Индивидуальность речи определяется особенностями и манерой говорящего: ошибки в произношении, дефекты речи, склонность чаще употреблять определенные типы предложений, необычные слова и выражения. Для индивидуальной речи военнослужащего языковая форма может быть рассмотрена не как устойчивый и всегда себе равный сигнал, а как творческий акт реализации языка в речи.
В своей повседневной деятельности военнослужащий имеет неограниченные возможности совершенствования своей речи, педагогического воздействия на речь подчиненных, и, таким образом, на речь своего социального окружения, а значит и на язык социальной группы - военнослужащих. Объектом особого внимания в деятельности военнослужащего должно быть стремление овладеть таким уровнем общения, который обеспечивал бы полное взаимопонимание между людьми, а это достижимо лишь при высокой культуре общения.
Под культурой общения военнослужащего понимается такая степень развития его коммуникативных качеств, которая позволяет эффективно и компетентно устанавливать взаимоотношения с людьми в процессе военно-профессиональной деятельности [3].
Речь военнослужащего выражает его духовный мир и воздействует одновременно на духовный мир личности подчиненных. Учитывая тот фактор, что до некоторого времени армейскую школу жизни проходила вся мужская часть населения страны, можно предполагать воздействие речи военнослужащего на нормативную знаковую систему всего общества.
Уставы, приказы, инструкции, написанные общеупотребительными словами, воплощают в себе детальную регламентацию речевых действий, вплоть до мельчайших подробностей. Эта регламентация выражается в установленных формах речевого обращения начальника к подчиненному ("Товарищ рядовой", "Товарищ сержант"), речевых выражениях подчиненных в ответ на получение указаний ("Есть", "Так точно" и т.д.). Упорядоченность, согласованность действий достигается через употребление однозначно понимаемых речевых выражений, что способствует достижению наибольшего успеха при наименьшей затрате сил. Даже доклад дежурного по части или подразделению в строго утвержденной форме звучит как языковой знак, символ, что дает возможность однозначного понимания окружающим говорящего.
Специфика речи в военной среде обусловлена характером задач, стоящих перед Вооруженными Силами, особенностями военной организации, своеобразием условий, в которых действуют военнослужащие. Повседневные результаты воинской деятельности не всегда приобретают материальные, общественно-полезные, реально осязаемые формы. Такая абстрактность требует особого речевого мастерства военнослужащего для придания конкретного образа результатам ратного труда, связанного с особой ответственностью за безопасность государства. Командная речь военнослужащих имеет ряд особенностей:
- предполагает категорическую императивность, связанную с необходимостью выполнить приказ, предписание или указание беспрекословно, точно и в срок. Уставные требования, произнесенные военнослужащим, приобретают обязательную силу в соответствии со строгой централизацией, единоначалием и дисциплиной. Отсюда особенное требование к речи военнослужащего - предельная языковая точность, четкость и оформленность;
- специфика военно-профессиональной среды предусматривает энергичную и четкую форму речевых действий. Внешняя форма выражения, ясность и четкость речи отражает требование единообразного понимания и исполнения приказа. Форма приказа является сигналом, символом языка, способствует упорядочению действий военнослужащих в нужном направлении. В речи военнослужащего, имеющей форму приказа, проявляется повелительное наклонение, модальность, настойчивость воли, твердость и решительность, исключающие всякую возможность неповиновения;
- речевой поведение говорящих и использование языка в военной среде обусловлено "закрытостью" языкового лексического материала, наличием специфического "подъязыка" уставов и инструкций, где естественная жизненная среда ограничивается рамками функционально-ситуативного подхода [5].
Подсчитано, что большую часть рабочего времени военнослужащего, независимо от его специальности, занимает именно общение с окружающими его людьми. Это обстоятельство побуждает значительную часть военнослужащих рассматривать речевую коммуникацию как вид искусства, которому терпеливо и настойчиво нужно учиться.
Среди основных структурных элементов речи также можно выделить: говорение, слушание, чтение и письмо. Слушание и чтение выполняют функции приема информации, говорение и письмо – её передачу другому лицу. Объединяющим началом этих четырех компонентов служит внутренняя речь. Именно во внутренней речи кроется загадка недопонимания при условии, конечно, того, что говорящий и слушающий хотят быть понятыми.
Проблема непонимания между собеседниками часто возникает тогда, когда очевидны следующие симптомы недопонимания друг друга в процессе речевого общения;
- партнер по общению подвержен логоррее, то есть непрерывному говорению;
- у говорящего наблюдается чрезмерное «переваривание» речи, то есть излишне длительные повторения высказываемой мысли, о таких говорят, что он «переливает из пустого в порожнее»;
- налицо разорванность мысли говорящего и наблюдается несвязанность основных ключевых слов в речи;
- при излишней вязкости речи, то есть при чрезмерной описательности и навязчивости речи говорящего;
- при проявлении резонерства и мудрствования высказывающего мысль в беспочвенных рассуждениях вплоть до полной бессмысленности [1].
Военнослужащему-специалисту любого звания и должности, особенно инженеру, следует помнить, что его речь целиком раскрывает его личность, интеллект, психологическое состояние. Интеллект говорящего, как известно, оценивается, логичностью высказываний и богатством лексики. Свободный подбор слов, их разноплановая связь во фразах и, наконец, легкость продуцирования являются индикаторами развитости интеллекта.
Командная речь воспринимается окружающими через речевое общение и проявляется в прилюдно порождающемся и формирующемся повседневном высказывании. Для каждого военнослужащего-профессионала (командира, психолога, юриста, переводчика или журналиста) характерен определённый уровень развития культуры общения, во многом зависящий от сформированности коммуникативных качеств личности. Такими качествами являются уважительность, доступность, привлекательность, внимательность, справедливость, дипломатичность, доброжелательность и другие. Формирование этих коммуникативных качеств военнослужащего является важнейшей задачей всего процесса воспитания и обучения в войсках, а также в рамках высшей военной школы [4].
Существенной особенностью речи командира можно назвать наличие диалектической противоположности между формой и содержанием, определяемое целью высказывания, например - побуждение к выполнению приказа. Дефицит времени, высокая эмоциональность, психологическая направленность и ответственность за выполнение боевой задачи, как правило, доминируют над эстетической формой речевого выражения, в результате чего оно приобретает оттенок большей выразительности и убедительности. Необходимо отметить, что суггестивная функция речи в большей мере проявляется в боевой обстановке, при наличии высокой степени опасности. Речь в этих условиях становится краткой, отрывистой, жесткой, побудительной: "Огонь", "Вперед!", "Отходим", "противник справа" и т.д. Офицеры проводят большую часть служебного времени именно в таком возбужденно-напряженном состоянии, а значит достижение результата обеспечивается при помощи вышеприведенных выражений. Такое речевое поведение с течением времени входит в привычку и закрепляется в подсознании [2].
Обращая внимание на речь, мы отдаем предпочтение тем самым форме, а содержанию уделяем как бы второстепенное внимание. Мысль и слово в логосе связаны довольно сложной зависимостью, где определяющую роль отводят мысли. Однако, нельзя утверждать, что мысль первична, а речь вторична, так и наоборот, что речь первична, а мысль вторична. В зависимости от того, что выступает адресатом, речь или мысль, будет определяться первичность, в принципе неразрывных, компонентов речемыслительного процесса.
От степени владения возможностями речевых средств зависит умение военнослужащего передать свои знания и опыт подчиненным, в зависимости от ситуации использовать количественные и качественные показатели культуры речевой деятельности.
Таким образом, подводя итог сказанному, можно дать определение культуры речевой деятельности военнослужащего. Командная речь и речь инженера реализуется посредством мышления с помощью языка в речи и вербальное воздействие на военнослужащих с целью успешного решения конституционных задач по обеспечению безопасности государства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ладанов И.Д. Мастерство делового взаимодействия. – М., 1989.
2. Носенко Э.Л. Эмоциональное состояние и речь. – Киев, 1981.
3. Панкратов В.Н. Культура общения офицера. – М., 1993.
4. Подоляк А.В. Военнослужащему об этикете. – М., 1991.
5. Тимофеев В.П. Личность и языковая среда. – Шадринск, 1971.