В связи с этим перед школой стоит задача профилактики аддиктивного поведения учащихся за счет реализации учебной и воспитательной работы. При этом федеральный государственный образовательный стандарт закрепляет изучение вопросов за курсом ОБЖ. В своей предметной ориентации курс ОБЖ направлена на достижение следующих целей: понимание учащимися важности укрепления, сохранения и защиты своего здоровья как личной и общественной ценности; отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков, табакокурению и употреблению алкогольных напитков.
В современной психолого-педагогической литературе под аддиктивным поведением понимается поведение, связанное с формированием устойчивой зависимости, в стремлении к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния. Это осуществляется посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций.
В литературе выделяют следующие формы аддиктивного поведения:
– химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, алкогольная зависимость);
– нарушение пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);
– гэмблинг – игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры);
– сетемания – зависимость от социальных сетей;
– религиозно-деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту);
– аддикция к экстриму.
Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы, позволил выявить следующие причины появления и развития аддиктивного поведения у детей:
- внешние макрофакторы, которые включают неблагоприятную социально-экономическую ситуацию, снижение морально-этического уровня общества, проблемы социально-культурной сферы, популяризация употребления алкоголя, табакокурения, наркотиков в информационном пространстве (Интернет, СМИ);
- внешние микрофакторы, которые включают неблагоприятную обстановку в семье, пробелы в семейном воспитании и оторванность родителей от детей, неблагоприятная внутришкольная среда;
- внутриличностные факторы которые включают наследственность, психические заболевания, проблемы волевой сферы, психологическую неустойчивость, низкую самооценку.
Аддиктивное поведение подрастающего поколения влечет за собой ряд угроз социального характера, в числе которых рост криминогенности, ухудшение здоровья (рост смертности, развитие соматических и психических заболеваний, проблемы репродуктивного здоровья и пр.), экономические потери (падение работоспособности, затраты на лечение), ухудшение демографической ситуации и обороноспособности страны.
Основным институтом, призванным вести профилактическую работу по противодействию аддиктивному поведению детей и молодежи является институт образования. Первичная профилактика – это комплекс первичных учебных, воспитательных, информационных, психологических мероприятий и средств, направленных на предотвращение употребления учащимися психоактивных веществ и других аддикций. Педагогическая профилактика аддиктивного поведения включает в себя диагностику предрасположенности учащихся к аддиктивному поведению и диагностику степени распространенности различных форм аддикций в школьном коллективе; выбор педагогических (учебных и воспитательных) и психокоррекционных методов; проведение профилактики на всем протяжении подросткового периода.
Ключевая роль в профилактической работе по противодействию аддиктивному поведению принадлежит курсу ОБЖ. Нами разработано учебно-методическое сопровождение уроков ОБЖ, направленных на профилактику аддиктивного поведения у учащихся общеобразовательной школы. Сопровождение включает в себя:
уроки ОБЖ, направленные на изучение различных форм зависимого поведения или, так называемых, вредных привычек;
просветительскую деятельность учителя ОБЖ по профилактике аддиктивного поведения и формирования здорового образа жизни учащихся.
В дипломной работе представлены конспекты уроков ОБЖ для учащихся 9 класса на темы «Табакокурение и его профилактика», «Алкоголизм и его профилактика», «Наркомания – прямая угроза жизни и здоровью человека».
Методический подход к профилактике аддиктивного поведения на уроках ОБЖ обусловливается возрастом учащихся. При работе с учащимися 5-9 классов необходимо использовать позитивный подход, способствующий вызывать положительные эмоции и показывать альтернативу аддиктивному поведению (вредным привычкам).
С учащимися 10-11 классов более эффективным будет устрашающий подход, состоящий в информировании о тяжести медицинских и социальных последствий аддиктивного поведения.
Следует отметить, что вне зоны внимания курса ОБЖ остаются вопросы аддикций нефармакологического характера, такие как игромания, сетемания, аддикция к экстриму, анорексия, что обусловливает необходимость реализации дополнительной воспитательной и просветительской работы.
Необходимым методическим условием профилактической работы является использование наглядных средств обучения и информирование через организацию «уголка безопасности»: комплекты плакатов, творческие работы учащихся, памятки для родителей и учащихся, слайды.