ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблемы адаптации студентов к вузу широко обсуждаются в психолого-педагогической литературе, и не случайно: от успешности этого периода во многом зависит профессиональная карьера будущего специалиста. Термин «адаптация» впервые был введен Г. Аубертом и получил широкое распространение как в естественных, технических, так и общественных науках. Он происходит от позднелатинского «adaptatio» – что в переводе означает «прилаживание, приспособление». В науке данный термин трактуется неоднозначно, в зависимости от акцента на определенную сторону процесса. В самом общем виде адаптация – это «процесс приспособления строения и функций организма, особей, популяций, видов и их органов к условиям среды» [9].

Проблему вузовской адаптации следует отнести к одной из социальных проблем современного образования, требующей уже не столько углубленного изучения, сколько поисков продуктивного решения на практическом уровне: с серьезными научно-методическими разработками, направленными на создание профилактических программ, включающих приемы психологической коррекции нарушений личностного развития студентов [7].

Именно от того, как подготовлен молодой специалист будет зависеть уровень егопрофессиональной деятельности, а, следовательно, уровень выполняемой им работы.П. А. Просецкий характеризует адаптацию как активное творческое приспособление студентов нового приема к условиям высшей школы, в процессе которого у них формируются навыки и умения организации умственной деятельности, призвание к избранной профессии, рациональный коллективный и личный режим труда, досуга и быта, система работы по профессиональному самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности [8].

Таким образом, с учетом выше изложенного, данное исследование представляетсявесьма актуальным как в теоретическом, так и в практическом отношениях.

Объект исследования – процесс психолого-педагогической адаптации студентов-первокурсников в период обучение в вузе.

Предмет исследования – психолого-педагогическое изучение адаптации студентов-первокурсников.

Цель исследования: изучение особенностей адаптации студентов-первокурсников в период обучения в вузе

Нами был составлен психодиагностический комплекс изучения адаптации студентов:

1) тест «СПА» по К. Роджерсу и Р. Даймонду;

2) методика «КОС» по В. В. Синявскому и Б. А. Федоришину;

3) методика «Психологический климат группы» по Л. Н. Лутошкину;

4) методика «Оценки тревожности» по Ч. Д. Спилбергеру и Ю. Л. Ханину;

5) методика «Изучения мотивации обучения в вузе» по Т. И. Ильину.

Нами была проведена диагностика для получения исходных данных по адаптации студентов-первокурсников ТИ (ф) СВФУ им. М.К. Аммосова. В исследовании приняли участие следующие группы студентов ТИ (ф) СВФУ г. Нерюнгри: ЗФ-14, ППО-14, ПИ-14, ПГС-14, ГД-14, ТиТР-14, ФК-14, ЭП-14 в общем количестве 79 студентов. Результаты диагностики СПА К. Роджерса и Р. Даймонда представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Показатели выраженности социально-психологической адаптации.

У 67% студентов-первокурсников ТИ (ф) СВФУ выявлен средний уровень адаптации. Испытуемые со средним уровнем адаптации положительно относятся к обучению в университете, понимают учебный материал, если преподаватель излагает его подробно и наглядно, сосредоточены и внимательны при выполнении заданий, поручений, указаний, но при условии контроля со стороны деканата, преподавателя, поручения выполняют добросовестно, дружат со многими одногрупниками [5, с. 58].

У 33% студентов-первокурсников выявлен низкий уровень адаптации. Респонденты с низким уровнем адаптации характеризуются нарушениями дисциплины, объясняемый преподавателем материал усваивают фрагментарно, самостоятельная работа затруднена [5, с. 59].

Таким образом, дезадаптация проявляется в нарушениях успеваемости, поведения и межличностных взаимодействий. Знание закономерностей процесса адаптации первокурсников и отслеживание показателей данного процесса позволяют разработать конкретные мероприятия по его регулированию [6, с. 73].

Результаты диагностики по методике «Психологический климат группы (Л.Н.Лутошкина)» студентов 1 курса ТИ(ф)СВФУ показал: средний балл (20,6), что означает неустойчиво благоприятный климат в коллективе.

Результаты диагностики КОС (коммуникативные и организаторские способности) В. В. Синявского и Б. А. Федоришинапредставлены на рисунке 2. и 3.

Рис. 2. Показатели коммуникативных способностей.

У 22% студентов-первокурсников ТИ (ф) СВФУ выявлен низкий уровень коммуникативных способностей. Испытуемые, набравшие 5-8 баллов не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений.

У 30% студентов выявлен средний и высокий уровень коммуникативных способностей. Для этих испытуемых характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое мнение. Однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Требуется дальнейшая воспитательная работа по формированию и развитию этих качеств личности.

Рис. 3. Показатели организаторских способностей.

У 13% студентов-первокурсников выявлен низкий уровень организаторских способностей. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой обстановке, коллективе, испытывают трудности к установлению контактов с людьми, проявление их инициативы крайне ограничено.

47% студентов выявлен средний уровень. «Потенциал» этих склонностей не отличаются высокой устойчивостью.

36% студентов выявлен высокий уровень. Они обычно не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям и т.д.

Результаты диагностикиизучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильинойпредставлены на рисунке 4.

Рис. 4. Показатели мотивации обучения в вузе.

У 56% студентов-первокурсников выявлен внутренний мотив. Внутренние мотивы возникают внутри самого человека. Внутренний мотив человека связан с надеждами и устремлениями самой личности. К внутренним мотивам относятся стремление к самосовершенствованию, что очень хорошо влияет в процессе адаптации.

31% студентов преобладает внешний мотив. Внешний мотив – это когда источник побуждения к деятельности существует вне сознания человека. Мотиваторами в данном случае выступают явления и объекты окружающего мира. К внешним мотивам относятся: получение образования, построение карьеры, желание посмотреть мир.

13% студентов мотив неопределен, они могут входить в зону риска.

Результаты диагностики «Тест тревожности Спилберга - Ханина»представлены на рисунке 5.

Рис. 5. Показатели ситуативной и личностной тревожности

У 60% студентов-первокурсников ситуативная тревожность находится в норме, а 33% студентов выявлен высокий уровень ситуативной тревожности. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

77% студентов выявлен высокий уровень личностной тревожности. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.

Таким образом, дезадаптация проявляется в нарушениях успеваемости, поведения и межличностных взаимодействий. Знание закономерностей процесса адаптации первокурсников и отслеживание показателей данного процесса позволяют разработать конкретные мероприятия по его регулированию [6, с. 73].

Нами была составлена программа для первокурсников ТИ (ф) СВФУ, которая направлена на создание условий для успешной адаптации студентов.

Используемые методы работы:

1) элементы игротерапии (игры и психологические упражнения, направленные на сохранение и укрепление психологического здоровья);

2) психогимнастика;

3) аутогенная тренировка;

4) элементы телесно-ориентированной терапии, (приемы релаксации, самомассаж).

Программа включает в себя следующие этапы работы:

1 этап – диагностический (первичная диагностика) предполагает оценку соматического и психологического статуса первокурсников (психодиагностический комплекс, указанный выше).

2 этап – социально-психологическое воздействие: проводятся социально-психологические мероприятия, способствующие успешной адаптации студентов-первокурсников вузе. Проводимые занятия: «Я и моя студенческая группа»; занятие с элементами тренинга для адаптивности или личностного роста студентов; «Моя жизненная цель»; занятие с элементами игротерапии по теме: «Межличностное взаимодействие: проблемы и пути решения»; «Ступеньки знаний»; «Давайте делать добро»; «Разные способы разрешения конфликтов»; методика выполнения дыхательных упражнений; аутогенная тренировка (на основе классического аутотренинга Й. Шультца); проведения занятия психорегулирующей тренировки; проведения мимической гимнастики; упражнения телесно-ориентированной терапии на снятие излишнего напряжения; проведения занятия для снятия напряженности.

3 этап – диагностический (итоговая диагностика): оценка эффективности проведения социально-психологической работы.

Ожидаемые результаты от реализации психолого-педагогической программы адаптации: по окончании программы студент умеет планировать свободное время от аудиторных занятий и рационально использовать его; осознанно строит отношения с другими людьми; студент активно поддерживает беседу; чувствует себя уверенно; обладает высоким уровнем ответственности; преодолевает свой страх, тревожность, неуверенность; владеет навыками самоконтроля; преобладает положительный эмоциональный настрой в коллективе.

Эти мероприятия касаются самых различных аспектов жизни формирующегося коллектива: адаптации к учебному заведению, знакомству членов группы между собой, сплочения группы в целом, а так же снятия общего напряжения, тревожности, и неуверенности в себе, организации условий учебной деятельности, социально-психологического климата и т.д.

Своевременная коррекционно-развивающая работа обеспечивает специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию поведения, способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), способствует успешной адаптации студентов-первокурсников в вузе.

Список литературы:

1. Барабаш Е.Ю., Епифанова Р.М. Проблема психолого-педагогической адаптации студентов первого года обучения. Режим доступа: www.rae.ru/forum2011/75/1013

2. Бочарникова Я.В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов первого курса. Режим доступа: festival.1september.ru

3. Гришанов Л.К., Цуркан В.Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. - Кишинев, 1990 - с.29-41.

4. Какаева О. М. Донских Г. А.Психолого-педагогические проблемы адаптации студентов-первокурсников. Режим доступа: sibac.info/index.php/2009-07

5. Киюта, Г.А. Рейтинговая система оценки знаний студентов на уроках спец. дисциплин / Г.А. Киюта // Применение современных технологий обучения студентовв средних специальных учебных заведениях. – М.,1997. – С. 59–64.

6. Кормилицын, А.П. Социально-педагогическая адаптация иностранных студентов в процессе профессиональной подготовки: автореф. канд. дис. М., 1997. – С. 73–83.

7. Михайлюк Ю.В. Психологические особенности адаптации студентов-первокурсников к обучению в БГМУ. Режим доступа: http://elibrary.miu.by/conferences!/item.npsmu-apn-xxi/issue.ii/article.14.html

8. Просецкий П. А. Психологические особенности адаптации студентов нового приёма к условиям обучения в вузе // Комплексная проблема профориентации, адаптации и повышения квалификации. – Минск.: Слово, 1976. – С. 124-128.

9. Редько Л. Л., Лобейко Ю. А. Психолого-педагогическая поддержка адаптации студента-первокурсника в вузе: учеб.пособ. – М.: Илекса, –2008. – 296 с.

Просмотров работы: 2585