Объективными условиями становления и развития высшего физкультурного образования в России выступают функционирование физического воспитания в системе воспитания детей и спортивно-военной подготовке молодежи, включение в учебные программы общеобразовательных школ уроков физической культуры, открытие отделений, факультетов по подготовке кадров для работы в области физкультуры и спорта, развитие международного олимпийского движения, государственные и отраслевые документы по физической культуре.
Выделяются четыре этапа становления и развития высшего физкультурного образования в России:
Первый этап (ранний) — с середины до конца XIX века, характеризующийся развитием в военных учебных заведениях курсов по подготовке фехтовально-гимнастических кадров в Петербурге. В 1896 году П.Ф. Лесгафт организовал в Петербурге специальные курсы воспитательниц и руководительниц физического образования, явившиеся прообразом современных вузов физической культуры.
Второй этап (дореволюционный) — начало XX в. В 1909 году открылась Петербургская Главная офицерская фехтовально-гимнастическая школа, по образцу которой стали создаваться школы в военных округах. Подготовка инструкторов по гимнастике и спорту велась также на курсах при спортивных обществах, союзах и клубах.
Третий этап (советский) — с 1917 по 1990 гг. В СССР специализированные физкультурно-спортивные педагогические вузы были созданы уже в первые годы Советской власти — в 1918 году в Москве (Государственный центральный институт физической культуры) и в 1919 году в Петрограде (Ленинградский институт физической культуры им. П.Ф. Лесгафта). Основные организационные формы, структура и методика профессиональной подготовки специалистов сложились к концу 30-х — началу 40-х гг. XX столетия. Процесс этот стимулировался выделением в 1934 году в старейшем вузе страны — ИФКе им. П.Ф. Лесгафта — спортивно-педагогических выпускающих кафедр в самостоятельные структурные подразделения. Анализ учебных программ того времени по курсу специализаций свидетельствует, что основное учебное время (около 75%) отводилось практическим занятиям. Традиционно в вузах физической культуры много времени уделялось учебно-тренировочному процессу.
Четвертый этап (современный — конец XX— начало XXI века). Данный период характеризуется развитием сети высших образовательных учреждений по подготовке кадров для работы в области физкультуры и спорта. Открываются новые факультеты, создаются филиалы существующих физкультурных институтов и академий; усиливается научное исследование в области физкультуры и спорта; уделяется особое внимание укреплению материально-технической базы физкультурных вузов. Наблюдаются и отрицательные тенденции, например, многие выпускники не работают по своей специальности, уезжают работать за границу, недостаточно финансируются исследования в области физиологии и спортивной медицины.
На современном этапе дальнейшее развитие высшего физкультурного образования обусловлено внешними и внутренними факторами. Внешние — это государственная политика в области высшей школы, модернизация высшего образования — переход на многоуровневую подготовку специалистов; сближение с Европейским уровнем подготовки специалистов. Внутренние факторы - выборность учебных планов по подготовке специалистов; необходимость подготовки конкурентоспособных выпускников; развитие спортивных сооружений и материально-технической базы и т.д. Они и определили основные тенденции развития высшего физкультурного образования на современном этапе: демократизация высшего физкультурного образования, создание научно-учебно-производственных комплексов, индивидуализация обучения и индивидуализация труда студента, гуманитаризация и гуманизация образования, компьютеризация высшего физкультурного образования, тенденция к автоматизации, переходу к самоуправлению и выборности руководящего состава вузов, требования к профессионализму преподавателей, система регулярной оценки эффективности вузов со стороны общества.
Дальнейшее совершенствование развития высшего физкультурного образования связанно с переводом общественного производства, в том числе и образования, на новые экономические рельсы ставит проблему подготовки кадров, ликвидации безработицы среди преподавателей, поэтому система переподготовки должна быть гибкой, мобильной, связанной с практикой.
Физкультурные вузы России готовят специалиста для работы с человеком как уникальной и самой сложной системой, следовательно, надо решать социально-культурные проблемы:
придание специалисту по физической культуре статуса социального работника;
совершенствование науки о физической культуре;
создание системы федеральных учебно-методических центров;
создание новых организационных структур, обеспечивающих дальнейшее развитие физкультурного образования.
совершенствование нормативно-правовой базы;
переход к новому уровню экономического развития посредством расширения собственной деятельности и др.
Одним из необходимых и важных условий не только сохранения, но и дальнейшего продуктивного развития теории и практики физического воспитания и спорта как одного из важных направлений научного знания, обеспечивающего теоретическую основу практического решения задач физического воспитания и спортивной подготовки современного поколения россиян, является широкое и системное проведение научных исследований; повышение квалификации по программам индивидуализированного обучения, организации работы коммерческих структур, предоставления платных услуг населению.