Наполнение интерактивных обучающих документов по той или иной теме по математическим дисциплинам (и не только) позволяет студенту не просто изучить новый учебный материал, но и проработать его, понять все взаимосвязи в изучаемом. При этом прослеживается не только межпредметная связь с информационными дисциплинами, но и начала творческого поиска студента в научной исследовательской работе (как конкретно в изучаемой дисциплине, так и в методике её преподавания).
Выбор математической среды MathCAD в плане вышесказанного не случаен, т.к. позволяет составлять интерактивные обучающие документы с моментальной проверкой высказываемых предположений и выводов. Понятно, что если студент не понимает математику, программа не поможет ему изучить даже основы. А подготовка тестов в MathCAD даже выглядит несколько натянутым. Но авторы считают, что использование среды MathCAD для тестирования позволяет одновременно с изучением учебного материала осваивать информационные технологии во время применения специфического программного обеспечения.
Рассмотрим возможности организации тестирования в MathCAD на одном из примеров на комплексные числа при изучении алгебры (рисунок 1), входящем в интерактивный обучающий документ по теме. Необходимо перенести значение z1 в нужное поле ответа.
Рисунок 1 – Подготовка вопроса теста.
Выше поля «Ваш ответ» в скрытых областях скрыты присваивания, изображённые на рисунке 2. Там же, ниже поля «Ваш ответ», приведён вычислительный блок, решающий – появится или нет соответствующая комплексная точка на чертеже (рисунки 2 и 3).
Рисунок 2 – Скрытые области, содержащие вычислительные блоки.
Рисунок 3 – Скрытые области для случаев II и III.
Предлагаем читателю самостоятельно набрать в среде MathCAD приведённую выше программу и поэкспериментировать, обновляя страницу. Появляющаяся в начале координат точка чёрного цвета до перемещения z1 (условие задачи) в нужное поле ответа соответствует комплексному числу с нулевыми компонентами.
Подводя итог, отметим, что подготовка интерактивного обучающего документа по изучению комплексных чисел, в состав которого входит тестирование по теме, уже на стадии учебной исследовательской работы студентов содержит элементы научной (НИРС). обучение может быть активным только если обучающийся сам активно включается в УИРС, а, затем и в НИРС. Указанному способствует организуемый поиск в учебной литературе, в интернете, консультации с преподавателями, обмен мнениями (дискуссия) с однокурсниками, собственные размышления и научные изыскания.