Современный рынок информационных технологий и решений для торговли характеризуется коротким циклом жизни программных продуктов, большим числом новых направлений и постоянно растущими запросами заказчиков. При этом успевать следовать требованиям времени в сфере информационных технологий должны не только разработчики и системные интеграторы, но и сами пользователи. Чтобы успешно применять у себя все решения и добиться от них адекватной отдачи, торговое предприятие должно поддерживать гибкую и адаптивную структуру корпоративного программного обеспечения (ПО).
Следить за изменениями в торговых технологиях и одновременно руководить ими - это возможности, которые сейчас реализуются только с помощью информационных технологий. По этой причине, внутри любого большого торгового предприятия существует острая необходимость в создании быстрой и эффективной информационной сети, которая, будучи объединенной с открытыми операционными платформами и стандартизированным программным обеспечением, могла бы обеспечить непрерывный поток информации от производителей/поставщиков товаров к POS-терминалам. Это главный потенциал для создания рационализаторских решений в сфере информационных технологий торгового предприятия. С другой стороны - это требование современного рынка своим игрокам.
Выполнение этих требований - сложная задача. Заключается она в том, чтобы, используя горы информации, накапливаемые различными системами, гарантировать пользователям получение необходимой информации в подходящее для них время.
Для решения данной задачи в российских торговых предприятиях используется огромное разнообразие специализированного программного обеспечения, лишний раз подтверждая правило, что специальное лучше универсального.
Так, компания «Эльдорадо» в своём новом московском гипермаркете внедрила и интегрировала в свою информационную среду (связала с SAP R/3 и другим ПО) кассовую систему Calypso.
Данная система позволяет автоматизировать технологию оформления покупки в магазине "Эльдорадо" до 3-х тыс. наименований. Покупателю продавец в зале выписывает товарный чек. Как только оплата совершена, заказ становится автоматически "виден" на терминале склада, и кладовщик приступает к комплектации. На каждый товар наклеивается этикетка с уникальным штрих-кодом. Штрих-код с помощью сканера считывает продавец в зале, перед тем как выписать чек. Каждый товарный чек тоже имеет свой штрих-код, который автоматически идентифицируется на кассе. Однако в гипермаркетах, где количество товарных позиций достигает 20 и более тысяч, использование стандартной длинной схемы критично. Прибыль здесь делается на обороте, а не на марже.
В состав торговой сети компании "Эльдорадо" входит не один гипермаркет. В гипермаркетах компания постаралась сократить до минимума работу на терминале, переместив оформление платежных и учетных операций на кассы. Сегодня в гипермаркетах 50-60% товаров продаются без оформления промежуточного товарного чека. В Москве через продавца будет продаваться лишь 10-20% всех товаров. Это - крупногабаритные товары или товары с доставкой.
Гипермаркет в Москве стал самым крупным магазином сети "Эльдорадо". Предположительно, пиковая нагрузка на кассовом узле может составить один чек в минуту. Именно на кассе формируется конечная цена товара, а также производится автоматическая калькуляция скидок. По этой причине более выгодно иметь кассовую систему высокой производительности, возможно, более дорогую, которая очень быстро бы окупила себя. В компании применяется кассовая программа Calypso и POS-терминалы Beetle-M. Программа Calypso имеет несколько важных преимуществ:
Система может администрироваться в удаленном доступе.
Кассовая программа может легко интегрироваться с информационной системой, которую используют в "Эльдорадо", - SAP R/3.
Calypso поддерживает самую сложную систему скидок.
Локализация Calypso произведена компанией "Сервис Плюс" с учетом российского законодательства
Эта система надёжна. При проблемах связи с кассовым сервером POS-терминалы продолжат работу, используя локальные справочники.
Для интеграции с Calypso отдел информационных технологий компании "Эльдорадо" разработал программу загрузки данных о продажах SAP Loader. Несмотря на то, что Calypso имеет возможности интеграции с SAP, компании были нужны дополнительные возможности. Одна из них - процесс формирования конечной цены: предъявлялась ли дисконтная карта, какие скидки получил покупатель и пр.
Компания проводит процедуру сертификации собственной фронт-офисной системы Trade Serviсe. Она будет использоваться в торговом зале. Задачи системы:
осуществление оформления доставки товаров;
продажа товаров по образцам, поскольку не весь имеющийся в наличии ассортимент будет выставлен в торговом зале.
Данная система Trade Serviсe будет являться связующим звеном между Сalypso и SAP.
В московском гипермаркете также было впервые применено созданное разработчиками компании B2B-приложение. С помощью данного приложения происходит обмен данными с поставщиками. Данное приложение удобно использовать для торговли компьютерным оборудованием, канцелярскими товарами, мобильными телефонами, мультимедиа. Например, номенклатуру, которую поставляет, компания "БюроКрат", невозможно оперативно ввести в систему непосредственно в гипермаркете. Поставщик самостоятельно формирует прайс-лист, который проходит утверждение у менеджера "Эльдорадо" и попадает автоматически в систему.
Крупная торговая сеть – это сложная организационная структура, требующая такой же сложной системы управления. Компания «Эльдорадо» всегда уделяет особое внимание совершенствованию информационных технологий управления.