В ходе настоящего исследования необходимо было решить несколько частных задач:
- уточнить сущность локус-контроля как психологической дефиниции;
- выявить гендерные особенности локус-контроля у курсантов военных вузов;
- определить степень влияния локус-контроля на успешность учебной деятельности.
При решении поставленных задач были сделаны следующие выводы.
Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы изучения личности.
Контроль представляет собой один из механизмов регуляции познавательных процессов, опосредуя отношения индивида и окружающей среды.
Субъектом контроля является и сам индивид, и социальное окружение, и общество в целом. Однако, субъектом контроля и ответственности могут быть не только нормы и обязанности. Составляя планы, принимая решения, человек определяет посильность поставленных целей, приписывая их достижение либо внешним обстоятельствам, либо собственным способностям и старанию.
Локус-контроль является психологическим понятием, характеризующим степень независимости, самостоятельности и активности человека в достижении своих целей.
Локус-контроль может быть представлен двумя формами: интернальностью и экстернальностью. Интернальная личность оценивает все происходящие с нею значимые события как результат ее собственной деятельности. Интернал считает, что может влиять на события своей жизни, управлять ими и, следовательно, нести ответственность за них и за свою жизнь в целом. Экстернальная личность, наоборот, интерпретирует все происходящие в её жизни события как зависящие не от неё, а от каких-то других сил (Бога, судьбы, удачи, других людей и т.д.). Не чувствуя себя способным влиять на свою жизнь, экстернал снимает с себя ответственность за всё происходящее с ним [1].
Между интералами и экстерналами есть и другие отличия, которые могут оказаться существенными с точки зрения их профессиональной деятельности. Так, к примеру, экстерналы характеризуются большей конформностью, подверженностью манипуляциям, они более уступчивы и чувствительны к мнению и оценкам других. В целом, экстернальные личности оказываются хорошими исполнителями, эффективно работающими под контролем других людей. Интерналы, в отличие от экстерналов, продуктивнее трудятся не в команде, а в одиночестве. Они более активны в поиске информации. Кроме того, интерналы лучше справляются с работой, требующей проявления инициативы. Они более решительны, уверены в себе, принципиальны в межличностных отношениях, не боятся рисковать.
Следует отметить, что в современных зарубежных и отечественных исследованиях локус-контроль рассматривается в самых различных аспектах. При этом, на наш взгляд, исследованием гендерных особенностей локус-контроля занимались в недостаточной мере. Традиционно существует мнение, подтвержденное рядом эмпирических работ, о том, что мужчины более интернальны, чем женщины. Однако метаанализ А.Фейнгольда показал отсутствие различий по локусу контроля (Feingold, 1994). Оказалось, что дело здесь в способе получения данных. Если исследовалось поведение испытуемых, мужчины превосходили женщин по интернальности, однако по личностным шкалам результаты были противоречивыми: по одним большая интернальность обнаруживалась у мужчин, по другим - у женщин. В итоге одни результаты нивелируют другие. Поэтому вопрос о гендерных различиях по локусу контроля остается открытым.
Частной задачей настоящего исследования явилось выявление гендерных особенностей локус-контроля курсантов военных вузов. Для диагностики использовались методика определения психологического пола С.Бэм [2] и методика исследования уровня субъективного контроля (УСК) Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, Л.М. Эткинд [3]. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Характеристики локус-контроля курсантов военного вуза (n=129)
Шкалы интернальности* |
курсанты-юноши |
курсанты-девушки |
||
феминные |
маскулинные |
феминные |
маскулинные |
|
Ио |
6,44±0,16 |
6,65±0,11 |
5,78±0,08 |
6,01±0,4 |
Ид |
6,89±0,18 |
7,53±0,11 |
7,15±0,08 |
7,60±0,4 |
Ин |
5,44±0,17 |
6,12±0,12 |
5,33±0,08 |
4,20±0,6 |
Ис |
5,44±0,20 |
5,47±0,09 |
5,48±0,07 |
5,40±0,6 |
Ипр |
4,78±0,17 |
5,35±0,10 |
5,48±0,07 |
4,60±0,4 |
Им |
7,11±0,15 |
7,35±0,13 |
6,26±0,08 |
6,00±0,5 |
Из |
7,56±0,19 |
7,18±0,09 |
6,89±0,07 |
6,40±0,1 |
* |
Ио |
– |
шкала общей интернальности |
Ид |
– |
шкала интернальности в области достижений |
|
Ин |
– |
шкала интернальности в области неудач |
|
Ис |
– |
шкала интернальности в области семейных отношений |
|
Ипр |
– |
шкала интернальности в производственных отношениях |
|
Им |
– |
шкала интернальности в области межличностных отношений |
|
Из |
– |
шкала интернальности в области здоровья и болезней |
Полученные результаты свидетельствуют о том, что по показатели общей интернальности все опрошенные курсанты демонстрируют интернальность, при этом курсанты-юноши более интернальны по сравнению с курсантами-девушками (p