Функционирование российской экономики невозможно без эффективной информационной поддержки. Таким образом, появление в стране средств массовой информации финансово-экономической направленности стало объективной необходимостью. Они заняли стабильное положение в развивающейся системе СМИ России. В 1999 году была создана газета «Ведомости». Учитывая, что к тому времени «Коммерсантъ» уже в значительной степени отошел от чисто деловой модели, «Ведомости» стали единственным образцом высококачественной деловой журналистики.
В свою очередь, вместе с новыми СМИ появился и постепенно занял значимое место на страницах деловой прессы и новый тип ньюсмейкера -человека, руководящего финансовыми структурами в современной экономике страны.
Банкир, инвестор, финансист - главные герои любой развитой экономики. Представитель свободного рынка присутствует на страницах европейской прессы уже несколько столетий - с ХVI-ХVII веков [4], в России -с ХVIII-ХIХ в.в [3, c. 26].
Однако в 1917 году образ предпринимателя исчез из российской прессы и полноценно развивается только последние 20 лет.
Таким образом, анализ медиаобраза современного финансиста в СМИ, которому пока не было уделено должного внимания в медиаисследованиях, представляется весьма актуальным.
Научная новизна исследованиясостоит в том, что впервые в научной практике:
1. поставлен вопрос об изучении медиаобраза финансиста как важной составляющей системы образов современной прессы;
2. определена структура образа финансиста и его основные характеристики;
3. на основе анализа публикаций получено представление о медиаобразе финансиста в центральном для делового сообщества источнике - газете «Ведомости» - и выявлена его специфика.
Объект исследования - медиаобраз финансиста в газете «Ведомости».
Предмет исследования - особенности и конкретные характеристики медиаобраза современного финансиста.
Рабочая гипотеза исследования:медиаобраз финансиста на страницах газеты «Ведомости» является схематичным, нарушен баланс деловых и человеческих качеств, кроме того, в нем предположительно преобладают маскулинные характеристики.
Цель исследования - определить содержание понятия «медиаобраз финансиста», рассмотреть его структурно-функциональные характеристики, определить возможность корректировки репрезентации финансиста в СМИ.
В соответствии с целью исследования были сформулированы его задачи:
рассмотреть понятие «медиаобраз финансиста» в контексте медиаисследований;
представить структуру медиаобраза финансиста и определить характеристики, по которым его можно выявить в газетных текстах;
выявить баланс деловых и человеческих качеств в репрезентации финансиста;
выявить тендерную составляющую образа финансиста, баланс маскулинных и фемининных характеристик;
определить направления и возможности корректировки репрезентации финансиста в СМИ.
Метод исследования. Для решения теоретических задач используются такие методы, как системный анализ, структурно-функциональный анализ, психологический и социально-психологический анализ.
Для решения задач эмпирического характера в исследовании используются наблюдение, контент-анализ, статистический анализ, систематизация и обобщение полученных данных.
Эмпирическую базу исследования составили публикации газеты «Ведомости», а также изданий «Коммерсантъ», «РБК Дейли». Сформированный по определенной методике массив текстов позволяет увидеть особенности медиаобраза финансиста в данном типе издания. В общей сложности было проанализирован 871 материал.
СОВРЕМЕННЫЕ ДЕЛОВЫЕ СМИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
«Ведомости» - ежедневная газета, выходящая в столице и распространяющаяся по всей территории страны тиражом 155,3 тысяч экземпляров [3, c. 58]. Основу целевой аудитории газеты составляют участники экономической и финансовой жизни страны: государственные чиновники, топ-менеджеры крупных компаний и корпораций и рядовые специалисты, профессионалы фондового рынка, владельцы малого и среднего бизнеса и др. Газета «Ведомости» находится в числе ведущих современных деловых изданий. При этом издание имеет свои специфические характеристики, которые выделяют ее среди других деловых СМИ.
Деловые СМИ предоставляют информацию, необходимую для принятия решений участниками экономики, вовлеченными в рыночные отношения. Причем надо понимать, что участниками экономики являются все жители страны, производящие какие-либо товары и услуги, распоряжающиеся личными средствами, работающие в определенной компании либо структуре.
Таким образом, деловую журналистикуможно определить как тип качественной журналистики, предоставляющей информацию, необходимую читателю, для выработки и принятия наиболее эффективных решений в финансовой, корпоративной (управленческой) либо профессиональной сфере деятельности [3, c.14].
Основная цель деловой журналистики - формировать систему доставки информации для всех участников экономических отношений. Она - важнейший элемент экономической инфраструктуры, отвечающий за сбор, интерпретацию и распределение информации, необходимой участникам экономических отношений. Это определяет основную функцию деловой журналистики - коммуникативную. Система деловых СМИ формирует пространство, в котором обсуждаются различные актуальные экономические, корпоративные и финансовые вопросы, участники деловых коммуникаций - компании - получают данные о состоянии рынков и действиях конкурентов, представители государственных органов идентифицируют сигналы о состоянии экономики и т.п. В итоге информация становится доступной практически всем участникам коммуникации, что оптимизирует процесс принятия решений и позволяет предсказывать развитие экономики.
Яснее описать роль деловой журналистики в системе средств массовой информации помогут методы медиатипологии [3, c.19]. С их помощью можно также структурировать непосредственно систему деловых СМИ как таковых, определить в ней место «Ведомостей» и дать газете общую типологическую характеристику.
Для объективной оценки медиаобраза финансиста, создаваемого на страницах «Ведомостей», необходимо понимание состава аудитории издания - кому он адресован - и ее потребностей. Кроме газеты «Ведомости» к лидерам современных деловых СМИ России можно отнести «Коммерсантъ» и «РБК Daily», однако последняя выступает в роли «догоняющего» первых как по объему аудитории, так и по репутации [3, c.25]. Тиражный аудит в России недостаточно развит, поэтому трудно точно сказать, сколько экземпляров этих изданий расходится по стране. Единственный способ определить популярность того или иного масс-медиа - замеры аудитории. По данным исследовательской компании «ТиЭнЭс», «Ведомости» и «Коммерсантъ» входят в десятку самых популярных ежедневных газет России и Москвы (см. табл. 1.1 и 1.2) [3, c. 58].
Таблица 1.1
Ежедневные газеты-лидеры по аудитории одного номера («Эйр», Россия)
№ |
Наименование издания |
2009 г. |
2010 г. |
||
тыс. чел. |
% |
тыс. чел. |
% |
||
1 |
«Из рук в руки» |
3 192, 4 |
5,5 |
3 813,0 |
6,6 |
2 |
«Комсомольская правда» |
1 627,2 |
2,8 |
2 886, 5 |
5,0 |
3 |
«Российская газета» |
1 390, 7 |
2,4 |
1 393,4 |
2,4 |
4 |
«Московский комсомолец» |
1 018,5 |
1,8 |
1 150,6 |
2,0 |
5 |
«Советский спорт» |
602,9 |
1,0 |
572,6 |
1,0 |
6 |
«Спорт-Экспресс» |
631,8 |
1Д |
567,2 |
1,0 |
7 |
«Известия» |
336, 3 |
0,6 |
369,8 |
0,6 |
8 |
«Коммерсантъ» |
292,3 |
0,5 |
258,6 |
0,4 |
9 |
«Ведомости» |
163,6 |
0,3 |
155,3 |
0,3 |
Таблица 1.2
Ежедневные газеты -лидеры по аудитории одного номера («Эйр», Москва)
№ |
Наименование издания |
2009 г. |
2010 г. |
||
тыс. чел. |
% |
тыс. чел. |
% |
||
1 |
«Метро» |
775,4 |
8,5 |
792,0 |
8,6 |
2 |
«Московский комсомолец» |
611,5 |
6,7 |
637,4 |
6,9 |
3 |
«Комсомольская правда» |
349,5 |
3,8 |
544,2 |
5,9 |
4 |
«Из рук в руки» |
360,9 |
3,9 |
275,9 |
3,0 |
5 |
«Советский спорт» |
209,6 |
2,3 |
223,0 |
2,4 |
6 |
«Спорт-Экспресс» |
188,3 |
2,1 |
190,0 |
2,1 |
7 |
«Российская газета» |
149,2 |
1,6 |
184,6 |
2,0 |
8 |
«Известия» |
102,6 |
1Д |
134,7 |
1,5 |
9 |
«Коммерсантъ» |
111,8 |
1,2 |
100,2 |
1,1 |
10 |
«Ведомости» |
90,0 |
1,0 |
95,8 |
1,0 |
Тем не менее «Ведомости» и «Коммерсантъ» достаточно далеки от лидеров - самую тиражную газету страны «Из рук в руки» читают 3,8 млн. человек - это почти в 25 раз больше, чем читателей «Ведомостей». Однако само по себе присутствие деловых газет в десятке самых популярных ежедневных изданий в России и Москве говорит о наличии существенного числа постоянных читателей.
Диаграмма 1.1
Уровень популярности газеты «Ведомости» среди сотрудников российских банков
Очевидно, что издание является авторитетным источником бизнес-информации: политические события, которые непосредственно влияют на компании «Доу Джонс», занимающегося предоставлением доступа к деловой и аналитической информации. «Доу Джонс» является мировым лидером по поставке деловой информации и бизнес-новостей и открывает доступ к десяткам тысяч источников на 26 языках из 200 стран мира.
«Ведомости» представляет собой классическую деловую газету с четкой рубрикацией, отстраненно-деловым стилем подачи информации, системой тщательной проверки фактов. Контент газеты сбалансирован. Редакция подробно освещает корпоративную, деловую тематику, которая представлена в разделе «Компании и рынки»: металлургия, транспорт, энергорынок, финансы, потребительский рынок, технологии и телекоммуникации. При этом корреспонденты «Ведомостей» также достаточно широко освещают политические новости, которым посвящены две рубрики «Власть и деньги», «Деньги и власть», предоставлен ряд материалов на социальные, культурные темы, однако их доля значительно меньше «деловых» текстов.
Газета «Ведомости» выполняет все основные функции деловых изданий, главная из которых - коммуникативная. «Ведомости» участвуют в формировании пространства, в котором обсуждаются различные актуальные экономические, корпоративные и финансовые вопросы, участники деловых коммуникаций - компании - получают данные о состоянии рынков и действиях конкурентов, представители государственных органов идентифицируют сигналы о состоянии экономики и т.п.
ОБРАЗ СОВРЕМЕННОГО ФИНАНСИСТА В ГАЗЕТЕ «ВЕДОМОСТИ»
Образ финансиста является своего рода символом современной экономики. Люди этой профессии во многом формируют повестку дня для изданий финансово-экономической направленности. Не меньшее значение образ имеет и для читателей деловой прессы - участников экономической и финансовой жизни страны, которые доверяют финансистам управление своими деньгами, будь то вкладчик в банке или крупная компания, решившая разместить свои акции на фондовой бирже.
Итак, СМИ - это коммуникатор, организующий массовую реализацию продуктов общественного производства, а также создатель определенного контента - текстов для описания событий действительности. М.В. Шкондин рассматривает СМИ и как коммуникативную, и как литературно-художественную систему, функциональная специфика которой -формирование в общественном сознании целостной картины текущей действительности, созданной из совокупности динамично изменяемого полотна конкретных событий и фактов, в процессе непрерывного ее образования [25, c.18]. Это же определение можно применить и к отдельной сфере действительности - финансовому миру. Журналисты, освещающие финансово-экономические новости, создают у своих читателей целостный образ этой сферы.
Особенность формирования образа социальной реальности или ее части посредством масс-медиа состоит в том, что они могут затронуть массовое сознание и организовать взаимодействие за счет распространения массовой информации.
Тот образ финансиста, который создается средствами массовой информации в сотрудничестве с разными сферами общества и является выражением общественного сознания в медиапространстве, может быть определен как медиаобраз финансиста. Этот медиаобраз - далеко не полная картина реальности, он лишь часть того целостного образа финансиста, который формируется в сознании читателей спонтанно, под влиянием действительности и совокупных усилий разных сфер человеческой деятельности, не связанных с медиаканалами. Тем не менее, мы будем называть образ финансиста, создаваемый медиаиндустрией, медиаобразом в широком смысле. Это связано с необходимостью выделить в его структуре медиаобраз в узком смысле - тот образ представителя определенной профессии, который создается собственно журналистскими материалами (новостная и аналитическая журналистика) в определенном СМИ - газете «Ведомости». Он-то и выступает для нас предметом исследования.
Стереотипы являются определенными убеждениями и «привычными знаниями» людей относительно качеств и черт характера других индивидов, а также событий, явлений, вещей [16, 219]. Психологический механизм возникновения стереотипов основывается на принципе экономии усилий, свойственном повседневному человеческому мышлению. Данный принцип означает, что люди стремятся не реагировать на происходящие явления каждый раз со всей полнотой ощущений и переживаний, а подводят их под известные категории.
Особое место в образовании стереотипов занимают средства массовой информации. Возможности формирования стереотипов средствами массовой информации не ограничены как по своему масштабу, так и по своей силе. Для большинства людей пресса, радио и телевидение весьма авторитетны. Как мы уже упоминали, мнение средств массовой коммуникации становится мнением людей, вытесняя из мышления их индивидуальные установки. Поэтому, даже не имея личного опыта общения, люди наделяют, например, женщин-финансистов строго фиксированными чертами внешности и особенностями характера.
Исследование образа финансиста на страницах газеты «Ведомости» было разделено на два этапа: количественный и качественный. В первую очередь был проведен количественный анализ, целью которого было:
выявление объема релевантного материала, содержащего образ финансиста;
определение плотности присутствия ньюсмейкера на страницах издания.
Для проведения количественного анализа в качестве ключевых были выбраны следующие слова и словосочетания:
современный финансист,
финансист,
министр финансов,
банкир,
инвестиционный банкир,
инвестбанкир,
инвестор,
председатель правления банка,
предправления банка,
заместитель председателя правления банка,
первый заместитель председателя правления банка,
зампред банка,
брокер,
трейдер.
За 74 дня исследования (учитывались только будние дни, когда выходит газета) на полосах издания появилась 871 публикация, в которых релевантные сочетания встречаются 1801 раз. Плотность упоминаний в день составила 24 раза. Это позволяет говорить о наличии необходимого объема информации на страницах газеты «Ведомости» для формирования образа финансиста.
Качественный анализ.По итогам количественного анализа был отобран ряд наиболее информативных публикаций для качественного анализа. Отбор текстов для качественного анализа проводился вручную по следующим критериям: релевантность задаче исследования, информативность публикации, объем публикации, жанр публикации.
Типичным примером упоминания финансиста-эксперта может служить следующая цитата: «Большого спроса со стороны западных стратегов на российские компании нет, считает управляющий директор «Ренессанс капитала» Максим Арефьев. «Россия с точки зрения инвестиционной привлекательности уже не в тренде. Это связано прежде всего с политическими обстоятельствами, и это началось не в декабре [2011 г.], а в 2007 г., когда люди, занимающиеся деньгами, поняли, что в Россию можно ходить крайне избирательно», - говорит банкир» [42,c.9].Такое упоминание является декларацией финансиста в тексте и не создает его образа, не позволяет читателю оценить его как профессионала или человека.
Журналисты «Ведомостей» обозначают и возможность корректировки имиджа финансиста. Ориентиром может выступить председатель Национального банка Швейцарии Филип Хильдебранд, заподозренный в предоставлении инсайда своей жене и ушедший по собственному желанию в отставку из-за удачной валютной транзакции супруги. Операция по обмену валюты была произведена Кашией Хильдебранд при удачном соотношении курса валют франк-доллар и принесла семье $12 тыс. Когда о валютной операции стало известно, Хильдебранд заявил, что жене о планах ЦБ не рассказывал, объявил об отставке, одновременно опубликовав электронные письма Кашии, свои и Шойбера (банкира Хильдебрандов, совершившего обмен валют). Причина отставки, заявил Хильдебранд, - то, что текст одного из писем Шойбера «не позволяет мне раз и навсегда доказать, что я не знал об этой сделке». Он также пожертвовал $79 тыс на благотворительность.
В публикациях газеты упоминаются и другие личностные качества финансиста - решительность-нерешительность, осторожность-авантюризм, справедливость-несправедливость. Однако упоминания разовые и не создают тенденции. По материалам «Ведомостей» нельзя составить и внешнего портрета финансиста: на страницах издания журналисты не дают даже его схематичного описания. Как правило, фотоматериал также отсутствует.
В материалах газеты подробно описаны признаки, характеризующие уровень благосостояния финансиста. Основными признаками являются увлечения, любимые виды отдыха. Так, среди хобби финансистов можно выделить: путешествия, охоту, коллекционирование, различные виды спорта. Журналисты дают однозначную оценку стоимости таких увлечений: только состоятельный человек может себе их позволить. Примечательно, что в номере газеты за 21 ноября 2011 года материал, анализирующий стоимость досуга финансистов, был размещен на первой полосе с характерным заголовком «Миллионер с ружьем». В статье самым затратным хобби была признана охота: «Охота - дорогое и проблемное хобби», - считает источник, близкий к совладельцу банка «Россия» Николаю Шамалову, чье состояние РогЬез оценивает в $500 млн.
Исследование образа современного финансиста на основе материалов газеты «Ведомости» показало следующие результаты. Для общего анализа была отобрана 871 статья за период с 1 октября 2011 по 10 февраля 2012 года. Семантическое ядро всего объема текстов, в котором содержатся качественные характеристики финансиста, составили только 32 публикации. В остальной части текстов финансист представлен в одном контексте: он выступает в качестве эксперта, комментирующего предложенную проблему. Основу исследования составили аналитические заметки и интервью.
На полосах «Ведомостей» медиаобраз финансиста четко делится на две составляющих:
финансист-эксперт, дающий комментарии к проблеме и прогнозирующий ее дальнейшее развитие;
финансист - человек, обладающий определенными свойствами характера, привычками, взглядами на окружающий мир.
В публикациях «Ведомостей» вопрос уровня знаний финансиста и его профессионализма получает недостаточное освещение. В 32 анализируемых материалах журналисты ни разу напрямую не упоминали высшего образования своих героев, наличии у них ученых степеней и знания иностранных языков. Положительно судить об этих критериях позволяет только высокий уровень занимаемых финансистами должностей: обычно героями газетных материалов становятся управленцы высшего звена. Для внешнего мира такой пост является своеобразным посылом: его может занять только специалист высочайшего класса, в частности получивший качественное высшее образование и владеющий исключительными навыками и опытом работы.
В материалах «Ведомостей» не сообщается о тендерных и семейных ценностях современного финансиста. Среди 32 отобранных для качественного анализа статей только одна напрямую указывает на семейный статус главного действующего лица.
Образ финансиста как часть образа социального мира - то суммарное представление о человеке данной профессии и его особенностях, которое формируется в общественном сознании в процессе функционирования финансиста как части социального мира.
Тот образ финансиста, который создается средствами массовой информации в сотрудничестве с разными сферами общества и является выражением общественного сознания в медиапространстве, может быть определен как медиаобраз финансиста.
Стереотипы являются определенными убеждениями и «привычными знаниями» людей относительно качеств и черт характера других индивидов, а также событий, явлений, вещей.
Исследование медиаобраза финансиста на страницах газеты «Ведомости» было разделено на два этапа: количественное и качественное. Количественный анализ выявил объем релевантного материала, описывающего медиаобраз финансиста; определил плотность присутствия ньюсмейкера на страницах издания.
Качественный анализ показал, что медиаобраз финансиста четко делится на две составляющих: финансист-эксперт, дающий комментарии к проблеме и прогнозирующий ее дальнейшее развитие; финансист - человек, обладающий определенными свойствами характера, привычками, взглядами на окружающий мир.
В целом журналисты трактуют образ финансиста как негативный и, следовательно, медиаобраз несет в себе отрицательную коннотацию. Суммарный, процент эксплицитных и имплицитных негативных оценок финансиста равен 33 пунктам и почти вдвое превосходит аналогичный показатель позитивных упоминаний -18%.
Образ современного финансиста на страницах газеты «Ведомости» можно охарактеризовать следующим образом: это профессионал в своей области, добившийся успеха в карьере, ведущий активный образ жизни; современный финансист -состоятельный человек, зачастую приобретший капитал мошенническим путем; частная жизнь финансиста не получает освещения на полосах издания, семейный статус неизвестен.
Не все анализируемые параметры образа финансиста освещаются на страницах газеты «Ведомости», несколько характеристик имеют среднюю степень освещения. Этим обусловлена схематичность данного медиаобраза, который не дает читателю исчерпывающего представления о финансисте.
Деловую журналистику можно определить как тип качественной журналистики, предоставляющей информацию, необходимую читателю для выработки и принятия наиболее эффективных решений в финансовой сфере деятельности. В современной практике границы деловой журналистики значительно расширяются по мере вовлечения населения в деловые, корпоративные, экономические отношения. Ведь принятие и выработка решений возможны на любом уровне - на уровне топ-менеджмента, разрабатывающего стратегию развития компании, менеджмента среднего звена, отвечающего за определенное направление, рядовых специалистов, наконец, на уровне домохозяйства, распределяющего финансовые ресурсы. Таким образом, целевой аудиторией любого делового издания является группа людей, заинтересованных в получении информации о процессах, протекающих в какой-либо сфере экономики и бизнеса.
Основная цель деловой журналистики - формировать систему доставки информации для всех участников экономических отношений. Она -важнейший элемент экономической инфраструктуры, отвечающий за сбор, интерпретацию и распределение информации, необходимой участникам разных секторов и индустрии.
Одним из самых авторитетных представителей деловой журналистики, является газета «Ведомости». Это центральная ежедневная газета, выходящая в столице и распространяющаяся по всей территории страны. Издание является универсальным, охват его тем очень широкий: начиная от новостей политики до новостей отдельных индустрии.
На сегодняшний день «Ведомости» представляют единственный образец высококачественной деловой прессы в России (сравнимой, например, с концепцией «Файнэншл тайме»). Это классическая деловая газета с четкой рубрикацией, отстраненно-деловым стилем подачи информации, системой тщательной проверки фактов.
Целевую аудиторию газеты составляют участники экономической и финансовой жизни страны: государственные чиновники, топ-менеджеры крупных компаний и корпораций и рядовые специалисты, профессионалы фондового рынка, владельцы малого и среднего бизнеса и др. Основная функция издания - обеспечение коммуникаций и предоставление информации, которая оптимизирует процесс принятия решений. «Ведомости» занимают лидирующую позицию при освещении финансово-экономических новостей, а образ финансиста занимает центральное место среди ньюсмейкеров, влияющих на информационные потоки издания.
Медиаобразу персоналии на страницах прессы предшествует ее образ в социальном мире. Образ финансиста как часть образа социального мира - то суммарное представление о человеке данной профессии и его особенностях, которое формируется в общественном сознании в процессе функционирования финансиста как части социального мира. А образ финансиста, который создается средствами массовой информации в сотрудничестве с разными сферами общества и является выражением общественного сознания в медиапространстве, может быть определен как медиаобраз финансиста.
В исследовании была сделана попытка осмысления фигуры финансиста как ключевой части образной системы современной печати, а также представлена его структура и определены характеристики.
Анализ медиаобраза финансиста на страницах газеты «Ведомости» был разделен на два этапа: количественный и качественный. Количественный анализ выявил объем релевантного материала,
описывающего медиаобраз финансиста; определил плотность присутствия ньюсмейкера на страницах издания.
Качественный анализ показал, что медиаобраз финансиста четко делится на две составляющих: финансист-эксперт, дающий комментарии к проблеме и прогнозирующий ее дальнейшее развитие; финансист - человек, обладающий определенными свойствами характера, привычками, взглядами на окружающий мир.
В целом журналисты трактуют образ финансиста как негативный и, следовательно, медиаобраз несет в себе отрицательную коннотацию. Суммарный процент эксплицитных и имплицитных негативных оценок финансиста равен 33 пунктам и почти вдвое превосходит аналогичный показатель позитивных упоминаний - 18%.
Для качественного анализа были определены несколько основных параметров: пол, гражданство (гражданин России - иностранец), образование, уровень знаний (иностранные языки, ученые степени), профессионализм, качества личности, внешность, признаки, характеризующие уровень благосостояния/дохода, увлечения, любимые виды отдыха, гендерные и семейные ценности (в том числе статус). Не все анализируемые категории медиаобраза финансиста освещаются на страницах газеты «Ведомости», несколько имеют среднюю степень освещения. Этим обусловлена схематичность данного медиаобраза, который не дает читателю исчерпывающего представления о финансисте.
Медиаобраз современного финансиста на страницах газеты «Ведомости» можно охарактеризовать следующим образом. Это профессионал в своей области, добившийся успеха в карьере и имеющий высокий доход. Большинство финансистов, появляющихся в материалах «Ведомостей», занимают высокие управленческие позиции в крупныхкомпаниях, банках и корпорациях: Финансист выступает в роли человека, ведущего активный образ жизни, среди увлечений которого дорогостоящие хобби - охота, коллекционирование предметов живописи и антиквариата, путешествия, разные виды спорта. Стоит отметить, что современный финансист - состоятельный человек, зачастую приобретший капитал мошенническим путем. Частная сфера жизни финансиста не получает освещения на полосах издания, семейный статус неизвестен. В образе финансиста преобладают маскулинные характеристики, что не соответствует реальности: женская составляющая в финансовом секторе значительна.
Практическое значение работы состоит в том, что ее выводы могут быть использованы для совершенствования деятельности редакционных коллективов, ориентированной на создание сбалансированного образа финансиста. Медиаобраз, формируемый коллективом газеты «Ведомости» несет в себе отрицательную коннотацию и создает соответствующий эффект у аудитории издания. В структуре медиаобраза финансиста отсутствует характеристика человеческих качеств этого специалиста. Читатель не может оценить его надежность и ответственность, и сделать принципиальный для себя вывод - стоит ли доверять управление своим капиталом финансистам. Создается медиаобраз, который представляет финансиста социально безответственным членом общества и вызывает недоверие и опаску у аудитории. Такая репрезентация требует корректировки. Финансист играет одну из главных ролей в государстве с развитой экономикой, является ее символом и, в конечном счете, его образ призван привлекать экономически активных граждан в финансовые учреждения - банки, страховые компании, пенсионные фонды - и способствовать дальнейшему развитию национальной экономики.
Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Богдан Е. Н. Медиаобраз России как средство консолидации общества: структурно-функциональные характеристики : дис. ... канд. пед. наук: 10.01.10 /Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова - М., 2007.
2. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб. : Прайм-Еврознак, 2003. - С. 672.
3. Выркоеский А. В. Введение // Деловая журналистика: сб. ст. - М. : МедиаМир, 2012. - С. 6-13.
4. Выркоеский А. В. Система деловых СМИ // Деловая журналистика: сб. ст. - М. : МедиаМир, 2012. - С. 13-77.
5. Выркоеский А. В. Финансовые рынки в СМИ // Деловая журналистика: сб. ст. - М. : МедиаМир, 2012. - С. 235-375.
6. Выркоеский А. В. Индустрии в СМИ // Деловая журналистика: сб. ст. -М. : МедиаМир, 2012. - С. 437-445.
7. Добросклонская Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи). - М.: Эдиториал УРСС, 2005.
8. Засурский Я. Н., Вартанова Е. Л. Средства массовой информации постсоветской России. - М.: Аспект Пресс, 2002.
9. Земляноеа Л. М. Коммуникативистика и средства информации: Англо-русский толковый словарь концепций и терминов. - М: Изд-во Моск. ун-та, 2004. - С. 231.
10. Кулев В. С. Деловая пресса России. - М.: Аспект Пресс, 1996.
11. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вузов. -М.: «Аспект Пресс», 2001. С. 163-179.
12. Леонтьев А. Н. Психология образа // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 1979. - №2.
13. Мансурова В. Д. Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации. - Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2002. - С. 237.
14. Мурзин Д. А. Деловая пресса // Типология периодической печати: сб. ст. - М.: Аспект Пресс, 2009. - С. 104-120.
15. Рогозина И. В. Медиа-картина мира: когнитивно-семиотический аспект. - Москва - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2003. - С. 7, 102-103.
16. Садохин А. П. Межкультурная коммуникация // Тwirpx. Сот: электронные книги. 2012. URL: http://www.twirpx.com/file/539810
17. Письменная Е. В. Деловая пресса России и бизнес. - М.: Хроникер, 2003.
18. Почепцов Г. Г. Профессия: имиджмейкер // Тwirpx. Сот: электронные книги. 2012. URL: http://www.twirpx.com/file /35702/.
19. Словарь тендерных терминов / под ред. А. А. Денисовой. - М.: Информация XXI век, 2002. - С. 86.
20. Сметанина С. И. Медиа-текст в системе культуры. Динамические процессы в языке и стиле журналистики к. XX в. - С.-Петербург: Издательство Михайлова В.А., 2002. - С. 53-87.
21. Смирнов С. Д. Мир образов и образ мира // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 1981. - №2.
22. Смирнов С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения // Psychlib.ru: электронная библиотека МГППУ. 2012. URL: http:// psychlib.ru /mgppu/Sро-001 /Sро-001 .htm
23. Тартаковская И. В. Биологические факты и политические интерпретации: разделились беспощадно мы на женщин и мужчин... // Тендер для «чайников»: сб. ст. - М.: «Звенья», 2006. - С. 21.
24. Шкондин М. В. Периодическая печать: системная основа типологии // Типология периодической печати: сб. ст. - М.: Аспект Пресс, 2009. -С. 10-46.
25. Шкондин М. В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. Учебное издание. - М.: Изд-во «Пульс», 2002. -С. 10-25
Статьи в средствах массовой информации
26. Авшалумова Римма. Зачем они это спрашивают // Ведомости. - 2011, 23 ноя.
27. Биянова Наталия, Трифонов Антон. Советы агрессивным // Ведомости. - 2012, 6 фев.
28. Бочкарева Татьяна. Поддельный счет от управляющего // Ведомости. -2012, 1 фев.
29. Бочкарева Татьяна. «Такая ситуация не должна повториться» // Ведомости. - 2012, 17 янв.
30. Воробьев Алексей. Банк избранников // Ведомости. - 2011, 25 ноя.
31. Воронова Татьяна, Мязина Елена. «Россия - она ж как бельмо!» // Ведомости. - 2012, 9 февр.
32. Воронова Татьяна, Товкайло Максим. ВТБ заплатит выкуп // Ведомости.-2012, 10 февр.
33. Воронова Татьяна, Кудинов Василий, Письменная Евгения. Предвыборный выкуп // Ведомости. - 2012, 3 февр.
34. Воронова Татьяна. Ограничения для банкира // Ведомости. - 2012, 31 янв.
35. Воронова Татьяна. «Сейчас не то время, чтобы продавать банк» // Ведомости. - 2012, 26 янв.
36. Воронова Татьяна. Банкир не возрождается // Ведомости. - 2012, 26 янв.
37. Воронова Татьяна. «Самое главное - изменить ментальность персонала» // Ведомости. - 2012, 11 ноя.
38. Воронова Татьяна. «Не хочу быть завхозом» // Ведомости. - 2012, 19 дек.
39. Губский Александр. «Крепость больше не является осажденной»// Ведомости.-2011, 27 дек.
40. Джейкобе Эмма. «Искусство - важная часть работы банка» // Ведомости. - 2012, 31 янв.
41. Зайцева Надежда, Щербакова Анна. Смольный ждет банкира // Ведомости. - 2011, 27 дек.
42. Крекнина Александра. Россия неторговая // Ведомости. - 2012, 9 февр.
43. Кудинов Василий. Вещь недели: Замок Шато-де-Гэро // Ведомости. -2012, 3 февр.
44. Левинсон Алексей. Наше «мы»: Секрет электората Путина // Ведомости. - 2012, 7 февр.
45. Мангилева Елена. Новый старый президент // Ведомости. - 2012, 10 фев.
46. Медведев Павел. «Самое главное - изменить ментальность персонала» // Ведомости. - 2012, 2 ноя.
47. Оверченко Михаил. Плохо отнимали // Ведомости. - 2012, 10 февр.
48. Оверченко Михаил. Цифра недели: $12 000 // Ведомости. - 2012, 11 янв.
49. Осипов Антон. «У русских и шотландцев похожее чувство юмора» // Ведомости. - 2012, 30 янв.