СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ЕГО ФОРМИРОВАНИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ЕГО ФОРМИРОВАНИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня проблема обеспечения безопасности России и ее граждан приобрела ключевое, решающее значение. Происходящие изменения в обществе, в частности в социально-экономической, политической, духовно-нравственной, информационной сферах с одной стороны, создают качественно новые возможности выбора жизненного пути, с другой - оказывают деструктивное воздействие, вызывающее у многих людей дезориентацию в современной социальной ситуации, негативно отражаясь на планах, целях и качестве жизни, повышают социальную напряженность и приводят к нарастанию социального неблагополучия, росту аддикций, кримининализации социальной среды, ухудшению духовного здоровья общества.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года к числу угроз национальной безопасности относит «засилие продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев». Растут угрозы дестабилизации мировоззренческого характера, дебилизации, которые имеют и глобальный, и региональный, и локальный масштабы. Соответственно растет уязвимость человека, социальных групп, общества, государства в духовной, ценностной сфере. Произошло снижение «этической планки» и общекультурного уровня широких народных масс, т.е. понижение духовных моральных, интеллектуальных, физических качеств, необходимых для выживания [1].

Духовное здоровье, согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Стоит уделять особое внимание духовному здоровью ребенка, воспитанию гражданственности и патриотизма. Все это способствует определению природных задатков, для развития творческих способностей, привлечения к возрождению, сохранению и улучшению культурных ценностей накопленных поколениями, развития объективной самооценки и саморегуляции поведения, способности прочной адаптации в социуме - на наш взгляд, это самые актуальные проблемы, решение которых приведет к нормализации духовного здоровья подрастающего поколения.

Никогда не стоит забывать, что дети это не только наше будущее, но и наше настоящее, поэтому для решения данной проблемы стоит задействовать все институты гражданского общества, в области культуры, этноса и религии. Отсутствие духовного развития приводит к моральному разложению общества.

Если обратиться к истории России, то мы увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине. Особая роль в духовной жизни общества принадлежит религии. Религия является одной из древнейших форм культуры. Она является одним из наиболее устойчивых общественных институтов. Православные устои и традиции национальности всегда ярко отражались в культуре России. Термин духовное здоровье вышло из употребления в постреволюционный период России, где в воспитании подрастающего поколения на первый план ставилось развитие патриотизма к родине и преданность идеям социализма. В данный момент наша страна переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. На сегодняшний день материальные ценности превосходят над духовными, а из этого можно сделать вывод, что у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

Для того чтобы вернуться к основам духовно-нравственного воспитания, необходимо создать условия для развития духовного здоровья.

Духовно-нравственное воспитание - это комплексная проблема и решать ее нужно постепенно, включая в этот процесс как взрослых, так и детей.

Перед общеобразовательной школой стоят следующие задачи:

- помощь учащимся в развитии интеллектуальных, физических и духовных задатков; разработка личных нравственных убеждений;

- научить понимать, пи работать в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;

- создавать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;

- сосредоточить внимание детей на содержании материала, представляющего духовные ценности, в основе которых Слово и Действие.

И с этого момента начинается деятельность, от которой зависит весь процесс воспитания и обучения, по формированию:

1. Социальности, способности к изучению и освоению физического мира. Где в работе идет обращаться к традиционному отечественному культурному и духовному наследию.

2. Формированию способности к экономической, творческой интеллектуальной деятельности.

3. Способности испытывать добрые чувства, ценить их. Нужно помнить, что мир духовных ценностей навязывать ребенку нельзя, в процессе воспитания, нравственные знания становятся прочувственным опытом, в ходе чего формируется полноценная личность.

4. Способности брать на себя ответственность, лидировать, активно изменять мир.

5. Способности к нравственным поступкам[2].

Стоит уделять особое внимание духовному здоровью ребенка, воспитанию гражданственности и патриотизма. Все это способствует определению природных задатков, для развития творческих способностей, привлечения к возрождению, сохранению и улучшению культурных ценностей накопленных поколениями, развития объективной самооценки и саморегуляции поведения, способности прочной адаптации в социуме, на наш взгляд, решение данных приведет к нормализации духовного здоровья подрастающего поколения.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования направлен на духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся и сохранения их здоровья. Так в стандарте описан следующий портрет выпускника основной школы: «выпускник -

-любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

-осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

-социально активный, уважающий закон и право порядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

-уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

-осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды».

Решение данных задач, в частности, возможно и в процессе образования в области безопасности жизнедеятельности (таблица 1).

 

Таблица 1.

Возможности курса ОБЖ в обеспечении духовно-нравственной безопасности общества

Задачи духовно-нравственной безопасности общества

Содержание курса ОБЖ

Воспитание у подрастающего поколения патриотизма

Основы обороны государства и воинская обязанность

Формирование у детей культуры здоровья (в том числе профилактика употребления психоактивных веществ и других аддикций)

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Развитие гуманизма (в том числе профилактика агрессии и насилия)

Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях

Формирование у детей культуры безопасности (в том числе противодействие идеологии экстремизма и терроризма)

Чрезвычайные ситуации социального характера: терроризм - угроза обществу

Формирование у детей информационной культуры (в том числе противодействие манипуляции сознанием)

Чрезвычайные ситуации социального характера: безопасность в сети Интернет

 

Формирование духовного здоровья учащихся должно осуществляться как по школьной программе ОБЖ, так и во внеклассных мероприятиях. Необходимо обучать учащихся не подвергаться провокациям экстремистов и религиозных фанатиков, проводить семинары и дискуссии о вреде алкоголя, курения, наркотиков и т.д.

 

Список литературы:

1. Кисляков П.А. От нравственного здоровья личности к духовно-нравственной безопасности общества // Образование и здоровье: Материалы Всероссийской научной школы здоровья с международным участием (19-21 марта). - Стерлитамак: СФ БашГУ, 2013 - С. 89-92.

2. Путинцева И.Г. Современные проблемы духовно-нравственного воспитания школьников и молодежи в общеобразовательной школе // Материалы XII Новосибирских рождественских образовательных чтениий «Наука, образование, культура» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.orthedu.ru/news/2009/15-02-09.htm (дата обращения 19.01.2015)

Просмотров работы: 2007