Поэтому проблема подготовленности учащихся к действиям в криминальных опасных ситуациях является предметом исследования в области философии, педагогики, психологии и других отраслей знаний. Ученые выделяют в структуре подготовленности учащихся к действиям в криминальных опасных ситуациях ситуациях мотивационные установки и положительное отношение к подготовке в области обеспечения безопасности(А.В. Шигаев), идейную, моральную (А.В. Гостюшин,В.И. Шаулин и др.), эмоционально-волевую (A.M. Столяренко), физическую (A.В. Дубровский, Л.П. Матвеев, А.Н. Приешкина, В.А. Шейченко и др.) систему знаний, сформированных умений и навыков в области экстремальных ситуаций (В. Гафнер, В. Мошкин и др.), физиологическое и психологическое состояние (A.M. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Т.С. Назарова, B.C. Шаповаленко и др.).
Проблема формирования подготовленности учащихся к действиям в криминальных опасных ситуациях к эффективным действиям в экстремальных ситуациях - это важная социально-педагогическая проблема, решение которой открывает возможность активизации потребности учащихся в подготовке к опасным условиям жизнедеятельности, что в свою очередь позволяет снизить риск их попадания в экстремальные обстоятельства, повысить уровень личной и общественной культуры безопасности. Воздействие опасных ситуаций проявляется у учащихся неоднозначно и зависит от особенностей функционального состояния, физической подготовленности, психологической устойчивости, практических умений и навыков теоретических знаний о способах действий в условиях экстремальных ситуаций.
Готовность учащихся к действиям в криминальных опасных ситуациях есть личностное образование совокупности специальных знаний, прикладных умений и навыков, мотивационных и психологических качеств личности, позволяющих эффективно противодействовать экстремальным условиям, возникающим в процессе жизнедеятельности.
Имеющаяся в настоящее время статистика жертв террористических актов, военных конфликтов, пожаров и дорожно-транспортных происшест вий, представляет плачевную информацию: в среднем Россия ежегодно теря ет свыше 75 тыс. человеческих жизней, более 250 тыс. человек получают увечья. Одной из главных причин этого является человеческий фактор.
Так как имеется тенденция к увеличению количества различных угроз, это обуславливает необходимость формирования у школьников навыков безопасного поведения, готовности к действиям в криминальных опасных ситуациях.
Анализ педагогической литературы показывает, что учащиеся признаются наиболее сензитивной возрастной категорией в контексте формирования готовности к адекватным действиям в криминальных опасных ситуациях, так как именно в этом возрасте происходит усвоение важнейшей информации, связанной с обеспечением собственной безопасности, определяются фундаментальные жизненные принципы, происходит интенсивная работа над формированием своей личности, вырабатывается индивидуальный стиль поведения, развивается критичность мышления, интенсивно формируется способность к самопознанию и самосознанию, то есть имеется основа для проявления сознательной и индивидуальной активности в области подготовки к экстремальным ситуациям (М.М. Борисов, МЛ. Виленский и др.).
Существует противоречие между социальным заказом общества на личность, обладающую высоким уровнем культуры безопасности, и существующей традиционной системой обучения старшеклассников действиям в экстремальных ситуациях. В этом состоят актуальность нашего исследования.
В современном российском обществе наглядно виден рост преступности. Разные исследователи, как теоретики, так и некоторые практические общественные и политические деятели связывают данный рост преступности с разными факторами, имевшими место в нашей стране за последние двадцать с лишним лет. Общепризнанным и весьма авторитетным можно считать мнение некоторых исследователей, согласно которого причиною подобного роста по большему счету служит развал Советского Союза, внезапное крушение данной тоталитарной системы. В результате данного крушения огромное количество людей по всей стране потеряли рабочие места, которые обеспечивали их средствами к существованию. Все это поспособствовало к тому, что в стране резко увеличилось количество нищих людей, бомжей, а также и преступников. Пугающее количество людей, приблизительно 35–40 % от общего числа населения страны, начало свое существование в крайне тяжелых условиях, что называется, за чертой бедности. Ряд социологов утверждает, что от ½ до 2/3 от общего числа россиян находится в абсолютной бедности. В результате многие молодые люди, семьи которых испытывают материальные трудности, оказались не в состоянии получить нормальное образование, поскольку поступление в высшее учебное заведение тоже стоит немалых средств для бедных семей. В итоге они же остаются без нормальной работы, заработная плата от которой могла бы обеспечить его и его семью. Чаще всего в подобной плачевной ситуации оказываются дети, выросшие в неполных семьях или воспитывались в детских домах, интернатах. По статистике именно такие индивиды с тяжелым детством и искаженным восприятием действительности пополняют ряды сначала мелких уличных преступных группировок, а затем, наиболее «успешные» из них составляют крупные бандформирования.
В современной России также наблюдается рост уровня преступности в среде женщин, подростков и молодежи. Возраст лиц, совершающих преступления, за последние пару десяток лет значительно снизился. Многие преступления совершаются как раз лицами, еще не достигшими возраста, с которого наступает уголовная ответственность, то есть 14 лет. Также и женщины стали совершать преступления чаще. По статистике в российских тюрьмах и колониях в настоящее время отбывают наказания свыше 30 тысяч женщин или девушек.
Подобный рост преступности обусловлен многими причинами, среди которых такие явления как алкоголизм, бродяжничества, наркомания, токсикомания играют не последнее место. По фиксированным данным в современной России ежегодно из семьи уходят порядка 50 тысяч подростков, а из детских садов и интернатов убегают немногим меньше 20 тысяч детей и подростков. Число малолетних нищих и бомжей все еще растет. Также не секрет, что около трети всех зафиксированных преступлений в Российской Федерации были совершены в состоянии алкогольного опьянения или под дозой наркотических средств. Наркомания уже перестала кого-либо удивлять, поскольку она стала едва ли не повсеместным явлением. Она настолько сильно распространена, что наркотики можно приобрести почти в любом населенном пункте. Также статистически установлено, что около 10 % всех подростков в современной России, достигшие возраста 8 лет и до 14 летнего возраста употребляют наркотики. А среди молодежи наркоманов гораздо больше. В одной лишь студенческой среде коэффициент постоянно употребляющих наркотических средств или психотропных веществ стремится к 30 %, не говоря уже о молодежи в целом. В целом по всей Российской Федерации наркотики употребляют не менее 10 млн. человек. На долю одной лишь Москвы выпадает ужасающее число употребляющих наркотиков: 350 000 наркоманов. К тому же число наркозависимых по всей стране стремительно увеличивается.
Огромную угрозу для безопасности общества представляет также и такой вид преступности, как организованная преступность. По оценкам криминологов, существенная часть организованной преступности состоит из группировок, которые объединяются по национальному признаку. Данные преступные группировки включают в себя, по мнению некоторых экспертов, выходцы именно из Северо-Кавказских республик, Средней Азии и Закавказья, а также и цыганы. Так, например, в игорном бизнесе преуспевают преимущественно так называемые «Ассирийские группировки». Цыгане, а также нигерийские и таджикские преступные группировки преобладают именно в наркобизнесе. Специфическая особенность организованной преступности в современной России проявляется в том, что в ней преобладают именно национальные и этнические компоненты возникновения, развития и функционирования преступных группировок. Хотя последний принцип присущ не только организованной преступности в нашей стране, но и во многих других странах.
Также наблюдается резкий рост уровня рецидивной преступности. Почти треть из ежегодно совершаемых преступлений носит именно рецидивный характер.
Коррупция также является одной из серьезных проблем современного российского государства. Коррупция по сути своей есть злоупотребление в корыстных целях своим служебным положением. Сам институт коррупция, как крайне негативное явление в обществе и государстве, можно разбит на некоторые составляющие: противоправное (незаконное) использование имущества государства, собственности общества, присвоение государственного имущества. Однако основная ячейка коррупция есть взятка, чаще всего ее получение. Коррупция в современной Российской Федерации возникла изначально вовсе не в постсоветский период в ее подлинном свете, ибо она берет свое начало еще в советском союзе. Истоками коррупции в современном обществе в нашей стране зачастую выступают такие явления с социально-негативными последствиями, как приватизация предприятий государства, отсутствие политической стабильности в стране, недостаточная развитость институтов гражданского общества и, наконец, наследие так называемой «теневой» экономики Советского Союза.
Являясь исторически и социально обусловленным явлением, преступность возникает на определенной стадии развития общества, при этом включая в себя все без исключения преступления, совершенные на территории определенной местности на протяжении конкретного времени. При выявлении уровня преступности в пределах отдельной территории необходимо учитывать латентность преступности. Таким образом, преступность на данной территории характеризуется как совокупность преступлений, которые специально на то уполномоченными государственными органами выявлены и в установленном действующим в стране законодательством порядке зафиксированы.
В настоящее время, когда в России наблюдается рост преступности, а также отмечается неблагоприятная криминогенная обстановка. Существует множество различных криминальных социальных опасностей, и знание способов их предупреждения являются необходимыми в нашем современном обществе.
Действия преступника часто зависят не только от его личных особенностей, наклонностей и стремлений, но и от поведения потерпевшего, который своими неосторожными, аморальными и противоправными поступками может подать «идею» преступления, создать криминальную обстановку, облегчить наступление преступного результата. Поэтому при анализе роли конкретной жизненной ситуации в совершении преступления необходима всесторонняя и объективная оценка значения поведения потерпевшего.
Во многих случаях жертва – активный элемент в предпреступной ситуации и в динамике преступного деяния. Иногда лишь случай решает, кто будет потерпевшим, а кто – преступником; возможно совмещение преступника и жертвы в одном лице; одно и то же лицо в одном и том же эпизоде может быть попеременно и преступником, и жертвой.
Действуя как активный элемент ситуации, потерпевший своим поведением может привести преступника в состояние сильнейшего аффекта, страха, ненависти, ярости с сильными психомоторными реакциями, которые внезапны, а иногда даже нежелательны для преступника.
Защита от криминальных опасностей заключается в профилактических мероприятиях, направленных на ликвидацию этих опасностей. Кроме того, требуется соответствующая подготовка человека, позволяющая адекватно действовать в опасных ситуациях. Нужна юридическая, психологическая информационная и силовая подготовка. В процессе обучения необходимо осваивать модели поведения, учитывающие конкретные ситуации.
Криминальными называются опасности, отражающие проблемы и противоречия во взаимоотношениях между людьми, военные и межнациональные конфликты, криминальные проявления и т.д. К ним относятся все незаконные формы насилия (терроризм, экстремизм и др.), употребление веществ, нарушающих психическое и физическое равновесие человека (алкоголь, наркотики), курение, суициды, мошенничество, изнасилования и т.д. Ежегодно в РФ в ЧС социально-криминального характера погибают более 250 тыс. человек.
В ходе подготовки обучающихся к действиям в уголовных опасных моментах исполняется диагностирование, активизирование, формирование, развитие и корректировка возможностей, деятельности и индивидуальных качеств школьников. В соответствии с этим, сущность подготовки наравне с иными педагогическими орудиями содействует осуществлении диагностической, побудительной, формирующей, создающей, исправляющей и предупредительной функций.
На базе обнаруженных характеристик содержания подготовки проанализируем существующие в академической и методичной литературе подходы к её объяснению.
Т. Назарова, В. Шаповаленко замечают, то что информативное место проблемы "человек в среде обитания" довольно диффузно: у него нет отчетливо видимых пределов. Непосредственно по этой причине тяжело описать и просветительную сфера согласно целевой проблеме "Безопасность жизнедеятельности человека". Одна из причин подобного утверждения – правило объективизма, какому традиционно придерживалась фундамен-тальная наука, и её исторически сформировавшаяся дисциплинарность. Неосуществимость решения проблемы гармонизации взаимоотношений лица с природой, его выживания и защищенности в сфере обитания в рамках отдельных наук исторически представилось предпосылкой отторжения фактических задач, сопряженных с данной проблемой, и создания. Потребность их заключения побудила к жизни междисциплинарную науку экологию – науку о выживании [12].
По мнению Т. Назаровой и В. Шаповаленко, базисная дидактическая схема направления ОБЖ должна содержать соответствующее блоки: главные абстрактные знания согласно проблеме человек и окружающая сфера, людей и сущность, основанные в про¬педевтике установок основной сферы базисного познания, строя уроков, философии и нынешних доктринах, обладающих мировоз¬зренческое роль; практические познания, уме¬ния и способности, требуемые в опасных и не нормальных обстоятельствах существования; практическая психологическая и физиологическая организация; добровольные и независимые обучения выбранными типами психотехник, спорта и спортивного туризма. Как полагают авторы, особенность направления потребует, для того чтобы инвариант программы (в большей степени 1-ый и отчасти иные конструкции) составлял примерно 60-80% назначенного периода, а 20-40% – отводилось свободным составляющим и отношениям, отражающим областные и районные характерные черты [12].
М. Сулла, В. Заенчик, О. Сергеева определяют сущность подготовки обучающихся к деяниям в преступных рискованных моментах в концепции постоянного создания. Подготовка ОБЖ в общеобразовательной школе ориентировано в развитие отвечающего взаимоотношения обучающихся к не опасной жизнедеятельности и самочувствию лица, выработку начальных фактических умений действия в безмерных моментах, изучение познаний о содействии природы, сообщества и человека, формирование умственных и фактических умений согласно безопасности жизни, развитие ценностных ориентаций личности в данной области, желание к интенсивной фактической деятельности согласно формированию безопасных обстоятельств существования и деятельности человека. В результате учебы общеобразовательная школа обязана не только предоставить единые познания согласно БЖД и воспитать изначальные способности безопасного труда, но и образовать (развить) почтительное отношение к проблемам защищенности [27].
Содержание курса ОБЖ исследует Б. Мишин, учитывающий его программно-методичное предоставление. Сущность направления содержит концепцию и практи¬ку не опасного действия и охраны лица в повседневной жизни и в разных рискованных и безмерных моментах. Исследование направления дает возможность обучающимся приобрести систематизированное понимание об угрозах и о моделировании рискованных ситуаций, дать оценку влияние их результатов в жизнедеятельность и состояние здоровья человека и сформировать алгоритм безопасного поведения с учетом собственных потенциалов. Структурно программы направления ОБЖ заключаются из 3-х массивных линий: защищенность и охрана человека в рискованных и чрезвычайных ситуациях; основные принципы медицинских знаний и здорового образа существования; организация по основам военной службы. Учебные проблемы распределяются согласно концентрам первоначального единого, главного общего и посредственного (абсолютного) единого создания с учетом воз¬растных и психофизиологических свойств обучающихся и степени их подготовки согласно иным главным образовательным программам [17].
По мнению научных работников, в ходе преподавания ОБЖ сформировываются и улучшаются не только познания, но и умения, концепция смешивается с практикой, сформировываются аргументы, стремления, ценностные ориентации, подход [16]. Признавая эффективность методичного анализа содержания преподавания ОБЖ, подчеркнем потребность продолжения исследования нахождения воспитания культуры безопасности с применением ряда преподавательских, эмоциональных и культурфилософских категорий. Такого рода исследование позволит раскрыть в содержании подготовки обучающихся к действиям в преступных рискованных моментах, предпосылки образования и улучшения главных структурных частей работы (тем, познаний, умений, ценностей, творчества, самоконтроля), улучшения индивидуальных достоинств школьников на базе присвоения главных частей культуры (мировоззренческой, высоконравственной, эмоциональной и т.д.) и содержательных компонентов душевной жизни сообщества (нравы, нормы, значения, смыслы, познания и т.д.), изучения структурных частей духовной деятельности (урока, художества, идеологии, мифологии, веры) в ходе взаимодействия с главными формами опредмечивания культуры (деятельностной, индивидуальной, вещественной и т.д.) с привлечением культуры прежних поколений, культуры ровесников, собственной культуры учеников (постфигуративных, кофигуративных и префигуративных элементов культуры).
Различные свойства персоны, возможности, аргументы оказывают большое влияние на цели, сущность, ресурсы, нацеленность, напряженность и иные свойства деятельности человека. В этом количестве и на безопасность человека в этой деятельности. С целью проверки характера подобного воздействия немаловажно принять к сведению следующие закономерности защищенности.
1. Непредсказуемость возникновения значительной части опасных ситуаций.
2. Наличие потенциальной опасности в любом виде деятельности.
3. Взаимосвязь опасных, экстремальных, чрезвычайных и критических ситуаций.
4. Наличие вредных и опасных факторов во внешней среде и в самом человеке.
5. Расширение круга опасных и вредных факторов жизнедеятельности человека в современном обществе.
6. Использование для профилактики и преодоления вредных и опасных факторов специальных и подручных средств самозащиты.
7. Зависимость уровня безопасности от мер защиты и готовности самого человека к профилактике и преодолению опасностей.
8. Основные факторы безопасности – коллективные и индивидуальные меры профилактики и защиты от опасностей, творческая деятельности самого человека по самоспасению с использованием специальных и подручных средств [22].
Одной из задач подготовки обучающихся к действиям в криминальных рискованных ситуациях считается организация школьников к самообразованию в сфере защищенности и самосовершенствованию готовности к защищенности жизнедеятельности. Осуществлении данной миссии неявно содействует формирование навыка самообразования и самовоспитания школьников в ходе обучения и социализации. Этому же в некоторой степени содействует подготовка подростков основам безопасности. Это требуемые, но не достаточные условия реализации этой проблемы. Исследование деятельности школьников в преподавании направления ОБЖ продемонстрировало невысокую результативность теории, обусловленную его несоответствием характеру перенимаемых познаний и умений безопасной жизнедеятельности. Подобным способом исследование навыка самообразования, самосовершенствования школьников в сфере защищенности жизнедеятельности (чтение книжек о защищенности, самостоятельные занятия, нацеленные на физическую самоподготовку и т.д.) продемонстрировало, что школьники не учитывают содержания и логики данного процесса: потребность особой эмоциональной подготовки к серьезным обстановкам, взаимозависимость абстрактной и фактической подготовки к опасности и т.д. Мы подошли к заключению, что в сущность обучения школьников нужно включить концепцию познаний и способов работы, основанную в закономерностях подготовки обучающихся к действиям в преступных опасных моментах [34].
Компоненты подготовки обучающихся к действиям в уголовных опасных ситуациях разделяются на несколько групп согласно основанию – вид ситуаций, в которых этот либо другой элемент культуры защищенности нужен с целью безопасной жизнедеятельности.
1. Познания, принципы, нормы, значения, применение каких вероятно только лишь в определенных рискованных моментах: прыгать на одной ноге при попадании под шаговое напряжение, при нападении собаки позвать «Фу!» и т.д.
2. Познания, принципы, нормы, значения, применение каких вероятно в разных рискованных моментах: с пса, атакующего преступника возможно уцелеть при помощи газового оружия; при опасности затопления, радиоактивного заражения территории, в случае приближения цунами, селевого потока целесообразна срочная отправка и т.д.
3. Привычки, способности, убеждения, необходимые для профилактики и преодоления многих опасных ситуаций: готовность к разумному риску, готовность к коллективным действиям в случае опасности, умение обратиться за помощью при опасности и т.д.
4. Личностные качества и способности, необходимые для профилактики и преодоления практически любых опасных ситуаций: уверенность в себе, смелость, осторожность, способность прогнозировать опасности, готовность к преодолению страха, волнения, готовность к адекватному самоконтролю в опасных условиях и т.д.
В составе содержания воспитания культуры безопасности существует три взаимосвязанные составляющие:
- содержание воспитания как различные формы опредмеченной культуры, социального опыта в учебном материале, деятельности педагога и т.д.
- содержание воспитания как предмет, средство, способ деятельности школьников;
- содержание воспитания как результат деятельности школьников по присвоению культуры безопасности, воплощенный в знаниях, умениях, способностях и личностных качествах воспитанников.
Системности содержания воспитания культуры безопасности способствует включение в качестве предмета, средства или способа деятельности ряда составляющих культуры безопасности, в том числе способов и форм деятельности:
1. Индивидуальной, групповой и коллективной деятельности при столкновении с вредными и опасными факторами жизнедеятельности.
2. Прогнозирование, профилактика, минимизация, преодоление и ликвидация последствий вредных и опасных факторов жизнедеятельности.
3. Приемов деятельности в сложных, трудных, опасных, экстремальных, чрезвычайных и критических ситуациях.
4. Действий в опасных (сложных, трудных, экстремальных) ситуациях с элементами информационной неопределенности, помех, неожиданных препятствий.
5. Действий в условиях, когда создается потенциальная или реальная угроза им самим, окружающим людям, обществу в целом, природе.
6. Действий по самоспасению, получению помощи от окружающих людей в случае опасности, оказанию помощи другим людям в опасных ситуациях.
7. Репродуктивных, продуктивных и творческих действий в безопасной жизнедеятельности.
8. Способов сохранения работоспособности в опасных и экстремальных ситуациях.
9. Приемов поддержания высокой продуктивности и эффективности деятельности, восстановления сил и энергии в стрессовой ситуации [34].
Содержание подготовки учащихся к действиям в криминальных опасных ситуациях включает мотивационный (мотивы, стремления, интересы), содержательный (знания, представления), операциональный (умения и навыки), креативный (опыт творчества) и контрольно-регулятивный (опыт самоконтроля в опасных ситуациях) компоненты. С учетом структуры деятельности содержание подготовки учащихся к действиям в криминальных опасных ситуациях по параметру – компоненты деятельности – раскроем в таблице 1.
Таблица1. Содержание подготовки учащихся к действиям в криминальных опасных ситуациях по параметру – компоненты деятельности
Компоненты деятельности |
Содержание культуры безопасности школьников |
мотивация |
Стремление предвидеть и предупредить вредные и опасные факторы, преодолеть с наименьшими потерями (если предупредить не удалось), уменьшить отрицательные последствия вредных и опасных факторов. Стремление к овладению системой знаний о безопасности, совершенствованию практического опыта, личностных качеств для безопасной жизнедеятельности, творческому самостоятельному применению правил и норм безопасности, совершенствованию готовности к самоконтролю в опасных ситуациях. |
знания, представления, образы |
Система достоверных научных знаний о видах вредных и опасных факторов жизнедеятельности, причинах их возникновения, характере их влияния на человека, о типичных ошибках людей при столкновении с опасными и вредными факторами, о содержании и последовательности действий при профилактике и преодолении вредных и опасных факторов, о путях уменьшения отрицательных последствий вредных и опасных факторов. Комплекс житейских знаний и представлений о безопасности, вытекающих из собственного и чужого практического опыта. Художественные и эстетические представления, образы, чувства, отражающие опыт успешного и неудачного поведения человека в опасных ситуациях, ориентирующие в путях профилактики и преодоления опасных и вредных факторов жизнедеятельности. Знания о философских, нравственных, психологических, правовых, естественнонаучных, политехнических, эстетических, экологических, валеологических, медицинских, экономических, политических, военных, профориентационных, физических, информационных аспектах безопасности. |
умения, навыки, практический опыт |
Умение ставить цели самосовершенствования готовности к безопасной жизнедеятельности; умение пополнять знания об опасности и безопасности; умение предвидеть и предупредить воздействие вредных и опасных факторов; умение замечать опасность и возможность причинения вреда; умение готовить, выбирать и использовать средства, снаряжение с учетом характера опасности; умение уменьшить отрицательные последствия вредных и опасных факторов; умение правильно действовать в опасных и экстремальных ситуациях; умение получать помощь окружающих людей в обеспечении безопасности; умение помогать другим людям в опасных ситуациях; умение учиться на опыте других в обеспечении безопасности; умение делиться опытом безопасного поведения. Опыт применения знаний о философских, нравственных, психологических, правовых, естественнонаучных, политехнических, эстетических, экологических, валеологических, медицинских, экономических, политических, военных, профориентационных, физических, информационных аспектах безопасности в обычных, трудных, опасных и экстремальных ситуациях. |
творчество |
Опыт самостоятельного анализа противоречивости опасных ситуаций, комбинирования новых средств безопасности из известных с учетом конкретных условий, разработки принципиально новых подходов, стратегий и средств безопасного поведения. Готовность к творческому решению познавательных и практических проблем безопасности непосредственно в опасных и экстремальных ситуациях и при взаимодействии с контркультурой деструктивности. |
самоконтроль |
Адекватный пошаговый и прогностический самоконтроль при профилактике и преодолении вредных и опасных факторов, умение учиться на своих ошибках, извлекать уроки из опыта поведения в опасных ситуациях. |
В процессе деятельности, на основе присвоения различных элементов подготовки учащихся к действиям в криминальных опасных ситуациях протекает процесс совершенствования готовности личности к безопасной жизнедеятельности. Различные формы опредмечивания культуры безопасности (прежде всего в личности цели-идеала, в личности воспитателя) трансформируются в личностные качества воспитанников. Культура безопасности обретает личностную форму воплощения. В данном случае речь идет о заключительном этапе реализации содержания воспитания (из трех этапов: проект, процесс, результат). Содержание воспитания культуры безопасности, воплощенной в личности воспитанников, включает ценностные ориентации, личные смыслы, способности, взгляды и убеждения, личностные качества. Содержание культуры безопасности по параметру – личностные качества – раскроем в таблице 2.
Таблица 2.
Содержание культуры безопасности по параметру – личностные качества
Характеристики личности |
Содержание культуры безопасности школьников |
ценностные ориентации |
Цель – обеспечить личную безопасность, безопасность других людей, общества, природы. Идеал совершенного человека, подготовленного к безопасной жизнедеятельности. Приоритет жизни и здоровья человека над другими ценностями (экономическими, политическими и т.д.). |
личные смыслы |
Идея о том, что человек самостоятелен, независим, свободен по своей природной сущности. Смысл жизни в самореализации, включающей развитие готовности к безопасной жизнедеятельности, к повышению безопасности общества и природы. |
способности |
Способность к целеполаганию в сфере безопасности, самосовершенствованию готовности к вредным и опасным факторам жизнедеятельности, к самоконтролю в опасных и экстремальных ситуациях. Стрессоустойчивость, способность сохранять и восстанавливать силы и работоспособность в опасных и экстремальных ситуациях. |
взгляды и убеждения |
Одной из предпосылок самореализации, счастья человека является овладение культурой безопасности. Безопасность отдельного человека и общества, природы неразрывно взаимосвязаны. Исходная предпосылка безопасности – личностные качества человека: смелость, ответственность и т.д. Один из основных факторов безопасности – творческая деятельность самого человека на основе знаний о безопасности и подготовки снаряжения, оборудования, подручных средств. Основную часть вредных и опасных факторов можно предупредить или преодолеть без потерь или с наименьшими потерями. К травмам, ущербу, потерям, которые предупредить и избежать невозможно, следует относиться как к одному из неизбежных моментов жизни человека. Готовность каждого отдельного человека к безопасной жизнедеятельности – предпосылка личного счастья и социального прогресса. |
качества личности |
Ответственность, уверенность, оптимизм, дальновидность, смелость, осторожность, готовность к разумному риску, доброта, коллективизм, трудолюбие, скромность, милосердие, отзывчивость, честность. |
В процессе воспитания школьники присваивают нравственную, психологическую, политехническую и т.д. культуру. Одна из функций каждого из компонентов культуры – способствовать безопасности человека и общества.
В связи с этим содержание подготовки учащихся к действиям в криминальных опасных ситуациях в преподавании школьных учебных дисциплин в значительной мере обусловлено личностными качествами конкретных педагогов, тем, как они воспринимают и оценивают конкретные элементы учебного материала, как осуществляют педагогическое общение, каким элементам культуры отдают предпочтение в ходе планирования и организации учебного процесса. Иначе говоря, содержание подготовки учащихся к действиям в криминальных опасных ситуациях во многом зависит от используемых педагогических средств.
"С введением в школьную программу образовательной области ОБЖ возникло множество проблем от совершенствования программ до улучшения форм и методики проведения каждого урока как основной формы учебно-воспитательного процесса. Постепенно улучшались программы, исчез дефицит учебного материала, появились комплекты учебников групп авторов с 1-го по 11-ый класс.
"В учебниках и программах по ОБЖ явно недостаточно представлены материалы и рекомендации по преодолению криминальных опасностей. В программе составленной Б.И. Мишиным (Москва «Дрофа» 2000 г.) для 5-9 класса, действиям человека в криминальных ситуациях отведено всего четыре урока, и то только в пятом классе. В программе составленной группой авторов (А.Т. Смирновым, Ю.Д. Жиловым, В.Н. Латчук, Б.И. Мишиным) для 5-9 класса, всего шесть уроков. Три урока в пятом классе и три урока в девятом классе. Таким образом, всего с пятого по девятый класс рекомендуется посвятить криминальной опасности четыре или шесть уроков.
"Между тем количество жертв уголовных преступлений ежегодно исчисляется миллионами, а число административных правонарушений (мелкое хулиганство, мелкое хищение) – десятками миллионов. Это только по статистическим данным, а фактически количество пострадавших в десятки раз больше [28].
"Кроме заключённых есть ещё и жертвы. Никакие правовые знания, сведения об уголовном законодательстве, не заменят для учащихся разбор и изучение конкретных ситуаций криминальной опасности. Подростки часто не умеют предвидеть и прогнозировать возможные опасности, не всегда правильно действуют в экстремальных ситуациях. На уроках ОБЖ учителю нужно восполнять пробелы учебной программы, показывая на конкретных примерах причины и последствия действий жертвы и преступника. Особенно важно использовать материалы СМИ собственного региона, города.Для тренировки оперативного мышления нужны внезапные, разнообразные усложнения. Здесь будут полезными жизненные примеры: рассказы очевидцев, газетные публикации, передачи радио и телевидения. Решения должны приниматься быстро, медленно соображающий человек не может быть подготовленным к экстремальным ситуациям. Такая подготовка будет способствовать тому, что ребята не испугаются неожиданности, критическая ситуация не станет для них тормозом, а стимулом к дополнительной мобилизации сил [15].
"По программе ОБЖ на уроках по криминальной опасности делается упор на знания, которые позволят в будущем не стать жертвой преступного посягательства. Думается это не совсем верный подход. Ведь на каждом уроке можно развивать не только качества «личности безопасного типа», но и знакомить ребят с последствиями преступного посягательства для совершившего преступление.На каждое занятие разработан контрольный тест, по мере необходимости придуманы проблемные задания. Использованы данные из местных и центральных СМИ, фрагменты из видеофильмов [28].
Подготовка учащихся к действиям ЧС локального характера осуществляется при изучении тем: «Безопасность в быту», «Безопасность на дорогах и в транспорте», «Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях», «Активный отдых на природе», «Автономное существование человека в природной среде».
При изучении темы «Безопасность в быту» необходимо рассмотреть следующие вопросы: пожар в жилище; электробезопасность; безопасное использование бытового газа; безопасность при использовании бытового газа; безопасность при использовании бытовой химии; безопасность при работе с инструментами; безопасность на занятиях физической культуры; безопасность и компьютер; затопление жилища.
Учащиеся усваивают причины возникновения опасной или ЧС в быту и общие правила личной безопасности, которые необходимо соблюдать, занимаясь физической культурой и спортом, работая на компьютере, с инструментами.
На уроках учащимися изучаются правила обеспечения личной безопасности в ситуациях: возгорания электроприборов (телевизор, электрогирлянда); возникновение запаха газа; пожара в жилище; затопления в жилище; неосторожного обращения с препаратами бытовой химии.
При изучении опасностей и ЧС на дороге и транспорте (автотранспорте, железнодорожном, водном, авиатранспорте) рассматриваются вопросы: безопасности пешехода; безопасности в общественном и личном транспорте; безопасности в метро и на электричке; безопасного поведения на льду и водном транспорте; безопасности на борту авиалайнера; безопасного поведения в толпе.
Учащиеся усваивают рекомендации пешеходам, как уцелеть в толпе, как противостоять гололёду, поведения в поезде и на железной дороге, опытных спасателе на воде, эвакуации с тонущего судна, поведения на льду и отрабатывают правила обеспечения безопасности в ситуациях: пожара в общественном транспорте, самолёте; ЧС в метро; в случаях «панического бегства»; в ситуации «Человек за бортом»; пожара на судне» если провалился в холодную воду; если в полынье оказался человек.
При изучении опасных ситуаций криминогенного характера рассматриваются вопросы: как уберечь себя от преступлений; как защитить свой дом; криминальные ситуации на улице и в общественных местах.
Учащиеся отрабатывают правила предотвращения проникновения преступников в жилище, поведение в ситуациях: «если ты дома один»; если дверь квартиры кто-то пытается открыть снаружи; если квартиру ограбили, когда никого не было дома; опасностей, возникающих при позднем возвращении домой; если пристали незнакомые люди; на прогулке; при угрозе террористического акта.
При изучении темы активного отдыха на природе и безопасности изучаются экстремальные ситуации в природных условиях, меры безопасности при подготовке к турпоходу, путешествию по незнакомым местам, вводится понятие «акклиматизация» в условиях жаркого климата, горной местности, на Севере [8].
Учащиеся знакомятся с правилами обеспечения безопасности на природе во время угрозы, при купании в незнакомом водоёме.
При изучении темы автономного существования человека в природных условиях изучаются вопросы «выживания» человека в борьбе в вилами природы.
Учащиеся усваивают правила ориентирования на местности, оборудования временного укрытия, разведение костра, рекомендации добывания воды, пищи и её приготовления в ситуациях потери ориентировки (если человек отстал от группы).
В качестве основных методов обучения используются рассказ, беседа, практические занятия в форме сюжетных игр.
Рассказ используется в процессе проблемного обучения: ставится задача и ведется поиск правильного ответа, затем проверяется правильность решения. Вопросы беседы должны приучать к сравнению и активизировать мыслительный поиск решения.
Сюжетная игра закрепляет знания и позволяет отрабатывать психологические, правовые и физические навыки и умения с учетом возрастных особенностей учащихся [12].
Наглядные пособия, презентации, тесты и опорные схемы позволяют формировать новые представления и понятия, опираясь на жизненный опыт обучаемых и имеющиеся у них опорные знания по курсу ОБЖ. Занятия проводятся совместно с юношами и девушками.
В процессе подготовки учащихся к действиям в криминальных опасных ситуациях для создания реалистичной ситуации необходимо применять такие наглядные средства обучения, как стенды и плакаты, которые помогут вызвать у класса интерес к теме и позволят более продуктивно проводить практические занятия.
Плакаты могут использоваться как в качестве инструкций для проведения практических занятий, так и в качестве элементов оформления кабинетов или тематических уголков, посвященных вооруженным силам в школе.
В качестве наглядного средства обучения, способствующего подготовке учащихся к действиям в криминальных опасных ситуациях служат учебные и документальные фильмы
По дидактическому назначению фильмы могут служить:
введением к новой теме;
источником новых знаний (фактических сведений, дополняющих рассказанное учителем);
динамической иллюстрацией при объяснении нового материала;
инструктивным целям;
обобщению, систематизации, закреплению материала, изученного на ряде занятий большой темы, а также при повторении пройденного материала.
Учебный кинофильм характеризуется рядом психолого-педагогических особенностей способствующих наиболее доходчивой и, вместе с тем, художественной подаче научного и воспитательного материала: информационная насыщенность, сильное эмоциональное воздействие на аудиторию, темп предъявления информации с экрана, управление процессом восприятия, целостность и законченность. Содержание учебного фильма доносят до учащихся с помощью выразительных средств кино, специальных видов съемок, мультипликации и т.п.
В сети Интернет имеется большое количество как учебных, так и документальных фильмов.
Для развития познавательной деятельности необходимо использование для познания учащимися окружающего мира методы наблюдения, измерения, опыта, эксперимента, моделирования и др., способствующих определению структуры объекта познания, поиску и выделению значимых функциональных связей и отношений между частями целого, развитию умений разделять процессы на этапы, звенья; выделять характерные причинно-следственные связи.
Метод проблемного изложения способствует развитию у учащихся навыков определения адекватных способов решения ситуационной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинирования известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, а также развитию умений сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.
Использование практических и лабораторных работ, самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности, выполнение несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений, описание результатов этих работ, способствует творческому решению учебных и практических задач, развитию умений мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения проблемы.
Включение учащихся в игровую деятельность способствует адекватному восприятию устной речи и развитию способности передавать информацию в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью задания игрового сюжета, владеть монологической и диалогической речью, уметь вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), уметь перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), использование для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.
Задания для самостоятельной организации учебной деятельности способствуют развитию умений ставить цели, планировать, определять оптимальное соотношение цели и средств; овладению навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий; поиску и устранению причин возникших трудностей; оцениванию своих учебных достижений, поведения, своего физического и эмоционального состояния; соблюдению норм поведения в окружающей среде.
Применение методов группового взаимодействия способствует овладению умениями совместной деятельности: согласованию и координации деятельности с другими ее участниками; объективному оцениванию своего вклада в решение общих задач коллектива; учету особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.); оцениванию своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей; использованию своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Учитывая особенности младшего подросткового периода и содержание изучаемых тем (ЧС локального характера), для достижения эффективности организации образовательного процесса необходимо:
- традиционный комбинированный урок проводить с использованием частой смены активной деятельности учащихся, большого количества иллюстративного материала;
- широко применять словесные методы обучения - рассказ, объяснение, беседу в сочетании с видеопоказом, демонстрацией, практической и самостоятельной работой учащихся с натуральными (образцы аварийно-спасательного инструмента и оборудования, средства индивидуальной защиты, приборы радиационной и химической разведки, средства пожаротушения и первой медицинской помощи) и изобразительными (макеты аварийно-спасательных инструментов и оборудования, а также макеты местности, зданий и муляжи) средствами обучения, картой, учебником, дополнительной литературой по теме;
- предпочтение отдавать частично-поисковым, исследовательским методам обучения, стимулирующим познавательный интерес к предмету, творческую активность, самостоятельность, развитие общеучебных (работа с текстом, анализ, синтез, обобщение, классификация, рефлексия) и специальных умений и навыков (соблюдать нормы безопасного поведения в повседневной жизни, умений не допустить возникновение опасной ситуации, при возникновении - правильно действовать);
- объяснение нового материала осуществлять с опорой на витагенный опыт и витагенную информацию, имеющуюся у учащихся по рассматриваемым вопросам, актуализируя полученные ранее знания для их углубления, расширения и систематизации;
- закрепление теоретических знаний и развитие умений и навыков обеспечения личной безопасности в повседневной жизни осуществлять в нетрадиционных формах - при проведении экскурсий, сюжетных и ролевых игр, посредством решения ситуационных задач, проведения соревнований, презентаций учебных проектов и т.д.;
- домашнее задание производить не с позиций «прочитать., выучить., рассказать.», а посредством исключения учащихся в творческое решение учебных и практических задач, связанных с повседневной жизнью (решение ситуационных задач; составление кроссвордов, моделей, алгоритмов действий; выполнение творческих работ; несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений, описание результатов этих работ; ведение дневника наблюдений и т.д.);
- использовать внеурочное время для закрепления учебного материала по обеспечению безопасности в повседневной жизни при подготовке и участии обучаемых во Всероссийском детско-юношеском движении «Школа безопасности», в работе различных кружков, секций и клубов, в туристических походах, слетах и соревнованиях.
Научно-исследовательская работа по готовности учащихся к действиям в криминальных опасных ситуациях планируется проведена по методике, выявляющей основные факторы готовности школьников к действиям в ситуациях террористического характера. К ним относятся: когнитивная подготовка,эмоциональная и волеваяустойчивость. Данные методики будут выведены на бумагу и предоставятся всем ученикам.
1)Тест А. Латчук «Оценка знаний учащихся».
Оценивая результаты проверки знаний учащихся, следует ориентироваться на следующие нормативы.
Проценты верных ответов |
Оценка |
Уровень знаний |
85-100 % |
5 (отлично) |
высокий уровень знаний |
75-84 % |
4 (хорошо) |
средний уровень знаний |
60-74 % |
3 (удовлетворительно) |
низкий уровень знаний |
до 60% |
2 (неудовлетворительно) |
Низкий уровень знаний |
Для проверки знаний были использованы следующие вопросы [20].
На основании результатов тестирования учащихся была составлена сводная таблица общегруппового уровня оценки знаний учащихся к действиям в криминальных опасных ситуациях (Таблица 5).
Таблица 5.
Общегрупповой уровень сформированности к действиям в криминальных опасных ситуациях
Уровень |
Кол-во человек |
% показатель |
Высокий |
2 |
9 |
Средний |
3 |
11 |
Низкий |
20 |
80 |
Таким образом, проведенное исследование показало, что, несмотря на то что, у большинства учащихся низкий уровень подготовки к действиям в критических опасных ситуациях.
2) Опросник «Исследования психологической устойчивости к экстремальным ситуациям» Ольшанниковой – Рабинович
Эта методика позволяет определить устойчивую склонность человека к переживанию трех банальных эмоций: страха, гнева и радости.
По результатам проведенного теста, были получены следующие данные, представленные в таблице 6.
Таблица 6.
Результаты исследования психологической устойчивости к экстремальным ситуациям
Эмоция |
Высокие значения |
Средние значения |
Низкие значения |
Гнев |
51 % |
23 % |
26 % |
Страх |
49 % |
17 % |
30 % |
Радость |
48 % |
24 % |
28 % |
У большинства учащихся высокий уровень неподготовленности к действиям к экстремальных критических ситуациях. Поэтому необходима реализации комплексной учебно-воспитательной работы по формированию у школьников по совершенствованию подготовки к действиям в криминальных опасных ситуациях.
Список литературыКонституция Российской Федерации - М.: «Проект», 2000. 48 с.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Рос.акад.образования; под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – М., 2011.
Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов / С.В.Белов. - М.: Высшая школа, 1999. – 448 с.
Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, А.Л. Михайлов, А.В. Старостенко и др. – СПб.: Ритер, 2005. – 302 с.
Безопасность жизнедеятельности: Учебник/ Под ред. проф. Э.А. Арустамова. – 3 –е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2001. – 678 с.
Бэскинд, Э. Энциклопедия личной безопасности / Бэскинд Э. – Мн.: Аквариум, 1995. – 144 с.
Гостюшин, А.В. Защити себя и близких / Гостюшин А.В. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1997. – 322 с.
Громов В.И. Васильев Г.А. Энциклопедия безопасности – 3. [Электронный ресурс. DVD-диск], 2001.
Защита. Охрана. Безопасность. / Сост. Б.Лобынцев, Р.Ронин. - Мн.: Харвест, 1997. – 368 с.
Ильичев, А.А. Большая энциклопедия городского выживания / Ильичев А.А. – М.: ЭКСМО – Пресс, ЭКСМО - МАРКЕТ, 2002. – 576 с.
Калугин, Д. Как уберечься от воров и насильников / Калугин Д. - Тверь, 1991. – 48 с.
Каслман, М. Преступление: как от него спастись / Каслман М. – М.: Шанс, 2002. – 85 с.
Криминологическая характеристика современных грабежей и разбоев и меры их предупреждения / В. И. Коваленко (диссертационное исследование) http://law.edu.ru/script/cntSource.asp?cntID=100070826
Кузнецов, В.Н. Культура безопасности современного российского общества. – М.: РИЦ ИСПРИ РАН, 2002.
Латчук, В. Н., Марков, В. В., Маслов, А. Г. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: методическое пособие / Латчук В. Н., Марков В. В., Маслов А. Г. – М.: Дрофа, 2011.
Латчук, В.Н., Марков, В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: методическое пособие / Латчук В.Н., Марков В.В. – М.: Дрофа, 2010.
Латчук, В.И. Методическое пособие по ОБЖ. 5-9 классы / Латчук В.И. – М.: Дрофа, 2004.
Латчук, В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе / Латчук В.Н. – М., 2002.
Ливингстоун, Н. Руководство по обеспечению безопасности личности и предпринимательства / Ливингстоун Н. – М.: Институт безопасности предпринимательства, 1996. - 192 с.
Малкина – Пых, И.Г. Экстремальные ситуации / Малкина – Пых И.Г. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с.
Микрюков, В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / В.Ю. Микрюков. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 560 с.
Миленин, В., Егоров, К., Соловьев, Л. Самозащита без оружия для населения /Миленин В., Егоров К., Соловьев Л. - Санкт-Петербург: Лабиринт, 1992. – 304 с.
Михалев А. Умей защитить себя. - М.: Шанс, 1992. – 56 с.
Михайлов, А.А. Игровые занятия в курсе ОБЖ 5-9 кл. / Михайлов А.А. – М.: Дрофа, 2009.
Мошкин, В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников: Монография / Мошкин В.Н. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002.
Петров, Н.Н. Человек в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие / Петров Н.Н. – Челябинск: Юж. – Урал. кн. изд-во, 1995. – 352 с.
Платонов, Ю.П. Социальная психология поведения: Учебное пособие / Платонов Ю.П. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.
Поляков, В.В., Кузнецов, М.И., Марков, В.В., Латчук, В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: учебник / Поляков В.В., Кузнецов М.И., Марков В.В., Латчук В.Н. – М.: Дрофа, 2010.
Рабочая программа к предметной линии учебников В.Н. Латчука, В.В. Маркова, М.И. Кузнецова и др. / В.Н. Латчук, С.К. Миронова, С.Н. Вангородский, М.А. Ульянова. – М.: Дрофа, 2011. – 105 с.
Репин, Ю., Шабунин, Р., Середа, В. Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях /Репин Ю., Шабунин Р., Середа В. - Екатеринбург, 1995. – 112 с.
Русак, О.Н., Малаян, К.Р., Занько, Н.Г. Безопасность жизнедеятельности /Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. – СПб.: Лань, 2003. – 448 с.
Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие / Л.А. Михайлов, Э.М. Киселева, О.Н. Русак и др; под общ. ред. Л.А. Михайлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 288 с.
Чмыхова, Г.В. Подготовка педагогов в учреждениях дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей / Чмыхова Г.В. // Наука и школа. – 2011. – №1. – С. 12-15.
Электронная энциклопедия// http://fil.vslovar.org.ru/1023.html
Эмельянов В.М., Коханов В.Н., Некрасов П.А. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: Учеб.пособие для высшей школы / Под. Ред. В.В. Тарасова. – 2-е изд. – М.: Академический проспект: Трикста, 2004. – 480 с.