ИНТЕРНЕТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК РЕСУРС ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИНТЕРНЕТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК РЕСУРС ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Осознание специалистами сферы «человек-человек» содержания собственных психогигиенических компетенций и компетентности в целом определяется концептуальными представлениями, сформированными в пределах человекознания, охватывающих в том числе социальные и психологические вопросы использования, взаимодействия и отражения личности в интернет-среде.

Введена в научный обиход категория качества психического здоровья, которая представляет собой индивидуальное свойство личности обеспечивать собственную процессуальную целостность, адекватную внутренней природе, во взаимодействии с собственной самостоятельностью и окружающей средой, непременно включает в себя и постоянно усовершенствованные средства овладения миром и воплощения себя в нем, к которым относится в том числе и интернет-среда.

Среди психологических исследований эффектов интернетизации человеческой жизни основное место заняли поиски опасностей, определяемых в форме зависимостей: зависимость от интернета, интернет-аддикция, патологическое, патохарактерологическое или проблемное использование интернета и т.п.

Вместе с этим, формирование личности, личностное развитие человека в онтогенезе, то есть его жизненное развитие, является процессом образования качества психического здоровья, поскольку продуктом и результатом этого процесса является выработанная система психической самоорганизации и самореализации индивидуума. Можем ли мы представить, каким образом происходило бы развитие человеческой цивилизации, если бы к этой системе личностной самоорганизации и средств самореализации не вошло тотальное овладение письмом, чтением, другими способами рецепции культуры как условного мира передачи опытных посланий в пределах одного поколения.

Именно поэтому отчужденность, несформированность или фрагментарность - назовем это вакуумом интернет-компетенций - в образовательном росте личности меняет структуру психической самоорганизации личности определенной общественной формации, а упомянутое несоответствие создает предпосылки для психической травматизации человека. Несформированность свойств психологии личности определяет структуру качества психического здоровья как такую, которой присуща меньшая активность, сниженная самооценка и неуверенность в своих силах, а также уровень притязаний и психологическая защищенность. Бесспорно, это не является эквивалентом не только симптомов психического расстройства или заболевания, но и их составляющих, что позволяет рекомендовать компенсацию упомянутых свойств психической самоорганизации личности психологическими (коррекционными, реабилитационными) и педагогическими (учебными и воспитательными) методами.

Проблема интернет-аддикции так же, как и гораздо менее осознаваемая проблема вакуума интернет-компетенций человека в равной степени должны иметь специальную репрезентацию концепции содержания профессиональной компетентности, а особенно - образовательных и медицинских психологов, учителей средних и преподавателей высших учебных заведений, воспитателей, медицинских и социальных работников.

Особое значение в этой профессиональной репрезентации принадлежит формированию способов саморегуляции как способности к скоординированному эмоционально-волевому функционированию по основным показателям: целостности, ритмичности и пластичности. Наряду с этим, специалисты человековедческих профессий должны осознавать, что наибольшую ценность имеют такие универсальные формы и образцы психической самоорганизации личности, которые, трансформируясь в течение различных возрастных периодов жизни человека, не теряются, а превращаются в средства овладения изменяющимся миром. Овладение средствами относится к постоянному процессу самосовершенствования человека, основу которого составляет целостность познания себя в мире с целью воплощения смысла собственной жизнедеятельности - своего осознанного назначения. Исходя из этого, интернет-компетенции выступают средством в расширении представлений человека, необходимых для индивидуального выбора образа жизни, а потому имеют важное значение для здоровья и психического здоровья в частности.

Интернет-компетентность, на формирование которой обращают внимание исследователи, на наш взгляд, должно рассматриваться и в процессуальном измерении как период, необходимый для компенсации утраченных или несостоявшихся взаимосвязей человека с реальным миром. Сохранение равновесия и согласованности сред влияний, к которым относится и создаваемое человеческим трудом интернет-среда, является одной из важных задач психогигиенической миссии специалистов человекоориентированных профессий, обеспечивая целостность смыслообразования личности в мире.

Просмотров работы: 869