Информационное пространство определяется как «сфера деятельности, связанная с формированием, созданием, преобразованием, передачей, использованием, хранением информации, оказывающая воздействие, в том числе на индивидуальное и общественное сознание, информационную инфраструктуру и собственно информацию» (проект Конвенции ООН «Об обеспечении международной информационной безопасности»).
Но вместе с благами и достижениями приходят новые угрозы и проблемы, требующие скорейшего разрешения. К сожалению, Интернет-пространство, предоставляет не только свободу доступа к информации, но и является той площадкой, где культивируются чуждые нормальному человеку ценности. Интернет почти неподконтролен цензуре. И с этим связаны не только его позитивные возможности, но и проблемы.
В Интернете, социальных сетях нашли плодородную почву ресурсы, открыто пропагандирующие наркотики, порнографию, суицид, террор, национальную и расовую неприязнь. При этом наиболее подвержено деструктивному влиянию Интернета и социальных сетей подрастающее поколение, так как у детей еще не сформировалась культура безопасного поведения в современном информационном пространстве, основанная на умении и желании критически оценивать информацию, отрицательно влияющую на сознание. Ориентируя будущее поколение на ценность не любой информации, а только имеющей определенные свойства, можно улучшить «экологию» информационного пространства, избавившись от значительного количества зачастую вредного «информационного мусора», предупредить манипулирование сознанием.
В связи с этим перед школой стоит задача сформировать у учащихся культуру безопасного поведения в современном информационном пространстве с опорой на образовательную область «Безопасность жизнедеятельности».
К факторам риска информационной среды, которые могут стать опасностями, следует отнести следующие:
Доступность, неподконтрольность, неограниченный объем поступающей и циркулирующей информации для школьников.
Наличие в информационной среде противоправного контента, вредоносной информации, воздействующей на нравственное развитие и ценностные ориентиры ребенка.
Наличие в информационных потоках специфических элементов, целенаправленно изменяющих психофизиологическое состояние детей и подростков (формирование Интернет-зависимости).
Наличие в информационной среде контента манипулятивного характера, дезориентирующего школьника, ограничивающего его возможности в условиях слабой правовой образованности и возрастных особенностей несовершеннолетних.
Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы, нормативно-правовых актов, Интернет-ресурсов позволил выявить следующие угрозы в современном информационном пространстве: кибербуллинг;пропаганда наркотиков и алкоголя; информационный экстремизм, призывы к разжиганию национальной ненависти; распространение материалов (фото, видео) порнографического характера; призывы к совершению суицида; вредоносные компьютерные программы; компьютерные игры, содержащие сцены насилия, агрессии и пр.
Следует отметить, что все названные угрозы присутствуют в популярных сегодня среди детей и молодежи социальных сетях. В связи с чем особое внимание следует уделять безопасного взаимодействия ребенка с социальной сетью.
При этом следует учитывать, что у ребенка отсутствует защитная психологическая реакция на негативный контент и манипулятивные технологии, также у детей еще не в полной мере выработаны мировоззрение и четкая жизненная позиция, что создает проблему информационной безопасности личности в условиях общества глобальной коммуникации.
Особую угрозу психическому и физическому здоровью представляет Интернет-зависимость.
В России к настоящему времени создана необходимая нормативно-правовая и организационно-техническая база по противодействию угрозам информационно-психологического характера в целом и по защите детей от негативной информации в частности. На слайде представлены нормативно-правовые акты в данной сфере (Доктрина информационной безопасности; Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы).
Под культурой безопасного поведения школьника в информационном пространствеинтегративное личностное качество, выступающее результатом освоения им социальных норм, ценностей, правил безопасности, обеспечивающих эффективность действий при решении практических задач, связанных с потреблением и созданием информационных ресурсов, характеризующееся умением обращаться с источниками информации (в том числе с социальными сетями) и адекватно ее воспринимать, способностью к критическому мышлению, самооценке и способствующее его самореализации как субъекта информационного пространства.
Для повседневной защиты от информационных угроз учащимся нужно знать цели, методы и средства современного информационного воздействия и уметь контролировать степень своей зависимости от него. Освобождению сознания от деструктивной информационной зависимости, его раскрепощению могут способствовать приобщенность к творчеству, природе, культуре, в том числе к культуре безопасности.
Для исследования уровня сформированности у учащихся общеобразовательной школы культуры безопасного поведения в информационном пространстве нами были выбраны два показателя: цель и общее количество времени, проводимое школьником в Интернете и степень его интернет-зависимости.
Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №7 г. Шуя. В исследовании приняло участие 25 учащихся 9-х классов. Результаты опроса представлены на диаграммах. Из диаграмм видно, что 67% учащихся проводя в сети более 1 часа в день (при норме не более часа в день). Не может не вызывать тревогу, что около 15% учащихся проводят время в сети из-за того, что им нечем заняться, а 70% проводят время с целью «общения», которое зачастую можно сравнить с бездельем. Проведенное исследование позволило выявить у каждого третьего учащегося наличие интернет-зависимости различной степени.
Полученные результаты теоретического и эмпирического исследований послужили основой для изучения возможностей образовательной области «безопасность жизнедеятельности» в формировании у школьников культуры безопасного поведения в информационном пространстве за счет использования соответствующего учебно-методического сопровождения.
Учитель ОБЖ должен подготовить сознание детей к противодействию негативным информационным воздействиям, формировать медиаграмотность, навыки критического мышления, развивать способности к самоблокированию информации, учить отличать качественную информацию от некачественной
Нами разработана комплексная программа формирования у учащихся культуры безопасного поведения в информационном пространстве. Программа включает следующие формы работы:
интегрирование уроки ОБЖ и информатики;
самостоятельные занятия в рамках факультатива «Основы информационной безопасности личности»;
внеклассные мероприятия (проектные недели, акции «Мы за Чистый Интернет», «Позитивный контент», «День Безопасного Интернета» и др.; участие во всероссийском конкурсе социальной рекламы в форме видеороликов и плакатов "Безопасный интернет - детям");
самостоятельные занятия в медиацентре / компьютерном классе;
занятия для родителей в рамках постоянно действующего информационно-методического семинара.
Для достижения положительных результатов формирования у учащихся культуры безопасного поведения в информационном пространстве необходимо проводить комплексную работу семьи и школы. Исходя из этого нами разработан план информационно-методического семинара для родителей.
Обучение детей правилам безопасной работе в интернете и формирование у них культуры безопасного поведения в современном информационном пространстве будет результативным при условии применения на уроках ОБЖ технологий критического анализа информации, а также при совместной разработке правил безопасности в интернете.
В процессе изучения материала дети и родители должны узнать больше как о методах воздействия нежелательной информации, так и о способах защиты от нее, научиться выбирать для себя только нужную информацию. На наш взгляд данные курсы углубят знания школьников и их родителей в плане обеспечения личной безопасности личности, что ускорит процесс формирования культуры безопасности в современном информационном пространстве.