КОМАНДНАЯ РЕЧЬ И РЕЧЬ ИНЖЕНЕРА: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

КОМАНДНАЯ РЕЧЬ И РЕЧЬ ИНЖЕНЕРА: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Язык социальной группы, в частности, язык, обеспечивающий воен­но-профессиональную деятельность, предстает особенным языком, имеющим ряд характерных черт. Присущие военному языку характеристики оказывают образно-эмоциональное воздействие на деятельность воинов по защите государства. Язык приказов, уставов, инструкций и наставлений отличается однозначностью трактовок, ясностью в понимании и высокой степенью по­будительности. С помощью этих особенностей языка военно-профессиональ­ной среды достигается высокая степень регулирования поведения военнос­лужащих по выполнению конституционных задач защиты Отечества. Язык во­енно-профессиональной среды закрепляется в индивидуальной речи воен­нослужащего.

Индивидуальность речи определяется особенностями и манерой гово­рящего: ошибки в произношении, дефекты речи, склонность чаще употреб­лять определенные типы предложений, необычные слова и выражения. Для индивидуальной речи военнослужащего языковая форма может быть рассмотрена не как устойчивый и всегда себе равный сигнал, а как творческий акт реа­лизации языка в речи.

В своей повседневной деятельности военнослужащий имеет неограниченные возможности совершенствования своей речи, педагогического воздействия на речь подчиненных, и, таким образом, на речь своего социального ок­ружения, а значит и на язык социальной группы - военнослужащих. Объектом особого внимания в деятельности военнослужащего должно быть стремление овладеть таким уровнем общения, который обеспечивал бы полное взаимопонимание между людьми, а это достижимо лишь при высокой культуре общения.

Под культурой общения военнослужащего понимается такая степень развития его коммуникативных качеств, которая позволяет эффективно и компетентно устанавливать взаимоотношения с людьми в процессе военно-профессиональной деятельности [3].

Речь военнослужащего выражает его духовный мир и воздействует одновременно на духовный мир личности подчиненных. Учитывая тот фактор, что до некоторого времени ар­мейскую школу жизни проходила вся мужская часть населения страны, мож­но предполагать воздействие речи военнослужащего на нормативную знаковую сис­тему всего общества.

Уставы, приказы, инструкции, написанные общеупотребительными сло­вами, воплощают в себе детальную регламентацию речевых действий, вплоть до мельчайших подробностей. Эта регламентация выражается в ус­тановленных формах речевого обращения начальника к подчиненному ("То­варищ рядовой", "Товарищ сержант"), речевых выражениях подчиненных в ответ на получение указаний ("Есть", "Так точно" и т.д.). Упорядочен­ность, согласованность действий достигается через употребление одноз­начно понимаемых речевых выражений, что способствует достижению наибольшего успеха при наименьшей затрате сил. Даже доклад дежурного по части или подразделению в строго утвержденной форме звучит как языковой знак, символ, что дает возможность однозначного понимания окружаю­щим говорящего.

Специфика речи в военной среде обусловлена характером задач, сто­ящих перед Вооруженными Силами, особенностями военной организации, своеобразием условий, в которых действуют военнослужащие. Повседневные результаты воинской деятельности не всегда приобретают материальные, общественно-полезные, реально осязаемые формы. Такая абстрактность требует особого речевого мастерства военнослужащего для придания конкретного образа результатам ратного труда, связанного с особой ответственностью за безопасность государства. Командная речь военнослужащих имеет ряд особенностей:

- предполагает категорическую императивность, связанную с необхо­димостью выполнить приказ, предписание или указание беспрекословно, точно и в срок. Уставные требования, произнесенные военнослужащим, приобре­тают обязательную силу в соответствии со строгой централизацией, еди­ноначалием и дисциплиной. Отсюда особенное требование к речи военнослужащего - предельная языковая точность, четкость и оформленность;

- специфика военно-профессиональной среды предусматривает энер­гичную и четкую форму речевых действий. Внешняя форма выражения, яс­ность и четкость речи отражает требование единообразного понимания и исполнения приказа. Форма приказа является сигналом, символом языка, способствует упорядочению действий военнослужащих в нужном направле­нии. В речи военнослужащего, имеющей форму приказа, проявляется повелительное наклонение, модальность, настойчивость воли, твердость и решитель­ность, исключающие всякую возможность неповиновения;

- речевой поведение говорящих и использование языка в военной среде обусловлено "закрытостью" языкового лексического материала, на­личием специфического "подъязыка" уставов и инструкций, где естествен­ная жизненная среда ограничивается рамками функционально-ситуативного подхода [5].

Подсчитано, что большую часть рабочего времени военнослужащего, независимо от его специальности, занимает именно общение с окружающими его людьми. Это обстоятельство побуждает значительную часть военнослужащих рассматривать речевую коммуникацию как вид искусства, которому терпеливо и настойчиво нужно учиться.

Среди основных структурных элементов речи также можно выделить: говорение, слушание, чтение и письмо. Слушание и чтение выполняют функции приема информации, говорение и письмо – её передачу другому лицу. Объединяющим началом этих четырех компонентов служит внутренняя речь. Именно во внутренней речи кроется загадка недопонимания при условии, конечно, того, что говорящий и слушающий хотят быть понятыми.

Проблема непонимания между собеседниками часто возникает тогда, когда очевидны следующие симптомы недопонимания друг друга в процессе речевого общения;

- партнер по общению подвержен логоррее, то есть непрерывному говорению;

- у говорящего наблюдается чрезмерное «переваривание» речи, то есть излишне длительные повторения высказываемой мысли, о таких говорят, что он «переливает из пустого в порожнее»;

- налицо разорванность мысли говорящего и наблюдается несвязанность основных ключевых слов в речи;

- при излишней вязкости речи, то есть при чрезмерной описательности и навязчивости речи говорящего;

- при проявлении резонерства и мудрствования высказывающего мысль в беспочвенных рассуждениях вплоть до полной бессмысленности [1].

Военнослужащему-специалисту любого звания и должности, особенно инженеру, следует помнить, что его речь целиком раскрывает его личность, интеллект, психологическое состояние. Интеллект говорящего, как известно, оценивается, логичностью высказываний и богатством лексики. Свободный подбор слов, их разноплановая связь во фразах и, наконец, легкость продуцирования являются индикаторами развитости интеллекта.

Командная речь воспринимается окружающими через речевое общение и проявляется в прилюдно порождающемся и формирующемся повседневном высказывании. Для каждого военнослужащего-профессионала (командира, психолога, юриста, переводчика или журналиста) характерен определённый уровень развития культуры общения, во многом зависящий от сформированности коммуникативных качеств личности. Такими качествами являются уважительность, доступность, привлекательность, внимательность, справедливость, дипломатичность, доброжелательность и другие. Формирование этих коммуникативных качеств военнослужащего является важнейшей задачей всего процесса воспитания и обучения в войсках, а также в рамках высшей военной школы [4].

Существенной особенностью речи командира можно наз­вать наличие диалектической противоположности между формой и содержа­нием, определяемое целью высказывания, например - побуждение к выпол­нению приказа. Дефицит времени, высокая эмоциональность, психологичес­кая направленность и ответственность за выполнение боевой задачи, как правило, доминируют над эстетической формой речевого выражения, в ре­зультате чего оно приобретает оттенок большей выразительности и убеди­тельности. Необходимо отметить, что суггестивная функция речи в боль­шей мере проявляется в боевой обстановке, при наличии высокой степени опасности. Речь в этих условиях становится краткой, отрывистой, жест­кой, побудительной: "Огонь", "Вперед!", "Отходим", "противник справа" и т.д. Офицеры проводят большую часть служебного времени именно в та­ком возбужденно-напряженном состоянии, а значит достижение результата обеспечивается при помощи вышеприведенных выражений. Такое речевое по­ведение с течением времени входит в привычку и закрепляется в подсоз­нании [2].

Обращая внимание на речь, мы отдаем предпочтение тем са­мым форме, а содержанию уделяем как бы второстепенное внимание. Мысль и слово в логосе связаны довольно сложной зависимостью, где определяю­щую роль отводят мысли. Однако, нельзя утверждать, что мысль первична, а речь вторична, так и наоборот, что речь первична, а мысль вторична. В зависимости от того, что выступает адресатом, речь или мысль, будет определяться первичность, в принципе неразрывных, компонентов речемыс­лительного процесса.

От степени владения возможностями речевых средств зависит умение военнослужащего передать свои знания и опыт подчиненным, в зависимости от си­туации использовать количественные и качественные показатели культуры речевой деятельности.

Таким образом, подводя итог сказанному, можно дать определение культуры речевой деятельности военнослужащего. Командная речь и речь инженера реализуется посредством мышления с помощью языка в речи и вербальное воздействие на военнослу­жащих с целью успешного решения конституционных задач по обеспечению безопасности государства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ладанов И.Д. Мастерство делового взаимодействия. – М., 1989.

2. Носенко Э.Л. Эмоциональное состояние и речь. – Киев, 1981.

3. Панкратов В.Н. Культура общения офицера. – М., 1993.

4. Подоляк А.В. Военнослужащему об этикете. – М., 1991.

5. Тимофеев В.П. Личность и языковая среда. – Шадринск, 1971.

Просмотров работы: 1560