ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Консерватизм и традиционализм системы отечественного образования на протяжении второй половины 2012-2014 гг. воплощается в ярко выраженном государственном патриотизме, а также акценте на том, что поведение всех субъектов образовательной деятельности должно соответствовать социальным нормам. В современных условиях в контексте обеспечения национальной безопасности страны сформировался заказ на разработку психолого-педагогических основ проблемы формирования у подрастающего поколения просоциальных норм и установок, включая антиэкстремистскую личностную позицию, позицию ненасилия, гуманистическую позицию, толерантное сознание и пр.

Негативные социокультурные трансформации, происходящие в современном обществе, и, как следствие, психологическая трансформация личности и ее образа жизни убедительно требуют поиска путей и разработки процесса формирования безопасного просоциального поведения подрастающего поколения, субъектом которого выступает педагог. Особое значение в этой связи приобретает готовность специалистов образования осуществить требования, заложенные в Стратегии национальной безопасности РФ на период до 2020 года, Стратегии государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года, Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 года, Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, Стратегии государственной молодежной политики РФ до 2016 года, законах РФ «Об образовании в Российской Федерации», «О противодействии терроризму», «О противодействии экстремистской деятельности», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и др. нормативных актах, предусматривающих формирование у подрастающего поколения просоциальных установок и норм безопасного поведения.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирован на формирование личности учащихся в данном направлении. Так, в стандарте описан следующий портрет выпускника основной школы: «любящий свой край и своё Отечество, … уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности … гражданского общества, многонационального российского народа…; социально активный, уважающий закон и право порядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов…». Просоциальность субъектов образования декларируется также в Концепции профессионального стандарта педагога. Так, для эффективного осуществления образовательной, воспитательной и развивающей деятельности педагогу необходимо усвоить ряд фундаментальных понятий, в том числе следующие: «гражданская и социальная идентичность; система ценностей личности; образцы и нормы просоциального поведения, в том числе в виртуальной и поликультурной среде» и др.

Просоциальное поведение формируется в дошкольном и младшем школьном возрасте и продолжает развиваться в среднем детстве, подростковом и юношеском возрасте. Поэтому перед различными образовательными системами (ДОУ, школа, школа-интернат, лицей, колледж, вуз и пр.) стоит задача формирования безопасного просоциального поведения (prosocial behavior), включая подготовку к безопасному существованию в современном социуме, формирование поведения, ориентированного на благо общества, формирование способностей противостоять факторам социального риска. Детей и подростков необходимо научить контролировать свои агрессивные, асоциальные склонности. Формирование безопасного просоциального поведения личности призвано обеспечить интеграцию знаний и навыков (антиципация, саморегуляция, навыки принятия решений, самоконтроля, самооценки и пр.), социально значимых качеств (толерантность, патриотизм, сочувствие, помощь, сотрудничество, спасение, защита и пр.) в единую систему, определяющую психологическую готовность личности к осуществлению действий, приносящих пользу другому человеку и обществу в целом.

С нашей точки зрения большим потенциалом в формировании у подрастающего поколения просоциального поведения обладает инклюзивное образование. Здоровые дети, проходящие через инклюзивное образование, проявляют намного больше сочувствия, сопереживания и понимания, они становятся более терпимыми, что особенно актуально для общества с крайне низким уровнем толерантности и эмпатии. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс призвано также изменить установки взрослых (педагогов, родителей) на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности. Готовность педагога к реализации инклюзивного образования характеризуется его способностью создавать благоприятный психологический климат, формировать у учащихся и воспитанников просоциальное поведение.

В современной психолого-педагогической теории сложились определенные предпосылки рассмотрения отдельных аспектов безопасного просоциального поведения подрастающего поколения и молодежи.

Психологами и педагогами исследуются проблемы ненасилия (В.А. Ситаров, В.Г. Маралов); толерантности (Г.У. Солдатова, Г.Л. Бардиер, А.А. Погодина, М.А. Перепелицкая, И.В. Волкова, М.А. Викулина, Д.В. Зиновьев, Н.А. Подымов А.Г. Асмолов, Л.В. Байбородова, Б.3. Вульфов, П.В. Степанов, В.А. Тишков, В.В. Шалин, Р.З. Хайруллин и др.), гуманизации, предполагающей приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека (Н.А. Алексеев, Д.А. Белухин, М.Н. Берулава, Е.В. Бондаревская, Л.В.Филиппова Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.А. Петровский, Н.Д. Селиванова, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская и др.); психологии безопасности личности (Ю.П. Зинченко, Ю.Н. Казаков, М.Ф. Секач, Н.Л. Шлыкова, В.С. Агапов, Т.М. Краснянская и др.); психологической безопасности субъектов образования (И.А. Баева, В.В. Рубцов, Ю.В. Варданян, Г.М. Коджаспирова, Е.Н. Волкова и др. Важное значение имеют положения и выводы, раскрывающие различные аспекты просоциального поведения личности: агрессивность (А. Бандура, Р. Уолтерс, Д. Доллард, Н. Миллер и Р. Бэрон, Д. Ричардсон, X. Хекхаузен, Л. Берковиц, Д. Тедеши, Р. Фелсон, А.А. Реан, Ю.Б. Можгинский, B.C. Мухина, Л.М. Семенюк и др.), антиципация (К.А. Абульханова-Славская, П.К. Анохин, А.В. Бершулинский, Б.Ф. Ломов, Е.А. Сергиенко, Е.Н. Сурков и др.), общение и коммуникативные навыки (Б.Г. Ананьев, Н.В. Клюева, А.К. Маркова), психологическая устойчивость личности, стрессоустойчивость и психологическая компетентность (В.И. Моросанова, М.Ф. Секач, В.В. Рыжов, О.А. Иванова, Е.А. Рыльская, Д.В. Горелов, Н.Н. Телепова), творческий потенциал (Л.Е. Варфоломеева, Ю.Н. Кулюткин Г.В. Сорокоумова, М.В. Лагунова, Е.Е. Щербакова, Дж. Гилфорд, Э. Торранс и др.), социальные компетенции (В. Хугмахер, И.А. Зимняя, Л.А. Громова).

За рубежом накоплен значительный опыт исследования проблемы просоциального поведения личности. К наиболее известным следует отнести модель просоциального поведения предложеная З. Линденбергом, модель принятия решений по оказанию помощи при возникновении кризисных/аварийных ситуаций Латанэ и Дарли, процессуальную модель Шварца и Ховарда, модель просоциальных действий в отношении людей, оказавшихся в беде – Гастингс и Зан-Ваксер.

Вместе с тем, в научной литературе недостаточное внимание уделяется исследованию психологических предпосылок и механизмов формирования просоциального поведения личности в различных образовательных системах с учетом происходящих негативных социокультурных трансформаций в современной социальной и виртуальной среде.

Просмотров работы: 1035