Гидроминеральная база КМВ представляет собой огромный единый артезианский бассейн разнообразных по типам и богатейших по составу подземных минеральных вод, расположенный в пределах двух субъектов Российской Федерации: Ставропольского края и соседней с ним Карачаево–Черкесской Республики. Общий объем запасов минеральных вод в регионе КМВ составляет более 15 тысяч кубических метров. В эксплуатации здесь находится 230 эксплуатационных скважин, 41 минералопровод общей протяженностью 51 км, 18 горных штолен [1].
Не менее уникальным на территории Кавказских Минеральных Вод является и другой крупный источник природных рекреационных ресурсов - Тамбуканское месторождение лечебных грязей, расположенное на границе Предгорного района Ставропольского края и Зольского района Кабардино-Балкарской Республики. Общая площадь Тамбуканского озера составляет 210 га. На основе проведенного комплексного исследования объемов, свойств и состояния природных ресурсов региона Кавказских Минеральных Вод Министерство здравоохранения Российской Федерации приказом от 22 декабря 1999 года №99/228 включило КМВ в перечень уникальных курортных регионов, как не имеющих аналогов не только в нашей стране, но и в мире. С помощью бальнеологических источников, целебного климата, живописных ландшафтов на территории КМВ активно восстанавливается здоровье и работоспособность населения. Редкие природные рекреационные ресурсы региона являются естественной основой развития на его территории всероссийского, а в перспективе и международного курорта. Уникальность и большая социально-экономическая значимость рекреационной сферы обусловливает необходимость особого подхода государства к развитию региона КМВ и, прежде всего, его рекреационной составляющей. В числе центральных, а в ряде случаев и первоочередных задач развития курортной сферы Кавказских Минеральных Вод, значительную помощь в которой должно оказать государство, является модернизация ее материальной базы.
Анализ современного состояния курортов КМВ, проведенный специалистами в процессе разработки стратегии социально-экономического развития региона до 2020 года, показал значительное отставание в уровне их материально-технического развития по сравнению с их европейскими конкурентами – Карловы Вары и Баден-Баден.
К основным проблемам санаторно-курортного комплекса КМВ в настоящее время относятся следующие:
1.Материально техническая база многих учреждений комплекса морально и физически устарела.
2.Требуют ликвидации около 30 скважин из нераспределенного фонда. Кроме того, требуют капитального ремонта и реконструкции 29 питьевых бюветов и галерей, пять общекурортных грязелечебниц КМВ.
3.Недостаточен уровень развития инфраструктуры многих курортов, невысокий уровень обслуживания больных в ряде здравниц.
4.Значительно сократилось проведение научно-исследовательских и производственных работ в области разведки и использования природных лечебных ресурсов, разработки и внедрения в практику современного технологического оборудования [2, С. 15].
Решению этих и других подобного рода проблем могло бы способствовать принятие специальных Законов РФ «О курортном деле в Российской Федерации», «Об особом курортном регионе Кавказские Минеральные Воды», лоббируемых сегодня региональными и субрегиональными органами власти КМВ [3, С.8]. По замыслу инициаторов этих законов вслед за их принятием последует рост бюджетного финансирования на развитие курорта. Однако безусловным является то обстоятельство, что перспективы развития материальной базы рекреационной сферы в исследуемом регионе зависят в первую очередь от создания соответствующих благоприятных экономических условий деятельности хозяйствующим субъектам и инвесторам непосредственно на местах. В этом аспекте в первую очередь нуждаются в совершенствовании отношения собственности на объекты рекреационной сферы. По данным администрации КМВ доли различных собственников по количеству мест в санаториях региона распределились следующим образом: государственные здравницы – 33%, профсоюзы – 40%, смешанная собственность без иностранного участия – 16%, частная собственность – 5%, иностранная собственность – 4% и смешанная собственность с иностранным участием -2% [4, С.48].
Из этого следует, что подавляющая доля лечебно-оздоровительной базы рекреационной сферы в регионе КМВ сосредоточена в руках двух собственников – государства и профсоюзов, владеющими в совокупности 73% мест в санаториях и здравницах. На наш взгляд, это одна из причин низкой инвестиционной активности частного, в том числе иностранного капитала, возможности которого на территории Кавказских Минеральных Вод используются крайне недостаточно.
Таким образом, уникальность и специфичность природных ресурсов курортного региона сочетается с той комплексностью, с которой они представлены в регионе. В этой связи необходимо и соответствующее отношение со стороны общества и государства к природным рекреационным ресурсам региона КМВ. Прежде всего, мы имеем в виду необходимость их комплексного рационального использования в практике курортного лечения, координирующую роль в котором должно выполнять государство как выразитель экономических интересов всего обществ.
Литература и источники:
1. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №2 (74) 2011 г. Материалы с официального сайта Счетной Палаты РФ: http://www.budgetrf.ru/Publications/Schpalata/2004/schpal2004bull02/schpal742004bull2-5.htm.
2. Стратегия социально-экономического развития особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации – Кавказских Минеральных Вод до 2020 года. Часть 1. Ессентуки. 2006.
3. Довготько Н.А. Природопользование как объект экономического стимулирования (на примере Кавказских Минеральных Вод) // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. -2013. -№ 11 (59). -С. 40
4. Довготько Н.А. Проблемы совершенствования экономического механизма природопользования в условиях постиндустриальной трансформации экономики / Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции. -2013. -Т. 35. -№ 1. - С. 84-89.