ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Как известно, в программе социально-экономического развития на среднесрочную перспективу (2012-2015 годы) одной из приоритетных задач деятельности Правительства Российской Федерации определено развитие малого предпринимательства как рыночного института, обеспечивающего формирование конкурентной среды, само занятость населения и стабильность налоговых поступлений. По состоянию на 1 января 2013 года, по данным Росстата и ФНС России, в Российской Федерации зарегистрировано 4,6 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, на которых занято более18 млн. человек [4]. За 2009-2013 годы отмечался положительный ежегодный прирост в РФ малых предприятий в 35 тысяч компаний, однако, в абсолютном выражении этого роста явно недостаточно. Так, в Польше ежегодно возникает около 100 тысяч компаний, во Франции – 250 тысяч, а средний показатель развитых стран – ежегодное создание от 25% до 35% новых предприятий. Отметим, что столько же компаний ликвидируется, и это обеспечивает быстрый переток ресурсов в более конкурентные сферы экономики.

Вместе с тем число закрывших бизнес в 2013 году было в два раза больше по сравнению с 2012 годом. Такие выводы содержатся в исследовании «Глобальный мониторинг предпринимательства», проведенном Высшей школой менеджмента СПбГУ. Опрошенные «НИ» эксперты отмечают, что, несмотря на снижение бремени страховых взносов, предпринимательство в нашей стране продолжает оставаться неблагодарным делом. Это связано с высокой налоговой нагрузкой, которая превышает показатели развитых стран, высокими ставками по кредитам, бюрократическими трудностями, и главное – отсутствием уверенности в том, что «правила игры» не будут изменены в любой момент по прихоти чиновников [2].

Отметим, что важным показателем развития предпринимательства является показатель "плотности" малых предприятий в субъектах Российской Федерации (в расчете на 100 тысяч населения). По этому показателю регионы могут быть разделены на три группы: - низкий уровень – "плотность" малых предприятий – от 0 до 300 – 19% регионов; - средний уровень – "плотность" малых предприятий – от 301 до 700 – 67% регионов; - высокий уровень – "плотность" малых предприятий – от 701 и более – 14% регионов. Максимально близки к среднеевропейским показателям (3000 малых предприятий на 100 тысяч жителей) Москва и Санкт-Петербург (2,0 тысячи и 2,3 тысячи предприятий на 100 тысяч жителей соответственно). Разрыв между регионом-лидером (Санкт-Петербургом) и регионами-аутсайдерами достигает десятки и сотни раз. Эти диспропорции являются следствиями структуры экономики, сложившейся в регионах [3].

Структура малого бизнеса в России не меняется на протяжении последних 12 лет. Наибольшее количество рабочих мест создается в оптовой и розничной торговле и сфере услуг – 4,2 млн. человек (47%). Промышленность и строительство предоставляют 1,8 млн. и 1,6 млн. рабочих мест соответственно (19 % и 17 %). Показатели занятости на малых предприятиях в иных сферах, мягко говоря, удручающие: здравоохранение – 1,2%, жилищно-коммунальное хозяйств – 2,7%, наука – 1,3%, транспорт и связь – 5%, что объясняется значительным присутствием государства в этих секторах [1]. По темпам прироста занятых в малых компаниях лидирует информационно-вычислительное обслуживание (около 11,5 % в год), что свидетельствует о формировании положительной тенденции развития малого бизнеса в этом секторе экономики. Отраслевое распределение занятости является отражением структуры малых предприятий по видам экономической деятельности. Торговля является наиболее распространенным видом деятельности в сфере малого бизнеса. На нее приходится более 72 % оборота малых компаний. Промышленность и строительство – на втором месте (9,8 % и 7 %). Вместе с тем, в производстве некоторых видов продукции доминируют малые предприятия. По имеющимся оценкам Росстата, малые предприятия производят 50-60 % металлопластиковых окон и дверей, вина виноградного, почти 70 % рыбы охлажденной. Свыше 97 % строительных организаций – это малые предприятия, а в сельском хозяйстве на долю личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств приходятся около 60 % валовой продукции сельского хозяйства [4].

В прогнозе долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года Министерство экономического развития отмечает, что количество субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) к 2030 году может вырасти в 1,3 раза до 7,7 млн. Причем, в это число войдут и 5,4 млн индивидуальных предпринимателей (ИП) [3]. Первый вице-президент "ОПОРЫ России" В. Корочкин считает: «С точки зрения роста в некоторых отраслях в два раза его можно легко достичь, изменив структуру экономики. Например, в медицине и оказании всевозможных услуг. Наша задача, чтобы не менее 50% ВВП создавал малый бизнес» [3].

Считаем, что в современных кризисных условиях механизм активизации финансово-кредитного обеспечения субъектов малого предпринимательства должен сводиться, прежде всего, к усилению государственной поддержки малого бизнеса. Для этого, в первую очередь, необходимо:

-формирование концепции, выбор приоритетов и обоснование роли малого бизнеса в экономике;

-разработка государственной политики поддержки и развития малого бизнеса;

-совершенствование нормативно-правового обеспечения поддержки и развития малых предприятий, прежде всего, принятие новой редакции Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», отвечающего современным реалиям;

-упрощение регулирующих процедур в отношении субъектов малых предприятий, их унификация;

-совершенствование законодательства в сфере инвестиций и формирование благоприятного инвестиционного климата в стране (регионе). На наш взгляд, чтобы добиться решительного изменения делового климата, надо повернуть и исполнительную власть в центре и на местах, с ее административными и материальными ресурсами, лицом к проблемам предпринимательства.

Можно сделать вывод, что развитие и становление предпринимательства, в особенности среднего и мелкого, представляет собой одну из самых первостепенных задач по реформированию экономической политики в условиях кризиса. Предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, являющаяся неотъемлемым элементом присущего ему рыночного механизма. Оно несет в себе мощный антимонопольный потенциал, решает проблему занятости населения и другие немаловажные социальные проблемы, уходящие порой далеко за пределы экономики.

Список используемой литературы:

  1. Малые предприятия: экономика, учет, налоги. Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДИАНА, 2012.

  2. Новые известия. 22 января 2014 года.

  3. "Российская Бизнес-газета" №882 (4)от 12 февраля 2015 года.

4. Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в России. 2013». Росстат [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rcsme.ru/ru/library/show/8754 (дата обращения: 17.01.15)

Просмотров работы: 8412