учредительные документы

Учредители/

Участники

Особенности капитала

Характер ответственности / Особенности распределения прибыли

Хозяйственные товарищества

Полное товарищество

Учредительный договор

Индивидуальные предприниматели, физические и юридические лица, занимаются предпринимательской деятельностью

Разделен на доли (вклады) учредителей (участников)

Участники несут ответственность по обязательствам товарищества всем принадлежащим им имуществом. Прибыль и убытки распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале

Товарищество на вере

Индивидуальные предприниматели, физические и юридические лица

Участники несут ответственность по обязательствам товарищества своим имуществом, они несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов

Хозяйственные общества

 

С ограниченной ответственностью

Учредительный договор и Устав или только Устав, если общество учреждается одним лицом

Индивидуальные предприниматели, физические и юридические лица (не более 50)

Разделен на доли (вклады) учредителей (участников)

Участники не отвечают по обязательствам общества и несут рису убытков связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов

Публичные акционерные общества

Устав

Физические и (или) юридические лица - акционеры (число акционеров не ограничено)

Разделен на определенное число акций

Прибыль распределяется в пределах принадлежащих им акций. Право акционеров отчуждать свои акции физическим или юридическим лицам.

Непубличные акционерные общества

Физические и (или) юридические лица – акционеры (не более 50)

Акции распределяются только среди учредителей или заранее определенного круга лиц

Производственный кооператив

Устав

Добровольное объединение физических и юридических лиц (не менее 5 человек)

Уставной капитал формируется за счет объединения личных взносов

Все члены кооператива несут субсидиарную ответственность, также несут ответственность по долгам предприятия своим личным имуществом

Государственные и муниципальные предприятие

Юридические лица

Имущество унитарного предприятия является неделимым

Имущество является неделимым, предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Имущество остается в государственной собственности.

Рассматриваемому предприятию в данной работе подходит организационно-правовая форма ОАО. Это связано с некоторыми особенностями правового статуса ОАО.

ОАО - это объединение капитала физических или юридических лиц для осуществления коммерческой деятельности. Участниками Общества могут быть как граждане, так и юридические лица, при этом общее число участников не ограничено, но не может превышать числа акций. Если в составе общества больше 50 акционеров, то создается Совет директоров. Выплаты дивидендов осуществляются по решению общего собрания акционеров, но обязательным условием являются выплаты фиксированных дивидендов по привилегированным акциям. Дивиденды по этим акциям начисляются и выплачиваются в первую очередь и независимо от размеров полученной прибыли. Если полученной прибыли недостаточно для выплаты дивидендов по привилегированным акциям, то для этих целей используется специально создаваемый резервный капитал в размере не менее 10% уставного капитала. Особенностями такой организационно - правовой формы являются: неограниченное число акционеров; свободное обращение акций на рынке, что говорит о кредитоспособности компании; отсутствие необходимости внесения денежных средств в уставный капитал предприятия до его регистрации и открытия накопительного счёта.

  1.  
    1. Характеристика внешней среды и продукции фирмы ОАО «Газпром-Нефть»

ОАО «Газпром нефть» — вертикально-интегрированная нефтяная компания, основные виды деятельности которой — разведка и разработка месторождений нефти и газа, нефтепереработка, а также производство и сбыт нефтепродуктов.

Доказанные запасы углеводородов по классификации SPE (PRMS) компании составляют 1,34 млрд тонн нефтяного эквивалента (н.э.), что ставит «Газпром нефть» в один ряд с 20 крупнейшими нефтяными компаниями мира.

Основными направлениями деятельности «Газпром нефти» являются разведка месторождений углеводородов, добыча и реализация нефти и газа, а также производство и сбыт нефтепродуктов.

Компания осуществляет свою деятельность в крупнейших нефтегазоносных регионах России: Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, Томской, Омской, Тюменской, Иркутской, Оренбургской областях и Республике Саха (Якутия).

Основные перерабатывающие мощности Компании находятся в Омской, Московской и Ярославской областях, а также в Сербии. Зарубежные активы «Газпром нефти» включают компании в Сербии, Италии и Австрии. Компания реализует проекты в Ираке, Курдском автономном регионе Ирака и Венесуэле.

Компания осуществляет сбыт нефти и нефтепродуктов в России и за рубежом оптовым покупателям и через АЗС.

Структура бизнеса фирмы ОАО «Газпром нефть» представим на рисунке 1.1.

В структуру «Газпром нефти» входят более 70 нефтедобывающих, нефтеперерабатывающих и сбытовых предприятий в России, странах ближнего и дальнего зарубежья. Компания перерабатывает порядка 80% добываемой нефти, демонстрируя одно из лучших в российской отрасли соотношений добычи и переработки. По объему переработки нефти «Газпром нефть» входит в тройку крупнейших компаний в России, по объему добычи занимает четвертое место.

Рисунок 1.1 – Структура бизнеса предприятия ОАО «Газпром нефть»

Высшим органом управления является Общее собрание акционеров. К компетенции Общего собрания акционеров относятся наиболее существенные вопросы, такие как утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, распределение прибыли, внесение изменений в Устав и т. п. В соответствии с Уставом Общее собрание акционеров избирает Совет директоров.

Структуру управлением компании ОАО «Газпром нефть» представим графически на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 – Структура управления предприятием ОАО «Газпром нефть»

Совет директоров осуществляет стратегическое управление и общее руководство деятельностью Компании. На Совет директоров возлагается обязанность определять приоритетные направления развития Компании, устанавливая основные ориентиры ее деятельности. Совет директоров обеспечивает эффективную деятельность исполнительных органов Компании и контролирует ее. Члены Совета директоров обладают необходимыми для решения этих задач компетенциями и опытом.

Продукция «Газпром нефти» экспортируется в более чем 50 стран мира и реализуется на всей территории РФ и за рубежом через разветвленную сеть собственных сбытовых предприятий. В настоящее время сеть АЗС компании насчитывает почти 1750 станций в России, странах СНГ и Европы.

Крупнейший акционер «Газпром нефти» - ОАО «Газпром» (95,68 %). Остальные акции находятся в свободном обращении.

Стратегическая цель «Газпром нефти» - стать крупным международным игроком российского происхождения, обладающим регионально диверсифицированным портфелем активов по всей цепочке создания стоимости, активно участвуя в развитии регионов, обладая высокой социальной и экологической ответственностью.

«Газпром-Нефть» перерабатывает порядка 80 % добываемой нефти. Крупнейший завод компании — Омский НПЗ — занимает лидирующие позиции по глубине переработки в России, является одним из самых современных в стране и самых крупных в мире. Также в структуру компании входят Московский и Ярославский НПЗ («Ярославнефтеоргсинтез», принадлежит «Славнефти», в которой «Газпром-Нефть» владеет 50 %) и перерабатывающий комплекс сербской компании NIS , состоящий из двух заводов, расположенных в городах Панчево и Нови-Сад. В 2013 году «Газпром нефть» переработала 42,63 млн т нефти. Все заводы компании перешли на выпуск топлива, соответствующего стандартам Евро-4 и Евро-5.

Общая добыча «Газпром нефти» за 2013 г. увеличилась на 4,3 % и составила 62,26 млн т н. э. Доказанные запасы (proved, IP) углеводородов по Группе «Газпром нефть» на 31 декабря 2013 г. составили 1,34 млрд т н. э. По сравнению с уровнем конца 2012 г. они выросли на 11,9 %.

Общий объем нефтепереработки в 2013 г. с учетом зарубежных НПЗ составил 42,63 млн т. Все НПЗ компании в 2013 г. перешли на выпуск топлива стандартов Евро-4 и Евро-5. В 2013 г. «Газпром нефть» стала крупнейшим поставщиком светлых нефтепродуктов в регионах ее присутствия с рыночной долей 21 %. Сеть АЗС компании насчитывает 1 747 действующих станций в России, СНГ и Восточной Европе. Реализация нефтепродуктов через АЗС, находящиеся на территории России, возросла на 11 % и составила 7,3 млн т. Среднесуточная реализация нефтепродуктов через одну АЗС в стране выросла на 7,8 % и составила 19 т в сутки.

Для реализации нефтепродуктов в компании созданы специализированные подразделения, занимающиеся продажей авиатоплива, бункеровкой, производством и реализацией масел: «Газпромнефть-Аэро», «Газпром-Нефть Марин Бункер» и «Газпром-Нефть — смазочные материалы».

В таблице 1.2 представлен анализ внешней среды ОАО «Газпром-Нефть», также данный анализ содержит последствия проявления рассмотренных факторов на компанию.

Таблица 1.2

Анализ внешней среды ОАО «Газпром-Нефть»

Группа факторов

Возможности

Угрозы

Политические

Стабильная политическая ситуация в стране

Высокие таможенные пошлины на сырую нефть и нефтепродукты.

Экономические

Рост цен на нефть и нефтепродукты; рост покупательной способности рубля.

Уменьшение объемов прибыли организации; понижение курса доллара

Социальные

Приток молодых специалистов; увеличение числа высококвалифицированных работников

Отток работников; низкая мобильность населения.

Технологические

Появление современных технологий производства и высокоэффективного оборудования

Низкое качество производимых нефтепродуктов

Экологические

Сокращение объемов вредных выбросов в атмосферу; использование на мини НПЗ в виде энергоресурса попутного нефтяного газа

Низкая экологичность нефте- и -газодобывающих производств

В результате проведенного анализа можно сделать вывод о том, каждое изменение отдельного фактора может оказать определенное влияние на предприятие. Анализ позволяет отследить такие изменения, чтобы предприятие смогло адекватно на них отреагировать. Большое влияние на организацию оказывают технологические, факторы. У организации есть возможности, которые оно в силах реализовать, если правильно направит на это свои сильные стороны, а также, если сумеет использовать эти возможности для усиления своих слабых сторон. Наименьшее влияние на компанию оказывают социальные факторы. Они представляют наименьшую угрозу для организации.

1.3. Основные технико-экономические показатели деятельности фирмы ОАО «Газпром-Нефть»

Основные технико-экономические показатели деятельности ОАО «Газпром нефть» согласно данным бухгалтерской отчетности за 2011-2013 года (Приложения 1, 2) представлены в таблице 1.3.

Таблица 1.3

Основные технико-экономические показатели деятельности ОАО «Газпром-Нефть» за 2011-2013 гг.

Показатели

2011 год

2012 год

2013 год

Отклонение (+;-)

Темп прироста, %

2012-2011

2013-2012

2012/2011

2013/2012

1.Выручка от, проданной продукции, тыс. руб.

824385284

1129875141

1178063787

305489857

48188646

37,06

4,26

2. Себестоимость, проданной продукции, тыс. руб.

652235384

794099211

820138131

141863827

26038920

21,75

3,28

3. Валовая прибыль тыс. руб.

172149900

365775930

357925656

193626030

-7850274

112,48

-2,15

4. Прибыль от продаж, тыс. руб.

106392159

67835430

84299967

-38556729

16464537

-36,24

24,27

5. Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

96229970

96869985

82088622

640015

-14781363

0,67

-15,26

6. Чистая прибыль отчетного года, тыс. руб.

76547641

84505249

67139724

7957608

-17365525

10,40

-20,55

7. Сумма активов, тыс. руб.

739895204

754684730

899539887

14789526

144855157

2,00

19,19

8. Основные средства тыс. руб.

15876074

14720502

6585184

-1155572

-8135318

-7,28

-55,27

9. Оборотные средства тыс. руб.

202898302

392315346

467016027

189417044

74700681

93,36

19,04

10. Собственный капитал тыс. руб.

288046262

337943037

341601552

49896775

3658515

17,32

1,08

11. Денежный поток от операционной деятельности тыс. руб.

44581761

60775085

80813644

5436626

47811118

85,94

406,47

12. Среднесписочная численность персонала, чел.

1089

1045

1139

-44

94

-4,04

9,00

13. Средняя заработная плата 1 работника, руб.

50985

66741

71523

15756

4782

30,90

7,17

14. Фонд заработной платы, тыс. руб.

55522665

69744345

81464697

14221680

11720352

25,61

16,80

15. Затраты на рубль проданной продукции (работ, услуг), тыс. руб.

0,791

0,703

0,696

-0,088

-0,007

-11,13

-1,00

16. Производительность труда, тыс. руб. /чел.

757011,28

1081220,23

1034296,57

324208,95

-46923,67

42,83

-4,34

17. Фондоотдача ОПФ, руб.

4,519

3,797

2,742

-0,722

-1,055

-15,98

-27,79

18. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов, раз

1,744

2,513

2,964

0,769

0,451

44,09

17,95

19. Рентабельность продаж, %

12,906

6,004

7,156

-6,902

1,152

-53,48

19,19

20. Коэффициент текущей ликвидности

2,011

1,712

2,102

-0,299

0,39

-14,87

22,78

Из таблицы 1.3 видно, что за 2013 год выручка от проданной продукции уменьшилась по сравнению с 2012 годом на 48 188 646 тыс. руб., или на 4,26 %, что отрицательно сказалось на финансовых результатах деятельности ОАО «Газпром-Нефть».

Себестоимость произведенной продукции увеличилась в 2013 году на 26038920 тыс. руб. или на 3,28 % в результате повышения объемов проданной продукции и роста рыночных цен.

Проиллюстрируем динамику выручки и себестоимости от проданной продукции в ОАО «Газпром-Нефть» за три года (рисунок 1.3).

Рисунок 1.3 - Динамика выручки и себестоимости от проданной продукции в ОАО «Газпром-Нефть» за 2011-2013 гг., млн руб.

Темп роста себестоимости произведенной продукции в 2013 году не опережает темп роста выручки от проданной продукции, что положительно сказывается на финансовых результатах деятельности ОАО «Газпром-Нефть».

Анализируя чистую прибыль за отчетный период видно, что в 2013 году она уменьшилась на 17 365 525 тыс. руб.

Основным источником денежных средств ОАО «Газпром нефть» являются средства, полученные от основной деятельности, которые на конец 2013 года составили 67 139 724 тыс. руб.

Среднегодовая стоимость основных средств за 2013 год незначительно снизилась на 52 236 521 тыс. руб., или на 55,27 %, а стоимость запасов понизилась в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 6 916 902 тыс. руб. или на 21,14 %.

Наблюдается увеличение численности работающих с 1 089 до 1 139 человек в 2013 году. Несмотря на повышение выручки от проданной продукции, повышение среднесписочной численности персонала в 2013 году привело к снижению производительности труда на 46 923,66 тыс. руб./ чел.

Положительным моментом для рабочих фирмы является повышение средней заработной платы на одного сотрудника в 2013 году по сравнению с уровнем 2012 года на 4 782 руб. или на 7,17 %.

Фондоотдача показывает, какой объем продукции приходится на один рубль основных фондов и тем самым характеризует эффективность использования основных фондов. На предприятии основные фонды в 2013 году по сравнению с 2012 годом использовались менее эффективно, так как фондоотдача уменьшилась с 4,519 руб. до 2,742 руб.

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов увеличивается за счет выручки от продажи продукции и за счет снижения стоимости оборотных средств: он повысился с 1,744 до 2,964 оборота, происходит замедление оборачиваемости оборотных активов, что положительно влияет на финансовое состояние.

Рентабельность продаж показывает, сколько валовой прибыли получает предприятие с 1 рубля реализованной продукции. Темп роста выручки от объема проданной продукции опережает темп роста прибыли от продаж. С ростом прибыли от продажи продукции, рентабельность продаж в 2013 году незначительно повысилась на 1,152 %.

По результатам произведенных расчетов можно сделать вывод о том, что управление предприятием должно быть направлено, в первую очередь, на снижение себестоимости продукции (работ и услуг). По некоторым показателям деятельность ОАО «Газпром-Нефть» становится менее эффективной, что подтверждает снижение показателей фондоотдачи, производительности труда, чистой прибыли. К негативным процессам в исследуемом периоде следует отнести ускорение оборачиваемости оборотных активов.

В целом предприятие ОАО «Газпром-Нефть» осуществляет успешную деятельность на рынке нефтяной индустрии.

2. ДОХОДЫ И ПРИБЫЛЬ ФИРМЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

2.1. Экономическое содержание доходов и прибыли

Основой анализа рыночного механизма являются экономические показатели, они также необходимы для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. Главную роль в системе экономических показателей играет прибыль.

Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия, то есть рационального использования ресурсов. Прибыль - показатель, который наиболее полно отражающий эффективность производства, оптимальное использование финансовых потоков для увеличения объема и качества произведенной продукции, состояния производительности труда, снижения себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.

2.2. Понятие и структура доходов фирмы

Доходы являются той финансовой основой, которая и должна в целом обеспечивать самофинансирование и самоокупаемость любых организаций, выполнение ими своих обязательств перед государством, поставщиками и партнерами. Таким образом, экономическое назначение доходов — это возмещение текущих затрат и расходов на реализацию; расчеты с бюджетами различных уровней (в основном по поводу уплаты налогов и сборов); образование прибыли и, соответственно, формирование различных фондов денежных средств.

Другими словами, доходы в любых организациях должны возмещать стоимость приобретаемых у поставщиков товарно-материальных ценностей; компенсировать затраты, связанные с производством и обращением товаров; и образовывать определенную прибыль — в иных случаях хозяйственная деятельность любой коммерческой организации не имеет смысла.

В качестве основного источника и главной составной части доходов любой организации выступает выручка и поступления, связанные с выполнением работ или оказанием услуг. Под выручкой организации понимают поступления от основных, вспомогательных и обслуживающих видов деятельности.

Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направления деятельности организации подразделяются:

а) на доходы от обычных видов деятельности;

б) прочие поступления.

Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг. Доходы от обычных видов деятельности отражают на счете 90 "Продажи". Организации, выполняющие работы или оказывающие услуги, указывают стоимость выполненных работ или оказанных услуг, которые подтверждены актами сдачи-приемки. Посреднические компании отражают по этой строке только сумму своего посреднического вознаграждения.

Прочие доходы представляют собой сложную категорию, включающую три составные части. Прочие доходы составляют операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы.

Внереализационные доходы представляют собой нерегулярные, случайные доходы. Их получение не обусловлено непосредственно целью создания организации.

Чрезвычайными считаются доходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии). К чрезвычайным доходам относятся например страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов и т.д. Они характеризуются как несистематические (нерегулярные) доходы периода.

2.3. Понятие прибыли в экономической науке, её формирование и распределение

Главное предназначение прибыли в современных условиях хозяйствования – отражение эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия.

Прибыль — это чистый доход фирмы, т. е. совокупный доход за вычетом совокупных расходов за период.

От прибыли зависит нормальная деятельность любого предприятия, т.к.:

- прибыль обеспечивает расширенное воспроизводство (капитальные вложения в основные фонды и прирост оборотных средств),

- прибыль необходима для развития НИОКР (научно-исследователь-ские и опытно-конструкторские работы), обеспечивающие НТП,

- за счет прибыли финансируются затраты на социальные нужды,

- прибыль необходима для выплаты дивидендов, а, следовательно, от нее зависят инвестиции.

Кроме того прибыль предприятия имеет более широкое значение, т.к. из нее выплачивается налог на прибыль, являющийся частью доходов, за счет которых формируется бюджет государства.

Алгоритм формирования прибыли представлен в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Формирование прибыли

Показатель

Расчет

Комментарий

1

Выручка

 

Доходы от обычных видов деятельности

2

(Себестоимость продаж)

 

Производственная себестоимость реализованной продукции

3

Валовая прибыль

1 — 2

Характеризует производственную деятельность предприятия

4

(Коммерческие,

управленческие расходы)

 

Расходы, связанные с отгрузкой и реализацией товаров;

общеорганизационные расходы

5

Операционная прибыль или

Прибыль от продаж

3 — 4

Результат от основной деятельности

6

Прочие доходы за вычетом

соответствующих расходов

 

Неосновные доходы фирмы за вычетом соответствующих

расходов

7

Прибыль до вычета процентов

и налогов

5 ± 6

Характеризует потенциал оплаты процентов по кредитам

(интересует кредиторов)

8

(Проценты к уплате)

 

Расходы по уплате процентов по кредитам и займам

9

Прибыль до налогообложения

7 — 8

Характеризует потенциал оплаты налогов (интересует

государство)

10

(Налог на прибыль)

 

Налог на прибыль и прочие обязательные платежи из прибыли

11

Чистая прибыль

9 — 10

Характеризует потенциал увеличения капитала предприятия

(интересует собственников)

12

(Дивиденды)

 

По привилегированным и по обыкновенным акциям

13

Нераспределённая прибыль

11 — 12

Реинвестированная прибыль (отражается в балансе как

увеличение собственного капитала) (интересует менеджеров)

Распределение прибыли изображено на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 - Алгоритм распределения прибыли

У бухгалтерского и налогового учета три основных отличия. Они представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Основные отличия бухгалтерского и налогового учета

Основные отличия

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Задача

Создание достоверных сведений для:- хозяина предприятия, полезной для принятия управленческих решений;- внешних пользователей (инвесторы, банки, поставщики, органы власти)

Определить налог на прибыль для уплаты его в бюджет.

Законы, нормативные документы

Федерального закона N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" от 6 декабря 2011 годаПоложения по бухгалтерскому учету (ПБУ) – правила ведения бухгалтерского учета

Налоговый кодекс,Федеральные законы,Письма ФНС и Минфина

Порядок признания доходов и расходов

По правилам бухгалтерского учета при определении прибыли учитываются все движения денежных средств.

При налоговом учете учитываются не все приходы и расходы при определении прибыли, с которой нужно заплатить налог. Для предприятий и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, в главах 25 и 26.2 Налогового кодекса РФ перечислены поступления, которые можно считать доходами (ст. 246, 250, 346.15) и расходы, которые можно считать расходами (ст. 254, 346.16).

Рост добычи углеводородов и существенное увеличение объемов продаж в премиальных сегментах сбыта обеспечили увеличение показателя скорректированная EBITDA (прибыль до уплаты процентов, налога на прибыль и амортизации) на 4,2 % (до 336,8 млрд руб.). Чистая прибыль составила 177,9 млрд руб., что на 0,9 % превышает аналогичный показатель 2012 г. По итогам отчетного года компания стала одним из лидеров отрасли по операционной прибыли, полученной на баррель добычи нефтяного эквивалента, а также по динамике роста скорректированной операционной прибыли, учитывающей результаты работы СП. Дивидендная доходность акционеров ОАО «Газпром нефть» также остается самой высокой среди других компаний отрасли.

ОАО «Газпром нефть» - один из лидеров отрасли по эффективности бизнеса. Выручка компании по итогам 2013 года выросла на 2,8% - до 1,27 трлн. руб., EBITDA - на 4,2%, чистая прибыль - на 0,9%, до 177,9 млрд. руб. По итогам 2013 года компания занимает лидирующие позиции по удельному операционному потоку на 1 барр. н. э., а также II место по удельной операционной прибыли на 1 барр. н. э., по удельной чистой прибыли на 1 барр. н. э. и по возврату на вложенный капитал.

2.3. Использование прибыли фирмы

Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей организации, так и формирование дохода страны. Экономически обоснованная система распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды организации.

Объектом распределения является валовая прибыль организации. Под распределением прибыли понимается ее направление в бюджет и по статьям использования в организации. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении организации, структуры статей ее использования находится в компетенции организации.

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении организации, подразделяется на две части. Первая часть (прибыль от продаж) увеличивает имущество организации и участвует в процессе накопления, вторая часть (прибыль до налогообложения) характеризует долю прибыли, используемой на потребление. Остаток прибыли не использованной на увеличение имущества, имеет резервное значение и может быть использован в последующие годы для покрытия возможных убытков, финансирования различных расходов.

Нераспределенная прибыль прошлых лет, оставшаяся на накопление образует фонд накопления. Фонд накопления создается за счет отчислений по нормативам от прибыли, остающейся в распоряжении организации, в соответствии с учредительными документами либо учетной политикой организации ежемесячно, ежеквартально или в конце отчетного года. Решение о создании фонда принимается собранием участников, собственником организации.

В целях осуществления действенного контроля за состоянием и использованием средств на финансирование капитальных вложений в аналитическом учете к счету 84 рекомендуется открыть субсчет "Фонд накопления образованный".

Основными направлениями использования фонда могут быть:

а) создание и приобретение основных средств, включая капитальное строительство в форме нового строительства; реконструкции, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий как имущественного комплекса, направленное на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг);

б) другие работы капитального характера;

в) приобретение зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов (или их частей) основных средств, оборудования и других объектов основных средств производственного назначения;

г) приобретение и (или) создание объектов нематериальных активов, а также их улучшение и т.д.

2.4. Рентабельность бизнеса

Рентабельность фирмы представляет собой относительный показатель экономической эффективности. Данный показатель измеряют в процентах. Расчет производится посредством деления прибыли на сумму использованных ресурсов. Другими словами рентабельность иллюстрирует эффективность использования компанией имущественных активов. Расчет этого показателя позволяет оценить количество прибыли, полученной на каждый потраченный рубль.

Коэффициенты рентабельности показывают степень прибыльности деятельности организации.

Коэффициент рентабельности продаж показывают долю чистой прибыли в объеме продаж организации, является основным и наиболее распространенным показателем рентабельности.

Для отечественных организаций неотрицательный коэффициент, с учетом уровня инфляции уже считается хорошим показателем [8, c. 67].

Для иностранных компаний рентабельность сильно варьируется по отраслям. Коэффициент рентабельности продаж рассчитывается по формуле:

ROS=Чистая прибыль Чистый объем продаж×100 % (2.1)

Коэффициент рентабельности собственного капитала является главным показателем для стратегических инвесторов и дает возможность определить эффективность использования капитала, которой инвестирован собственниками организации

Он рассчитывается по формуле:

ROЕ=Чистая прибыль Собственный капитал×100 % (2.2)

Коэффициент рентабельности активов организации отражает эффективность использования её активов. Он показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица активов. Коэффициент рентабельности активов рассчитывается по формуле:

ROА=Чистая прибыль Активы предприятия ×100 % (2.3)

Коэффициент рентабельности оборотных активов отражает потенциал организации в обеспечении адекватного объема прибыли относительно используемых оборотных средств организации. Чем больше значение данного показателя, тем эффективнее и быстрее используются оборотные средства. Он рассчитывается по формуле:

RСА=Чистая прибыль Текущие активы×100 % (2.4)

Коэффициент рентабельности внеоборотных активов отражает способность организации обеспечивать достаточный объем прибыли по отношению к её основным средствам. Он рассчитывается по формуле:

RFA=Чистая прибыль Долгосрочные активы×100 % (2.5)

Коэффициент рентабельности инвестиций свидетельствует о количестве денежных единиц, которое было использовано предприятием для получения одной денежной единицы прибыли. Данный коэффициент рассчитывается по следующей формуле:

ROI=Чистая прибыль Собственный капитал+Долгосрочные обязательства×100 % (2.6)

С целью своевременного выявления возможного банкротства предприятия, важным и необходимым является регулярное проведение анализа финансовых коэффициентов, которые характеризуют реальное состояние предприятия. Систематический контроль финансового состояния предприятия направлен на оперативное выявление негативных факторов и слабых сторон в деятельности предприятия и, своевременно принимать меры, направленные на их устранение.

Устойчивость финансового состояния предприятия представляет собой итог правильного управления всем комплексом факторов, которые определяют результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

2.5. Маржинальный (операционный) анализ

Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода.

Постоянные издержки – издержки, у которых величина затрат не зависит или слабо зависит от изменения объёма производства. К постоянным издержкам относятся издержки, связанные с использованием зданий и сооружений, машин и производственного оборудования, арендой, капитальным ремонтом, а также административные расходы.

Переменные издержки – величина затрат изменяется пропорционально

изменению объёма производства (затраты на сырье, электроэнергию, вспомогательные материалы, оплату труда).

Точка безубыточности — минимальный объем производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль. Точку безубыточности можно определить в единицах продукции, в денежном выражении или с учётом ожидаемого размера прибыли.

Точка безубыточности в денежном выражении — такая минимальная величина дохода, при которой полностью окупаются все издержки (прибыль при этом равна нулю).

Точка безубыточности в единицах продукции — такое минимальное количество продукции, при котором доход от реализации этой продукции полностью перекрывает все издержки на ее производство.

Маржинальная прибыль - это разность дохода, полученного от реализации и переменных затрат. Она является источником покрытия постоянных затрат и источником образования прибыли.

Формула расчета маржинальной прибыли:

TRm = TR - TVC, где TRm — Маржинальная прибыль, TR — Доход (total revenue), TVC — Переменные затраты (total variable cost).

Маржинальный анализ служит основой для определения безубыточного объема продаж по каждому виду продукции и в целом по предприятию, а также для обоснования оптимального варианта различного рода управленческих решений.

Имеется ряд допущений, принимаемых при ведении маржинального анализа. В целом эти допущения можно отнести к недостаткам метода:

  • Линейная зависимость между доходами и затратами.

  • Переменные и постоянные затраты. В пересчете затрат на единицу продукции переменные затраты становятся постоянными и наоборот. По отношению к объему выпуска продукции переменные затраты будут оставаться неизменными, а постоянные зависят от объема производства.

  • Неизменность воздействующих факторов – масштабов производства, технологии, производительности труда, действующих расценок и тарифов оплаты труда, отпускной цены выпускаемой продукции и, при многономенклатурном выпуске, соотношения в пакете (структуры продаж). Единственным переменным показателем принимается объем выпуска (продаж).

  • Равенство объема производства и продаж, означающее, что вся выпущенная продукция продается.

2.6. Анализ доходов, прибыли и рентабельности бизнеса фирмы ОАО «Газпром-Нефть»

Рассмотрим показатели финансовых результатов по итогам работы ОАО «Газпром нефть» за 3 года, представленные в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Анализ показателей прибыли ОАО «Газпром нефть»

Показатель

2011 г

2012 г

2013 г

Темп роста

базисный, %

тыс.

руб.

Доля от выручки %

тыс.

руб.

%

тыс.

руб.

%

 

1. Выручка (нетто) от продажи

824385284

100

1129875141

100

1178063787

100

42,90

2.Себестоимость продаж

652235384

79,1178

764099211

67,627

820138131

69,617

25,74

3. Валовая прибыль от продаж

172149900

20,8822

365775930

32,373

357925656

30,383

107,92

4.Коммерческие расходы

56062787

6,80056

284302141

25,162

258450058

21,939

361,00

5.Управленческие расходы

9694954

1,17602

13638359

1,207

15175631

1,288

56,53

6. Прибыль (убыток) от продаж

106392159

12,9056

67835430

6,004

84299967

7,156

-20,76

7.Доходы от участия в других организациях

965779

0,11715

35342814

3,128

10323297

0,876

968,91

8. Проценты к получению

2674551

0,32443

9832592

0,870

10786620

0,916

303,31

9. Проценты к уплате

10007824

1,21397

13697647

1,212

16590603

1,408

65,78

10. Прочие доходы

523551636

63,5081

140125500

12,402

42235879

3,585

-91,93

11. Прочие расходы

527346331

63,9684

142568704

12,618

48966538

4,157

-90,71

12. Прибыль (убыток) до налогообложения

96229970

11,6729

96869985

8,574

82088622

6,968

-14,70

13. Текущий налог на прибыль

19270638

2,33758

13507067

1,195

15597273

1,324

-19,06

14. Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

76547641

9,28542

84505249

7,479

67139724

5,699

-12,29

15. Дивиденды

616194302

74,746

685482567

83,151

783258954

95,011

127,112

16. Нераспределенная прибыль

3080971508

373,730

3427412835

415,754

3916294772

475,056

127,112

Анализируя таблицу 2.3, видно что, выручка от реализации продукции ОАО «Газпром нефть» в 2011 г. составила 824385284 тыс. руб., затем увеличилась в 2012 г. до величины 305489857 тыс. руб. А в 2013 году возросла до 1178063787 тыс. руб. Темп роста выручки от реализации составил 142,90 % в 2013 г. по сравнению с величиной 2011 г.

Аналогичным образом меняется себестоимость реализации продукции: в 2011 г. она составляла 652235384 тыс. руб., затем повысилась в 2012 г. на 111863827 тыс. руб. и возросла в 2013 г. до 820138131 тыс. руб.

При этом темп роста себестоимости не превосходит темп роста выручки от реализации и составляет 125 %. Данные изменения приводят к снижению валовой прибыли с величины 365775930 тыс. руб. в 2012 г. до величины 357925656 тыс. руб. в 2013 г., что составило 71 % от уровня 2012 г.

В связи с тем, что предприятие ОАО «Газпром нефть» вкладывает средства в краткосрочные финансовые вложения, в 2013 г. наблюдаются проценты к получению в сумме 10786620 тыс. руб. или 0,916 % от выручки

Доходы от участия в других организациях ОАО «Газпром нефть» в 2013 году составили 10323297 тыс. руб., что на 9357518 тыс. руб. больше, чем в 2011 году.

В «Отчете о финансовых результатах» постоянно присутствуют такие статьи, как «Прочие доходы» и «Прочие расходы». При этом в 2011 г. прочие доходы много раз превосходили прочие расходы, что привело к увеличению прибыли до налогообложения. В 2012 г. и 2013 г. такая тенденция сохранилась, но разница между прочими доходами и прочими расходами уменьшилась. В 2013 г. разница между прочими доходами и прочими расходами составила 6730659 тыс. руб., что привело к увеличению прибыли до налогообложения на аналогичную сумму.

В связи с этим прибыль до налогообложения в 2011 г. составляла 96229970 тыс. руб., а к 2013 г. снизилась до уровня 14,70 % или 82088622 тыс. руб. Таким образом, фирма ведет свою деятельность с прибылью, но ее величина постепенно снижается, что является отрицательным фактом в его работе.

Финансовые результаты предприятия ОАО «Газпром нефть» продемонстрируем на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 - Финансовые результаты предприятия ОАО «Газпром нефть», за 2011-013 года

Снижение общей бухгалтерской прибыли до 82088622 тыс. руб. обусловлено уменьшением суммы полученной прибыли от продаж на 133.26 %

За 2013 г. на формирование чистого результата финансово-хозяйственной деятельности предприятия оказывали влияние следующие факторы: снижение прибыли до налогообложения - 150.31 %, снижение суммы уплаченных налогов из прибыли на 50.31 %.

Доходность и рентабельность – показатели эффективности деятельности организации.

Доходность характеризует отношение (уровень) дохода к авансированному капиталу или его элементам; источникам средств или их элементам; общей величине текущих расходов или их элементам. Показатель доходности свидетельствует о том, сколько рублей дохода получила организация на каждый рубль капитала, активов, расходов и т.д.

Таблица 2.4

Расчет показателей доходности ОАО «Газпром нефть»

Наименование показателя

01.01.2012

01.01.2013

01.01.2014

отклонение 01.01.2014 01.01.2012 (01.01.2013)

1. Доходность активов

1.76

1.76

1.501

-0.259

2. Доходность собственного капитала

4.2

4.2

3.652

-0.548

3. Доходность заемного капитала

3.029

3.029

2.548

-0.481

4. Доходность производства

1.264

1.479

1.436

0.172

5. Доходность расходов по обычным видам деятельности

1.148

1.064

1.077

-0.071

6. Доходность совокупных расходов

1.06

1.069

1.057

-0.003

Величина дохода, полученного организацией, приходящаяся на каждый рубль вложений в ее активы, снизилась на 0,259 руб. и составила 150,09 копеек на рубль полученных средств.

При этом на каждый рубль собственных средств, вложенных в активы, в отчетном периоде приходится 3.6524 руб. дохода, что на 1.6524 руб. больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

Доходные поступления, приходящиеся на каждый рубль привлеченных средств, в отчетном периоде снизились на 0.4813 руб., т.е. до уровня 254.79 копеек на рубль заемных средств.

Величина выручки, полученной организацией, приходящаяся на каждый рубль себестоимости проданной продукции (производственных расходов) возросла и составляла 1.4364 руб.

Величина выручки, полученной организацией, приходящаяся на каждый рубль общей величины расходов по обычным видам деятельности (себестоимости производства и реализации) возросла и составила 1.0771 руб.

Уровень дохода, приходящегося на каждый рубль величины совокупных расходов организации в отчетном периоде упал до 1.0572 руб.

Доходные поступления, приходящиеся на каждый рубль привлеченных средств, в отчетном периоде снизились на 0.4813 руб., т.е. до уровня 254.79 копеек на рубль заемных средств.

Рентабельность характеризует отношение (уровень) прибыли к авансированному капиталу или его элементам; источникам средств или их элементам; общей величине текущих расходов или их элементам. Показатели рентабельности отражают сумму прибыли, полученную организацией на каждый рубль капитала, активов, доходов, расходов и т.д.

Таблица 2.5

Анализ рентабельности ОАО «Газпром-Нефть»

Наименование показателя

01.01.2012

01.01.2013

01.01.2014

отклонение 01.01.2014 01.01.2012 (01.01.2013)

1. Рентабельность совокупных активов

0.13

0.13

0.099

-0.031

2. Эффективность внеоборотного капитала

0.284

0.284

0.156

-0.128

3. Рентабельность оборотного капитала

0.188

0.188

0.169

-0.019

4. Рентабельность собственного капитала

0.27

0.27

0.198

-0.072

5. Рентабельность вложенного капитала

0.174

0.174

0.122

-0.052

6. Рентабельность перманентного капитала

0.133

0.133

0.153

0.02

7. Рентабельность инвестиций

0.159

0.159

0.122

-0.037

8. Рентабельность заемного капитала

0.156

0.156

0.173

0.017

9. Рентабельность производства и реализации расходов по обычным видам деятельности

0.148

0.064

0.077

-0.071

10. Рентабельность совокупных расходов

0.06

0.069

0.057

-0.003

11. Рентабельность производства

0.163

0.089

0.103

-0.06

12. Рентабельность продаж

0.129

0.06

0.072

-0.057

13. Рентабельность валовой продукции

0.209

0.324

0.304

0.095

Рентабельность совокупных активов характеризует эффективность использования всего имущества предприятия. Уменьшение показателя на 3.04% свидетельствует о снижении спроса на товары, что является отрицательным.

Рентабельность внеоборотного капитала характеризует эффективность использования основных средств организации, определяя, насколько соответствует общий объем имеющихся основных средств масштабу бизнеса организации. Эффективность использования внеоборотного капитала снизилась на -12.76%, что свидетельствует о сокращении масштаба бизнеса организации.

Рентабельность оборотного капитала отражает эффективность использования оборотного капитала организации. Он определяет сколько рублей прибыли приходится на один рубль, вложенный в оборотные активы. Коэффициент рентабельности оборотного капитала в отчетном периоде снизился на 1.9 и составил 16.89%, что говорит о снижении эффективности использования оборотного капитала и увеличении вероятности возникновения сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности, росте степени коммерческого риска.

С точки зрения акционеров важнейшей оценкой эффективности вложения средств является наличие прибыли на вложенный капитал. Показатель прибыли на вложенный акционерами (собственниками) капитал, называется рентабельностью собственного капитала.

Рентабельность заемного капитала отражает величину прибыли, приходящейся на каждый рубль заемных средств. В отчетном периоде рентабельность заемного капитала находится на уровне 17,3 %.

Рентабельность расходов по обычным видам деятельности отражает величину прибыли от продаж, приходящуюся на каждый рубль общей величины расходов по обычным видам деятельности (себестоимости производства и реализации). В отчетный период прибыль с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции составила 7,71 %, что на 1.32 пункта выше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Таким образом, эффективность производственной деятельности (окупаемость издержек) возросла.

Рентабельность совокупных расходов – это величина чистой прибыли, полученной организацией за анализируемый период, приходящаяся на каждый рубль величины совокупных расходов. Окупаемость издержек снизилась на 1,15 копеек чистой прибыли на рубль совокупных затрат.

Рентабельность производств представляет собой величину прибыли, приходящуюся на каждый рубль себестоимости проданной продукции (производственных расходов). Наблюдается рост рентабельности производств.

Рентабельность продаж характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Валовая рентабельность отражает величину валовой прибыли, приходящейся на каждый рубль выручки от продаж. При оценке значений данных показателей следует иметь в виду, что динамика соотношений доходов и расходов зависит не только от эффективности использования ресурсов, но и от применяемых на предприятии принципов ведения учета.

В рассматриваемом случае отмечается рост показателя рентабельности продаж на 1,16 %, что, несомненно, является положительным результатом.

Доля валовой прибыли в выручке при этом снизилась на 1,99 % и составила 30,38 %.

Формула Дюпона представляет собой расчет ключевого показателя эффективности деятельности – рентабельности собственного капитала – через три концептуальные составляющие: рентабельность продаж, оборачиваемость активов и финансовый леверидж.

Модель Дюпон имеет вид:

ROE = Чистая прибыль/Выручка * Выручка/Активы * Активы/Собственный капитал

Для каждого конкретного случая модель позволяет определить факторы, оказывающие наибольшее влияние на величину рентабельности собственного капитала. Из представленной модели видно, что рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: рентабельности продаж, оборачиваемости активов и структуры авансированного капитала. Значимость выделенных факторов объясняется тем, что они в определенном смысле обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его статику и динамику.

Модифицированная факторная модель наглядно показывает что, рентабельность собственного капитала предприятия и его финансовая устойчивость находятся в обратной зависимости. При увеличении собственного капитала снижается его рентабельность, но возрастает финансовая устойчивость и платежеспособность предприятия в целом.

2.7. Возможности увеличения доходов и прибыли фирмы ОАО «Газпром-Нефть» и мероприятие по их реализации

В условиях кризисного финансового положения, исследуемого предприятия необходимо разработать мероприятия по повышению финансовых результатов предприятия.

На основе анализа доходов и прибыли деятельности предприятия, были выявлены проблемы и предложены варианты их решения.

Данные анализа показывают, что определенные меры должны быть приняты для повышения финансовой устойчивости и ликвидности, так как показатели рентабельности и деловой активности довольно высокие.

Так, основными проблемами предприятия выступает недостаточное количество собственных средств, что не обеспечивает осуществления полномасштабной деятельности, а также недостаточность оборотных средств предприятия.

Кроме того, возникает проблема в росте дебиторской задолженности, за счет чего предприятие не может получить достойную прибыль.

Анализ финансового состояния фирмы показал, что прослеживается тенденция снижения прибыли и финансовой устойчивости, что требует обязательного вмешательства.

В итоге можно сказать, что ОАО «Газпром нефть» имеет значительный потенциал для дальнейшего развития и расширения своей деятельности, поскольку имеет значительные мощности.

ОАО «Газпром нефть» рекомендуется финансовая стратегия – концентрированный рост в соответствии с общей корпоративной стратегией фирмы.

Процесс реализации финансовой стратегии ОАО «Газпром нефть» должен базироваться на предоставлении конкурентоспособных услуг, мобильности внутренних ресурсов, максимальном уменьшении себестоимости услуг, эффективном использовании капитала и др.

3. ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДЛОЖЕННОГО МЕРОПРИЯТИЯ МЕТОДАМИ ИНВЕСТИЦИОННОГО АНАЛИЗА

3.1. Денежный поток от инвестиционного проекта и выбор ставки дисконтирования

Для улучшения финансовой деятельности предприятия ОАО «Газпром-Нефть» рекомендуется инвестиционный проект: «Внедрение технологии, которая позволит экономить электроэнергию». Поскольку оборудование в виде датчиков на движение будет усовершенствоваться, стоимость составит 1 % от стоимости основных средств за 2013 год – 65 851 тыс. руб. В данном случае установленный срок эксплуатации оборудования 5 лет можно считать приемлемым, так как срок функционирования объекта инвестиций будет основываться на предполагаемой амортизации – 20% в год. Ликвидационная стоимость приобретенного оборудования равна нулю, так как при начислении амортизации проект позволит вернуть средства, вложенные в данный проект, в указанный срок. Факторами, обеспечивающими эффективность инвестиций, является возможность уменьшения издержек на единицу продукции, увеличение объемов производства и реализации продукции, получение дополнительной прибыли. В нашем случае идет экономия на статье «Материальные затраты». В 2013 году она составила 813 489 084 тыс. руб. нам удалось сэкономить 0,005% от этой суммы в год. Это 40 674,45 тыс. руб., что является положительными денежными потоками от проекта (притоки ДС).

Выплаты и поступления на весь инвестиционный цикл представлены в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Выплаты и поступления на весь инвестиционный цикл

 

Показатель

0

1

2

3

4

5

Операционная деятельность

           

1

Дополнительная прибыль (экономия на текущих затратах), млрд. руб.

0

40

40

40

40

40

2

Амортизация на оборудование

0

- 13

- 13

- 13

- 13

- 13

3

Налог на имущество (2,2% от 65 млрд. руб.)

0

- 1,4

- 1,4

- 1,4

- 1,4

- 1,4

4

Налогооблагаемая прибыль от проекта

0

25,6

25,6

25,6

25,6

25,6

5

Налог на прибыль (20%)

0

-5

- 5

- 5

- 5

-5

6

Чистая прибыль от реализации проекта (4 – 5)

0

20

20

20

20

20

7

Денежный поток от операционной деятельности (2 + 6)

0

33

33

33

33

33

Инвестиционная деятельность

           

8

Капитальные затраты на проект

- 65

0

0

0

0

0

9

Остаточная стоимость оборудования

0

0

0

0

0

+10

10

Денежный поток от инвестиционной деятельности (8 + 9)

- 65

0

0

0

0

+ 10

11

Совокупный денежный поток по проекту (7 + 10)

-65

33

33

33

33

33

12

Накопленный денежный поток по проекту (ЧД)

- 65

- 32

1

34

67

100

Норма дисконта при определении коммерческой эффективности проекта выбирается с учетом альтернативной (т.е. связанной с другими проектами) эффективности использования капитала. Корректный выбор ставки дисконтирования существенно влияет на точность показателей экономической эффективности оцениваемого инвестиционного проекта. В современной России в качестве «безрисковой» ставки (норма дисконта, не включающая премии за риск, которая отражает доходность альтернативных безрисковых направлений инвестирования) может быть принята процентная ставка Сбербанка РФ (E=20%) по срочным валютным депозитам граждан от 100 000 долларов США и выше.

3.2. Анализ эффективности инвестиционного проекта

Чтобы оценить реальные показатели инвестиционного проекта нужно учесть изменение стоимости средств во времени, что позволяет сделать процедура дисконтирования денежных потоков. Для того, чтобы дать инвестиционному проекту комплексную оценку необходимо рассчитать еще три показателя: ЧДД (дисконтированный накопленный денежный поток), срок окупаемости проекта и внутреннюю норму доходности, которые широко используются при инвестиционном анализе.

Чистый дисконтированный доход (ЧДД) – накопленный дисконтированный эффект за расчетный период – один из важнейших показателей, на основании расчета которого принимается решение об эффективности (неэффективности) проекта. ЧДД рассчитывается по формуле:

ЧДД = mФmαm (3.1)

Внутренняя норма доходности (ВНД) - это такое положительное число Ев, что при норме дисконта Е = Ев чистый дисконтированный доход проекта равен нулю, при всех значениях Е > Ев чистый дисконтированный доход отрицателен, при всех Е < Ев чистый дисконтированный доход положителен.

Если не выполнено хотя бы одно из этих трёх условий, считается, что ВНД не существует.

Для оценки эффективности ИП число Ев сопоставляют со ставкой дисконта Е. Инвестиционные проекты, у которых ВНД > Е, имеют положительный ЧДД и поэтому эффективны. Проекты, у которых ВНД < Е, имеют отрицательный ЧДД и потому неэффективны.

Графическое решение задачи поиска ВНД проекта представлено следующим образом:

Е, %

ЧДД

20

+ 33

40

+ 2

Таким образом, ВНД составила 42 %, то есть все шансы для реализации проекта.

Сроком окупаемости называется продолжительность периода от начального момента до момента окупаемости. Начальным моментом обычно является начало нулевого шага, или начало операционной деятельности. Момент окупаемости – наиболее ранний момент времени в расчетном периоде, после которого текущий чистый доход становится положительным. В нашем инвестиционном проекте срок окупаемости равен примерно 2,5 года.

Расчеты данных показателей представлены в таблице 3.2.

Таблица 3.2

Выплаты и поступления на весь инвестиционный цикл

 

Показатель

0

1

2

3

4

5

13

Коэффициент дисконтирования при Е = 20%

1

0,83

0,69

0,58

0,48

0,4

14

Дисконтированный совокупный денежный поток

- 65

27,39

22,77

19,14

15,84

13,2

15

ЧДД (Дисконтирование накопленного денежного потока)

- 65

- 37,6

- 14,83

4,31

20,13

33,35

Таким образом, за все 5 лет по проекту чистый доход составил примерно 33 млрд. руб. следовательно, проект дает положительный эффект, так как притоки превышают оттоки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проанализировав доходы и прибыль фирмы ОАО «Газпром-Нефть», сделаем следующие выводы: выручка от реализации продукции ОАО «Газпром нефть» в 2011 г. составила 824 385 284 тыс. руб., затем увеличилась в 2012 г. до величины 305 489 857 тыс. руб. А в 2013 году возросла до 1 178 063 787 тыс. руб. Темп роста выручки от реализации составил 142,90 % в 2013 г. по сравнению с величиной 2011 г.

Аналогичным образом меняется себестоимость реализации продукции: в 2011 г. она составляла 652 235 384 тыс. руб., затем повысилась в 2012 г. на 111 863 827 тыс. руб. и возросла в 2013 г. до 820 138 131 тыс. руб.

При этом темп роста себестоимости не превосходит темп роста выручки от реализации и составляет 125,74 %. Данные изменения приводят к снижению валовой прибыли с величины 365 775 930 тыс. руб. в 2012 г. до величины 357 925 656 тыс. руб. в 2013 г., что составило 71,85 % от уровня 2012 г.

В связи с тем, что предприятие ОАО «Газпром нефть» вкладывает средства в краткосрочные финансовые вложения, в 2013 г. наблюдаются проценты к получению в сумме 10 786 620 тыс. руб. или 0,916 %.

Так как предприятие ОАО «Газпром нефть» все более активно привлекает краткосрочные кредиты и займы, сумма процентов к уплате в 2100 раз больше, чем сумма процентов к получению и составляет 16 590 603 тыс. руб. или 1,408 %.

Доходы от участия в других организациях ОАО «Газпром-Нефть» в 2013 году составили 10 323 297 тыс. руб., что на 9 357 518 тыс. руб., больше чем в 2011 году.

В «Отчете о финансовых результатах» в 2011 г. прочие доходы превышали прочие расходы, что привело к увеличению прибыли до налогообложения. В 2012 г. и 2013 г. такая тенденция сохранилась, но разница между прочими доходами и прочими расходами уменьшилась. В 2013 г. разница между прочими доходами и прочими расходами составила 6 730 659 тыс. руб., что привело к увеличению прибыли до налогообложения на аналогичную сумму.

В связи с этим прибыль до налогообложения в 2011 г. составляла 96 229 970 тыс. руб., а к 2013 г. снизилась до уровня 14,70 % или 82 088 622 тыс. руб. Таким образом, фирма ведет свою деятельность с прибылью, но ее величина постепенно снижается, что является отрицательным фактом в его работе.

На основании анализа доходов и прибыли фирмы ОАО «Газпром нефть» предприятия, в третьей главе было предложено мероприятие, направленное на увеличение дохода компании путем выработки стратегии и тактики ее деятельности. В целях повышения объема продаж и увеличения размера прибыли необходимо было реализовать проект: «Внедрение технологии, которая позволит экономить электроэнергию». Проведя инвестиционный анализ пришли к выводу, что проект дает положительный эффект, так как притоки превышают оттоки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст].- М.: Маркетинг, 2012. - 39 с.

  2. Российская Федерация. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Текст].– М.: Проспект, 2012. – 273 с.

  3. Российская Федерация. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2. [Текст].– М: Проспект, 2012. – 452 с.

  4. Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации) / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. - М: Дашков и К, 2013. - 372 с.

  5. Валов О. Управление финансовыми ресурсами коммерческой организации // Российская газета. – 2013. – №6. – С. 14-28

  6. Голомазова, Л.А. Формирование и использование финансовых ресурсов коммерческих организаций [Текст]/ Л.А. Голомазова // Бух.учет, 2013. - № 6, - С. 65 –78.

  7. Горфинкель, В.Я. Экономика предприятия / В.Я. Горфинкель. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 663 с.

  8. Горский, И.В. Финансы предприятий и экономический рост/ [Текст]/ И.В. Горский // Финансы.- 2013.-№ 1.-С. 22-26.

  9. Данилов, И.В. Оценка финансовой обеспеченности фирмы /[Текст] И.В. Данилов //Финансовый менеджмент. – 2013. – №10. –С.66–71.

  10. Ефимова О.В. Влияние дебиторской и кредиторской задолженности на финансовую устойчивость предприятия [Текст]/О.В. Ефимова//Бухгалтерский учет. - 2013. - № 10. - С. 97 -102.

  11. Ермолаева, Н.В. Составление отчета о прибылях и убытках [Текст] / Н.В. Ермолаева// Бухгалтерский учет. – 2013. – № 8. – С. 15-20.

  12. Елисеева, Т.П. Экономика и анализ деятельности предприятий / Т.П. Елисеева, М.Д. Молев, Н.Г. Трегулова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 480 с.

  13. Иванов, И. Н. Экономика промышленного предприятия: учебник / И. Н. Иванов. – Москва: Инфра–М, 2011. – 393 с.

  14. Клочкова, Е. Н. Экономика предприятия / Е. Н. Клочкова, В. И. Кузнецов, Т. Е. Платонова. - М.: Юрайт, 2014. - 448 с.

  15. Ковалев, В.В. Анализ финансового состояния и прогнозирование банкротства [Текст]/ В.В. Ковалев. – С.-Пб., ЮНИТИ , 2009.-261с.

  16. Колчина, Н.В. Анализ оборотного капитала организации [Текст] / Н.В. Колчина//Финансовый менеджмент. –2013. –№ 3. –С.10–19.

  17. Крейнина, М.Н. Финансовое состояние предприятия [Текст]/ М.Н. Крейнина. М.: ДИС, 2009.-287 с.

  18. Николаев, С. А. Дебиторская и кредиторская задолженность организации [Текст] / С.А. Николаев // Налоговый вестник. – 2013. - № 12. - С. 23 - 30.

  19. Новикова М.В. Пути устранения дебиторской и кредиторской задолженности [Текст] / М.В. Новикова //Вопросы экономики. - 2012. - № 1. - С. 102 – 107.

  20. Новодворский В.Д. Об оценке дебиторской и кредиторской задолженности [Текст] / В.Д. Новодворскийн // Финансы, - 2013. - № 8. - С. 28 -32.

  21. Поленова, С.Н. Просроченная дебиторская задолженность: учет и налогообложение операций [Текст]/ С.Н. Поленова //Бухгалтерский учет.- 2013.- №9. – С.16-29.

  22. Чалдаева, Л. А. Экономика предприятия: учебник / Л. А. Чалдаева. – Москва: Юрайт, 2011. – 347 с.

  23. Шепеленко, Г. И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: учебное пособие / Г. И. Шепеленко. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2010. – 608 с.

  24. Экономика и финансы предприятия / под ред. Т.С. Новашиной. - М.: Синергия, 2014. - 344 с.

  25. Экономика, организация и управление на предприятии: учебное пособие / [А. В. Тычинский и др.]. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2010. – 475 с.

  26. Экономика, организация и управление на предприятии / под ред. М.Я. Боровской. - Спб: Феникс, 2010. - 480 с.

  27. Экономика предприятий (организаций): учебник / А. И. Нечитайло, А. Е. Карлик. – Москва: Проспект: Кнорус, 2010. – 304 с.

  28. Экономика предприятия: учебник / [В. М. Семенов и др.]. – Санкт-Петербург: Питер, 2010. – 416 с.

  29. Экономика предприятия: учебный комплекс / Л. А. Лобан, В. Т. Пыко. – Минск: Современная школа, 2010 – 429 с.

  30. Экономика предприятия (организации): учебник / [Н. Б. Акуленко и др.]. – Москва: Инфра–М, 2011. – 638 с.

  31. Экономика предприятия: учебник / [А. П. Аксенов и др.]. – Москва: КноРус, 2011. – 346 с.

  32. Экономика фирмы: учебник / [А. С. Арзямов и др.]. – Москва: Инфра-М: Национальный фонд подготовки кадров, 2010. – 526, [1] с.

  33. Экономика фирмы: учебник для вузов / [В. Я. Горфинкель и др.]. – Москва: ИД Юрайт, 2011. – 678 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Просмотров работы: 56437