ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последние десятилетия особенно остро встала проблема, аддиктивного или «зависимого» поведения молодежи, связанного с употреблением разнообразных психоактивных веществ и не доходящего до стадии психической и физической зависимости от них. Аддиктивное поведение вызывает живой интерес у психологов, врачей, педагогов, работников правоохранительных органов. Это серьезная социальная проблема, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений. Проблема аддиктивности большей частью касается подросткового возраста.

В связи с этим перед школой стоит задача профилактики аддиктивного поведения учащихся за счет реализации учебной и воспитательной работы. При этом федеральный государственный образовательный стандарт закрепляет изучение вопросов за курсом ОБЖ. В своей предметной ориентации курс ОБЖ направлена на достижение следующих целей: понимание учащимися важности укрепления, сохранения и защиты своего здоровья как личной и общественной ценности; отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков, табакокурению и употреблению алкогольных напитков.

В современной психолого-педагогической литературе под аддиктивным поведением понимается поведение, связанное с формированием устойчивой зависимости, в стремлении к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния. Это осуществляется посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций.

В литературе выделяют следующие формы аддиктивного поведения:

– химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, алкогольная зависимость);

– нарушение пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);

– гэмблинг – игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры);

– сетемания – зависимость от социальных сетей;

– религиозно-деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту);

– аддикция к экстриму.

Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы, позволил выявить следующие причины появления и развития аддиктивного поведения у детей:

- внешние макрофакторы, которые включают неблагоприятную социально-экономическую ситуацию, снижение морально-этического уровня общества, проблемы социально-культурной сферы, популяризация употребления алкоголя, табакокурения, наркотиков в информационном пространстве (Интернет, СМИ);

- внешние микрофакторы, которые включают неблагоприятную обстановку в семье, пробелы в семейном воспитании и оторванность родителей от детей, неблагоприятная внутришкольная среда;

- внутриличностные факторы которые включают наследственность, психические заболевания, проблемы волевой сферы, психологическую неустойчивость, низкую самооценку.

Аддиктивное поведение подрастающего поколения влечет за собой ряд угроз социального характера, в числе которых рост криминогенности, ухудшение здоровья (рост смертности, развитие соматических и психических заболеваний, проблемы репродуктивного здоровья и пр.), экономические потери (падение работоспособности, затраты на лечение), ухудшение демографической ситуации и обороноспособности страны.

Основным институтом, призванным вести профилактическую работу по противодействию аддиктивному поведению детей и молодежи является институт образования. Первичная профилактика – это комплекс первичных учебных, воспитательных, информационных, психологических мероприятий и средств, направленных на предотвращение употребления учащимися психоактивных веществ и других аддикций. Педагогическая профилактика аддиктивного поведения включает в себя диагностику предрасположенности учащихся к аддиктивному поведению и диагностику степени распространенности различных форм аддикций в школьном коллективе; выбор педагогических (учебных и воспитательных) и психокоррекционных методов; проведение профилактики на всем протяжении подросткового периода.

Ключевая роль в профилактической работе по противодействию аддиктивному поведению принадлежит курсу ОБЖ. Нами разработано учебно-методическое сопровождение уроков ОБЖ, направленных на профилактику аддиктивного поведения у учащихся общеобразовательной школы. Сопровождение включает в себя:

  • уроки ОБЖ, направленные на изучение различных форм зависимого поведения или, так называемых, вредных привычек;

  • просветительскую деятельность учителя ОБЖ по профилактике аддиктивного поведения и формирования здорового образа жизни учащихся.

В дипломной работе представлены конспекты уроков ОБЖ для учащихся 9 класса на темы «Табакокурение и его профилактика», «Алкоголизм и его профилактика», «Наркомания – прямая угроза жизни и здоровью человека».

Методический подход к профилактике аддиктивного поведения на уроках ОБЖ обусловливается возрастом учащихся. При работе с учащимися 5-9 классов необходимо использовать позитивный подход, способствующий вызывать положительные эмоции и показывать альтернативу аддиктивному поведению (вредным привычкам).

С учащимися 10-11 классов более эффективным будет устрашающий подход, состоящий в информировании о тяжести медицинских и социальных последствий аддиктивного поведения.

Следует отметить, что вне зоны внимания курса ОБЖ остаются вопросы аддикций нефармакологического характера, такие как игромания, сетемания, аддикция к экстриму, анорексия, что обусловливает необходимость реализации дополнительной воспитательной и просветительской работы.

Необходимым методическим условием профилактической работы является использование наглядных средств обучения и информирование через организацию «уголка безопасности»: комплекты плакатов, творческие работы учащихся, памятки для родителей и учащихся, слайды.

Просмотров работы: 1495