Физическая культура представлена в высших учебных заведениях как основное звено в становлении и развитии общей культуры молодежи. Она направлена на поддержание здоровья, развитие психологических и физических способностей человека в процессе занятия физической культуры. Главными направлениями при разработке видов физической культуры в высших учебных заведениях следует считать как объективную (потребности общества), так и субъективную (личное желание) стороны в разных видах физкультурной деятельности. Для каждого из видов физической культуры необходимо разработать свою теорию, организацию, задачи, формы, средства и методы. Такой подход направлен непосредственно на удовлетворение потребности физкультурной деятельности каждого студента и в значительной степени повысит престиж физической культуры в системе вузовского образования.
В последнее время значительно уделяется вниманию вопрос о самом понятии и свойствах “Физическая культура” для студенческой молодежи. Существуют несколько основных свойств:
Физическая культура как неспециальное образование. Направлена на подготовку к выполнению социальных обязанностей, а так же самовоспитанию и самосовершенствованию.
Физическая культура как спорт. Нацелена на достижение результата в каком-либо виде спорта.
Физическая культура как физическая рекреация. Ее цель – поддержание физических и духовных сил.
Физическая культура как двигательная реабилитация. Она способствует восстановлению кондиций с помощью ряда упражнений после травм.
Данные свойства физической культуры затрагивает весь контингент студенческой молодежи разнообразной физкультурной деятельностью, в которой проявляются их личностные особенности и ориентации. Физическая культура и ее свойства являются общественной сферой свободной самодеятельности, что является главным фактором формирования физической культуры у студенческой молодежи. Ценность этих подходов заключается в конкретной направленности технологий физкультурной деятельности на личность студента для удовлетворения его потребностей и мотивов в этом виде культуры. Ведь в ходе спортивной деятельности создаются все условия для саморазвития, самосовершенствования и саморегулирования, создаются условия для самопознания студента значимых и социально приемлемых способов самореализации и самоутверждения средствами избранных видов спорта. Это дает возможность испытать радость и удовольствие от роста спортивных достижений, в осуществления намеченных целей. Кроме того деятельность в сфере спорта позволяет расширить круг общения молодежи, дает возможность сопереживания, эстетического и эмоционального восприятия, решения научных, педагогических, общественных и других задач в нестандартных ситуациях. Это особенно важно в условиях перехода на многоуровневую систему образования, когда студенты находятся в стремительном ритме современной жизни.