ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ДЕЙСТВИЯМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ДЕЙСТВИЯМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Безопасность жизни и жизнедеятельности – насущная потребность человека. Рост количества и масштабов аварий, катастроф, стихийных бедствий и террористических актов, а также ущерба, наносимого ими экономике и экосфере, стал сегодня объективной реальностью. В этих сложных условиях развитие культуры безопасности подрастающего поколения становится важнейшей задачей государства. Неумение адекватно действовать в экстремальных ситуациях, отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни стало недопустимым. В этой связи возрастает ответственность учителей не только за обеспечение высокого качества знаний учащихся, но и возможности применить полученные знания, умения, навыки в условиях экстремальных ситуаций, выражающиеся в готовности к действиям в потенциально опасных ситуациях. Это, в свою очередь, настоятельно требует разработки методов, приемов, технологий, направленных на развитие и совершенствование прикладных умений и навыков, психической сферы как основных компонентов формирования готовности к действиям в экстремальных ситуациях.

Исследованием проблем обеспечения безопасности в экстремальных ситуациях занимаются И.Г. Малкина-Пых, А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. А.В. Гостюшин, А.А. Осипова, А.П. Назаретян и др. Формированию у учащихся готовности к деятельности в экстремальных ситуациях посвящены работы ряда отечественных ученых: В.Н. Мошкина, Л.В. Сорокиной А.В. Шигаева, Н.В. Елисеевой, В.В. Даниловой, В.А. Сидоркина и др.

Человек с древнейших времен испытывал постоянную незащищенность перед грозными проявлениями природных процессов. В истории цивилизации многие природные катастрофы сопровождались крупными социальными потрясениями.

Природные катастрофы вызывают тяжелые морально-психологические и социальные последствия. Гибель Помпеи в Италии в 79 г. до н.э., запечатленная на полотне К.П. Брюллова в результате извержения вулкана Везувий является не единственным примером, когда процветавшие города и поселение приходили в упадок в результате стихийных природных бедствий, а потом и исчезали вообще. Ужас и отчаяние застыли на лицах у людей изображенных на полотне. Подобные примеры имеются в истории практически всех народов мира.

Человек всегда пытался защититься от различных катаклизмов, используя для этого все доступные ему способы: знахари и шаманы, обращающиеся к силам природы; жертвоприношения с целью умилостивить богов; военные отряды, защищающие свои и захватывающие новые – менее опасные и более богатые территории. Все это – первые попытки обеспечить собственную безопасность.

Морально-психологический фактор имеет большое значение при действиях в условиях чрезвычайной ситуации (ЧС).

Морально-психологическое воздействие на человека в условиях ЧС вызывает стрессы, психические расстройства и как следствие – снижение работоспособности [13]. Тяжелая картина разрушений и опустошений, непосредственная угроза жизни отрицательно воздействуют на психику человека. В некоторых случаях могут нарушить процесс нормального мышления, ослабить или полностью исключить контроль над собой, что приводит к неоправданным и непредсказуемым действиям.

У неподготовленных психологически, не закаленных людей появляется чувство страха и стремление убежать из опасного места, у других психологический шок, сопровождаемый оцепенением мышц. В этот момент нарушается процесс нормального мышления, ослабевает или полностью теряется контроль сознания над чувствами и волей. Нервные процессы (возбуждение или торможение) проявляются по-разному. Например, у некоторых расширяются зрачки говорят, «у страха глаза велики», нарушается дыхание, начинается учащенное сердцебиение «сердце готово вырваться из груди», спазмы периферических кровеносных сосудов «побелел как мел», появляется холодный пот, слабеют мышцы «опустились руки», «коленки подогнулись», меняется тембр голоса, а иногда теряется дар речи. Известны даже случаи смерти при внезапном сильном страхе от резкого нарушения работы сердечно-сосудистой системы [3].

Такое состояние бывает довольно продолжительным от нескольких часов до нескольких суток. При ликвидации последствий землетрясений и аварий приходится иногда наблюдать людей, которые находятся в состоянии душевной подавленности, могут длительное время бесцельно бродить по развалинам населенного пункта.

Необходимость изучения влияния экстремальных факторов на психику человека привела к возникновению и активному развитию новой сферы психологической науки и практики – экстремальной психологии.

Экстремальная психология – отрасль психологической науки, изучающая общие психологические закономерности жизни и деятельности человека в измененных (непривычных) условиях существования. Исследования в области экстремальной психологии имеют своей задачей совершенствование психологического отбора и психологической подготовки для работы в необычных условиях существования, а также разработку мер защиты от травмирующего воздействия психогенных факторов (Психология. Словарь, 1990).

Понятия чрезвычайной и экстремальной ситуации еще не получили исчерпывающих определений. В контексте дипломной работы мы будем использовать следующие определения.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которое может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей («Закон о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 21 декабря 1994 № 68ФЗ СЗРФ 94(35)»).

Экстремальная ситуация (от лат. extrеmus – крайний, критический) – внезапно возникшая ситуация, угрожающая или субъективно воспринимающаяся человеком как угрожающая жизни, здоровью, личностной целостности, благополучию.

Экстремальные ситуации (ЭС) ставят перед человеком большие трудности, требуют от него большого, даже предельного напряжения сил и возможностей, они выходят за пределы обычного, «нормального» человеческого опыта. Иначе говоря, экстремальность ситуации определяют факторы, к которым человек еще не адаптирован и не готов действовать в их условиях. Степень экстремальности ситуации определяется силой, продолжительностью, новизной, непривычностью проявления этих факторов.

Экстремальность бывает и профессиональной (угроза банкротства, разорения, крупные потери, неудачи, отсутствие средств для оплаты задолженности, выход из строя техники и отсутствие запчастей и др.) и бытовой (острые конфликты, национальный экстремизм, угрозы преступников, перегрузки и отсутствие сил, противоречия между требованиями ситуации и личной подготовленностью к ней и т.п.).

Действия в экстремальной ситуации часто имеют решающее значение для успеха. Они – пик профессионализма и подготовленности человека к реалиям жизни. В последние десятилетия происходит рост экстремальности в жизни и деятельности практически всех граждан, что повышает значение их экстремальной подготовленности[26].

Для экстремальных ситуаций характерны трудности, вызванные разными факторами, относящимися к трем группам: обстановочным, деятельностным и личностным.

К обстановочным факторам относятся объективные особенности событий:

1) факт возникновения события, относимого обычно к экстремальным (катастрофа, авария, землетрясение, пожар, крах, смерть и пр.);

2) наблюдаемых потерь, лишений, разрушений, страданий, срыва работы, неудачи, поражения и пр. (непосредственные впечатления);

3) объективной угрозы выполнению плана, достижению цели, здоровью, жизни людей или самого сотрудника;

4) новизны, необычности, внезапности, стремительностивозникновения и протекания значимого события (помех, конфликтов, противодействия, вымогательства, шантажа, нападения и др.);

5) неопределенности, общей тревожности, пораженческих настроений, хождения слухов;

6) воздействие неблагоприятных климатических условий: жары, холода, кислородной недостаточности и т.д.;

7) дефицит необходимой информации или явный избыток противоречивой информации.

Деятельностные факторы присущи самой деятельности, которую реализует человек:

1) понимания большой значимости предстоящих или выполняемых человеком действий;

2) предвидения больших трудностей в достижении необходимого результата и возможности неудачи;

3) понимания большой цены ошибки, если она будет допущена;

4) осознания личной ответственности за успех;

5) дефицита времени для подготовки, принятия решения и достижения необходимого результата;

6) ожидания;

7)понимания недостаточной обеспеченности предстоящих или осуществляемых действий, нужной для успеха;

8) коллективизма, солидарности, выражающиеся в понимании не подводить других, не выглядеть в их глазах неполноценным профессионалом, неполноценной личностью;

9) неудач, сделанных промахов, ошибок;

10) больших и длительных нагрузок, чрезмерное психическое, физическое, эмоциональное напряжение;

11) различные эмоциогенные воздействия в связи с опасностью, трудностью, новизной, ответственностью ситуации;

12) наличие голода, жажды.

Личностные факторы связаны с психологическими особенностями личности:

1) отсутствие интереса. Работа с интересом умножает силы, без него – заставляет постоянно пересиливать себя;

2) отсутствие личного опыта действий в экстремальных вообще или подобных ситуациях;

3) неуверенность в себе;

4) неуверенность в правильности решения, сделанном выборе (борьба мотивов);

5)неуверенность в коллегах, руководителе;

6)неуверенность в технике, средствах защиты, оружии;

7) непонимание обстановки и того, что надо делать;

8)психологическая неготовность, неполной собранности;

9) низкая психологическая надежность, проявляющаяся в обостренных реакциях на трудности (чрезмерная тревожность, переживания, плохое самообладание);

10) низкая работоспособность и выносливость.

Остановимся на рассмотрении видов экстремальных ситуаций. По сути для классификации экстремальных ситуаций можно использовать классификацию чрезвычайных ситуаций по источнику происхождения, поскольку при ЧС есть угроза жизни и здоровью человека и она воспринимается им как экстремальная. Таким образом, можно выделить следующие виды экстремальных ситуаций по источнику происхождения:

  • ЭС техногенного характера: транспортные аварии и катастрофы, пожары, неспровоцированные взрывы или их угроза, аварии с выбросами (угрозой выбросов) опасных химических, радиоактивных, биологических веществ, внезапное разрушение сооружений и зданий, аварии на инженерных сетях и т.д.;

  • ЭС природного (естественного) характера, стихийные бедствия: опасные геологические, метеорологические, гидрологические морские и пресноводные явления, природные пожары, землетрясения, наводнения, цунами, ураганы, смерчи, торнадо и др. явления, вызванные естественными причинами;

  • ЭС социально-биологического характера: массовое заболевание людей инфекционными заболеваниями (эпидемии);

  • ЭС социального характера (терроризм, захват заложников, массовые беспорядки, военные действия, насилие, мошенничество, кража, грабеж и пр.) [35].

По степени экстремальности, трудностей, напряжений все ситуации делятся на:

1) нормальные, характерные обычными трудностями;

2) параэкстремалъные трудности около предельных;

3) собственно экстремальные испытываемые трудности требуют полной мобилизации возможностей человека;

4) гиперэкстремальные трудности чрезмерны, превосходят возможности человека, обязывают действовать «через не могу» [26].

Профессиональная деятельность, да и нередко жизнь, характерны чередой ситуаций, в которой встречаются все эти типы. Любая нормальная ситуация может перерасти в остро экстремальную даже из-за неосторожно сказанного слова, полученной новой информации, нервного состояния собеседника.

Однако экстремальной ситуацию делает не только реальная, объективно существующая угроза жизни для самого себя или значимых близких, но и наше отношение к происходящему. Восприятие одной и той же ситуации каждым конкретным человеком индивидуально, в связи с чем критерий «экстремальности» находится, скорее, во внутреннем, психологическом плане личности. Одна и та же ситуация для разных людей может быть нормальной, параэкстремальной, экстремальной или гиперэкстремальной. В решающей степени это зависит от особенностей личности, подготовленности и психического состояния. Так, прыжок с парашютом для человека, впервые совершающего его, бесспорно экстремален, а для мастера парашютного спорта – обыденное, нормальное событие. Собранный, настороженный и отмобилизовавший свои силы человек готов к встрече с любыми опасностями и неожиданностями, но он может вздрогнуть, испытать мгновенный испуг и растерянность, услышав рядом телефонный звонок, когда пребывает в состоянии расслабленности (психологически верна народная поговорка: «расплох и медведя губит») [26].

Экстремальные ситуации (угроза потери здоровья или жизни) существенно нарушают базовое чувство безопасности человека, веры в то, что жизнь организована в соответствии с определенным порядком и поддается контролю, и могут приводить к развитию болезненных состояний – травматического и посттравматического стресса, других невротических и психических расстройств.

Если раньше основную озабоченность вызывали такие последствия экстремальных ситуаций, как количество смертей, физических заболеваний, травм, то сейчас специалистов волнуют и последствия для психосоциального и психического здоровья населения. Специалисты, работающие с людьми, пережившими катастрофу, обратили внимание на то, что психические последствия катастроф могут быть не менее тяжелыми, чем соматические, и приводить к серьезным заболеваниям и социальным проблемам, как у отдельного человека, так и у групп людей и общества в целом. Что обуславливает необходимость специальной экстремальной подготовленности человека.

Жизнь человека во все времена изобиловала стрессами, опасностями, была наполнена тревогами. Человек вынужден существовать и действовать в подчас неблагоприятных, довлеющих, а главное, не проясненных обстоятельствах. Он всегда оказывался действующим лицом в формуле с множеством неизвестных. Эта ситуация непроясненности, имеющая в жизни хронический характер, стрессирует человека, вызывает тревогу. Все эти события накладывают свой отпечаток на психическое состояние человека. Психическое состояние человека – это характеристика, отражающая его общее положение относительно координатных объектов среды. Оно проявляется в виде регулятивной функции адаптации человека к окружающей ситуации и среде и оказывает воздействие на восприятие человеком окружающей среды, его реакцию на происходящие события, способность оценивать обстановку, принимать правильное решение и реализовать его[13].

Существуют два вида психологических реакций человека в экстремальных ситуациях. Возникающие всегда, во всех экстремальных ситуациях, независимо от их конкретных особенностей. И специфические, соответствующие особенностям ситуации. Первые выражаются в универсальной реакции – психологическом стрессе возникновении психического напряжения, вызывающего общую мобилизацию возможностей психики и организма, необходимую для преодоления возникших трудностей. Вторые – в реакции, в точности отвечающей своеобразию данной экстремальной ситуации – адекватные ей психические процессы и состояния, мысли, соображения, чувства, волевые процессы, поступки, действия, приемы. Те и другие, в зависимости от своего характера, могут способствовать успеху действий в экстремальных ситуациях либо ухудшать и даже срывать их. Так, относительно небольшое психическое напряжение (эустресс) повышает качество действий, а чрезмерное (дистресс) – ухудшает. Хорошая подготовленность позволяет действовать соответственно специфике обстановки, а плохая – порождает несуразные или некачественные решения, непродуманные действия, применение несоответствующих обстановке приемов и возникновение неадекватных психических состояний (например, потерю бдительности или неоправданные страхи) и др.[27].

На надлежащим образом подготовленного к решению задач в экстремальных условиях человека экстремальные факторы и ситуации сказываются, напротив,положительно. Они способствуют должной мобилизации сил и возможностей, обострению чувства долга, ответственности и решимости, вызывают внутренний подъем, даже азарт, энергичность и активность, настойчивость и упорство, деятельностный максимализм (страстное стремление добиться самого высокого и безусловного результата), повышенную бдительность, внимательность, наблюдательность, быструю и четкую работу мысли, готовность к любым неожиданностям и быстрым реакциям, смелость, устойчивость к временным неудачам и др. Качество действий даже повышается по сравнению с нормой [3].

Эмоции крайне разнообразны по своим качествам: в одних случаях они мобилизуют духовные силы для преодоления трудностей, помогают справиться с непосильными задачами, в других - приводят к противоположным результатам.

Существует определенная зависимость между силой стресса и работоспособностью человека. Ее называют предстартовой реакцией; состоит она из трех этапов, которые отражают различные уровни эмоционального возбуждения: боевой готовности, стартовой лихорадки и стартовой апатии:

1) психологическое состояние боевой готовности, сопровождается напряженным ожиданием, желанием приступить к действию и стремлением отдать все силы и способности для достижения цели. Если начало работы переносится на другое время (срок), то изменяется уровень эмоционального возбуждения. Дальнейшее нарастание его переходит в состояние стартовой лихорадки;

2) стартовая лихорадка приводит к эмоционально-моторным, эмоционально-сенсорным и эмоционально-интеллектуальным нарушениям.

Эмоционально-моторные нарушения характеризуются ухудшением координации точности движений. Эмоционально-сенсорные нарушения выражаются в ослаблении функций различных анализаторов и проявляются в виде замедленного восприятия команд, затруднениях при необходимости переключить внимание, ухудшении мышечного чувства, искажении чувства времени.

Эмоционально-интеллектуальные нарушениясопровождаются снижением критичности оценки своих действий, затруднением мыслительных операций, временным понижением памяти, появлением немотивированных действий.

В динамике эмоционального возбуждения большое значение имеет типологическая особенность нервной системы личности: человек с сильной нервной системой более устойчив к стартовой лихорадке, у человека со слабой нервной системой она (стартовая лихорадка) быстро переходит в стартовую апатию;

3) стартовая апатия - это состояние, когда эмоциональное возбуждение резко снижается и достигает уровня ниже ординарного. Затрудняются мыслительная, интеллектуальная деятельность, человеку становится сложнее принимать решения. Однако следует сказать, что определенная степень волнения перед началом и во время работы оказывает положительное влияние на психологическую готовность к деятельности, соревнованиям [27].

Индивидуальная реакция человека на экстремальную ситуацию в значительной мере предопределена врожденными свойствами его нервной системы, которые можно сопоставить с классическими представлениями о типах темперамента.

Темперамент – это совокупность соответствующих динамических свойств поведения, своеобразно сочетающихся в каждом индивиде (Гиппенрейтер, 2002). Согласно мнению большинства исследователей, темперамент – это врожденный биологический фундамент, на котором формируется целостная личность. Он отражает энергетику и динамические аспекты поведения человека, такие как подвижность, темп и ритмичность реакций, а также эмоциональность. В научно(популярной литературе по психологии часто можно встретить упоминание о четырех типах темперамента: сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), холерик (сильный, неуравновешенный) и меланхолик (слабый).

В экстремальной ситуации влияние темперамента на способ и эффективность деятельности усиливается: человек попадает под управление врожденных программ своего темперамента, требующих минимального энергетического уровня и времени регулирования. Так, холерик особенно склонен к проявлению отрицательных эмоций гнева и ярости, сангвиник предрасположен к положительным эмоциям; флегматик вообще не склонен к бурному эмоциональному реагированию, хотя потенциально он, подобно сангвинику, тяготеет к эмоциям положительным, а меланхолик быстро поддается отрицательным эмоциям страха и тревоги.

В целом, люди с сильным типом высшей нервной деятельности легче переносят воздействие стрессовой ситуации, чаще используют активные способы преодоления, совладания, в то время как люди со слабым типом нервной системы склонны к избеганию, уходу от стрессового воздействия, перекладыванию ответственности на других людей или внешние обстоятельства. Максимально бурная, стеническая (раздражение, гнев, ярость) эмоциональная реакция на стресс свойственна людям с холерическим темпераментом, особенно остро они реагируют на возникновение внезапного препятствия на пути к достижению поставленной цели. Тем не менее, они хорошо справляются со срочными неожиданными задачами, так как наличие сильных эмоций «подстегивает» их к активной деятельности. В ситуации стресса флегматик хорошо справится с отработанными, стереотипными действиями, в то же время не стоит ожидать от него эффективных решений в условиях быстро меняющейся обстановки. Наиболее тяжело стресс переносят меланхолики. Они изначально склонны к эмоциям страха и тревоги, их чувства носят затяжной характер, страдания кажутся невыносимыми и выше всяких утешений. При необходимости действовать в стрессовой ситуации меланхолики будут демонстрировать отсутствие энергии и настойчивости, но их преимуществом может стать высокий самоконтроль.

Следует иметь в виду, что указанная типология темперамента является упрощенной схемой, далеко не исчерпывающей возможные особенности темперамента каждого конкретного человека.

Психологическая пригодность учащихся к действиям в экстремальных ситуациях во многом определяется их индивидуальными психологическими особенностями (умением быстро приспособиться к условиям деятельности, сосредоточить внимание на выполнении работы). Но огромное значение имеет также способность полноценно отдохнуть за короткий промежуток времени и быстро восстановить силы. Переутомленный человек хуже справляется со своими обязанностями, а возникающие в связи с этим служебные проблемы могут еще больше способствовать развитию психических нарушений. Часто встречающиеся в таких случаях повышенная эмоциональная возбудимость, бессонница заставляют людей прибегать к помощи медикаментозных средств, что без контроля врача может иметь отрицательные последствия. Часть людей пытается снять эмоциональную напряженность и заглушить появившиеся трудности путем употребления спиртных напитков, что также далеко не безразлично для организма [6].

Утомление - это физиологическая реакция организма на любую деятельность. Оно проявляется в снижении количества и качества выполняемой работы и в нарушении координации рабочих функций. Наиболее типичный признак утомления - понижение чувствительности различных анализаторов и функциональных систем (зрения, слуха, обоняния, рецепторов, воспринимающих тепло и холод, положение тела и конечностей). Отмечается снижение мышечной массы, скорости двигательных реакций, выносливости, умственной деятельности. Если регулярно нарушается режим труда и отдыха, то происходит суммация явлений утомления, и в результате развивается состояние переутомления [35].

Переутомление с физиологической точки зрения - это перенапряжение возбудительного и тормозного процессов в коре больших полушарий мозга. Поэтому оно может рассматриваться как патологическое состояние. Первые признаки переутомления - нарушение ночного сна, повышенное чувство усталости, не проходящее после обычного отдыха. Но с жалобами на это редко кто обращается к врачу. Обосновать заключение о переутомлении можно по внешним объективным признакам: неустойчивое настроение, некоторая вялость, снижение активности и интереса к делу. Наблюдаются ошибки в трудовой деятельности, главным образом в результате нарушения функций внимания, особенно вследствие затруднений в распределении и переключении его (появляется так называемая забывчивость). Нередко при объективном обследовании врач может выявить также тахикардию, тремор пальцев рук, изменение реакций при проведении функциональных проб, повышенную потливость. Столкнувшись с такими явлениями, он должен отстранить человека от работы, тренировок, рекомендовать снизить нагрузки, упорядочить режим отдыха и питания, провести необходимые восстановительные мероприятия [35].

Даже в тех случаях, когда под воздействием стресса у человека возникают не выраженные заболевания, а, казалось бы, "невинные" нарушения психической деятельности, вопрос их профилактики все равно стоит крайне остро. Ведь такие предболезненные проявления в дальнейшем могут перерасти в тяжелые заболевания, угрожающие здоровью человека.

В целом, подверженным несчастным случаям более свойственна агрессивность, импульсивность, рассеянность, эмоциональная неуравновешенность, высокая динамика истощения и пр. В связи с чем, у детей необходимо развивать такие качества, как эмоциональная уравновешенность, внимательность, лидерские качества, способствующие в перспективе обеспечению безопасности в повседневной жизнедеятельности и в экстремальных ситуациях. Большое значение также имеют волевые качества. Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий». Преодоление человеком препятствий требует волевого усилия – особого состояния нервно - психического напряжения, мобилизующего его физические, интеллектуальные и моральные силы. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации.

Остановимся также на рассмотрении возможных психологических и физиологических реакций человека на экстремальную ситуацию. К ним в частности относятся страх, тревога, паника, истерика, апатия, двигательное возбуждение, дрожь.

Страх – это внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. Страх – это чувство, которое, с одной стороны, оберегает нас от рискованных, опасных поступков. С другой стороны, каждому знакомо мучительное состояние, когда страх лишает нас способности думать, действовать. Поэтому с точки зрения психологии страх считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом.

Страх может проявляться в виде возбуждённого или подавленного эмоционального состояния. Очень сильный страх (например ужас) часто сопровождается именно подавленным состоянием. Помимо общего термина "страх", для различных близких по природе негативных эмоциональных состояний используются термины "тревога", "испуг", "паника", "фобии" и т.д. Например, кратковременный и сильный страх, вызванный внезапным сильным раздражителем, называют "испугом", а длительный, слабо выраженный, диффузный страх – "тревогой".

Часто говорят, что, испытывая страх, человек боится чего-то конкретного (поездок в метро, болезни ребенка, аварии и т.д.), а испытывая чувство тревоги, человек не знает, чего боится. Поэтому состояние тревоги тяжелее, чем состояние страха.

Ужас – состояние человека под влиянием сильного страха (испуга), отличительной чертой которого является подавленность (оцепенение), иногда дрожь, в общем, отсутствие активной реакции по устранению источника страха.

По принятой в настоящее время классификации оцепенение является защитной реакцией животного организма на испуг в случае, если угроза явно превосходит возможности организма противостоять ей при том, что отсутствует возможность скрыться.

Чувство ужаса обычно приходит и после простого наблюдения страшных событий (природных и техногенных катастроф, актов террора и т. п.), часто бывает достаточно о них услышать или испытать их иным образом.

Истерика – демонстративное поведение, выражающее активный протест, собственные страдания и невозможность адекватных реакций. Обычно за истерикой стоит необоснованное желание, на котором человек настаивает скандальным образом, нарушая формат: кричит, привлекает всеобщее внимание, бьет посуду. Дети падают на пол, стучат руками и ногами, разрушают все вокруг. Тихая истерика - закатывание глаз, демонстрация полной беспомощности, безудержный стон или рыдания.

Истерики чаще устраиваются людьми с истероидными чертами характера, но воспитанные люди, хотя бы и с истероидными чертами, истерики не устраивают.

Апатия – состояние безразличия, равнодушной вялости. Апатия является реакцией, которая направлена на защиту психики человека. Как правило, она возникает после сильных физических или эмоциональных нагрузок. При апатии человек чувствует упадок сил, ему трудно собраться и начать что-то делать.

Двигательное возбуждение – состояние, в каком-то смысле противоположное апатии, человек испытывает «переизбыток» энергии. Есть потребность активно действовать, а ситуация этого не требует. Если двигательное возбуждение выражено слабо, то чаще всего человек нервно ходит. В крайних вариантах проявления этого состояния человек может предпринимать активные действия, не отдавая в них отчета. Например, после сильного испуга человек куда-то бежит, может наносить травмы себе и окружающим, а затем не может вспомнить о своих действиях.

Одним из наиболее опасных психологических состояний в экстремальной ситуации, требующих определенных организационных мероприятий, является паника.

В самом общем определении паника – это состояние ужаса, сопровождающееся резким ослаблением волевого самоконтроля.

Следствием оказывается либо ступор, либо дезорганизация планомерных действий. Поведение во внутренне конфликтной ситуации становится антиволевым: эволюционно примитивные потребности, прямо или косвенно связанные с физическим самосохранением, подавляют потребности, связанные с личностной самооценкой.

Паника может являться результатом как личного, так и массового приступа страха. Во втором случае паника представляет собой стихийное массовое поведение людей (толпы).

Выделяют четыре группы факторов возникновения массовой паники (Назаретян А.П., 2005).

1. Социальные факторы – напряженность в обществе, вызванная происшедшими или ожидаемыми природными, экономическими, политическими бедствиями. Это могут быть землетрясение, наводнение, эпидемия, реальная или мнимая нехватка продовольствия, резкое изменение валютного курса, государственный переворот, начало или неудачный ход войны и т.д. Иногда напряженность обусловлена памятью о трагедии и (или) предчувствием надвигающейся трагедии, приближение которой ощущается по каким-либо признакам.

2. Физиологические факторы – усталость, голод, длительная бессонница, алкогольное и наркотическое опьянение. Они снижают уровень индивидуального самоконтроля, что при массовом скоплении людей чревато особенно опасными последствиями. Так, типичными ошибками при организации митингов, манифестаций и массовых зрелищ становятся затягивание процесса, а также безразличное отношение организаторов к фактам продажи и употребления участниками спиртных напитков.

3. Общепсихологические факторы – неожиданность, удивление, испуг, вызванные недостатком информации о возможных опасностях и способах противодействия.

4. Социально-психологические и идеологические факторы – отсутствие ясной и высокозначимой общей цели, эффективных, пользующихся общим доверием лидеров и, соответственно, низкий уровень групповой сплоченности.

Появление у человека перечисленных психологических и физиологических реакций указывает на необходимость принятия мер по их устранению. Т.е. человек, оказавшийся в чрезвычайной ситуации, нуждается в экстремальной психологической помощи. Оказание экстренной психологической помощи имеет своей целью снятие эмоциональной напряженности, ослабление появившихся трудностей, не прибегая к приему специальных медицинских средств, воздействуя не на организм, а на психику человека, которая в свою очередь оказывает влияние на разные физиологические органы.

Деятельность человека в экстремальных условиях определяется целым рядом факторов. Обобщая их, можно сделать вывод, что мобилизовать свои лучшие качества, выполнить стоящую задачу в заданные сроки и с минимальными затратами психических и физических усилий могут лишь те люди, которые характеризуются высоким уровнем психологической готовности к действиям в экстремальных условиях и волевые качества. Именно эти личностные характеристики являются в конечном итоге критериями оценки деятельности человека в экстремальной ситуации. Поэтому необходимо более глубоко рассмотреть вопросы, связанные с их изучением и формированием.

Одним из постулатов научного знания о безопасности жизнедеятельности является то, что «жизнедеятельность человека потенциально опасна». Соответственно результатом образования в области безопасности жизнедеятельности должна стать экстремальная подготовленность и готовность к деятельности в экстремальных ситуациях, которые выражаются в системе знаний, навыков и умений, необходимых для успешных действий и обеспечения безопасности в экстремальных ситуациях, а также необходимых для этого психологических качеств (Девисилов В.А., Столяренко А.М., Китаева-Смык Л.А., Филатова-Шуева М.М., Лебедева В.И., Назарова Т.С., Суворова В.В., Шаповаленко B.C. и др.).

А.М. Столяренко (2002) подразделяет экстремальную подготовленность на общую и специальную [31].

Специальная экстремальная подготовленность характеризуется морально-психологической подготовленностью, экстремальной обученностью (умения и навыки), психологической подготовленностью (психологическая устойчивость, психологические качества), подготовленностью к обеспечению личной безопасности, практическим опытом преодоления трудностей.

Общая экстремальная подготовленность человека заключается в:

  • знании сущности, типов, видов экстремальных ситуаций;

  • понимании основных требований экстремальных ситуаций к человеку, трудностей и опасностей, возникающих перед ним, возможных последствий негативного и позитивного характера;

  • убежденности в необходимости тщательной и полноценной подготовки себя к экстремальным ситуациям в жизни и деятельности и обеспечении таким образом личной безопасности;

  • сформированном и появляющемся стремлении человека к непрерывному повышению собственной экстремальной подготовленности.

Важность экстремальной подготовленности отмечает в своем исследовании Л.А. Китаева-Смык, заключая, что осведомленность человека о стрессе, изучение его проявлений на себе уже положительно отражается на психологической устойчивости. При этом, как справедливо отмечает автор, решение названных задач необходимо строить с учетом контингента и тех конкретных экстремальных ситуаций, в которых они могут оказаться (особенности места жительства, возраста обучающихся, социальная среда и пр.).

Готовность представляет собой степень мобилизации внутренних ресурсов человека, рассматривается как первичное, фундаментальное исходное условие успешного выполнения деятельности любой сложности, в том числе и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Как отмечал М.Б. Сулла, одним из основных факторов исключения негативных явлений в жизнедеятельности человека должно стать воспитание готовности к безопасной деятельности: непрерывное, систематическое и последовательное, начиная с раннего детского возраста, продолжающееся в системе образования и в течение всей жизни. Воспитание готовности к безопасной деятельности является неотъемлемой частью общего гуманистического образования [32].

Понятие психологической готовности понимается как состояние мобилизации всех психофизиологических систем организма, обеспечивающих эффективное выполнение требуемого действия. Это понятие в психологии имеет несколько смысловых оттенков:

1) вооруженность учащегося необходимыми для успешного выполнения деятельности знаниями, умениями и навыками;

2) готовность старшеклассников к экстренной реализации имеющейся программы действий в условиях возникновения определенной ситуации;

3) решимость и желание совершить нужное действие[21].

Психологическими предпосылками наступления готовности учащихся к выполнению конкретной деятельности является ее понимание, осознание ответственности, желание добиться успеха, определение последовательности и способов выполнения деятельности. Затрудняют появление готовности пассивное отношение к учебе, беспечность, безразличие, отсутствие плана действий и намерения максимально использовать свой опыт и свои знания. Недостаточность готовности приводит к неадекватным реакциям, ошибкам, несоответствию функционирования психических процессов тем требованиям, которые предъявляются ситуацией.

Л.А. Сорокина (2010) определяет понятия «готовность к безопасному поведению» как свойство личности, характеризующееся направленностью на обеспечение личной и общественной безопасности и позволяющее эффективно (адекватно) взаимодействовать с опасными ситуациями, возникающими в повседневной жизни [29].

Исследование Л.В. Сорокиной (2006) направлено на формирование у студентов средних специальных учебных заведений готовности к обеспечению безопасности жизнедеятельности, под которой понимается интегративное личностное образование, системообразующее компоненты, показатели которых свидетельствуют о теоретической осведомленности и практических возможностях студентов к решению профессиональных задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности [30].

А.В. Шигаев (2004) и Н.В. Елисеева (2007), исследуя готовность обучающихся к эффективным действиям в экстремальных ситуациях, определяют данную категорию через совокупность специальных знаний, прикладных умений и навыков, мотивационных и психологических качеств личности, в единстве обеспечивающих активное противодействие экстремальным условиям жизни.

В.В. Данилова (2008) к основным показателям готовности подростков к действиям в чрезвычайных ситуациях относит отношение к безопасной жизнедеятельности, сформированность ведущих копинг-стратегий преодоления стресса и решения проблем; уровень теоретической подготовленности в сфере безопасности жизнедеятельности, сформированность психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия), волевых качеств (самооценки силы воли, смелости, решительности); уровень физического развития, физической подготовленности, свойств центральной нервной системы (экстраверсии, нейротизма), выраженность эмпатии, самоконтроля, нравственно-волевых качеств.

В.А. Сидоркин (2008) акцентирует внимание на готовности обучающихся к организованным действиям при чрезвычайных ситуациях. Автор определяет данное состояние личности как целостное, многоуровневое и многокомпонентное образование, определяющее современное мироотношение и социальную позицию в условиях чрезвычайных ситуаций и выражающееся: в ценностной установке на совершение организованных действий по защите не только себя, но и окружающих; в умении предвидеть опасность; соблюдать определенные правила для того, чтобы в ситуации опасности не оказаться; в устойчивом стремлении и умении обучать других такому поведению посредством собственного примера; в способности преодолевать и/или контролировать свое эмоциональное состояние в ситуации опасности на основе знаний о способах действия и тренировок по их применению.

В.Н. Мошкин (2004) в составе готовности учащихся к обеспечению безопасности жизнедеятельности выделяет следующие составляющие: готовность к прогнозированию, профилактике, минимизации, преодолению и ликвидации последствий вредных и опасных факторов жизнедеятельности; готовность к использованию мировоззренческих, нравственных, психологических, правовых, физических, коммуникативных, интеллектуальных, информационных, экономических, политических, медицинских, эстетических и иных средств обеспечения безопасности жизнедеятельности; деятельность по обеспечению безопасности: мотивы, знания, умения, творчество, убеждения, самоконтроль; способности и качества личности: сила, выносливость, наблюдательность, стрессоустойчивость, смелость, решительность, оптимистичность, коллективизм, милосердие, гуманизм, осторожность, готовность к оправданному риску и др. [20].

Следует отметить, что указанные авторы рассматривают готовность обучающихся к деятельности в экстремальных ситуациях, как правило, техногенного и природного характера. В целом данные подходы можно экстраполировать и к деятельности при опасностях социального характера, вместе с тем обеспечение безопасности в социуме имеет свою специфику, обусловленную тем, что угрозы исходят от человека или групп людей.

Состояние психологической готовности учащихся к деятельности в экстремальных условиях определяется прежде всего способностью человека к эмоциональной изоляции всего внеконтекстуального, а после этого – привыканием (адаптацией) к обстановке. Считается, что человек не может совершить ни одного действия, предварительно не пережив его эмоционально. Благодаря этому человек каждый раз как бы внутренне воспроизводит тот вид деятельности, который ему предстоит выполнить. Но именно эти переживания и оказываются самой уязвимой частью способности человека осуществлять сложные виды деятельности в наибольшей степени подвергаются отрицательному воздействию эмоционального стресса.

Исходя из этого, можно уточнить психологическую роль эмоционального стресса. Если предварительное эмоциональное переживание ситуации позволяет как бы дистанционно оценить условия протекания планируемой деятельности (состояние временной готовности), то эмоциональный стресс выступает в экстремальных условиях в виде фактора, разрушающего это предварительное «эмоциональное планирование» (т. е. состояние временной готовности) и, следовательно, всю схему предстоящей деятельности (т. е. долговременной готовности)[27].

Таким образом, состояние психологической готовности учащихся имеет сложную динамическую структуру, является выражением совокупности интеллектуальных, мотивационных и волевых качеств личности и их соотношении с внешними условиями.

Подводя итог сказанному, мы можем говорить о готовности человека к действиям в экстремальных условиях, как интегральной характеристики – совокупности знаний, необходимых способов действий, мотивационных и волевых качеств личности, действиям снижающих воздействие экстремальных факторов.

Готовность к деятельности в экстремальных условиях тесно связана с адаптационными возможностями человека. Адаптация – это приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. В зависимости от того, в каких внешних условиях и на каком уровне осуществляется взаимодействие человека со средой, могут проявляться различные виды адаптации: физиологическая, биологическая, психологическая, социальная[7].

Положительный эффект адаптации заключается в увеличении относительного соответствия поведения условиям новой среды. Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях. Благодаря адаптации создается возможность оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке. Если же адаптация не наступает, возникают дополнительные затруднения в освоении предмета и условий деятельности вплоть до нарушений в ее регуляции. В адаптивном поведении учащегося могут участвовать физиологические, эндокринные и другие реакции организма, психические процессы, опыт, состояния и свойства личности. Отсюда ясно, что адаптация и готовность к деятельности связаны между собой, оказывают то или иное влияние друг на друга.

Особенность адаптации к опасной обстановке состоит в том, что ее поддержание связано с волевыми усилиями. По этому поводу И. М. Сеченов писал: «Привыкнуть к страшному, к отвратительному не значит выносить его без всяких условий (это бессмыслица), а значит, искусно управлять усилием». Усилия необходимы для совершения действий в состоянии острого психического и нервного напряжения, усталости, неудовлетворенности, страха, которые могут возникать в опасной ситуации даже у стойкого человека, имеющего положительный опыт деятельности.

Адаптация – это процесс, который реализуется благодаря энергетической, психологической и нравственной мобилизации человека в соответствии с требованиями среды[7]. Однако возможность такой мобилизации и освоения новых условий у разных людей неодинаковы. Кроме того, следует учитывать, что адаптационные возможности учащегося далеко не безграничны.

Факторы адаптации можно разделить на две группы. К первой из них относятся те, которые связаны с особенностями личности самого человека. Это такие характеристики, как общая и специальная подготовленность, характер, темперамент, познавательные и другие психические процессы, исходное психическое состояние, возраст и т. п. Так, лица с медленной реакцией на внешние воздействия, спокойные, рассудительные (флегматики) с большим трудом приспосабливаются к сложным условиям, но их адаптация прочнее, чем у лиц, быстро и сильно реагирующих на окружающее, склонных к резким изменениям общего состояния (холерики, сангвиники). Совершенно иначе дело обстоит у меланхолика, который, попав в новые условия, совершенно теряется, он острее переживает события, склонен к преувеличению трудностей. Такие особенности темперамента не только замедляют процесс адаптации, но и снижают ее прочность.

Ход и результаты адаптации зависят от уровня готовности к выполнению задачи и мотивации поведения личности.

Вторую группу составляют факторы, которые по отношению к личности существуют объективно: средства ознакомления с характером обстановки и решаемыми задачами, качества и пример руководителей, коллектива, воспитательная работа и др. Адаптация к новой обстановке ускоряется, если предварительно проведена работа по ознакомлению с возможными ситуациями и действиями при их возникновении. Важным элементом подготовительной работы является также активизация общественных мотивов поведения, а также индивидуальных и коллективных установок людей. С физиологической точки зрения процесс адаптации заключается в выработке новых динамических стереотипов. Он формируется быстрее, если учащийся уже знаком с новыми ситуациями, например, с помощью тренировок.

Адаптационные реакции человека весьма разнообразны. Поэтому в теории психической адаптации различают такие понятия, как устойчивая адаптация, переадаптация, дезадаптация и реадаптация. Это позволяет не только охватить и обобщить множество разнообразных фактов, касающихся особенностей психической деятельности человека, но и более глубоко раскрыть сущность его адаптационных реакций как в обычных, так и в экстремальных условиях.

Большое значение в развитии готовности к деятельности в экстремальной ситуации играет имеющийся у человека жизненный опыт. Опыт – это основанное на практике чувственно-эмпирическое познание действительности, единство знаний и умений, навыков, позиций, установок. Под опытом взаимодействия с опасными ситуациями Т.С. Назарова и В.С. Шаповаленко (1996) понимают соответствующие знания, умения и навыки, наличие практики выхода из подобных опасных ситуаций, физическую и психологическую готовность к осуществлению выбранного варианта поведения. По мнению авторов, положительный опыт для использования его в последующих экстремальных ситуациях и различных кризисных условиях закрепляется в памяти в самых разных формах, специальных навыках. Кроме того, каждая очередная экстремальная ситуация вносит свой вклад в изменение личности, так как формируются такие качества личности как готовность к риску, чувство ответственности, долга, справедливости и др.

Проявление личностного опыта наблюдается в выборе способов поведения при взаимодействии с опасной ситуацией, принятии на себя ответственности за свои действия, волевых усилиях в достижении поставленной цели, творческом подходе при разрешении экстремальной ситуации, осуществлении рефлексии своего поведения.

При этом следует отметить, что положительный опыт в большей степени позволяет снизить силу отрицательных эмоций, нормализовать психическое состояние, укрепить уверенность в собственных силах.

Таким образом, исходя из того что готовность к действиям в экстремальных ситуациях определяется совокупностью знаний, умений, способов действий, мотивационных и волевых качеств личности, формирование ее должно осуществляться в рамках предметной подготовки учащихся на уроках ОБЖ.

Список литературы

  1. Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям: монография. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 174с.

  2. Вангородский С.Н., Кузнецов М.И., Латчук В.Н., Марков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2011.

  3. Гостюшин, А.В. Человек в экстремальных ситуациях. – М.: Открытый мир, 1995. – 196 с.

  4. Кижаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.,1983. – 272 с.

  5. Кокурин А. Психологическое обеспечение экстремальной деятельности // Развитие личности. – 2004. – № 4. – С. 190-204.

  6. Комаров К.Э. Психологическая подготовка к действиям в условиях повышенного риска: Учебно-методическое пособие для специалистов, занимающихся подготовкой подразделений МО, ФСБ, МВД, МЧС. – М., 2002. – 189 с.

  7. Кондратьев М.Ю. Психологические рекомендации по усвоению программы «Здоровье» // М.Ю. Кондратьев, Школа здоровья. – 2000. - №4. - С. 22-27.

  8. Латчук В.Н., Марков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2011.

  9. Латчук В.Н., Марков В.В., Маслов А.Г. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2011.

  10. Латчук В.И. Методическое пособие по ОБЖ. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2004.

  11. Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. – М., 2002.

  12. Луценко Е.В. Теоретические основы безопасности человека: Учебное пособие для студентов пед. вузов /Е.В. Луценко, Н.М. Потылицына. – Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2006. – 384с.

  13. Малкина-Пых, И.Г. Экстремальные ситуации. Справочник практического психолога. – М.: ЭКСМО, 2005. – 960 с.

  14. Маслов А.Г., Марков В.В., Латчук В. Н., Кузнецов М.И. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2011.

  15. Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Б.С. Мастрюков. – М.: Академия, 2003. – 336с.

  16. Методики исследования личности. Сост.: Миллер О.М., Ядрышникова Т.Л. Изд-во КГПУ. Красноярск, 1994. – 64с.

  17. Михайлов Л.А. Психологическая безопасность: Конспект лекций для педагогических вузов. Средства защиты личности // Основы безопасности жизни. – 2005. – №9. – С. 14-20.

  18. Михайлов Л.А. Психологическая безопасность: Конспект лекций для педагогических вузов. Средства защиты личности. Внутриличностная защита // Основы безопасности жизни. – 2005. –№10. – С.25-31.

  19. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции. – М.: Наука, 2001. – 192 с.

  20. Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников: Монография / В.Н. Мошкин: Изд-во БГПУ, 2002.

  21. Назарова Т., Шаповаленко В. От экстремальных педагогических технологий к традиционной практике // Педагогика. - 2005. - № 5. - С. 23-29.

  22. Новикова Л.И. Воспитание как педагогическая категория // Педагогика. - 2008. - № 6.- С. 28-35.

  23. Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. – Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 315 с.

  24. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. – М.: Академия, 2005. – 288с.

  25. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред. Ю.С. Шойгу. – М.: Смысл, 2007. – 319 с.

  26. Психология экстремальных ситуаций. Хрестоматия / Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. – М.: АСТ, 2000. – 480с.

  27. Самоукина Н.В. Экстремальная психология. – М.: ЭКСМО, 2000. – 288с.

  28. Ситаров В.А. Поведение человека в критических и экстремальных ситуациях. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 286 с.

  29. Сорокина Л.А. Формирование готовности подростов к безопасному поведению в повседневной жизни: Автореф. дис. ... к.п.н. – Тюмень, 2010. – 24 с.

  30. Сорокина Л.В. Формирование готовности студентов средних специальных учебных заведений к обеспечению безопасности жизнедеятельности: Автореф. дис. ... к.п.н. – Самара, 2006.

  31. Столяренко А.М. Экстремальная педагогика: учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 607 с.

  32. Сулла М.Б. Педагогические основы формирования у учащихся общеобразовательных школ готовности к безопасной деятельности: Дис. … д-ра пед. наук. (В виде науч. докл.). – М., 1998 . – 44 с.

  33. Сухов А.Н. Социальная психология безопасности. – М.: Академия, 2002. – 256 с.

  34. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие / Л.А. Михайлов, Э.М. Киселева, О.Н. Русак и др; под общ. ред. Л.А. Михайлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 288 с.

  35. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера. Учебник для вузов / Под ред. Л.А. Михайлов. – СПб.: Питер, 2008. – 240с.

  36. Экстренная психологическая помощь: Практическое пособие / М.А. Крюкова, Т.И. Никитина, Ю.С. Сергеева. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. – 64 с.

Просмотров работы: 5359